Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа





Скачать 209.39 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа
Дата публикации02.11.2014
Размер209.39 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

История лингвистических учений

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.02.21 «Прикладная и математическая лингвистика» очной и заочной форм обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы Сотникова Т.В.

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры (наименование кафедры, дата, номер протокола) Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 10 стр.

Зав. кафедрой Табанакова В. Д.

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК (название института, дата, номер протокола)

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Ф.И.О./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________М.Р. Сорокина

«______»_____________2011 г.


2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук


Кафедра перевода и переводоведения

Сотникова Т.В.

История лингвистических учений

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 10.02.21 «Прикладная и математическая лингвистика» очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2011

Сотникова Т.В. История лингвистических учений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10.02.21 «Прикладная и математическая лингвистика» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 10 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой перевода и переводоведения. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Табанакова В. Д., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой перевода и переводоведения



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Сотникова Т.В., 2011.

  1. Пояснительная записка.

    1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «История лингвистических учений» ставит своей целью систематизировать и углубить уже имеющиеся у аспирантов знания в области науки о языке, осветить основные этапы её развития, дать сведения о главных школах и направлениях в языкознании, что должно обеспечить аспирантов базовыми лингвистическими знаниями и пониманием связи теоретического и прикладного языкознания.

Задачи дисциплины:

  • обеспечение знаниями об истории, современном состоянии и перспективах развития лингвистических течений,

  • ознакомление с проблемами прикладного языкознания, связи теоретического и прикладного языкознания,

  • получение широкого лингвистического кругозора, знакомство с современными актуальными проблемами лингвистики,




    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Данная дисциплина является одной из дисциплин ОПД. Для её освоения аспиранты должны иметь знания по следующим дисциплинам: «Общее языкознание», «История и философия науки», «Основы прикладной лингвистики», «Лингвистическая семиотика».

Для освоения данной дисциплины аспиранты должны уметь работать с первоисточниками и справочной литературой как печатными, так и электронными, знать базовую лингвистическую терминологии и персоналии.

    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • уметь чётко формулировать основные черты лингвистических направлений и концепций, лингвистических школ и учений,

  • владеть умением чётко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической концепции, школе, течении,

  • уметь иллюстрировать положения лингвистических концепций анализом материала в рамках методик и технологий, а также современных подходов к анализу лингвистического материала,

  • уметь находить связь смены лингвистической парадигмы со сменой методологических подходов к анализу лингвистических проблем.


В результате освоения дисциплины аспирант должен:

Знать: основные этапы в развитии лингвистической науки, основные научные школы и их представителей, концептуальные положения основных научных школ, влияние того или иного лингвистического направления на современную парадигму науки о языке.

    Уметь: быстро и четко формулировать ответы на поставленные лингвистические вопросы; при необходимости вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения; уметь выбрать с лингвистической точки зрения наиболее эффективный вариант при решении поставленных задач и обосновать свой выбор.

    Владеть: аналитическими и практическими навыками в рассмотрении вопросов лингвистики, системным представлением о взаимосвязях всех уровней языка и общества.

    Трудоемкость дисциплины.

    Семестр - 5. Форма промежуточной аттестации – реферат. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу – 36 часов.

  1. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

Модуль 1

    Истоки современных направлений в лингвистике

    1.2

    Казанская лингвистическая школа Лингвистическая концепция И. А. Бодуэна де Куртене.



    2

    4

    0,6

    составление списка интернет источников по теме исследования

    1.2

    Женевская лингвистическая школа. Лингвистическая концепция Ф.де Соссюра как база структурной лингвистики



    2

    4

    0,6



    экспресс-опрос



    Итого:



    4

    8

    1,2

    электронный мини-тест



    из них часов в интерактивной форме







    1,2



Модуль 2

    Общеязыковедческая проблематика в трудах отечественных учёных

    2.1

    Петербургская (Ленинградская) лингвистическая школа. Лингвистическая концепция Л.В. Щербы. Московская лингвистическая школа.



    2

    4

0,6



    составление списка интернет источников по теме исследования



    Итого:



    2

    4

    0,6

    электронный мини-тест



    из них часов в интерактивной форме







    0,6



Модуль 3

    Западные школы лингвистики

    3.1

    Структурная лингвистика (Пражский лингвистический кружок, Копенгагенская школа структурализма)



    2

    4

    0,6



    экспресс-опрос

    3.2

    Американский структурализм (дескриптивная лингвистика)



    2

    4

    0,6

    экспресс-опрос

    3.3

    Французская школа функциональной лингвистики



    2

    4

    0,6

    экспресс-опрос



    Итого:



    6

    12

    1,8

    электронный мини-тест



    из них часов в интерактивной форме













    ИТОГО (часов)



    12

    24

    3,6



Таблица 2.

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Модуль 1

Истоки современных направлений в лингвистике

1.1

Казанская лингвистическая школа Лингвистическая концепция И. А. Бодуэна де Куртене.

Знакомство с литературой, интернет источниками. Ведение записей лекций;

проработка лекций. Письменный экспресс-ответ

Чтение дополнительной литературы. Составление списка специализированных интернет сайтов.

План-конспект ответа на кандидатском экзамене.

    4

    1.2

    Женевская лингвистическая школа. Лингвистическая концепция Ф.де Соссюра как база структурной лингвистики

Знакомство с литературой, интернет источниками. Ведение записей лекций;

проработка лекций. Письменный экспресс-ответ

Чтение дополнительной литературы. Составление списка специализированных интернет сайтов.

План-конспект ответа на кандидатском экзамене.

    4

Всего по модулю 1:

8

Модуль 2

Общеязыковедческая проблематика в трудах отечественных учёных

    2.1

    Петербургская (Ленинградская) лингвистическая школа. Лингвистическая концепция Л.В. Щербы. Московская лингвистическая школа.

Знакомство с литературой, интернет источниками. Ведение записей лекции;

письменный экспресс-ответ.

Сравнительно-сопоставительный анализ основных положений двух школ лингвистики. План-конспект ответа на кандидатском экзамене.

    4

Всего по модулю 2:

4

Модуль 3

Западные школы лингвистики

    3.1

    Структурная лингвистика (Пражский лингвистический кружок, Копенгагенская школа структурализма)

Чтение обязательной литературы. Ведение записей лекций;

проработка лекций. Письменный экспресс-ответ.


Чтение дополнительной литературы. Составление списка специализированных интернет сайтов.

План-конспект ответа на кандидатском экзамене.

    4

    3.2

    Американский структурализм (дескриптивная лингвистика)

Чтение обязательной литературы. Ведение записей лекций;

проработка лекций. Письменный экспресс-ответ.


Чтение дополнительной литературы. Составление списка специализированных интернет сайтов.

План-конспект ответа на кандидатском экзамене.

    4

    3.3

    Французская школа функциональной лингвистики

Чтение обязательной литературы. Ведение записей лекций;

проработка лекций. Письменный экспресс-ответ.


Чтение дополнительной литературы. Составление списка специализированных интернет сайтов.

План-конспект ответа на кандидатском экзамене.

    4

Всего по модулю 3:

12

ИТОГО:

24



  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин




1.1

1.2

2.1

2.2

3.1

3.2

3.3

1.

Общее языкознание

+

+

+

+

+

+

+

2.

История и философия науки

+

+

+

+

+

+

+

3.

Основы прикладной лингвистики

+

+

+

+

+

+

+

4.

Лингвистическая семиотика

+

+

+

+

+

+

+




  1. Содержание дисциплины.

Модуль 1

Истоки современных направлений в лингвистике
Казанская лингвистическая школа Лингвистическая концепция И. А. Бодуэна де Куртене. Становление лингвистических взглядов Б. Де Куртене. Место, занимаемое Бодуэном в науке о языке. Отрицание натурализма в языкознании. Своеобразие психологизма Бодуэна. Противоречивость в понимании природы языка. Разграничение языка и речи. Семасиологизация и морфологизация, основные единицы семасиологизации: морфема, фонема, кинема, акусма. Системный характер языка. Статика и динамика языка. Разработка вопросов языковых единиц (фонема и морфема), разделов грамматики и методов описательного анализа. Разграничение развития и истории. Противопоставление внешней и внутренней истории. Принцип аналогии. Анализ процессов конвергенции. Подход Бодуэна к троичной классификации языков. Идея языковых союзов. Вклад Бодуэна в разработку методов языкознания (начала дистрибутивного анализа, введение эксперимента и статистических методов, признание необходимости троякого сравнения). Влияние Б. де Куртене на Ф. де Соссюра.

  1. Женевская лингвистическая школа. Лингвистическая концепция Ф.де Соссюра как база структурной лингвистики. Истоки лингвистической концепции Ф. де Соссюра. Ф. де Соссюр и современное ему языкознание. Определение языка. Теория языка и речи. Учение о лингвистическом знаке. Теория ценности. Системный характер языка. Отношения языковых единиц. Метод анализа языковых единиц. Учение о диахронии и синхронии. Внешняя и внутренняя лингвистики. Лингвистическая концепция Шарля Балли. Стремление противодействовать соссюровской интеллектуализации языковой системы и обращение к исследованию воздействия эмоционального и аффективного факторов, к стилистке, изучающей язык в связи с повседневной жизнью человека. Задачи стилистики как особой отрасли языкознания по Балли. Лингвистическая концепция Альберта Сеше в полемике с идеями Ф. де Соссюра. Различие ассоциативной и синтагматической грамматики, исследование в синтагматике конфликта между грамматической формой предложения и процессом мышления.


Модуль 2

Общеязыковедческая проблематика в трудах отечественных учёных
Петербургская (Ленинградская) лингвистическая школа. Лингвистическая концепция Л.В. Щербы. Московская лингвистическая школа. Основные составляющие лингвистической концепции Л.В. Щербы: интерес к функционированию языковых единиц – от фонемы до синтагмы, различение активной и пассивной грамматики (соотносимое сегодня с языковой компетенцией и употреблением), анализ текста как целого, интерес к социальной обусловленности языка, исследования семантико-синтаксического плана, идеи о значении нормы при изучении языка, классификация типов двуязычия при интерференции и т.д. Ф.Ф. Фортунатов и его «формальный» подход к языку и языковым явлениям. Теория фонемы в трудах представителей Московской фонологической школы, полемика во взглядах на фонему представителей Петербургской и Московской фонологических школ.
Модуль 3

Западные школы лингвистики


    Структурная лингвистика (Пражский лингвистический кружок, Копенгагенская школа структурализма). Предпосылки возникновения структурализма и Пражской школы функциональной лингвистики. Функционализм Пражской лингвистической школы. Проблема поэтического языка. Понятие поэтической и эстетической функций. (Р. Якобсон, Я. Мукаржовский). Проблемы фонологии и морфофонологии (Н. Трубецкой): фонетика и фонология; фонема и фонологические оппозиции; фонема и варианты фонемы; система фонологических оппозиций; проблемы морфофонологии. Система грамматических оппозиций (Р. Якобсон). Синтаксические проблемы Пражского лингвистического кружка (В. Матезиус). Вопросы типологии языков и проблема языковых союзов. Философская основа и теоретические предпосылки глоссематики: понимание языка как структуры, складывание глоссематики как крайнего, строго формализованного в духе требований математики, логики, семиотики и философии неопозитивизма воззрения на язык. Эмпирический принцип лингвистической теории глоссематиков. Процедура лингвистического анализа (по Ельмслеву): осуществление анализа сверху, от текста и доведение его до нечленимых далее элементов. Язык и речь в трактовке Л. Ельмслева: четырехчленное членение речевой деятельности «схема – норма – узус – акт речи». Выделение в языке плана выражения и плана  содержания с дальнейшим различением в них формы и субстанции. Язык как одна из семиотических систем (по Ельмслеву).

    Американский структурализм (дескриптивная лингвистика). Антропологическая лингвистика Ф. Боаса.  Неприменимости традиционных методов лингвистик к описанию индейских языков. Типологическая концепция Э. Сепира, функции языка у Э. Сепира, идеи связи языка и культуры. Концепция Л. Блумфильда, оправдание асемантического подхода в бихевиористском понимании языка как разновидности поведения человека, определяющегося формулой «стимул – реакция». Дистрибутивный анализ как система диагностических приемов членения высказывания на минимально возможные в данном языке сегменты (фоны и морфы), ограничения друг от друга самостоятельных единиц-инвариантов (фонем и морфем). Бенджамин Уорф. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа. Рассмотрение языка как структуры, порождающей речь. Принципы трансформационно-генеративной грамматики (ТГГ).

    Французская школа функциональной лингвистики. Разделение структурного и линейного порядка слов, «графы Теньера», понятие диатезы как обобщении традиционного понятия залога. Сложные предложения, понятия юнкции и трансляции. Типологические проблемы, синтаксическая типология языков: центробежные языки и центростремительные языки. Проблема языка и мышления, проблематика языковой картины мира, два объекта лингвистики. Утверждение функциональной лингвистики как научной дисциплины. Выдвижение универсального принципа, определяющего языковые изменения. Принцип экономии в языке как закона лингвистической экономии. Принцип двойного членения языка. Учение о смыслоразличении при фонологическом и синтаксическом анализе- принцип релевантности. Дихотомии де Соссюра в интерпретации А. Мартине.




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Предусмотрены следующие формы письменного текущего контроля:

  1. Электронный мини-тест в конце занятия

Примерные вопросы теста:

  1. Лингвистическая концепция Шарля Балли. Стремление противодействовать соссюровской интеллектуализации языковой системы и обращение к исследованию взаимодействия эмоционального и аффективного факторов, к стилистке, изучающей язык в связи с повседневной жизнью человека.

  2. Понимание языка как структуры. Складывание глоссематики как крайнего, строго формализованного в духе требований математики, логики, семиотики и философии неопозитивизма воззрения на язык. Критика глоссематики.

  3. Трансформационно-генеративная грамматика (ТГГ). Н. Хомский. Глубинные и поверхностные структуры. Переход глубинной структуры в поверхностную. Оценка ТГТ.

Реферат: тема реферата формулируется аспирантом самостоятельно по одному из направлений лингвистики.


  1. Образовательные технологии.

    Для формирования у аспирантов профессиональных компетенций в дисциплине применяются следующие образовательные технологии:

  1. традиционная технология: лекционное обучение. Предусмотрены установочные и обобщающие лекции, лекции проблемного характера, лекции-визуализации.

  2. Комбинированные технологии: технология «Критическое мышление» (при сравнительно-сопоставительном анализе концепций и положений разных лингвистических школ и направлений).



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

9.1. Основная литература:


  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.

  2. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1970.

  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.

  4. Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX- начало XX века). М., 1968.

  5. Вахек Й. Лингвистический словарь пражской школы. М., 1964.

  6. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М., 1960.

  7. Сусов И.П. История языкознания. Тверь, 1999.

  8. Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост. Ф.М.Березин. М., 1973.




    1. Дополнительная литература




    1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955.

    2. Блумфилд Л. Язык. – М.,1968.

    3. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. М., 1963.

    4. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. М., 1993.

    5. Виноградов В.В. Избранные труды. – М., 1977.

    6. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

    7. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.

    8. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959.

    9. Есперсен О. Философия грамматики. М.,1958.

    10. Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике. Вып. 3. – М., 1963.

    11. Новое в лингвистике. Вып. 1–7. М., 1960–1975; послед. выпуски под назв: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8–25. М., 1978–1989.

    12. Сепир Э. Избранные работы по языкознанию и культурологи. М., 1993.



  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Лекции сопровождаются слайдами. Все лекции проходят в специализированных компьютерных классах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Логоритмика...
Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная, заочная
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы...
Специальное (дефектологическое) образование, профиль – Логопедия, форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Специальная...
Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия, форма обучения – очная, заочная
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Декоративное...
Ландшафтная архитектура очной формы обучения профиля Садово-парковое и ландшафтное строительство
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физическая...
Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии от 19. 03. 2011г протокол №5
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Цитология...
«Биология», профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Естественный...
Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Когнитивная...
Лингвистика (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
«Экономика», профиль «Экономика предприятий и организаций», очной и заочной форм обучения
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Организация...
...
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История лингвистических учений [электронный ресурс] / Режим доступа iconРабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ:...
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск