Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа





Скачать 422.73 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа
страница1/4
Дата публикации12.08.2015
Размер422.73 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4

Страдчук А.А. История Европейского союза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 1 курса направления 031900.62 “Международные отношения” очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 21 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой новой истории и международных отношений ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой новой истории и международных отношений Тюменского государственного университета к.и.н., доцент Баязитова Г.И.








© Тюменский государственный университет, 2011.

© Страдчук А.А., 2011.

  1. Пояснительная записка




    1. Цели и задачи дисциплины соотнесены с общими целями ООП ВПО.

Цель курса – сформировать у студентов целостное теоретическое и практическое представление о процессе становления Европейского союза, его историческом развитии, продемонстрировать место европейской интеграции в контексте развития стран Европы.

Для достижения поставленной цели в рамках дисциплины решаются следующие задачи:

  1. На основе основополагающих документов исследуются основания и эволюция европейской интеграции;

  2. Определяется роль и значение личностей в развитии европейской интеграции. Изучаются политические взгляды и мотивы отцов-основателей Европейского союза;

  3. Анализируется проблемы, с которыми столкнулся Европейский союз в процессе исторического развития и пути их преодоления;

  4. Подробно рассматривается эволюция институциональной структуры Европейского союза.

  5. Выявляется влияние позиции национальных государств на развитие европейской интеграции.




    1. Дисциплина “История Европейского союза” относится к базовой (общепрофессиональной) части ООП ВПО. Курс дает компетенции, необходимые для успешного освоения следующих предметов “История международных отношений 1648-1991”, “Международная интеграция и международные организации”, “Социальная и региональная политика ЕС”, “Процесс принятия решений в Европейском Союзе”, “Европейское право” и “Европейские институты безопасности”.
    2. В результате освоения курса “История Европейского союза” студент должен обладать следующими компетенциями:

  1. Знаниями, как минимум, двух иностранных языков, умением применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ПК-3);

  2. Знанием и пониманием логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2);

  3. Владеть основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПДК-10);

  4. Владением политической и правовой спецификой положения регионов европейских стран в отношениях между государствами и пониманием возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов (ПДК-15);

  5. Умением ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии (ПДК-16).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  1. Логику интеграционных процессов, происходивших в европейской политике, и до сих пор имеющих место;

  2. Содержание основополагающих для европейской интеграции документов;

  3. Основные события, направления и особенности развития Европейского союза;

  4. Институциональную организацию Европейского союза;

  • Уметь:

  1. Работать с электронными материалами Европейского союза, в том числе на других, кроме английского, языках, составлять обзоры по проблематике курса;

  2. Готовить презентации по проблематике дисциплины;

  3. Переводить письменно и устно тексты профессиональной направленности с иностранного языка на русский;

  4. Ориентироваться в основных тенденциях развития Европейского союза и глобальных политических процессов;

  • Владеть:

  1. Навыками профессиональной коммуникации на иностранных языках;

  2. Основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций.


Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.

Тематический план.
Таблица 1.

Тематический план




Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

из них в интерактивной форме, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

7

8

9

10




Модуль 1

Становление Европейских сообществ

1.

Европейская идея в п.п. XX в.

1




2

2




4

0-1,5

2.

Истоки европейской интеграции. План Шумана

1-2

4




4




8

0-3

3.

Создание Европейского объединения угля и стали

2-3

2

2

4

2

8

0-3

4.

Интеграционные проекты 1950-х гг.

3




2

2

2

4

0-4,5

5.

Римские договоры

4-5

4

2

6

2

12

0-3,5

6.

Институционализация системы управления Европейскими сообществами в 1960-е гг.

6

2




2




4

0-1,5

7.

Люксембургский компромисс

5




2

2

2

4

0-1,5

8.

Первое расширение Европейских сообществ

6




2

2

2

4

0-11,5




Всего

1-6

12

12

24

10

48

0-30




Модуль 2

Развитие европейской интеграции: Европейский союз

1.

Развитие Европейских сообществ в 1970-е гг.

7-8

4

2

6

2

12

0-4,5

2.

Проблема средиземноморского расширения ЕС

8




2

2

2

4

0-1,5

3.

Европейская интеграция в первой половине 1980-х гг. Британский бюджетный вопрос.

9

2

2

4

2

8

0-5

4.

Реформирование Сообществ в середине 1980-х гг. Единый европейский акт

10

2

2

4




8

0-3

5.

Трансформация Европейских сообществ в Европейский союз. Маастрихтский договор

11-12

4

2

6

2

12

0-4,5

6.

Проблема ратификации Маастрихтского договора

12




2

2

2

4

0-11,5




Всего

7-12

12

12

24

10

48

0-30




Модуль 3

Развитие Европейского союза

1.

Имплементация Маастрихтского договора

13

2




2




4

0-1,5

2.

Создание Европейского экономического и валютного союза

13




2

2

2

4

0-3,5

3.

Амстердамский договор

14

2

2

4

2

8

0-3

4.

Ниццский договор

15

2




2




4

0-1,5

5.

Модель заседания Европейской комиссии

17-18




4

4

4

8

0-3

6.

Конституция для Европы

15-16

2

2

4




8

0-3

7.

Лиссабонский договор

16-18

4

2

6

2

12

0-15,5




Всего

13-18

12

12

24

10

48

0-40




Итого (часов, баллов):




36

36

72

30

144

0 – 100




из них часов в интерактивной форме







30




30







Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Посещение

Проверка самостоятельной работы

Работа на семинарских занятиях

Контрольные тесты по итогам модуля

Индивидуальные достижения и поощрения

Экзамен

Итого количество баллов

Модуль 1

1.

0-0,5




0-1










0-1,5

2.

0-1

0-2













0-3

3.

0-1

0-1

0-1










0-3

4.

0-0,5




0-1










0-1,5

5.

0-1,5

0-2

0-1










0-4,5

6.

0-0,5

0-1













0-1,5

7.

0-0,5




0-1










0-1,5

8.

0-0,5




0-1










0-1,5

Всего

0-6

0-6

0-6

0-10

0-2

-

0-30

Модуль 2

1.

0-1,5

0-2

0-1










0-4,5

2.

0-0,5




0-1










0-1,5

3.

0-1

0-1

0-1










0-3

4.

0-1

0-1

0-1










0-3

5.

0-1,5

0-2

0-1










0-4,5

6.

0-0,5




0-1










0-1,5

Всего

0-6

0-6

0-6

0-10

0-2

-

0-30

Модуль 3

1.

0-0,5

0-1













0-1,5

2.

0-0,5




0-1










0-1,5

3.

0-1

0-1

0-1










0-3

4.

0-0,5

0-1













0-1,5

5.

0-1




0-2










0-3

6.

0-1

0-1

0-1










0-3

7.

0-1,5

0-2

0-1










0-5,5

Всего

0-6

0-6

0-6

0-10

0-2

-

0-30

Итого

0-18

0-18

0-18

0-30

0-6

0-10

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1




1.1

Европейская идея в п.п. XX в.

Экспресс тестирование




1

2

0-1

1.2

Истоки европейской интеграции. План Шумана

Экспресс тестирование




1-2

4

0-2

1.3

Создание Европейского объединения угля и стали

Экспресс тестирование




2-3

4

0-2

1.4

Интеграционные проекты 1950-х гг.

Экспресс тестирование

Доклад

3

2

0-3

1.5

Римские договоры

Экспресс тестирование




4-5

6

0-3

1.6

Институционализация системы управления Европейскими сообществами в 1960-е гг.

Экспресс тестирование




6

2

0-1

1.7

Люксембургский компромисс

Экспресс тестирование




5

2

0-1

1.8

Первое расширение Европейских сообществ

Экспресс тестирование, контрольная работа




6

2

0-11




Всего по модулю 1:

24

0-24

Модуль 2




2.1

Развитие европейских сообществ в 1970-е гг.

Экспресс тестирование




7-8

6

0-3

2.2

Проблема средиземноморского расширения ЕС

Экспресс тестирование




8

2

0-1

2.3

Европейская интеграция в первой половине 1980-х гг. Британский бюджетный вопрос.

Экспресс тестирование занятию

Доклад

9

4

0-4

2.4

Реформирование Сообществ в середине 1980-х гг. Единый европейский акт

Экспресс тестирование




10

4

0-2

2.5

Трансформация Европейских сообществ в Европейский союз. Маастрихтский договор

Экспресс тестирование




11-12

6

0-3

2.6

Проблема ратификации Маастрихтского договора

Экспресс тестирование, контрольная работа




12

2

0-11




Всего по модулю 2:

24

0-24

Модуль 3




3.1

Имплементация Маастрихтского договора

Экспресс тестирование




13

2

0-1

3.2

Создание Европейского экономического и валютного союза

Экспресс тестирование

Доклад

13

2

0-3

3.3

Амстердамский договор

Экспресс тестирование




14

4

0-2

3.4

Ниццский договор

Экспресс тестирование




15

2

0-1

3.5

Модель заседания Европейской комиссии

Экспресс тестирование




17-18

4

0-2

3.6

Конституция для Европы

Экспресс тестирование




15-16

4

0-2

3.7

Лиссабонский договор

Экспресс тестирование контрольная работа




16-18

6

0-13




Всего по модулю 3:

24

0-24




ИТОГО:

72

0-72


Доклады и носят стимулирующий и поощряющий характер. Поэтому один студент не может выполнить более одного доклада в течение модуля. Это нашло свое отражение в “Таблице 3” в виде того, что баллы за указанные задания начислены лишь при первом упоминании в модуле.

  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1.

История международных отношений 1648-1991
































































2.

Международная интеграция и международные организации
































































3.

Социальная и региональная политика ЕС
































































4.

Процесс принятия решений в Европейском Союзе”
































































5.

Европейское право
































































6.

Европейские институты безопасности

































































  1. Содержание дисциплины.


Модуль 1. Становление Европейских сообществ
Тема 1. Истоки европейской интеграции. План Шумана
Предпосылки европейской интеграции во в.п. XX века. Д. Митрани и опыт Лиги Наций. Интеграция как объективная потребность в сотрудничестве. Разделение политической и технической сфер. Функциональный экспансионизм. Лояльность и космополитизм.

Европа после Второй мировой войны между США и СССР. Социально-экономическая ситуация. Проблема установления нового мирового порядка на пространстве Европы. Американский подход: “Доктрина Трумэна” и “план Маршалла”. Европейский подход: конгресс в Гааге 1948 г. и спор европеистов и атлантистов. Личность Жана Моне, его общественно-политические воззрения. “План Моне”.

Роль и место действий Советского Союза в становлении послевоенной конфигурации отношений на пространстве послевоенной Европы. Выделение Западной Европы как единственного носителя европейского начала.

“Германский вопрос”: позиции победителей. Личность Роберта Шумана, его общественно-политические воззрения. “План Шумана”. Роль Моне в разработке “плана Шумана”. Объявление и реакция общественности на план. Позиция Великобритании.
Тема 2. Создание Европейского объединения угля и стали
Межправительственная конференция 1950 г.: институциональная организация. Состав делегаций. Проблемные вопросы: роль наднациональных органов (Нидерланды), конкурентный характер экономического взаимодействия (Бельгия), проблема управления Руром (Франция, Германия), пропорциональный “вес” государств, основной язык, месторасположение институтов ЕОУС. Подписание и проблема ратификации договора о ЕОУС.

Содержание договора о ЕОУС: цели и задачи, институциональная организация, процедурные нормы. Вступление в силу договора о ЕОУС (август 1952 г.). Политическая ситуация в Европе. Ж. Моне на посту главы Высшего руководящего органа (High authority). Оценка национальными государствами первых лет деятельности ЕОУС.
Тема 3. Римские договоры
Проекты Моне (Евратом) и Бейена (таможенный союз). Бенилюкский меморандум и конференция министров иностранных дел в Мессине 1955 г. Доклад Спаака. Межправительственная конференция 1956 г. В Брюсселе: международный фон, отношение Великобритании, настроения внутри государств-участниц. Позиции сторон и переговорный процесс.

Римские договоры 25 марта 1957 г. Характер документов (патетичность и утилитарность). Содержание договора о Европейском экономическом сообществе: цели и задачи, институциональная организация, процедурные нормы, основные политики. Реакция на ЕЭС внутри Германии и Франции, ратификация договора.
Тема 4. Институционализация системы управления Европейскими Сообществами в 1960-е гг.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы...
Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логоритмика...
Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная, заочная
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История...
Рассмотрено на заседании кафедры (наименование кафедры, дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Специальная...
Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Естественный...
Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физическая...
Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии от 19. 03. 2011г протокол №5
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Цитология...
«Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Декоративное...
Ландшафтная архитектура очной формы обучения профиля Садово-парковое и ландшафтное строительство
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций», очной и заочной форм обучения
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Когнитивная...
Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Организация...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Физическая культура» профиля подготовки «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск