Скачать 230.22 Kb.
|
Тема 8. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ УРОВНИ. ПОПУЛЯЦИЯ. ВИД. ЭКОСИСТЕМА. БИОСФЕРА Вариант 1 Часть 1 А1. Важнейшей характеристикой вида является
А2. К демографическим показателям популяции не относится
A3. В какую систематическую категорию объединяют род клевер и род горох?
А4. Биоценоз представляет собой
А5. Растительноядные животные (антилопы, слоны) африканских саванн являются
А6. Наиболее сложная пищевая сеть имеется в сообществе
А7. Роль гнилостных бактерий в круговороте веществ заключа ется в том, что они
А8. В отличие от агроценозов, естественные экосистемы
А9. К снижению устойчивости экосистем приводит
А10. Круговорот веществ в биосфере происходит благодаря
Часть 2 При выполнении заданий с кратким ответом В1—ВЗ запишите ответ так, как указано в тексте задания. В1. Выберите три правильных ответа из шести. Для естественных биогеоценозов характерны следующие признаки:
В2. Установите соответствие между признаком большого пестрого дятла и критерием вида. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.
В3. Установите правильную последовательность уровней организации жизни, начиная с наименьшего.
Б) вид
Г) экосистема Д) организм Часть 3 С1. Почему можно говорить о круговороте веществ в экосистеме, но нельзя говорить о круговороте энергии? Ответы. А: 3,4,1,3,2,4,3,2,3,3. А2: 1,2,6. В2: 2,1,1,2,2,1. В3: ДВБГА С1: солнечная энергия улавливается зелеными растениями в процессе фотосинтеза и преобразуется ими в энергию органических соединений, далее вовлекается в пищевые цепи. При переходе с одного трофического уровня на следующий значительная часть энергии расходуется на дыхание, и, в конечном счете, рассеивается в идее тепла. Поэтому о круговороте энергии говорить нельзя. Благодаря наличию продуцентов, консументов и редуцентов происходит постоянное перемещение атомов из неживой природы в цепи питания и обратно. Продуценты усваивают неорганические вещества и создают органические, консументы их потребляют и преобразуют, редуценты осуществляют минерализацию и возвращают неорганические вещества в окружающую среду. Поэтому можно говорить о круговороте веществ. Вариант 2 Часть 1 А1. Сходство процессов жизнедеятельности у особей одного вида называют критерием
А2. Растущие на одном лугу растения лютика едкого и лютика многоцветкового составляют
A3. Автором идеи использования двойных латинских названий для обозначения видов является
А4. Сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания составляют
А5. В экосистеме тундры консументом II порядка является
А6. Видовое разнообразие сообществ, как правило, увеличивается по мере продвижения
А7. Изображенная на рисунке пирамида биомассы характерна для экосистем
А8. Агроэкосистемы характеризуются незамкнутым круговоротом веществ, так как
А9. Примером первичной сукцессии может служить
А10. В основе очищения природных вод лежит
Часть 2 В1. Выберите три правильных ответа из шести. Продуцентами являются
В2. Установите соответствие между видом экосистемы и ее особенностями. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.
ВЗ. Установите правильную последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей.
Б) род
Г) вид Д) семейство Ответ_________________ Часть 3 С1. «Серая жаба распространена в Северо-Западной Африке, Европе, на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Корее, Японии и Китае. Населяет разные типы леса. Откладывает 1200—684 икринок. Половозрелость наступает на 3—4-м году жизни». Какие критерии описаны в тексте? Ответ поясните. Ответы. А: 1,3,4,4,4,2,4,2,3,3. В1: 1,2,5. В2: 1,2,1,1,2,2. В3: ГБДВА. С1: 1) географический, т.к. указан ареал (Северо-западная Африка и т.п.) 2) экологический – указан биотоп (населяет разные типы леса); 3) физиологический: указаны плодовитость (1200-6840 икринок), и сроки наступления половозрелости (на 3-4 году жизни). Вариант 3 Часть 1 А1. Экологический критерий вида включает
А2. Преобладание в популяции молодых половозрелых особ говорит о том, что следует ожидать
A3. Современная классификация считается естественной, так
А4. Биогеоценоз является
А5. Продуцентами в экосистемах являются
А6. Наибольшим видовым разнообразием характеризуется экосистема
А7. Большая часть энергии вовлекается в пищевые цепи в процессе
А8. Агроэкосистемой является
А9. На ранних стадиях своего развития сообщество неустойчиво, т.к. характеризуется
А10. Устойчивость биосферы определяется
Часть 2 В1. Выберите три правильных ответа из шести. Демографическими показателями популяции являются
В2.Установите соответствие между организмами водоема и функциональной группой, к которой они принадлежат. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.
В3. Установите правильную последовательность событий, происходящих при освоении организмами безжизненных каменистых поверхностей.
Б) появление травянистых растений
Г) появление бактерий, водорослей, накипных лишайников Д) появление деревьев Часть 3 С1. Что такое первичная и вторичная сукцессия? Какая протекает быстрее и почему? Ответы. А: 3,1,3,2,1,2,3,2,2,1. В1: 2,5,6. В2: 1,2,2,2,1,1. В3: ГАБВД. С1: Первичная сукцессия – начало формирования сообщества на безжизненном участке земной поверхности (например, на остывающей лаве). Вторичная сукцессия – формирования сообщества на месте ранее существовавшего сообщества (например, зарастание вырубки). Вторичная сукцессии протекает быстрее, т.к. на месте уже существовавшего сообщества уже имеется определенный запас биогенных элементов (имеется почва с семенами, спорами). Вариант 4 Часть 1 А1. Совокупность внешних признаков прудовой лягушки составляют критерий
А2. В одном водоеме живут щуки, караси, окуни и плотва, в другом караси, лещи и уклея. Сколько видов рыб и сколько популяций рыб обитает в обоих прудах?
A3. Растение лютик ползучий относится к роду
А4. Примером экосистемы является
А5. В экосистеме луга к редуцентам относят
А6. Продуценты в экосистемах
А7. Определите правильно составленную пищевую цепь.
А8. Агроэкосистемы и естественные экосистемы сходны тем, что для них характерно
А9. Смена сообществ происходит из-за
А10. Круговорот веществ в биосфере обеспечивается
Часть 2 В1. Выберите три правильных ответа из шести. Для биогеоценоза дубравы характерны следующие признаки
4) независимость от изменений абиотических факторов 6) несбалансированный круговорот веществ и энергии В2. Установите соответствие между функциональной группой организмов в экосистеме и ее признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.
В3. Установите правильную последовательность, в которой включаются в пищевую цепь организмы водной экосистемы
Б) выдра
Г) зоопланктон Д) Щука Часть 3 С1. Объясните, почему лишь небольшая часть энергии передается на следующий трофический уровень. Что происходит с остальной энергией? Ответы. А: 4,2,2,4,3,4,1,3,3,4. В1: 1,2,4. В2: 2,2,1,1,2,1. В3: ВГАДБ. С1: с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии. Большая часть энергии расходуется организмами на жизнедеятельность и теряется в идее тепли или просто не уваливается. Непереваренные остатки пищи, содержащие часть энергии, становятся детритом, который в дальнейшем разлагается редуцентами, и содержащаяся в нем энергия тоже рассеивается в идее тепла. Вариант 5 Часть 1 А1. Ареал, занимаемый видом, представляет собой критерий
А2. Возрастная структура популяции характеризуется
A3. Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов, называется
А4. Устойчивость естественных экосистем обеспечивается
А5. Каналы передачи вещества и энергии в сообществах называются
А6. Роль редуцентов в экосистеме леса играют
А7. При перемещении по пищевой цепи большая часть энергии
А8. Агроценозы, в отличие от естественных биоценозов,
А9. Какая последовательность правильно отражает смену сообществ при зарастании еловой вырубки?
А10. Биосфера представляет собой
Часть 2 В1. Выберите три правильных ответа из шести. В экосистеме водоема консументами являются
В2. Установите соответствие между видами классификации и их особенностями. Для этого каждому элементу первого столбца подерите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.
В3. Установите правильную последовательность смены растительности при зарастании лесной гари.
Б) кустарники (малина, лещина)
Г) хвойный лес (ель) Д) травянистые растения (иван-чай, вейник) Ответ Часть 3 С1. Для каких экосистем характерна перевернутая пирамида биомассы? Объясните, почему пирамида биомассы может быть перевернутой. Ответы. А: 3,4,1,4,3,2,2,4,1,2. В1: 2,5,6. В2: 2,1,21,1,12. В3: ВДБАГ. С1: перевернутая пирамида биомассы характерна для водных экосистем. Здесь основными производителями органического вещества являются одноклеточные водоросли (фитопланктон). Они размножаются быстро, но скорость, с которой их поедают представители следующего трофического уровня, тоже велика. Поэтому биомасса фитопланктона остается на низком уровне (меньше, чем у зоопланктона). |
Элективный курс «Биосфера как глобальная экосистема» разработан для... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Вид и его критерии. Современные представления о видообразовании. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Популяция... | ||
Учебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)... Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни.... | Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера" Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование | ||
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной... | Программа вступительного испытания по «биологии» Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой... | Методические указания для самостоятельной работы студентов при изучении... Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении темы: «Экосистема, её виды, продуктивность... | ||
Программы вступительных испытаний (по общеобразовательным предметам),... Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,... | Биография биосфера | ||
Вид. Одной из основных таксономических категорий является вид (species).... Основные принципы классификации микроорганизмов. Понятие рода, вида, подвида, штамма | Общая биология уровни организации и основные признаки живого вещества... Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами... | ||
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» иеё значение в развитии философии истории Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05, Ен. Ф. 08, Ен. Ф. 07, Ен. Ф. 01 Охватывает. Биосфера включает | ||
Урок по теме "Популяция" Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни ) и программы курса биологии для... |