8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера





Скачать 230.22 Kb.
Название8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера
Дата публикации28.02.2015
Размер230.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Тема 8. НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ УРОВНИ. ПОПУЛЯЦИЯ. ВИД. ЭКОСИСТЕМА. БИОСФЕРА

Вариант 1

Часть 1

А1. Важнейшей характеристикой вида является

  1. общность ареала

  2. морфологическое сходство

  3. генетическая изоляция от других видов

  4. физиологическое сходство

А2. К демографическим показателям популяции не относится

  1. численность

  2. рождаемость

  3. возрастная структура

  4. трофическая структура

A3. В какую систематическую категорию объединяют род клевер и род горох?

  1. семейство

  2. порядок

  3. класс

  4. отдел

А4. Биоценоз представляет собой

  1. физическую среду обитания живых организмов

  2. совокупность популяций одного вида, населяющих обширную территорию

  3. совокупность совместно обитающих популяций разных видов

  4. одну большую популяцию одного вида

А5. Растительноядные животные (антилопы, слоны) африкан­ских саванн являются

  1. продуцентами

  2. консументами I порядка

  1. консументами II порядка

  2. редуцентами

А6. Наиболее сложная пищевая сеть имеется в сообществе

  1. елового леса

  2. болота

  3. соснового леса

  4. тропического леса

А7. Роль гнилостных бактерий в круговороте веществ заключа ется в том, что они

  1. вызывают различные заболевания у растений и животных

  2. населяют разные среды жизни

  3. минерализуют органические остатки

  4. осуществляют хемосинтез

А8. В отличие от агроценозов, естественные экосистемы

  1. имеют незамкнутый круговорот веществ

  2. имеют большее видовое разнообразие

  3. не могут существовать без поддержки человеком

  4. неустойчивы

А9. К снижению устойчивости экосистем приводит

  1. сбалансированный круговорот веществ

  2. увеличение видового разнообразия

  3. нарушение круговорота веществ

  4. увеличение разветвленности пищевых сетей

А10. Круговорот веществ в биосфере происходит благодаря

  1. борьбе за существование

  2. деятельности человека

  3. наличию продуцентов, консументов и редуцентов

  4. колебаниям численности видов



Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом В1ВЗ запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Для естественных биогеоценозов характерны следующие признаки:

  1. устойчивость

  2. естественный отбор

  3. низкое видовое разнообразие

  4. искусственный отбор

  5. простые пищевые цепи

  6. сложные пищевые цепи

В2. Установите соответствие между признаком большого пестрого дятла и критерием вида. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу
цифры правильных ответов.


Признаки большого пестрого дятла

Критерии

A) оседлый вид

Б) на лапах два пальца направлены вперед и два назад

B) клюв долотообразный

Г) населяет леса, парки

Д) пишу (насекомых и их личинок) добывает из-под коры

Е) преобладающая окраска оперения из черных и белых тонов

1) морфологический

2) экологический




А

Б

В

Г















В3. Установите правильную последовательность уровней органи­зации жизни, начиная с наименьшего.

  1. биосфера

Б) вид

  1. популяция

Г) экосистема

Д) организм
Часть 3
С1. Почему можно говорить о круговороте веществ в экосистеме, но нельзя говорить о круговороте энергии?
Ответы. А: 3,4,1,3,2,4,3,2,3,3. А2: 1,2,6. В2: 2,1,1,2,2,1. В3: ДВБГА

С1: солнечная энергия улавливается зелеными растениями в процессе фотосинтеза и преобразуется ими в энергию органических соединений, далее вовлекается в пищевые цепи. При переходе с одного трофического уровня на следующий значительная часть энергии расходуется на дыхание, и, в конечном счете, рассеивается в идее тепла. Поэтому о круговороте энергии говорить нельзя. Благодаря наличию продуцентов, консументов и редуцентов происходит постоянное перемещение атомов из неживой природы в цепи питания и обратно. Продуценты усваивают неорганические вещества и создают органические, консументы их потребляют и преобразуют, редуценты осуществляют минерализацию и возвращают неорганические вещества в окружающую среду. Поэтому можно говорить о круговороте веществ.


Вариант 2

Часть 1

А1. Сходство процессов жизнедеятельности у особей одного вида называют критерием

  1. физиологическим

  2. экологическим

  3. морфологическим

  4. генетическим

А2. Растущие на одном лугу растения лютика едкого и лютика многоцветкового составляют

  1. одну популяцию разных видов

  2. одну популяцию одного вида

  3. две популяции двух видов

  4. две популяции одного вида

A3. Автором идеи использования двойных латинских названий для обозначения видов является

  1. Ж.-Б. Ламарк

  2. Ч.Дарвин

  3. Г. Мендель

  4. К. Линней

А4. Сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания составляют

  1. популяцию

  2. вид

  3. биоценоз

  4. экосистему

А5. В экосистеме тундры консументом II порядка является

  1. лишайник ягель

  2. лемминг

  3. северный олень

  4. полярная сова

А6. Видовое разнообразие сообществ, как правило, увеличивает­ся по мере продвижения

  1. от экватора к полюсам

  2. от полюсов к экватору

  3. от подножия гор к вершинам

  4. в глубь океана

А7. Изображенная на рисунке пирамида биомас­сы характерна для экосис­тем










Консументы II




Консументы I
















Продуценты




  1. лесных

  2. болотных

  3. луговых

  4. водных

А8. Агроэкосистемы характеризуются незамкнутым круговоро­том веществ, так как

  1. очень велико видовое разнообразие

  2. часть продукции изымается человеком

  3. отсутствуют продуценты

  4. отсутствуют редуценты

А9. Примером первичной сукцессии может служить

  1. заболачивание леса

  2. восстановление леса после пожара

  3. зарастание недавно образовавшейся песчаной дюны

  4. зарастание заброшенной пашни

А10. В основе очищения природных вод лежит

  1. фотосинтез

  2. паразитизм

  3. фильтрационное питание

  4. автотрофное питание


Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Продуцентами являются

  1. осока

  2. брусника

  3. дятел

  4. белка

  5. ель

  6. трутовик

В2. Установите соответствие между видом экосистемы и ее особенностями. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.


Особенности

Экосистемы

A) сбалансированный круговорот веществ

Б) неустойчива

B) пищевая сеть сильно разветвленная

Г) видовое разнообразие велико

Д) круговорот веществ незамкнутый

Е) количество видов невелико

1) естественные

2) агроэкосистема

Ответ

А

Б

В

Г

Д

Е



















ВЗ. Установите правильную последовательность систематических единиц, начиная с наименьшей.

  1. класс

Б) род

  1. отряд

Г) вид

Д) семейство

Ответ_________________
Часть 3
С1. «Серая жаба распространена в Северо-Западной Африке, Европе, на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке, в Корее, Японии и Китае. Населяет разные типы леса. Откладывает 1200—684 икринок. Половозрелость наступает на 3—4-м году жизни». Какие критерии описаны в тексте? Ответ поясните.
Ответы. А: 1,3,4,4,4,2,4,2,3,3. В1: 1,2,5. В2: 1,2,1,1,2,2. В3: ГБДВА.

С1:

1) географический, т.к. указан ареал (Северо-западная Африка и т.п.)

2) экологический – указан биотоп (населяет разные типы леса);

3) физиологический: указаны плодовитость (1200-6840 икринок), и сроки наступления половозрелости (на 3-4 году жизни).

Вариант 3

Часть 1

А1. Экологический критерий вида включает

  1. особенности внешнего строения особей одного вида

  2. ареал распространения особей одного вида

  3. совокупность факторов внешней среды, в которой обитает вид

  4. сходные процессы жизнедеятельности особей вида

А2. Преобладание в популяции молодых половозрелых особ говорит о том, что следует ожидать

  1. рост численности популяции

  2. случайное изменение численности данной популяции

  3. сокращение численности популяции

  4. сохранение численности популяции на постоянном уровне

A3. Современная классификация считается естественной, так

  1. все виды имеют двойные латинские названия

  2. основана на внешнем сходстве организмов

  3. отражает родство организмов

  4. включает много систематических категорий

А4. Биогеоценоз является

  1. частью биоценоза

  2. элементарной экосистемой

  3. совокупностью совместно обитающих живых организмов

  4. областью распространения вида

А5. Продуцентами в экосистемах являются

  1. автотрофы

  2. сапротрофы

  3. гетеротрофы

  4. паразиты

А6. Наибольшим видовым разнообразием характеризуется эко­система

  1. елового леса

  2. тропического леса

  3. соснового леса

  4. болота

А7. Большая часть энергии вовлекается в пищевые цепи в про­цессе

  1. разложения органических остатков бактериями

  2. поедания травоядных животных хищниками

  3. фотосинтеза

  4. дыхания

А8. Агроэкосистемой является

  1. верховое болото

  2. картофельное поле

  3. зарастающее озеро

  4. зарастающая вырубка

А9. На ранних стадиях своего развития сообщество неустойчиво, т.к. характеризуется

  1. замкнутым круговоротом веществ

  2. низким видовым разнообразием

  3. отсутствием редуцентов

  4. отсутствием продуцентов

А10. Устойчивость биосферы определяется

  1. биологическим разнообразием

  2. численностью консументов

  1. колебаниями численности отдельных видов

  2. абиотическими факторами


Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Демографическими показателями популяции являются

  1. абиотические факторы

  2. рождаемость

  3. борьба за существование

  4. трофическая структура

  5. возрастная структура

  6. плотность популяции

В2.Установите соответствие между организмами водоема и функциональной группой, к которой они принадлежат. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго
столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.


Организмы

Группа

А) элодея

Б) прудовик

В) окунь

Г) жук-плавунец

Д) ряска

Е) нитчатые водоросли

1) продуценты

2) консументы




А

Б

В

Г

Д

Е





















В3. Установите правильную последовательность событий, проис­ходящих при освоении организмами безжизненных каменистых по­верхностей.

  1. образование тончайшего слоя почвы

Б) появление травянистых растений

  1. появление неприхотливых кустарников

Г) появление бактерий, водорослей, накипных лишайников

Д) появление деревьев

Часть 3
С1. Что такое первичная и вторичная сукцессия? Какая протека­ет быстрее и почему?
Ответы. А: 3,1,3,2,1,2,3,2,2,1. В1: 2,5,6. В2: 1,2,2,2,1,1. В3: ГАБВД.
С1: Первичная сукцессия – начало формирования сообщества на безжизненном участке земной поверхности (например, на остывающей лаве). Вторичная сукцессия – формирования сообщества на месте ранее существовавшего сообщества (например, зарастание вырубки). Вторичная сукцессии протекает быстрее, т.к. на месте уже существовавшего сообщества уже имеется определенный запас биогенных элементов (имеется почва с семенами, спорами).

Вариант 4

Часть 1

А1. Совокупность внешних признаков прудовой лягушки состав­ляют критерий

  1. физиологический

  2. географический

  3. экологический

  4. морфологический

А2. В одном водоеме живут щуки, караси, окуни и плотва, в дру­гом караси, лещи и уклея. Сколько видов рыб и сколько популяций рыб обитает в обоих прудах?

  1. 7 видов, 7 популяций

  2. 6 видов, 7 популяций

  3. 6 видов, 2 популяции

  4. 2 вида, 6 популяций

A3. Растение лютик ползучий относится к роду

  1. ползучий

  2. лютик

  3. двудольные

  4. цветковые

А4. Примером экосистемы является

  1. популяция волков в одном лесу

  2. совокупность всех обитателей луга

  3. растительное сообщество болота

  4. пруд

А5. В экосистеме луга к редуцентам относят

  1. луговые травы

  2. насекомых

  3. почвенных сапротрофных бактерий

  4. грызунов

А6. Продуценты в экосистемах

  1. превращают органические вещества в минеральные

  2. потребляют готовые органические вещества

  3. являются паразитами

  4. создают органические вещества из неорганических

А7. Определите правильно составленную пищевую цепь.

  1. листья дуба →гусеница → синица → ястреб-перепелятник

  2. листья дуба →синица → гусеница → ястреб-перепелятник

  3. гусеница → листья дуба → синица → ястреб-перепелятник

  4. ястреб-перепелятник →синица → гусеница→листья дуба

А8. Агроэкосистемы и естественные экосистемы сходны тем, что для них характерно

  1. большое видовое разнообразие

  2. низкое видовое разнообразие

  3. наличие продуцентов

  4. отсутствие редуцентов

А9. Смена сообществ происходит из-за

  1. периодических колебаний численности видов

  2. смены времен года

  3. изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов

  4. изменения погодных условий

А10. Круговорот веществ в биосфере обеспечивается

  1. естественным отбором

  2. размножением организмов

  3. приспособлением организмов к среде обитания

  4. перемещением веществ по трофическим цепям


Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. Для биогеоценоза дубравы характерны следующие признаки

  1. замкнутый круговорот веществ

  2. наличие продуцентов, консументов, редуцентов

  3. отсутствие хищников

  4. постоянство структуры

4) независимость от изменений абиотических факторов 6) несбалансированный круговорот веществ и энергии

В2. Установите соответствие между функциональной группой организмов в экосистеме и ее признаками. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.


Признаки

Группа

A) гетеротрофы

Б) бактерии, плесневые грибы, почвенные беспозвоночные

B) зеленые растения

Г) являются производителями органического вещества

Д) минерализуют органические остатки

Е) автотрофные организмы

1) продуценты

2) редуценты




А

Б

В

Г

Д

Е




















В3. Установите правильную последовательность, в которой вклю­чаются в пищевую цепь организмы водной экосистемы

  1. мальки рыб

Б) выдра

  1. фитопланктон

Г) зоопланктон

Д) Щука

Часть 3
С1. Объясните, почему лишь небольшая часть энергии передает­ся на следующий трофический уровень. Что происходит с остальной энергией?

Ответы. А: 4,2,2,4,3,4,1,3,3,4. В1: 1,2,4. В2: 2,2,1,1,2,1. В3: ВГАДБ.
С1: с одного трофического уровня на другой переходит около 10% энергии. Большая часть энергии расходуется организмами на жизнедеятельность и теряется в идее тепли или просто не уваливается. Непереваренные остатки пищи, содержащие часть энергии, становятся детритом, который в дальнейшем разлагается редуцентами, и содержащаяся в нем энергия тоже рассеивается в идее тепла.

Вариант 5

Часть 1

А1. Ареал, занимаемый видом, представляет собой критерий

  1. физиологический

  2. экологический

  3. географический

  4. морфологический

А2. Возрастная структура популяции характеризуется

  1. плотностью популяции

  2. численностью особей данной популяции

  3. соотношением особей разного пола

  4. соотношением особей разного возраста

A3. Раздел биологии, занимающийся описанием и классификаци­ей организмов, называется

  1. систематикой

  2. цитологией

  3. экологией

  4. зоологией

А4. Устойчивость естественных экосистем обеспечивается

  1. сезонными изменениями условий

  2. наличием хищников и паразитов

  3. деятельностью человека

  4. круговоротом веществ

А5. Каналы передачи вещества и энергии в сообществах называ­ются

  1. биотическими факторами

  2. популяциями

  3. трофическими цепями

  4. экологическими критериями

А6. Роль редуцентов в экосистеме леса играют

  1. деревья и травы

  2. бактерии и плесневые грибы

  3. растительноядные насекомые

  4. хищники

А7. При перемещении по пищевой цепи большая часть энергии

  1. передается на следующий трофический уровень

  2. рассеивается в виде тепла

  3. рассеивается в виде света

  4. исчезает

А8. Агроценозы, в отличие от естественных биоценозов,

  1. не используют в качестве источника энергии солнечный свет

  2. не осуществляют круговорот веществ

  3. включают большее число видов растений

  4. не могут существовать без участия человека

А9. Какая последовательность правильно отражает смену сооб­ществ при зарастании еловой вырубки?

  1. травянистые растения → кустарники→ береза, осина →ель

  2. береза→кустарники → травянистые растения→ель

  3. ель → береза→травянистые растения → кустарники

  4. травянистые растения → ель →береза→ кустарники

А10. Биосфера представляет собой

  1. совокупность абиотических компонентов экосистемы

  2. оболочку Земли, заселенную живыми организмами

  1. совокупность организмов, населяющих определенную терри­торию

  1. верхнюю часть атмосферы


Часть 2

В1. Выберите три правильных ответа из шести. В экосистеме водоема консументами являются

  1. донные сапротрофные бактерии

  2. карась

  3. элодея

  4. спирогира

  5. жук-плавунец

  6. прудовик

В2. Установите соответствие между видами классификации и их особенностями. Для этого каждому элементу первого столбца подерите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры правильных ответов.

Особенности


Виды классификации

А) правильно отражает родство организмов

Б) за основу взяты наиболее заметные внешние признаки

В) учитывает внутреннее строение, развитие и происхождение видов

Г) не всегда отражает истинное родство

Д) кит относится к рыбам

Е) кит относится к млекопитающим

1) искусственная система

2) естественная система




А

Б

В

Г

Д

Е





















В3. Установите правильную последовательность смены расти­тельности при зарастании лесной гари.

  1. мелколиственный лес (береза, осина)

Б) кустарники (малина, лещина)

  1. выгоревший лес (свежая гарь)

Г) хвойный лес (ель)

Д) травянистые растения (иван-чай, вейник)

Ответ

Часть 3
С1. Для каких экосистем характерна перевернутая пирамида биомассы? Объясните, почему пирамида биомассы может быть пе­ревернутой.


Ответы. А: 3,4,1,4,3,2,2,4,1,2. В1: 2,5,6. В2: 2,1,21,1,12. В3: ВДБАГ.
С1: перевернутая пирамида биомассы характерна для водных экосистем. Здесь основными производителями органического вещества являются одноклеточные водоросли (фитопланктон). Они размножаются быстро, но скорость, с которой их поедают представители следующего трофического уровня, тоже велика. Поэтому биомасса фитопланктона остается на низком уровне (меньше, чем у зоопланктона).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconЭлективный курс «Биосфера как глобальная экосистема» разработан для...
...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Вид и его критерии. Современные представления о видообразовании. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Популяция...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconУчебно-методическая карта дисциплины основы экологии (наименование)...
Экология и современные экологические проблемы. Популяция: плотность, воспроизводство, динамика, распределение особей; волны жизни....
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconУрок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"
Подвести к выводу о том, почему экосистема озера рано или поздно прекращает свое существование
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера icon1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема
Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно экспертной...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconПрограмма вступительного испытания по «биологии»
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов при изучении...
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении темы: «Экосистема, её виды, продуктивность...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconПрограммы вступительных испытаний (по общеобразовательным предметам),...
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconБиография биосфера

8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconВид. Одной из ос­новных таксономических категорий является вид (species)....
Основные принципы классификации микроорганизмов. Понятие рода, вида, подвида, штамма
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconОбщая биология уровни организации и основные признаки живого вещества...
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconКонцепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» иеё значение в развитии философии истории
Концепция Л. Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли» и её значение в развитии философии истории
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 05, Ен. Ф. 08, Ен. Ф. 07, Ен. Ф. 01
Охватывает. Биосфера включает
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconУрок по теме "Популяция"
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый и профильный уровни ) и программы курса биологии для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск