российская федерация
министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
тюменский государственный университет
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе __________________________/Л. М. Волосникова/
_________ ________________2011 г.
Экологическая геология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов
Специальности 020306.65 «Экологическая геология» Форма обучения очная
«подготовлено к изданию»:
Автор(ы) работы ___________Чистякова Н. Ф.
«_____»_____________201___г. Рассмотрено на заседании кафедры «Геоэкология»
Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«рекомендовано к электронному изданию»: Объем ____ стр., тираж ______экз. Зав. кафедрой __________________________ /С. И. Ларин/ «_____»_____________201___г. Рассмотрено на заседании УМК
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ______________________ /Столярова О. А./
«_____»_____________201___г. «СОГЛАСОВАНО»
Зав. методическим отделом УМУ __________ /Фёдорова С. А./
«_____»_____________201___г. российская федерация
министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
тюменский государственный университет
Эколого-географический факультет
Кафедра Геоэкологии
ЧИСТЯКОВА Нелли Федоровна
Экологическая геология Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов
Специальности 020306.65 «Экологическая геология»
Форма обучения очная
Издательство
Тюменского государственного университета
2011 Н. Ф. Чистякова «Экологическая геология». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306.65 «Экологическая геология», форма обучения очная. Тюмень, 2011, ....стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: «Экологическая геология» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru, свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой «Геоэкология». Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ответственный редактор: С. И. Ларин, к. г. н., доцент
Тюменский государственный университет, 2011
Н. Ф. Чистякова, 2011
1. пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины.
Цель: теоретическое и практическое освоение основных знаний в области геологии и экологии земной коры, направленных на получение и анализ объективной информации, необходимой для управления состоянием эколого-геологических систем.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Познакомить студентов с теоретическими положениями экологической геологии, ее связью с другими научными дисциплинами; критериями оценки состояния экосистем до и после техногенного воздействия на них:
Детально изучить ресурсную, геодинамическую, геохимическую и геофизическую экологические функции литосферы;
Дать представление о методах получения эколого-геологической информации;
Предоставить возможность обработки исходной информации;
Освоить практическое составление эколого-геологических карт.
Место дисциплины в структуре ООП специалисты.
Дисциплина «Экологическая геология» входит в блок ОПД Федеральный компонентнаправления подготовки «Экология и природопользование», профиль «Экологическая геология».
Дисциплина «Экологическая геология» логически и содержательно методически связана с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла; естественнонаучного цикла, в том числе «ГИС в экологии и природопользовании», «Биология», «Почвоведение», «Геоморфология», «Методы анализа экологической информации»; профессионального цикла: «Общая экология», «Геоэкология», «Биоразнообразие», «Экология человека», «Социальная экология», «Охрана окружающей среды», «Учение о биосфере», «Ландшафтоведение» и др.
Обучающийся при освоении данной дисциплины должен владеть базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии, знаниями о географической и геологической оболочках Земли, теоретических основ географии, геологии.
Освоение дисциплины «Экологическая геология» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин профессионального цикла «Оценка воздействия на окружающую среду», «Ландшафтно-экологическое планирование».
Компетенции выпускника ООП специалитета, формируемые в результате освоения данной ООП ГОС ВПО.
Студент должен:
знать основы базовых знаний фундаментальных разделов химии, физики и биологии в объеме, необходимом для освоения химических, физических и биологических основ в экологии и природопользовании;
владеть: методами химического анализа, методами отбора и анализа геологических и биологических проб; навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации;
уметь: использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания основ гуманитарных наук и экономики; приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии; работать с распределенными базами знаний.
2. структура и трудоемкость дисциплины
Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 75 часов.
3. тематический план Таблица 1
№
| Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа
| Итого: часов по теме
| Итого: часов в интерактивных формах
| Итого: количество баллов
|
|
| Лекции
| Лабораторные (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| Тема 1. Экологическая геология как наука, её место среди других научных дисциплин
| 1
| 2
| -
| 2
| 2
| -
| 0-5
| 2
| Тема 2. Эколого-геологическая система
| 2
| 2
| -
| 3
| 2
| 2
| 0-6
| 3
| Тема 3. Литосфера. Экологические функции литосферы. Литотехническая система
| 3,4
| 4
| -
| 2
| 4
| 2
| 0-9
|
| ВСЕГО:
|
| 8
| -
| 7
| 8
| 4
| 0-20
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| Тема 4. Ресурсная экологическая функция литосферы
| 5
| 2
| 2
| 2
| 4
| 2
| 0-9
| 5
| Тема 5 Геодинамическая экологическая функция литосферы
| 6,7
| 4
| 2
| 2
| 4
| 1
| 0-9
| 6
| Тема 6. Геофизическая экологическая функция литосферы
| 8
| 2
| 2
| 2
| 4
| 1
| 0-8
| 7
| Тема 7. Геохимическая экологическая функция литосферы
| 9
| 2
| 2
| 2
| 4
| 1
| 0-8
| 8
| Тема 8. Экологическая гидрогеология
| 10
| 2
| 2
| 2
| 4
| 1
| 0-9
|
| ВСЕГО:
|
| 12
| 10
| 10
| 22
| 6
| 0-43
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
|
|
| 9
| Тема 9. Геологические процессы и их влияние на природные и техногенные комплексы нефтяных и газовых месторождений
| 11
| 2
| -
| 4
| 4
| 2
| 0-13
| 10
| Тема 10. Эколого-геологическое картографирование
| 12, 13, 14, 15
| 8
| 4
| 4
| 10
| 2
| 0-11
| 11
| Тема 11. Оценка экологического риска и аварийных ситуаций
| 16
| 2
| 2
| 2
| 6
| 2
| 0-13
|
| ВСЕГО
|
| 14
| 6
| 10
| 18
| 6
| 0-37
|
| Итого (часов, баллов)
|
| 32
| 16
| 27
| 48
| 16
| 0-100
|
Таблица 2
Виды и формы оценочных средств
в период текущего контроля
№ Темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Техническая форма контроля
| Кейс-стадии
| Итого количество баллов
| Коллоквиум
| Лекционное занятие
| Лабораторное занятие
| Контрольная работа
| Реферат
| Комплексные ситуационные задания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1
| 0-4,5
| 0-0,5
| -
| -
| -
| -
| -
| 0-5
| Тема 2
| -
| 0-1
| -
| 0-5
| -
| -
| -
| 0-6
| Тема 3
| -
| 0-3
| -
| 0-3
| -
| -
| 0-3
| 0-9
| ВСЕГО
| 0-4,5
| 0-4,5
| 0-0
| 0-8
| 0
| 0
| 0-3
| 0-20
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4
| 0-2
| 0-2
| 0-3
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-9
| Тема 5
| -
| 0-4
| 0-3
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-9
| Тема 6
| -
| 0-2
| 0-3
| -
| -
| -
| 0-3
| 0-8
| Тема 7
| -
| 0-2
| 0-2
| -
| 0-1
| 0-3
| -
| 0-8
| Тема 8
| -
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| 0-3
| -
| -
| 0-9
| ВСЕГО
| 0-2
| 0-12
| 0-13
| 0-2
| 0-8
| 0-3
| 0-3
| 0-43
| Модуль 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 9
| -
| 0-4
| -
| 0-5
| -
| -
| 0-4
| 0-13
| Тема 10
| -
| 0-5
| 0-4
| 0-2
| -
| -
| -
| 0-11
| Тема 11
| 0-2
| 0-3,5
| 0-4
| -
| -
| 0-3,5
| -
| 0-13
| ВСЕГО
| 0-2
| 0-12,5
| 0-8
| 0-2
| 0
| 0-3,5
| 0-4
| 0-37
| Итого
| 0-8,5
| 0-28,5
| 0-24
| 0-8,5
| 0-8
| 0-8,5
| 0-10
| 0-100
|
Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Количество баллов
|
|
| Обязательные
| Дополнительные
|
|
|
|
| Модуль 1.
|
|
|
|
|
| 1.1
| Экологическая геология как наука, её место среди других научных дисциплин
| Активное резюмирование
| Подготовка коллоквиума
| 1
| 2
| 0-5
| 1.2
| Эколого-геологическая система
| Активное резюмирование
| Подготовка контрольной работы
| 2
| 3
| 0-6
|
|
| 1.3
| Литосфера. Экологические функции литосферы
| Активное резюмирование, составление умственной карты
| Подготовка контрольной работы
| 3,4
| 2
| 0-9
|
|
| Всего по модулю 1: 7 0–20
|
| Модуль 2.
|
|
|
|
|
| 1.4
| Ресурсная экологическая функция литосферы
Лабораторное занятие № 1. «Использование природных минеральных ресурсов литосферы в сфере материального производства»
| Активное резюмирование, составление умственной карты Выполнение лабораторного задания.
| Подготовка к коллоквиуму
| 5
| 2
| 0-9
| 1.5
| Геодинамическая экологическая функция литосферы
| Активное резюмирование
|
Выполнение комплексного ситуационного задания
| 6, 7
| 2
| 0-9
|
| Лабораторное занятие №2. «Систематика геодинамических и др. природных процессов по экологическим последствиям»
| Выполнение лабораторного задания
|
|
|
| 1.6
| Геофизическая экологическая функция литосферы Лабораторное занятие № 3. «Природные геофизические поля»
| Активное резюмирование Выполнение лабораторного задания
| Решение кейсов
| 8
| 2
| 0-8
| 1.7
| Геохимическая экологическая функция литосферы Лабораторное занятие № 4. «Выделение природных и техногенных геохимических неоднородностей в экосистемах»
| Активное резюмирование Выполнение лабораторного задания
| Подготовка реферата Выполнение комплексного ситуационного задания
| 9
| 2
| 0-8
| 1.8
| Экологическая гидрология
Лабораторное занятие №5. «Происхождение и состав подземных вод»
| Активное резюмирование
Выполнение лабораторного задания
| Выполнение контрольной работы.
Подготовка реферата
| 10
| 2
| 0-9
|
| Всего по модулю 2
|
|
|
| 10
| 0-43
|
| Модуль 3.
|
|
|
|
|
| 1.9
| Геологические процессы и их влияние на природные и техногенные комплексы нефтяных и газовых месторождений
| Активное резюмирование
|
| 11
| 4
| 0-13
|
|
|
|
|
|
| 1.10
| Эколого-геологическое картографирование Лабораторное занятие № 6 «Методика построения эколого-геологических карт» Лабораторное занятие № 7 «Классификация эколого-геологических карт и их построение»
| Активное резюмирование
|
| 12, 13, 14, 15
| 4
| 0-11
|
|
Выполнение лабораторного задания
|
|
|
|
| 1.11
| Оценка экологического риска и аварийных ситуаций Лабораторное занятие №8. «Литотехнические системы и их структуры»
| Активное резюмирование
|
| 16
| 2
| 0-13
|
|
Выполнение лабораторного задания
|
|
|
|
| Всего по модулю 3: 10 0-37
| Итого: 100 0-100
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми последующими дисциплинами
№
| Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
| Темы дисциплины, необходимые для
изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 1.
| Оценка воздействия на окружающую среду
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Ландшафтно-экологическое планирование
| –
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
содержание дисциплины
|