Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика»





Скачать 152.58 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика»
Дата публикации20.01.2015
Размер152.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»
Биологический факультет

Кафедра генетики


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан биологического факультета профессор

___________В.В. Ревин

«_____»_________2008 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Экологическая практика

раздел «Популяционная генетика»
Специальность

020201.65 «Биология»

Форма обучения

Очная, заочная
Саранск

2008 г.

1. Цели учебной практики «Популяционная генетика».
Целями учебной практики «Популяционная генетика» являются:

Изучить механизмы изменчивости. Закрепить понятия: генофонд, частоты аллелей, закон Харди-Вайнберга, отбор, видообразование, виды изменчивости, вариационный ряд.

В основе вариабельности признаков лежат генотипическая неоднородность индивидуумов, составляющих популяцию и совокупность факторов внешней среды, воздействующих на неё. Для изучения частоты встречаемости признака в популяции и степени его проявления необходимо обследовать эту популяцию с помощью генетических методов и определить диапазон изменчивости. Данная задача решается с использованием популяционно-статистического метода и путем построения вариационного ряда.

Задачи учебной практики: закрепление полученных знаний об основных генетических процессах, протекающих в популяции.
2. Место учебной практики в структуре ООП
Особенность практики по популяционной генетике в том, что студенты изучают его на 2 курсе во втором семестре, поэтому они могут использовать знания общей биологии, зоологии, ботаники, высшей математики.

Летняя полевая практика является неотъемлемой частью курса генетики.
4. Формы проведения учебной практики. Полевая, лабораторная.
5. Место и время проведения учебной практики.
Летняя профильная учебная практика. Прохождение практики планируется на базе Ботанического сада и прилежащих к г. Саранску экосистем.
6. Умения и навыки обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен
приобрести следующие практические навыки, умения.
Знать:

– определения частоты генотипов и аллелей;

– закон Харди-Вайнберга;

– понимать основные эволюционно-генетические характеристики популяций.
Уметь:

– рассчитывать частоту встречаемости гена;

– строить графики вариационных кривых.
7. Структура и содержание учебной практики

Общая продолжительность учебной практики составляет 0,5 недели.

№ п/п


Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы,

включая

самостоятельную работу

студентов и трудоемкость (в

часах)

Формы текущего контроля

1.

Подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности.


Инструктаж по технике безопасности.

Ознакомительная лекция «Генетическая структура популяции».

Контрольные вопросы и задания

2.

Экспериментальный этап


Изменение генетической структуры популяции и определяющие факторы.

Мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.


Контрольные вопросы и задания

3.

Обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.


Наследуемость и отбор в популяциях. Фенотипическая и генотипическая корреляция.

Заключительное занятие.


Составление и защита отчета. Зачет



9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
на учебной практике.

Подготовка рефератов (тематика)


    1. Генетическая структура популяции

    2. Частота генов

    3. Формула Харди-Вайнберга

    4. Закон стабилизирующего скрещивания

    5. Стационарные состояния популяции

    6. Соотношение популяции по сцепленным с полом генами

    7. Отбор

    8. Коэффициент отбора

    9. Средняя приспособляемость популяции

    10. Сбалансированный полиморфизм

    11. Миграция , эмиграция, иммиграция.

    12. Мутационные модели.

    13. Репликация ДНК.

    14. Репарация ДНК.

    15. Молекулярные механизмы метагенеза.

    16. Генетический анализ.



Контрольные вопросы


  1. Генетическая структура популяции

  2. Частота генов

  3. Формула Харди-Вайнберга

  4. Закон стабилизирующего скрещивания

  5. Стационарные состояния популяции

  6. Соотношение популяции по сцепленным с полом генами

  7. Отбор

  8. Коэффициент отбора

  9. Средняя приспособляемость популяции

  10. Сбалансированный полиморфизм

  11. Мутационная теория

  12. Дрейф генов

  13. Геногеография

  14. Популяция как динамическая система

  15. Понятия количественные признаки

  16. Теория полимерных генов

  17. Статистические и динамические условия расщепления.

  18. Хромосомная теория наследственности

  19. Организация Генетического материала.

36.Основные понятия Статистической обработки данных.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Составление и защита отчета, собеседование, зачет.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной
практики


а) основная литература:

    1. Рокитский П.Ф. Введение в статистическую генетику. - М.:1998.335 с

    2. Фогель Ф., Мотульский А. Генетика человека.- Т.3, 1990, 360 с.


б) дополнительная литература:

  1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. - М.: Мир, 1998. Т.3. 335 с.

  2. Санаев Н.Ф. Экологическая генетика.- Саранск: Издательство Мордов. ун-та. 1989. – с.35.

  3. Трофимов В.А., Аксенова О.Н., Мадонова Ю.Б., Дудко А.А. Хромосомный анализ Саранск: Издательство Мордов. ун-та. 2002. – с.35.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Lucia Karyo System for image Processing and Analysis’, Revision: 2.0, October 5, 2001,P.128 http://celltranspl.ru/

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.bdbiosciences.com/pharmingen/protocols/

http://www.protocol-online.org/prot/Cell_Biology/Cell_Culture/Cell_Preparation___Isolation/
http://stemcells.atcc.org/technicalInfo/protocols.cfm
http://www.stemcell.com/technical/manuals.asp
http://www.invitrogen.com/content.cfm?pageid=102&tclid=1&CFID=9852147&CFTOKEN=39795457
http://www.bdbiosciences.com/pharmingen/protocols/
http://www.ihcworld.com/protocol_database.htm
http://imgen.bcm.tmc.edu/molgen/labs/bradley/protocol.htm
http://baygenomics.ucsf.edu/protocols/
http://pingu.salk.edu/~sefton/Hyper_protocols/TableOfContentsTC.html
http://www.cellbio.com/protocols.html
http://www.hyclone.com/library/basicprotocols.htm
http://homepages.gac.edu/~cellab/index-1.html
http://www.ebioscience.com/ebioscience/bestprotocols.asp
http://www.bioprotocol.com/protocolstools/index.jhtml
http://www.research.umbc.edu/~jwolf/method2.htm
http://wheat.pw.usda.gov/~lazo/methods/
http://www.qbmcellscience.com/protocols/
http://www.tissuedissociation.com/
http://www.cellgro.com/tech/
http://www.biowww.net/index.php/article/articleview/131/1/0

http://www.ncbi.nlm.nih.gov
12. Материально-техническое обеспечение учебной практики.

Современные приборы мультимедийного проектирования изображения

Оборудования (линейки, увеличительные стекла и т.д.) для работы с популяциями растений в полевых условиях.

Специализированные лаборатории и классы. Лаборатория экологической генетики, Лаборатория цитогенетики.

Технические средства обучения и контроля, использование  персонального компьютера; Мультимедиапроектор.
Приложение А. Правила оформления отчета и дневников.

Отчет должен содержать:


  1. реферат по популяционной генетике (18 листов, 6 источников литературы.);

  2. практическую часть с описанием метода популяционной статистики;

  3. результаты статистической обработки данных, полученных в ходе практики;

  4. график вариационной кривой (в виде калибровочной кривой и в виде кодограммы);

  5. выводы о полученных результатах исследования популяции и их обсуждение.


Таблица 1

Вариационный ряд признаков.

органография

побег

стебель

лист

семя

плод

формула цветка

соцветия

окраска венчика























































































































































































-----//----

---//--

-----//---

--//-

--//--

--//--

-----//----

-----//----

-----//----

99.

























100.



























Статистическую обработку данных проводят следующим образом:

  1. Значение всех вариант обозначаем ;

  2. частоты повторяющихся вариант обозначаем ;

  3. для обобщенной характеристики исследуемого ряда определяют среднее значение-;

  4. общее значение всех вариант обозначаем n. Оно равно сумме значений всех вариант;

  5. Находим условное среднее арифметическое- А, т . е . значение, которое чаще всего встречается в выборке;

  6. Затем определяется отклонение(а), равное =-А;

  7. Находим сумму частот всех вариант ;

  8. Показатель ;

  9. В этом случае =;

  10. Погрешность среднего арифметического значения: /. Если погрешность не превышает 10% величины среднего арифметического значения, то выборка была сделана правильно;

  11. Более совершенным показателем, характеризующим популяцию, является стандартное отклонение вариант ; она указывает характер вариабельности признака в данной выборке;

  12. Коэффициент вариации рассчитывают: Позволяет оценить степень отклонения всех вариант. Если превышает 20%, то можно говорить о значительном разбросе значений вариант.



  1. Используя данные значения проведите биометрическую оценку популяции данные занесите в таблицу 2.

Таблица 2

Статистическая обработка распределения значений длины листовой пластинки, см. среди популяции растений вида (____________________)

Варианта,

Признака по

выбору

По заданию

100

вариант

Частота варианты,

Отклонение от условного среднего значения а=

Показатель
























































--//--

--//--

--//--

--//--

99.










100.










  1. Определите тип отбора, который, по вашему мнению, привел к данным изменениям: стабилизирующий, направленный, дезруптивный, искусственный, естественный

  2. Определите тип изменчивости, приводящей к возникновению вариационного ряда.

  3. Сделайте вывод о роли экологических факторов в развитии генообусловленных признаков.

  4. Оцените правильность проведения Вами биометрических исследований, исходя из показаний отклонений.

  5. Построить вариационную кривую для данного вариационного ряда. Построить график. По оси абсцисс значения отдельных вариант, по оси ординат отложить значения частоты встречаемости каждой варианты. При соединении точек получается кривая, иллюстрирующая распределение показателей исследуемого признака.


Пример построения графика вариационной кривой.



3

6

10

9

15

13

5

18

23



163

164

168

171

175

176

170

178

179



  1. Дневник по практике.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

(рекомендуемое)

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЁВА

ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА

ДНЕВНИК

по _____________практике

вид
студента ______ курса __________

Ф.И.О.

специальность ___________________

код и наименование специальности
Начало практики ____________________

Окончание практики___________________

Дневник представлен руководителю практики ______ _____________

дата подпись студента

Дневник проверен ________________ фамилия руководителя практики

дата, подпись
Саранск 200_

Таблица 1

Оформление содержимого дневника.

Дата

Задание на практику.

Этапы выполнения.

Полученные результаты.

Замечания и подпись руководителя















Оформление титульного листа отчета по практике:
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЁВА

ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА
ОТЧЁТ

о __________________ практике студента ____ курса

вид практики

специальности _________________________

код специальности
__________________________________________________

место прохождения практики: город, предприятие, срок прохождения практики

Автор отчёта ________________________

подпись, дата, инициалы, фамилия

Обозначение отчёта _________________________________________________

Руководители практики:

от предприятия ________________________

подпись, дата, инициалы, фамилия

от университета ________________________

подпись, дата, инициалы, фамилия
Отчёт защищён ________ Оценка ________

дата

Саранск 200_


Разработчик рабочей программы:

к.б.н., доцент

______________


В.И.Кудряшова





к.б.н., ст. преподаватель

______________


Т.Н.Гудошникова.


- Обсуждено на заседании

кафедры ботаники и физиологии растений



«___»_____2008 г.



протокол №_____













Зав. кафедрой

генетики


д.б.н., профессор

______________


В.А. Трофимов















- Рассмотрено на заседании учебно-методической комиссии биологического факультета


«___»_____2008 г.


протокол №_____













Председатель УМК биологического факультета

к.б.н., доцент

______________


Н.А. Атыкян
«___»____________20___ г.















- Декан биологического факультета


д.б.н.

профессор


______________


В.В. Ревин
«___»____________20___ г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебно-методический комплекс Дисциплины «Экологическая и популяционная генетика»
Инге Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции: Учеб пособие для биол спец ун-тов / С. Г. Инге-Вечтомов.— М. Высш шк., 1989.— 591с...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconПри разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу...
Примерная программа учебной дисциплины (модуля) «Помощник младшего медицинского персонала. Производственная практика»
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconРабочая программа Дисциплины «Экологическая генетика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск