Страдчук А.А. История Европейского союза. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 1 курса направления 031900.62 “Международные отношения” очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 21 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История Европейского союза [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой новой истории и международных отношений ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой новой истории и международных отношений Тюменского государственного университета к.и.н., доцент Баязитова Г.И.
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Страдчук А.А., 2011.
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины соотнесены с общими целями ООП ВПО.
Цель курса – сформировать у студентов целостное теоретическое и практическое представление о процессе становления Европейского союза, его историческом развитии, продемонстрировать место европейской интеграции в контексте развития стран Европы.
Для достижения поставленной цели в рамках дисциплины решаются следующие задачи:
На основе основополагающих документов исследуются основания и эволюция европейской интеграции;
Определяется роль и значение личностей в развитии европейской интеграции. Изучаются политические взгляды и мотивы отцов-основателей Европейского союза;
Анализируется проблемы, с которыми столкнулся Европейский союз в процессе исторического развития и пути их преодоления;
Подробно рассматривается эволюция институциональной структуры Европейского союза.
Выявляется влияние позиции национальных государств на развитие европейской интеграции.
Дисциплина “История Европейского союза” относится к базовой (общепрофессиональной) части ООП ВПО. Курс дает компетенции, необходимые для успешного освоения следующих предметов “История международных отношений 1648-1991”, “Международная интеграция и международные организации”, “Социальная и региональная политика ЕС”, “Процесс принятия решений в Европейском Союзе”, “Европейское право” и “Европейские институты безопасности”.
В результате освоения курса “История Европейского союза” студент должен обладать следующими компетенциями: Знаниями, как минимум, двух иностранных языков, умением применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ПК-3);
Знанием и пониманием логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2);
Владеть основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПДК-10);
Владением политической и правовой спецификой положения регионов европейских стран в отношениях между государствами и пониманием возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов (ПДК-15);
Умением ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии (ПДК-16).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Логику интеграционных процессов, происходивших в европейской политике, и до сих пор имеющих место;
Содержание основополагающих для европейской интеграции документов;
Основные события, направления и особенности развития Европейского союза;
Институциональную организацию Европейского союза;
Работать с электронными материалами Европейского союза, в том числе на других, кроме английского, языках, составлять обзоры по проблематике курса;
Готовить презентации по проблематике дисциплины;
Переводить письменно и устно тексты профессиональной направленности с иностранного языка на русский;
Ориентироваться в основных тенденциях развития Европейского союза и глобальных политических процессов;
Навыками профессиональной коммуникации на иностранных языках;
Основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций.
Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.
Тематический план. Таблица 1.
Тематический план
№
| Тема
| недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| из них в интерактивной форме, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 7
| 8
| 9
| 10
|
| Модуль 1
| Становление Европейских сообществ
| 1.
| Европейская идея в п.п. XX в.
| 1
|
| 2
| 2
|
| 4
| 0-1,5
| 2.
| Истоки европейской интеграции. План Шумана
| 1-2
| 4
|
| 4
|
| 8
| 0-3
| 3.
| Создание Европейского объединения угля и стали
| 2-3
| 2
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-3
| 4.
| Интеграционные проекты 1950-х гг.
| 3
|
| 2
| 2
| 2
| 4
| 0-4,5
| 5.
| Римские договоры
| 4-5
| 4
| 2
| 6
| 2
| 12
| 0-3,5
| 6.
| Институционализация системы управления Европейскими сообществами в 1960-е гг.
| 6
| 2
|
| 2
|
| 4
| 0-1,5
| 7.
| Люксембургский компромисс
| 5
|
| 2
| 2
| 2
| 4
| 0-1,5
| 8.
| Первое расширение Европейских сообществ
| 6
|
| 2
| 2
| 2
| 4
| 0-11,5
|
| Всего
| 1-6
| 12
| 12
| 24
| 10
| 48
| 0-30
|
| Модуль 2
| Развитие европейской интеграции: Европейский союз
| 1.
| Развитие Европейских сообществ в 1970-е гг.
| 7-8
| 4
| 2
| 6
| 2
| 12
| 0-4,5
| 2.
| Проблема средиземноморского расширения ЕС
| 8
|
| 2
| 2
| 2
| 4
| 0-1,5
| 3.
| Европейская интеграция в первой половине 1980-х гг. Британский бюджетный вопрос.
| 9
| 2
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-5
| 4.
| Реформирование Сообществ в середине 1980-х гг. Единый европейский акт
| 10
| 2
| 2
| 4
|
| 8
| 0-3
| 5.
| Трансформация Европейских сообществ в Европейский союз. Маастрихтский договор
| 11-12
| 4
| 2
| 6
| 2
| 12
| 0-4,5
| 6.
| Проблема ратификации Маастрихтского договора
| 12
|
| 2
| 2
| 2
| 4
| 0-11,5
|
| Всего
| 7-12
| 12
| 12
| 24
| 10
| 48
| 0-30
|
| Модуль 3
| Развитие Европейского союза
| 1.
| Имплементация Маастрихтского договора
| 13
| 2
|
| 2
|
| 4
| 0-1,5
| 2.
| Создание Европейского экономического и валютного союза
| 13
|
| 2
| 2
| 2
| 4
| 0-3,5
| 3.
| Амстердамский договор
| 14
| 2
| 2
| 4
| 2
| 8
| 0-3
| 4.
| Ниццский договор
| 15
| 2
|
| 2
|
| 4
| 0-1,5
| 5.
| Модель заседания Европейской комиссии
| 17-18
|
| 4
| 4
| 4
| 8
| 0-3
| 6.
| Конституция для Европы
| 15-16
| 2
| 2
| 4
|
| 8
| 0-3
| 7.
| Лиссабонский договор
| 16-18
| 4
| 2
| 6
| 2
| 12
| 0-15,5
|
| Всего
| 13-18
| 12
| 12
| 24
| 10
| 48
| 0-40
|
| Итого (часов, баллов):
|
| 36
| 36
| 72
| 30
| 144
| 0 – 100
|
| из них часов в интерактивной форме
|
|
| 30
|
| 30
|
|
| Таблица 2.
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Посещение
| Проверка самостоятельной работы
| Работа на семинарских занятиях
| Контрольные тесты по итогам модуля
| Индивидуальные достижения и поощрения
| Экзамен
| Итого количество баллов
| Модуль 1
| 1.
| 0-0,5
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1,5
| 2.
| 0-1
| 0-2
|
|
|
|
| 0-3
| 3.
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
|
|
| 0-3
| 4.
| 0-0,5
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1,5
| 5.
| 0-1,5
| 0-2
| 0-1
|
|
|
| 0-4,5
| 6.
| 0-0,5
| 0-1
|
|
|
|
| 0-1,5
| 7.
| 0-0,5
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1,5
| 8.
| 0-0,5
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1,5
| Всего
| 0-6
| 0-6
| 0-6
| 0-10
| 0-2
| -
| 0-30
| Модуль 2
| 1.
| 0-1,5
| 0-2
| 0-1
|
|
|
| 0-4,5
| 2.
| 0-0,5
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1,5
| 3.
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
|
|
| 0-3
| 4.
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
|
|
| 0-3
| 5.
| 0-1,5
| 0-2
| 0-1
|
|
|
| 0-4,5
| 6.
| 0-0,5
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1,5
| Всего
| 0-6
| 0-6
| 0-6
| 0-10
| 0-2
| -
| 0-30
| Модуль 3
| 1.
| 0-0,5
| 0-1
|
|
|
|
| 0-1,5
| 2.
| 0-0,5
|
| 0-1
|
|
|
| 0-1,5
| 3.
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
|
|
| 0-3
| 4.
| 0-0,5
| 0-1
|
|
|
|
| 0-1,5
| 5.
| 0-1
|
| 0-2
|
|
|
| 0-3
| 6.
| 0-1
| 0-1
| 0-1
|
|
|
| 0-3
| 7.
| 0-1,5
| 0-2
| 0-1
|
|
|
| 0-5,5
| Всего
| 0-6
| 0-6
| 0-6
| 0-10
| 0-2
| -
| 0-30
| Итого
| 0-18
| 0-18
| 0-18
| 0-30
| 0-6
| 0-10
| 0-100
|
Таблица 3.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
| Модуль 1
|
| 1.1
| Европейская идея в п.п. XX в.
| Экспресс тестирование
|
| 1
| 2
| 0-1
| 1.2
| Истоки европейской интеграции. План Шумана
| Экспресс тестирование
|
| 1-2
| 4
| 0-2
| 1.3
| Создание Европейского объединения угля и стали
| Экспресс тестирование
|
| 2-3
| 4
| 0-2
| 1.4
| Интеграционные проекты 1950-х гг.
| Экспресс тестирование
| Доклад
| 3
| 2
| 0-3
| 1.5
| Римские договоры
| Экспресс тестирование
|
| 4-5
| 6
| 0-3
| 1.6
| Институционализация системы управления Европейскими сообществами в 1960-е гг.
| Экспресс тестирование
|
| 6
| 2
| 0-1
| 1.7
| Люксембургский компромисс
| Экспресс тестирование
|
| 5
| 2
| 0-1
| 1.8
| Первое расширение Европейских сообществ
| Экспресс тестирование, контрольная работа
|
| 6
| 2
| 0-11
|
| Всего по модулю 1:
| 24
| 0-24
| Модуль 2
|
| 2.1
| Развитие европейских сообществ в 1970-е гг.
| Экспресс тестирование
|
| 7-8
| 6
| 0-3
| 2.2
| Проблема средиземноморского расширения ЕС
| Экспресс тестирование
|
| 8
| 2
| 0-1
| 2.3
| Европейская интеграция в первой половине 1980-х гг. Британский бюджетный вопрос.
| Экспресс тестирование занятию
| Доклад
| 9
| 4
| 0-4
| 2.4
| Реформирование Сообществ в середине 1980-х гг. Единый европейский акт
| Экспресс тестирование
|
| 10
| 4
| 0-2
| 2.5
| Трансформация Европейских сообществ в Европейский союз. Маастрихтский договор
| Экспресс тестирование
|
| 11-12
| 6
| 0-3
| 2.6
| Проблема ратификации Маастрихтского договора
| Экспресс тестирование, контрольная работа
|
| 12
| 2
| 0-11
|
| Всего по модулю 2:
| 24
| 0-24
| Модуль 3
|
| 3.1
| Имплементация Маастрихтского договора
| Экспресс тестирование
|
| 13
| 2
| 0-1
| 3.2
| Создание Европейского экономического и валютного союза
| Экспресс тестирование
| Доклад
| 13
| 2
| 0-3
| 3.3
| Амстердамский договор
| Экспресс тестирование
|
| 14
| 4
| 0-2
| 3.4
| Ниццский договор
| Экспресс тестирование
|
| 15
| 2
| 0-1
| 3.5
| Модель заседания Европейской комиссии
| Экспресс тестирование
|
| 17-18
| 4
| 0-2
| 3.6
| Конституция для Европы
| Экспресс тестирование
|
| 15-16
| 4
| 0-2
| 3.7
| Лиссабонский договор
| Экспресс тестирование контрольная работа
|
| 16-18
| 6
| 0-13
|
| Всего по модулю 3:
| 24
| 0-24
|
| ИТОГО:
| 72
| 0-72
|
Доклады и носят стимулирующий и поощряющий характер. Поэтому один студент не может выполнить более одного доклада в течение модуля. Это нашло свое отражение в “Таблице 3” в виде того, что баллы за указанные задания начислены лишь при первом упоминании в модуле.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых дисциплин
| Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 1.
| История международных отношений 1648-1991
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Международная интеграция и международные организации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Социальная и региональная политика ЕС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Процесс принятия решений в Европейском Союзе”
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Европейское право
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Европейские институты безопасности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины.
Модуль 1. Становление Европейских сообществ Тема 1. Истоки европейской интеграции. План Шумана Предпосылки европейской интеграции во в.п. XX века. Д. Митрани и опыт Лиги Наций. Интеграция как объективная потребность в сотрудничестве. Разделение политической и технической сфер. Функциональный экспансионизм. Лояльность и космополитизм.
Европа после Второй мировой войны между США и СССР. Социально-экономическая ситуация. Проблема установления нового мирового порядка на пространстве Европы. Американский подход: “Доктрина Трумэна” и “план Маршалла”. Европейский подход: конгресс в Гааге 1948 г. и спор европеистов и атлантистов. Личность Жана Моне, его общественно-политические воззрения. “План Моне”.
Роль и место действий Советского Союза в становлении послевоенной конфигурации отношений на пространстве послевоенной Европы. Выделение Западной Европы как единственного носителя европейского начала.
“Германский вопрос”: позиции победителей. Личность Роберта Шумана, его общественно-политические воззрения. “План Шумана”. Роль Моне в разработке “плана Шумана”. Объявление и реакция общественности на план. Позиция Великобритании. Тема 2. Создание Европейского объединения угля и стали Межправительственная конференция 1950 г.: институциональная организация. Состав делегаций. Проблемные вопросы: роль наднациональных органов (Нидерланды), конкурентный характер экономического взаимодействия (Бельгия), проблема управления Руром (Франция, Германия), пропорциональный “вес” государств, основной язык, месторасположение институтов ЕОУС. Подписание и проблема ратификации договора о ЕОУС.
Содержание договора о ЕОУС: цели и задачи, институциональная организация, процедурные нормы. Вступление в силу договора о ЕОУС (август 1952 г.). Политическая ситуация в Европе. Ж. Моне на посту главы Высшего руководящего органа (High authority). Оценка национальными государствами первых лет деятельности ЕОУС. Тема 3. Римские договоры Проекты Моне (Евратом) и Бейена (таможенный союз). Бенилюкский меморандум и конференция министров иностранных дел в Мессине 1955 г. Доклад Спаака. Межправительственная конференция 1956 г. В Брюсселе: международный фон, отношение Великобритании, настроения внутри государств-участниц. Позиции сторон и переговорный процесс.
Римские договоры 25 марта 1957 г. Характер документов (патетичность и утилитарность). Содержание договора о Европейском экономическом сообществе: цели и задачи, институциональная организация, процедурные нормы, основные политики. Реакция на ЕЭС внутри Германии и Франции, ратификация договора. Тема 4. Институционализация системы управления Европейскими Сообществами в 1960-е гг.
|