РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:
Проректор по учебной работе
_______________________ / Волосникова Л.М ./
__________ _____________ 2011 г.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов магистратуры 035700.68 "Лингвистика" (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:
Автор работы ______________________________/Белозёрова Н.Н./
______________________________/Михалькова Е.В./
«______»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры английского языка Института гуманитарных наук, __.__.____, протокол № __. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:
Объем _________стр.
Зав. кафедрой _____________/Белозёрова Н.Н./
«______»___________ 2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук, _____.2011, протокол № __. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:
Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./
«______»_____________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:
Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фёдорова С.А./
«______»_____________2011 г.
Белозёрова Н.Н., Михалькова Е. В. Естественный и виртуальный дискурс. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистратуры 035700.68 "Лингвистика" (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения. Тюмень, 2011. ____ стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Естественный и виртуальный дискурс [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru , свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой английского языка. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Белозёрова Н.Н., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка
© Тюменский государственный университет, 2011.
© Белозёрова Н.Н., Михалькова Е.В., 2011.
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи дисциплины
Цель курса – заложить основы знаний о видах дискурса и, в частности, о естественном и виртуальном дискурсах.
Данная цель ставит следующие задачи:
сформировать у студентов знания о таксономии дискурсов;
выработать у студентов навыки выявления механизмов и структурных черт виртуального и естественного дискурса;
сформировать умения исследования видов дискурса.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП
М2.ДВ3 Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения введения в языкознание и всех лингвистических дисциплин профессиональной и профильной подготовки. 1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные сведения о дискурсоведении;
Уметь применять полученные знания в области языкознания в научно-исследовательской и других видах деятельности;
Владеть основными методами и приемами дискурс-анализа.
Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 035700 – Лингвистика:
владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);
владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);
а также профессиональных компетенций:
владеет современной информационной и библиографической культурой (ПК-36).
ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС
Карта компетенций дисциплины
Код компетенции
| Формулировка компетенции
| Результаты обучения в целом
| Результаты обучения по уровням освоения материала
| Виды занятий (лекции, практ., семинар.)
| Оценоч. средства (тесты, творч. работы, проекты и др.)
| Минимальный
| Базовый
| Повышенный
| ОК 6
| Владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6)
| Знать:
Философско-методологические основы науки;
Содержание современной исследовательской парадигмы;
Современные научные и образовательные стратегии;
Актуальные исследовательские методики
| Знает о философско-методологических основах филологической науки, ориентируется в тенденциях современной исследовательской парадигмы
| Имеет объемное представление о философско-методологических основах филологической науки, знает ключевые тенденции современной исследовательской парадигмы, знаком с современными научными и образовательными стратегиями
| Имеет глубокие знания в плане организации процесса должной подготовки, осмысления и адаптации в профессиональной среде специализированного материала, связанного с научно-исследовательской работой по проведению филологического анализа текста
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа
| Фронтальный опрос
Контрольные работы
Тесты
| Уметь:
Определять актуальные гуманитарные ценности;
Ориентироваться в тенденциях теоретико-методологического мышления;
Выявлять и сопоставлять дискурсивные практики;
Применять новые методы анализа актуальных культурно-исторических смыслов;
Применять компаративный подход к современной научно-образовательной ситуации
| Умеет назвать особенности современной образовательной ситуации и обозначить актуальные методические практики
| Умеет обозначить современные дискурсивные практики и соотнести новые художественные феномены с новыми исследовательскими методами, умеет охарактеризовать актуальные исследовательские методики
| Умеет: самостоятельно генерировать новые идеи в плане разработки учебных задач и моделей исследовательской деятельности, адаптироваться к новым ситуациям в профессиональном сообществе; использовать в полном объеме теоретические и практические знания при принятии значимых решений и подготовке отчетной документации
| Практические занятия
| Фронтальный опрос
Контрольные работы
Тесты
| Владеть:
навыками исследования и оценки актуальных процессов в гуманитарном мышлении; современной научно-методологической терминологией; навыками применения методологических теорий к современной научно-образовательной ситуации; навыками компаративного анализа изучаемых объектов; актуальными исследовательскими методиками
| Владеет основными терминами, приемами компаративного анализа на уровне двух объектов, имеет навык применения одного из новых методов к анализу художественного текста
| Владеет основной терминологией в области методов и навыками применения компаративного подхода на уровне нескольких объектов
| Свободно владеет современной теоретико-методологической терминологией и несколькими исследовательскими методиками, имеет устойчивые навыки применения актуальных методологических концепций к анализу современных филологических реалий. Способен творчески переосмыслить сложившуюся традицию и предложить новую методологическую идею
| Подготовка и выполнение курсовой, письменной, контрольной, реферативной и т.д. работы, ВКР
| Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен
| ОК 7
| Владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи
| Знать: свои достоинства и недостатки для саморазвития в профессии
| Знает некоторые методы познания, обучения и самоконтроля; средства познания, обучения и самоконтроля
| Знает различные методы познания, обучения и самоконтроля; средства познания, обучения и самоконтроля; знает о своих достоинствах и недостатках в связи с выбранной профессией
| Знает различные методы познания, обучения и самоконтроля, ведущие к постоянному самосовершенствованию; знает о своих достоинствах и недостатках в связи с выбранной профессией; знает, как наметить перспективы саморазвития в выбранной профессиональной деятельности
| Семинарские занятия, самостоятельная работа
| Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен
| Уметь: критически оценивать результаты своего труда; оценивать свои достоинства и недостатки; осуществлять приращение знаний, вырабатывать умения
| Умеет осмысленно выбирать научный метод для своего исследования; критически оценить свои достоинства и недостатки
| Умеет осмысленно выбирать научный метод для своего исследования; критически оценить свои достоинства и недостатки; осуществлять приращение знаний, вырабатывать умения
| Умеет осмысленно выбирать научный метод для своего исследования; критически оценить свои достоинства и недостатки; осуществлять приращение знаний, вырабатывать умения, критически оценивать результаты своего труда
| Семинарские занятия, самостоятельная работа
| Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен
| Владеть: приемами культурно-философского саморазвития; стремлением к саморазвитию
| Владеет стандартными методиками поиска и обработки материала исследования; методиками анализа своей деятельности
| Владеет стандартными методиками поиска и обработки материала исследования; методиками анализа своей деятельности, средствами и стремлением к саморазвитию
| Владеет стандартными методиками поиска и обработки материала исследования; методиками анализа своей деятельности, средствами и стремлением к саморазвитию; навыками самосовершенстования
| Семинарские занятия, самостоятельная работа
| Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен
| ОК 8
| Умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8)
| Знать основы историко-культурного развития человека и человечества;
основные закономерности взаимодействия человека и общества;
понятия и термины современной филологической науки;
методы научного исследования; способы сохранения своего здоровья
| Имеет общее представление об основах историко-культурного развития человека и человечества. Имеет представление об основных закономерностях взаимодействия человека и общества. Знает основные понятия и термины современной филологической науки
| Имеет общее понимание основ историко-культурного развития человека и человечества, знает об основных методах сбора, обработки и анализа информации
| Знает основы историко-культурного развития человека и человечества. Знает основные закономерности взаимодействия человека и общества. Знает понятия и термины современной филологической науки. Знает методы научного исследования
| Семинарские занятия, самостоятельная работа
| Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен
| Уметь анализировать основные научные и социально значимые проблемы; демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру; ставить и решать задачи во всех сферах общения; управлять процессом информационного обмена в различных коммуникативных средах; обобщать и систематизировать научную информацию; самостоятельно находить новые пути и методы исследования; проводить логический, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных и художественно значимых филологических проблем
| Умеет демонстрировать в речевом общении личную культуру; следить за своим здоровьем, самосовершенствоваться
| Умеет анализировать научные и социально-значимые проблемы. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Умеет оперировать понятиями и терминами современной филологической науки
| Умеет анализировать основные научные и социально-значимые проблемы. Умеет демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру. Умеет ставить и решать задачи во всех сферах общения. Умеет управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах. Умеет обобщать и систематизировать научную информацию. Умеет самостоятельно находить новые методы исследования. Умеет проводить логичный, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных и художественно значимых филологических проблем
| Семинарские занятия, самостоятельная работа
| Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен
| Владеть:
технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний;
методами познания предметно-практической деятельности человека;
навыками сбора, обработки и анализа информации;
методологией научных исследований в профессиональной области
| Владеет основными методами научного исследования. Умеет ставить и решать задачи в некоторых сферах общения
| Владеет методологией научного исследования в профессиональной области. Владеет технологиями приобретения и использования социальных и филологических знаний
| Владеет технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний. Владеет методами познания предметно-практической деятельности человека. Владеет навыками сбора, обработки и анализа информации и методологией научных исследований в профессиональной области
| Семинарские занятия, самостоятельная работа
| Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен
| ПК 36
| Владеет современной информационной и библиографической культурой (ПК-36)
| Знать основы историко-культурного развития человека и человечества;
основные закономерности взаимодействия человека и общества;
понятия и термины современной филологической науки;
методы научного исследования; способы сохранения своего здоровья.
| Знает основные характеристики информационных процессов, теоретические основы методов обработки и представления информации
| Знает основные характеристики информационных процессов, теоретические основы методов обработки и представления информации, понятие и виды компьютерной зависимости, психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств
| Знает основные характеристики информационных процессов, теоретические основы методов обработки и представления информации, понятие компьютеризации и ее особенностей в сфере образования, понятие и виды компьютерной зависимости, психолого-педагогические основы применения педагогических программных средств
| Лекция
| Творческая работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, составление портфолио
| Уметь управлять процессом информационного обмена в различных коммуникативных средах;
обобщать и систематизировать научную информацию;
самостоятельно находить новые пути и методы исследования;
проводить логический, нестандартный анализ мировоззренческих, социальных проблем.
| При консультативной поддержке умеет использовать в профессиональной деятельности стандартное программное обеспечение ПК, а также компьютерные обучающие и диагностические программы
| Самостоятельно (при консультативной поддержке) умеет использовать в профессиональной деятельности стандартное программное обеспечение ПК, а также компьютерные обучающие и диагностические программы
| Самостоятельно умеет использовать в профессиональной деятельности стандартное программное обеспечение ПК, а также компьютерные обучающие и диагностические программы
| Лекция
| Творческая работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, составление портфолио
| Владеть:
технологиями приобретения, использования и обновления культурологических, социальных и филологических знаний;
навыками сбора, обработки и анализа информации.
| Владеет методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, необходимой в профессиональной деятельности
| Владеет методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, необходимой в профессиональной деятельности, базовыми навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения
| Владеет методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, необходимой в профессиональной деятельности, устойчивыми навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения
| Лекция
| Творческая работа, тест, метод проектов, разбор конкретных ситуаций, ролевые игры, составление портфолио
| 2. Структура и содержание учебной дисциплины
Семестр 4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Форма контроля – зачет. 3. Тематический план
Таблица 1.
Тематический план
№
п/п
|
Тема
| Неделя семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Из них в интерактивной форме
| Формы текущего контроля успеваемости
| лекции
| семинарские (практические) занятия
| самостоятельная работа
| 1.
| Теория дискурса
| 1-2
| 2
| 2
| 9
| 6
| Тест, ответ на семинаре
| 2.
| Естественный дискурс
| 3-4
| 2
| 2
| 9
| 6
| Тест, ответ на семинаре
| 3.
| Виртуальный дискурс
| 5-6
| 2
| 2
| 9
| 6
| Тест, ответ на семинаре
| 4.
| Критический дискурс-анализ
| 7-8
| 2
| 2
| 9
| 6
| Тест, ответ на семинаре
|
| Итого
| 8
| 8
| 8
| 36
|
| Зачет
| Из них в интерактивной форме
| 3
| 3
| 18
| 24
|
|
Таблица 2.
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
| 1.
| Теория дискурса
| Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов
| Ответ в устном опросе, самоконтроль
| 1-2
| 9
| 2.
| Естественный дискурс
| Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов
| Ответ в устном опросе, самоконтроль
| 3-4
| 9
| 3.
| Виртуальный дискурс
| Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов
| Ответ в устном опросе, самоконтроль
| 5-6
| 9
| 4.
| Критический дискурс-анализ
| Чтение и реферирование обязательной литературы, составление конспектов
| Ответ в устном опросе, самоконтроль
| 7-8
| 9
| Всего
| 8
| 36
| ИТОГО:
| 36
|
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1.
| Дискурсивные практики первого иностранного языка
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Профессионально-ориентированная иноязычная коммуникация
| +
| +
| +
| +
|
5. Содержание дисциплины
1. Теория дискурса
О понятии "дискурс". О соотношении понятий "дискурс", "язык", "речь", "стиль". Направления в дискурсологии. Р. Водак, Н. Фэрклоу, Э. Лакло, Ш. Муфф, Т. ван Дейк. Таксономия дискурсов. Дискурсивный анализ. Дискурсивное событие. Дискурсивные слова.
2. Естественный дискурс
Дискурс как категория естественной речи. У. Чейф, функциональный подход к дискурсу. Естественный дискурс vs естественность дискурса. Естественность дискурса: прагматический и когнитивный аспекты. Прототипические когнитивные модели. Схемы и скрипты как модели дискурсивных событий.
3. Виртуальный дискурс
Естественный язык versus искусственный язык. Компьютеро-опосредованная (computer-mediated) коммуникация. Устно-письменный характер виртуальной коммуникации. Вопрос о существовании виртуального дискурса. Особенности виртуального дискурса. Интеграция виртуального дискурса в другие дискурсы.
4. Критический дискурс-анализ
Критический дискурс-анализ (КДА) как одно из ключевых направлений в теории дискруса. Водак, Фэкрлоу, ван Дейк о понятии "дискурс". Принципы и механизмы КДА. Взгляд на естественный и виртуальный дискурс через призму КДА. 6. Планы семинарских занятий
1. Теория дискурса
Объясните триаду "язык – дискурс – речь" с точки зрения пост-соссюровской лингвистики.
В чем различие в понимании дискурса у следующих учёных: Э. Бюиссанс, Э. Бенвенист, А. Греймас, Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Пешё, М. Фуко, Н.Д. Арутюнова, А.А. Кибрик.
Расскажите о направлениях дискурс-анализа. Какой вклад внесли в них следующие учёные: Р. Водак, Н. Фэрклоу, Э. Лакло, Ш. Муфф, Т. ван Дейк?
Что такое "дискурсивное событие"?
Что такое "дискурсивные слова"? Как их обнаружить?
2. Естественный дискурс
Как дискурс опосредуется естественным языком?
Опишите взгляды У. Чейфа на соотношение естественного языка и дискурса? Кто из учёных также разделяет его точку зрения?
Расскажите о прагматическом и когнитивном аспектах естественного дискурса.
Как прототипические когнитивные модели обусловливают коммуникацию?
Что такое схемы и скрипты? Почему их можно назвать моделями дискурсивных событий?
3. Виртуальный дискурс
Обоснуйте оппозицию "естественный язык versus искусственный язык".
Что такое компьютерно-опосредованная (computer-mediated) коммуникация? Какова её специфика?
Почему возникает вопрос о существовании виртуального дискурса? Как отвечают на него разные лингвисты?
Как происходит интеграция виртуального дискурса в другие дискурсы? К каким последствиям она приводит?
4. Критический дискурс-анализ
Расскажите об актуальных направлениях в области дискурс-анализа. Какое из них можно считать наиболее близким лингвистике?
Что такое критический дискурс-анализ (КДА)?
Расскажите о вкладе Р. Водака, Н. Фэкрлоу, Т. ван Дейка в развитие КДА.
Опишите методы КДА.
Проанализируйте с помощью методов КДА один скрипт/текст, возникший в естественной коммуникации, и один – в опосредованной. Сопоставьте их. Как сказывается их дискурсивная соотнесенность на структуре текстов, содержании, функциях?
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Для самостоятельной работы студентов предусмотрены компьютерные кабинеты с доступом в Интернет и необходимым программным обеспечением и информационно-библиотечные центры для работы с различными формами письменных работ. Самостоятельная работа включает: чтение и реферирование литературы, проработку лекций, подготовку к практическим занятиям и зачету.
Варианты тестовых заданий:
Выберите правильный вариант.
Что из предложенного не является самостоятельным направлением дискурс-анализа?
А. Критический дискурс-анализ; Б. дискурсивная психология; В. теория дискурса; Г. гендерный дискурс-анализ.
Чьи работы имели наиболее существенное значение в развитии теории дискурса?
А. Т. ван Дейк; Б. В.И. Карасик; В. Ч. Пирс; Г. Ф де Соссюр.
Исключите лишнее.
А. дискурсивное событие; Б. дискурсивные слова; В. дискурс-анализ; Г. дискурсивные практики.
А. коммуникативная ситуация; Б. алфавит; В. социокультурный контекст; Г. дейксис.
А. Лакло и Муфф; Б. Фэрклоу; В. Шанталь; Г. Моррис.
А. шум; Б. язык; В. текст; Г. речь.
Заполните пустые ячейки таблицы.
| естественный дискурс
| искусственный дискурс
| модель коммуникации
|
| человек-комьпютер-человек
| характер коммуникации
| устный, письменный
|
| институциональность
| различные учреждения
|
|
Темы эссе:
Зачем нужно понятие "дискурс"?
Связь между понятиями "язык – дискурс – речь".
Существует ли виртуальный дискурс?
Вклад российских ученых в теорию дискурса.
Роль Т. ван Дейка в развитии теории дискурса.
Перечень вопросов для зачета:
Понятие "дискурс" в исторической перспективе
Соотношение понятий "дискурс", "язык", "речь", "стиль"
Направления в дискурсологии
Таксономия дискурсов
Дискурсивный анализ
Дискурсивное событие
Дискурсивные слова
Дискурс как категория естественной речи
У. Чейф, функциональный подход к дискурсу
Дискурс постмодерна (М. Фуко, Дж. Кристева, Ж. Деррида)
Р. Водак, Н. Фэкрлоу, Т. ван Дейк о понятии "дискурс"
Естественный дискурс vs естественность дискурса
Естественность дискурса: прагматический и когнитивный аспекты
Прототипические когнитивные модели
Схемы и скрипты как модели дискурсивных событий
Естественный язык versus искусственный язык
Компьютерно-опосредованная (computer-mediated) коммуникация
Устно-письменный характер виртуальной коммуникации
Вопрос о существовании виртуального дискурса
Особенности виртуального дискурса
Интеграция виртуального дискурса в другие дискурсы
Критический дискурс-анализ (КДА) как одно из ключевых направлений в теории дискруса
Принципы и механизмы КДА
Взгляд на естественный и виртуальный дискурс через призму КДА
Дискурсивная психология
8. Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины «Естественный и виртуальный дискурс» предполагается использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (проблемные лекции, решение лингвистических задач индивидуально и в команде) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература:
Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 416 с.
Гвишиани Н.Б. Практикум по корпусной лингвистике: учеб. пособие по англ. яз. / Н.Б. Гвишиани. – Москва: Высшая школа, 2008. – 191 с.
Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общ. языкознанию/ Н.Б. Мечковская. – Москва: Флинта: Наука, 2009. – 584 с.
9.2. Дополнительная литература:
Алефиренко Н. Ф. Дискурсивный анализ: традиции и инновации // Язык. – Сознание. – Культура. – Социум: Сб. конф. памяти профессора И. Н. Горелова. – Саратов: Наука, 2008. – С. 12-15.
Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь/ Гл. ред Н.В. Ярцева. М: Сов. энцикл., 1990. С. 136-137
Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках. Дис. ... канд. филол. наук. Волгоград: ВГПУ, 2001.
Галкин Д.В. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. Вып. 1-2, 2000. С. 26-34.
Гальперин И. Р. Информативность единиц языка: пособие по курсу общего языкознания для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. – Москва: Высшая школа, 1974. – 175 с. Ильин И. П. Дискурс // Структурализм «за» и «против»: Сб. статей. – М.: Прогресс, 1975. – С. 453-454.
Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. – Волгоград: Перемена, 2000. – С. 5–20. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. Касавин И. Т. Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2008. – 544 с. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. – 1994. – №5. – С. 126-139. Лутовинова О.В. Виртуальный дискурс: к определению понятия // Актуальные проблемы лингвистики XXI века : сб. ст. / отв. ред. В.Н. Оношко. Киров, 2006. С. 157-164 Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение: монография / М.Ю. Сидорова. М. : «1989.ру», 2006. Скляренко Т.М. Парадокс виртуальной реальности или нереальная реальность // Новые горизонты: сб.ст. стипендиатов Оксфордского фонда. Выпуск 1. Тюмень: Вектор Бук, 2010. Щипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Лингвистический аспект анализа. М: Красанд, 2010. С. 58-60
9.3. Ресурсы Интернет:
http://books.google.ru/
http://scholar.google.com/
http://www.krugosvet.ru/
http://www.wikipedia.org/
Кутузов А.Б. Computer mediated communication: примирение общества с новой формой дискурса. Тюмень, 2009. Режим доступа: http://tc.utmn.ru/node/172
Репкин Д. Виртуальная реальность. 2009. Режим доступа: http://www.virtual.ru/virtual_reality.html
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерное оборудование, доступ в Интернет, информационно-библиотечный центр. |