1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема





Скачать 118.24 Kb.
Название1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема
Дата публикации30.06.2013
Размер118.24 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Билет № 21

1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема.
Молекулярный уровень организации: любая живая система, как бы сложно она ни была устроена, состоит из биологических макромолекул — нуклеиновых кислот, белков, углеводов и жиров. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.

Клеточный уровень организации: клетка — структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов. Все живые организмы состоят из клеток — из одной клетки (одноклеточные организмы) или многих (многоклеточные). Различные клетки отличаются друг от друга и по строению, по размерам, по форме, по характеристикам, по функциям. На клеточном уровне происходят все физиологические и биохимические процессы.

Организменный уровень, элементарной единицей данного уровня является особь, которая рассматривается в развитии — от момента зарождения до прекращения существования — как живая система.

Видовой уровень организации: по современным представлениям вид — это совокупность особей, обладающих общими морфологическими, физиологическими и биохимическими признаками, занимающих определенный ареал, способных скрещиваться друг с другом и дающих плодовитое потомство. В связи с неодинаковыми условиями среды особи одного вида в пределах ареала распадаются на более мелкие единицы — популяции. Реально вид существует именно в виде популяций. Виды — это сумма популяций; внутри популяции происходит естественный отбор, и в определенных условиях могут возникать сначала подвиды, а затем и новые виды.

Экосистемный уровень организации: совокупность организмов разных видов и факторов среды их обитания. Равновесие между организмами и средой обитания в биогеоценозе является условием проявления устойчивости экосистемы. На уровне экосистем набор видов, формы взаимодействия между популяциями разных видов, трофические цепи отражают приспособленность организмов к условиям среды и направлены на устойчивое поддержание круговорота веществ в данных условиях. В устойчивых экосистемах происходит естественный процесс саморегуляции. Саморегуляция — это свойство экосистемы автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне численность популяций, соотношение полов, рождаемость и смертность и тд.

Биосферный уровень организации: биосфера — система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ.

2. Взаимосвязь строения и функций органов растений (на примере покрытосеменных). Докажите, что растение — целостный организм. Объясните, будет ли увеличиваться масса клубней картофеля, если все его листья объедены колорадскими жуками.
Орган — это часть растения, состоящая из тканей и выполняющая определенную функцию. Органы растения различаются как по внешнему, так и по внутреннему строению и делятся на вегетативные и генеративные.

Вегетативные органы — корень и побег (стебель с листьями и почками). С помощью этих органов протекают процессы питания (фотосинтез и минеральное питание), газообмен, транспорт питательных веществ по телу растения и вегетативное размножение.

Генеративные органы у покрытосеменных: цветок, семя, плод. Функции цветка — осуществление процессов полового размножения, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов. Функции семян — это размножение и расселение растений, а функции плодов — защита и распространение семян. Все эти органы участвуют в генеративном размножении растений.

Корень — это подземный вегетативный орган растения; имеет осевое строение, обладает неограниченным верхушечным ростом. Совокупность всех корней одного растения составляет единую корневую систему. В ее составе различают главный корень, боковые и придаточные корни, которые возникают не только на корнях, но и на листьях, и на стеблях. В корне различают зоны деления, роста, всасывания и проведения. В соответствии со строением корень выполняет следующие функции: закрепление и удержание растения в почве, всасывание воды и минеральных веществ; транспорт этих веществ в надземные органы растения; запасание питательных веществ (корнеплоды); вегетативное размножение.

Стебель с листьями составляет побег. Собственно стебель — это ось побега, составленная из узлов и междоузлий. Стебель выполняет следующие функции: транспорт воды и минеральных веществ из корня в листья и органических веществ из листьев в корень; увеличение поверхности растения в результате ветвления, формирование и наиболее выгодное расположение листьев; образование цветков; запасание питательных веществ и воды; вегетативное размножение.

Лист всегда сидит на стебла и в типе состоит из пластинки и черешка. Основные функции зеленого листа — воздушное питание (фотосинтез) и регулируемое испарение (транспирация). Газообмен и испарение воды происходят через микроскопические отверстия в кожице листа — устьиц. В листе располагается основная фотосинтезирующая ткань, в клетках которой имеется много хлоропластов.

Цветок представляет собой видоизмененный укороченный побег. Типичный полный цветок состоит из следующих частей: чашечка, венчик, тычинки, состоящие из тычиночной нити и пыльника. Пестик состоит из завязи, в которой располагаются семяпочки, цилиндрического столбика и рыльца, на которое попадает и где прорастает пыльца. В цветке происходят опыление, оплодотворение, развитие зародыша и образование плода с семенами.

У цветковых растений деятельность всех органов тесно взаимосвязана. Взаимосвязь между органами растения осуществляется на основе процессов: питания и дыхания. Поглощенные корнем вода и минеральные соли по сосудам древесины траспортируются в надземные органы растения. Органические вещества, образовавшиеся в процессе фотосинтеза (в основном в листьях), по ситовидным трубкам луба перемещаются в стебель и корень. Все органы растения непрерывно дышат. При дыхании растения потощают кислород и выделяют углекислый газ. Распределение кислорода и органических веществ по телу растения происходит постоянно, тем самым обеспечивая связь между его органами. Если листья картофеля будут объедены колорадскими жуками, не будет происходить образование органических веществ, масса клубней увеличиваться не будет.

Билет № 22

1. Экология — наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Значение экологических знаний на современном этапе. Особенности Уральского региона.

Термин «экология» был предложен в 1866 г. немецким ученым Э. Геккелем.

Экология — наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов между собой и с окружающей их средой. Как самостоятельная наука она оформилась в начале XX века.

В задачи экологии входит изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой, исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организма, установление зависимости между средой и численностью популяций и т.д.

Одним из основных экологических понятий является среда обитания. В понятие среды обитания входят элементы, влияющие на организм, — они называются экологическими факторами. Выделяют три группы экологических факторов, абиотические, биотические и антропогенные.

К абиотическим факторам относятся факторы неживой природы: температура, влажность, химический состав воды и почвы, атмосферы и т.д.

Биотические факторы — взаимодействия между различными особями в популяции, между популяциями в природных сообществах. К биотическим факторам среды относится такие формы отношений как конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.

Антропогенный фактор — разнообразные формы деятельности человека, которые влияют на природу и сказываются на самом существовании человека.

Применение экологических знаний в охране природы, лесном, сельском хозяйстве, создание безотходных технологий в промышленности позволяет снизить нежелательное воздействие человека на окружающую среду, способствует снижению затрат на производство.

Особенно актуально применение экологических знаний в наши дни, когда возросшая численность населения планеты и возможности современных технологий во много раз увеличили нагрузку на окружающую среду, а психология потребления толкает людей на разграбление природных богатств без учета последствий.

Уральский регион – один из наиболее экологически неблагоприятных регионов в мире. Развитие металлургической промышленности, привело к загрязнению рек, истощению почв, сокращению разнообразия растений и животных. Промышленные отходы выбрасываются в атмосферу, что приводит к кислотным дождям и отрицательно сказывается на здоровье людей. В нашем регионе развивается атомная промышленность, военная промышленность, на юге от Екатеринбурга находится предприятие по утилизации ядерных отходов «Маяк», что представляет серьезную угрозу природе и человеку.

Но решение этих проблем до сих пор остается открытым. Тем не менее частично проблемы решаются: создаются и применяются новые технологии, совершенствуется законодательство, ведется воспитательная работа по развитию экологического мышления подрастающего поколения.

2. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спорынья и др.) В чем проявляется их вред для растений? Какие меры необходимо предпринять для предупреждения грибковых заболеваний растений?
Грибы-паразиты поселяются в теле живых организмов. Гриб трутовик поражает деревья, разрушая древесину, делая ее трухлявой, что приводит к гибели дерева. Грибница трутовика находится в стволе, на поверхности вырастает только плодовое тело, по форме напоминающее копыто. Созревшие споры разносятся ветром, вызывая заражение новых деревьев. Плодовые тела рекомендуется собирать и сжигать. Для предупреждения заражения следует оберегать кору деревьев от повреждений, имеющиеся повреждения замазывать садовым варом или густой масляной краской. Для предупреждения заражения деревьев грибами-трутовиками необхо­димо охранять их от поломок ветвей и повреждения коры.

Головня поселяется в хлебных злаках: ржи, ячмене, пшенице. Споры попадают в почву вместе с зерном, гифы гриба растут внутри растения. Во время созревания зерна головня разрушает ткани колоса, образуя массу спор черного цвета, напоминающую обугленную головёшку, что и дало название грибу. Для борьбы с головнёй обрабатывают зерно перед посевом раствором формалина.

Спорынья также поражает злаки, имеет вид темно-фиолетовых рожков, торчащих из колоса. Рожки спорыньи ядовиты, вызывают судороги мышц, омертвение тканей. Отравление случается очень редко, т.к. зерно хорошо очищают от спорыньи. Бороться с этими грибами очень трудно, самый перспективный метод — выведение сортов пшеницы, устойчивых к ним.

Распространены грибковые заболевания плодово-ягодных растений: мучнистая роса, парша. Для защиты от грибов-паразитов ягодные кустарники весной опрыскивают раствором медного купороса и другими препаратами (фунгицидами).

Медный купорос эффективен и против распространенного заболевания картофеля — фитофторы, которое приводит к порче клубней во время зимнего хранения. Для уменьшения поражения фитофторой также рекомендуют скашивать ботву картофеля за 10 дней до уборки урожая.

Билет 23

1. Обмен веществ и превращение энергии — главный признак живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
Живые организмы могут существовать и развиваться только при условии обмена с окружающей средой веществом и энергией. Животные поглощают органические вещества пищи, растения — растворы минеральных солей и энергию солнечного света. Все живые организмы выделяют во внешнюю среду продукты обмена и избыточную тепловую энергию. Обмен веществ у растений и холоднокровных животных сильно зависит от температуры окружающей среды, у теплокровных животных мало зависит от внешней температуры.

Процессы обмена подразделяют на

  • пластический обмен, объединяющий реакции синтеза веществ, необходимых организму. Пример пластического обмена – это процесс фотосинтеза, при котором их углекислого газа и воды под действием света в хлоропластах листьев растений образуется глюкоза и выделяется кислород.

  • энергетический обмен, сущность которого сводится к обеспечению организма энергией. В основном, подразумевают реакции окисления питательных веществ и синтеза АТФ. В желудочно-кишечном тракте питательные вещества расщепляются до простых соединений, которые всасываются в кровь и поступают в клетки. В митохондриях клеток происходит их окисление, и образовавшаяся энергия аккумулируется в молекулы АТФ. Далее она тратится на процесс жизнедеятельности: движение, проведение нервного импульса, синтез веществ.

Это две стороны единого процесса обмена веществ, так как для пластического обмена необходима энергия АТФ, а энергетический обмен невозможен без органоидов клетки, для образования и обновления которых необходимы белки и другие вещества, синтезированные в реакциях пластического обмена.
2. Многообразие животных — результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Почему одноклеточные организмы существуют в природе наряду с многоклеточными? Среди готовых микропрепаратов простейших найдите инфузорию-туфельку. По каким признакам вы ее определите?
Вопрос о происхождении современного многообразия живых существ был поставлен давно. Эволюционная теория объясняет происхождение видов как результат длительного естественного отбора на основе наследственной изменчивости и борьбы за существование.

Одновременное существование в природе одноклеточных и многоклеточных организмов обусловлено тем, что биологический прогресс возможен как для видов с высокой организацией, так и для сравнительно просто устроенных.

Многоклеточные животные состоят из большого количества клеток, различающихся по строению и функциям. В то же время все клетки многоклеточного организма функционируют как единое целое, что обеспечивается у животных работой нервной системы и гуморальной систем.

Одноклеточные животные состоят только из одной клетки. К ним относятся амеба, инфузория-туфелька, эвглена зеленая и др. Ряд ученых выделяют их в отдельное царство, но большинство относят к подцарству одноклеточные животные.

Процветание одноклеточных определяется наличием экологической ниши, позволяющей виду успешно вести борьбу за существование с другими видами, и способностью вида успешно приспосабливаться к новым условиям среды. Большая скорость размножения одноклеточных способствует их многочисленности и наследственной изменчивости, дающей материал для отбора.

Инфузорию-туфельку можно узнать по форме клетки, напоминающей очертания подошвы обуви. Она покрыта ресничками, которые обеспечивают ей передвижение, имеет 2 ядра и порошицу для удаления продуктов обмена.

Билет 24

1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма (на примере растительного или животного организма).

Одноклеточные эукариотические организмы состоят из одной клетки. Некоторые систематики выделяют их в отдельное царство Простейших. К ним относятся одноклеточные животные (амеба обыкновенная, инфузория туфелька). В растительном царстве одноклеточные зеленые водоросли (хламидомонада, хлорелла).

Многоклеточные организмы состоят из большого числа клеток дифференцированных по строению и функциям. Совокупность клеток многоклеточного организма, сходных по строению и функциям, называется тканью. У животных выделяют покровную ткань (кожный и железистый эпителий), мышечную (гладкая и поперечно-полосатая), соединительную (кровь, косная, хрящевая жировая), нервную. У растений основная (фотосинтезирующая), покровная, механическая, запасающая и проводящая

Ткани, выполняющие общие функции, занимающие в организме определенное местоположение, образуют органы. Примерами органов могут служить сердце, мозг, печень и т.д.

Органы, выполняющие общие функции и имеющие общее происхождение, образуют системы органов. У животных – это пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, кровеносная, выделительная, нервная и другие системы функционируют в тесной взаимосвязи, обеспечивая целостность организма и поддержание постоянства внутренней среды — гомеостаза.

Регуляция осуществляется посредством нервной системы и гуморальной (жидкостной) регуляции, в том числе путем выработки специальных веществ — гормонов, оказывающих влияние не на все, а только на определенные клетки, обеспечивающие нужную реакцию.

Так, в момент опасности, под влиянием симпатического отдела вегетативной нервной системы уменьшается перистальтика кишечника, активизируется работа сердца, суживается просвет кровеносных сосудов. Кора надпочечников выделяет гормон адреналин, также увеличивающий силу и частоту сердечных сокращений, работоспособность мышц. Таким образом, в мобилизации возможностей организма принимают участие все важнейшие системы органов.

2. Дыхание — один из признаков живых организмов. Роль кислорода в энергетическом обмене. Образование конечных продуктов в результате жизнедеятельности, их удаление из организма. Перечислите основные правила гигиены дыхания.
Для жизнедеятельности организма необходима энергия. Универсальным источником энергии в клетках служит АТФ. Синтез АТФ происходит за счет окисления органических веществ. Так при окислении глюкозы образуется 38 молекул АТФ. Необходимый для этого кислород поступает в организм в процессе дыхания. Энергетический обмен возможен и без кислорода, это процессы гликолиза и брожения. Но кислород увеличивает эффективность энергетического обмена почти в 20 раз.

Дыхание необходимый процесс для всех аэробных организмов: растений, животных, грибов, многих микробов. В результате окисления органических веществ образуются конечные продукты обмена: углекислый газ, вода, мочевина (у млекопитающих). Удаление углекислого газа происходит в основном через дыхательную систему, воды и мочевины — через выделительную.

Для дыхания у разных организмов приспособлены разные органы, так рыбы дышат жабрами, млекопитающие легкими, насекомые трахеями, а растения имеют устьица и чечевички.

У человека дыхательная система состоит их носовой полости, гортани, трахеи, бронхов и легких. Дышать нужно через нос, в этом случае воздух в носовой полости согревается, увлажняется, очищается от пыли и вредных микроорганизмов.

Правильное дыхание осуществляется при участии диафрагмы («животом»), при этом обеспечивается вентиляция нижних долей легких, предотвращая застойные явления в них.

Воздух должен быть свежим, для этого помещения регулярно проветривают. Для борьбы с пылью необходимо своевременно проводить уборку помещений.

Пыльные работы, а также распыление ядохимикатов или красок проводить обязательно с использованием респиратора.

Большой вред дыхательной системе приносит курение, в том числе пассивное, при нахождении в помещении, где накурено.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconОрганизационный момент
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconУстановка Тариэля Капанадзе
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconЭкзаменационные ответы по предмету «Литургика»
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconПрограмма по выявлению и сохранению биологически ценных лесов. Зао «Шуялес»
Биологическое разнообразие- разнообразие жизни на различных уровнях ее организации( внутривидовом, видовом и экосистемном), разнообразие...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconПрограмма вступительного испытания по «биологии»
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconРазнообразие растений
...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconПрограммы вступительных испытаний (по общеобразовательным предметам),...
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconТематический план лекционного курса Дисциплины «Биология» Для специальности...
Биология – наука о живых системах. Задачи и методы изучения. Формы жизни. Уровни организации живого. Клетка – структурная единица...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconТематическое планирование по биологии 10 класс
Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства жизни)
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconЛекц ии
Живые системы: особенности биологического уровня организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем. Методы познания...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconТема: «Клетка основа живых организмов»
Программа предназначена для профильного курса учащихся 10-11 классов, общеобразовательной школы
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconБиология, экология
Изучение фундаментальных свойств живого на всех уровнях организации живых систем в логической последовательности как предпосылки...
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconТематическое планирование уроков биологии в 5-м классе
Клетка- основа строения и жизнедеятельности живых организмов. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Прокариоическая клетка – бактерии, их строение, разнообразие и значение в жизни человека, и в природе»
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема icon8. надорганизменные уровни. Популяция. Вид. Экосистема. Биосфера
При выполнении заданий с кратким ответом В1—вз запишите ответ так, как указано в тексте задания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск