Скачать 152.58 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва» Биологический факультет Кафедра генетики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Экологическая практика раздел «Популяционная генетика» Специальность 020201.65 «Биология» Форма обучения Очная, заочная Саранск 2008 г. 1. Цели учебной практики «Популяционная генетика». Целями учебной практики «Популяционная генетика» являются: Изучить механизмы изменчивости. Закрепить понятия: генофонд, частоты аллелей, закон Харди-Вайнберга, отбор, видообразование, виды изменчивости, вариационный ряд. В основе вариабельности признаков лежат генотипическая неоднородность индивидуумов, составляющих популяцию и совокупность факторов внешней среды, воздействующих на неё. Для изучения частоты встречаемости признака в популяции и степени его проявления необходимо обследовать эту популяцию с помощью генетических методов и определить диапазон изменчивости. Данная задача решается с использованием популяционно-статистического метода и путем построения вариационного ряда. Задачи учебной практики: закрепление полученных знаний об основных генетических процессах, протекающих в популяции. 2. Место учебной практики в структуре ООП Особенность практики по популяционной генетике в том, что студенты изучают его на 2 курсе во втором семестре, поэтому они могут использовать знания общей биологии, зоологии, ботаники, высшей математики. Летняя полевая практика является неотъемлемой частью курса генетики. 4. Формы проведения учебной практики. Полевая, лабораторная. 5. Место и время проведения учебной практики. Летняя профильная учебная практика. Прохождение практики планируется на базе Ботанического сада и прилежащих к г. Саранску экосистем. 6. Умения и навыки обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики. В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения. Знать: – определения частоты генотипов и аллелей; – закон Харди-Вайнберга; – понимать основные эволюционно-генетические характеристики популяций. Уметь: – рассчитывать частоту встречаемости гена; – строить графики вариационных кривых. 7. Структура и содержание учебной практики Общая продолжительность учебной практики составляет 0,5 недели.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике. Подготовка рефератов (тематика)
Контрольные вопросы
36.Основные понятия Статистической обработки данных. 10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) Составление и защита отчета, собеседование, зачет. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: Lucia Karyo System for image Processing and Analysis’, Revision: 2.0, October 5, 2001,P.128 http://celltranspl.ru/ г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://www.bdbiosciences.com/pharmingen/protocols/ http://www.protocol-online.org/prot/Cell_Biology/Cell_Culture/Cell_Preparation___Isolation/ http://stemcells.atcc.org/technicalInfo/protocols.cfm http://www.stemcell.com/technical/manuals.asp http://www.invitrogen.com/content.cfm?pageid=102&tclid=1&CFID=9852147&CFTOKEN=39795457 http://www.bdbiosciences.com/pharmingen/protocols/ http://www.ihcworld.com/protocol_database.htm http://imgen.bcm.tmc.edu/molgen/labs/bradley/protocol.htm http://baygenomics.ucsf.edu/protocols/ http://pingu.salk.edu/~sefton/Hyper_protocols/TableOfContentsTC.html http://www.cellbio.com/protocols.html http://www.hyclone.com/library/basicprotocols.htm http://homepages.gac.edu/~cellab/index-1.html http://www.ebioscience.com/ebioscience/bestprotocols.asp http://www.bioprotocol.com/protocolstools/index.jhtml http://www.research.umbc.edu/~jwolf/method2.htm http://wheat.pw.usda.gov/~lazo/methods/ http://www.qbmcellscience.com/protocols/ http://www.tissuedissociation.com/ http://www.cellgro.com/tech/ http://www.biowww.net/index.php/article/articleview/131/1/0 http://www.ncbi.nlm.nih.gov 12. Материально-техническое обеспечение учебной практики. Современные приборы мультимедийного проектирования изображения Оборудования (линейки, увеличительные стекла и т.д.) для работы с популяциями растений в полевых условиях. Специализированные лаборатории и классы. Лаборатория экологической генетики, Лаборатория цитогенетики. Технические средства обучения и контроля, использование персонального компьютера; Мультимедиапроектор. Приложение А. Правила оформления отчета и дневников. Отчет должен содержать:
Таблица 1 Вариационный ряд признаков.
Статистическую обработку данных проводят следующим образом:
Таблица 2 Статистическая обработка распределения значений длины листовой пластинки, см. среди популяции растений вида (____________________)
Пример построения графика вариационной кривой.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (рекомендуемое) МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П.ОГАРЁВА ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ДНЕВНИК по _____________практике вид студента ______ курса __________ Ф.И.О. специальность ___________________ код и наименование специальности Начало практики ____________________ Окончание практики___________________ Дневник представлен руководителю практики ______ _____________ дата подпись студента Дневник проверен ________________ фамилия руководителя практики дата, подпись Саранск 200_ Таблица 1 Оформление содержимого дневника.
Оформление титульного листа отчета по практике: МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П.ОГАРЁВА ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ОТЧЁТ о __________________ практике студента ____ курса вид практики специальности _________________________ код специальности __________________________________________________ место прохождения практики: город, предприятие, срок прохождения практики Автор отчёта ________________________ подпись, дата, инициалы, фамилия Обозначение отчёта _________________________________________________ Руководители практики: от предприятия ________________________ подпись, дата, инициалы, фамилия от университета ________________________ подпись, дата, инициалы, фамилия Отчёт защищён ________ Оценка ________ дата Саранск 200_
|
Учебно-методический комплекс Дисциплины «Экологическая и популяционная генетика» Инге Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции: Учеб пособие для биол спец ун-тов / С. Г. Инге-Вечтомов.— М. Высш шк., 1989.— 591с... | При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу... Примерная программа учебной дисциплины (модуля) «Помощник младшего медицинского персонала. Производственная практика» | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306. 65... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа Дисциплины «Экологическая генетика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля) Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |