Биология, экология





Скачать 227.94 Kb.
НазваниеБиология, экология
Дата публикации21.01.2015
Размер227.94 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа







МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине биология, экология

По направлению подготовки 060105 МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

Курс первый

Вид промежуточной аттестации экзамен

Кафедра медицинской биологии и генетики

Трудоемкость дисциплины 189 (час.)/5,25 (зач. ед.)


Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины

Создание фундамента биологических знаний у студентов, необходимых для понимания специальных теоретических и клинических дисциплин, а также формирование экологического и генетического мышления, необходимого современному медицинскому работнику, участвующему в профилактической деятельности, основанной на принципе преемственности поколений и осознание перспектив экологического кризиса со всеми вытекающими из него последствиями для здоровья.

Задачами преподавания биологии как целостной дисциплины являются:

  1. Изучение фундаментальных свойств живого на всех уровнях организации живых систем в логической последовательности как предпосылки жизнедеятельности человека.

  2. Изучение биологических основ жизнедеятельности организма человека (протекание онтогенеза, наследственности, изменчивости, репродукции) с целью разграничения нормы и патологии в развитии.

  3. Изучение взаимоотношения организмов со средой их обитания на уровне особей, популяций, биоценозов, биосферы как основы экологии человека и медицинской экологии.

  4. Изучение взаимоотношений человека со средой его жизни (обитания):

а) паразитизма как экологического феномена, особенностей строения и жизненных циклов паразитов человека, как основы формирования представлений об экологических болезнях;

б) влияния абиотических факторов среды на организм человека как основы формирования представлений об экологической изменчивости и адаптивных экологических типах людей.

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060105 МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

Данная дисциплина относится к базовой части цикла математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для изучения дисциплин профессионального цикла (медицинская генетика, инфекционные болезни, паразитология).
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК - 1

Способность к научному анализу социально-значимых проблем, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса

ОК - 7

Владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу

ОК - 8

Готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК - 5

Владением компьютерной техникой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК - 6

Способность и готовность к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия

ПК - 15

Способность и готовность к выявлению причинно- следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения»

ПК – 16, 35

Способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  1. Определение и свойства живого с точки зрения современной науки. Уровни организации живых систем.

  2. Место человека в системе природы.

  3. Современное состояние клеточной теории.

  4. Фундаментальные свойства живого: размножение, наследственность, изменчивость.

  5. Историю генетики. Роль отечественных ученых в развитии генетики.

  6. Структурно-функциональные уровни организации генетического материала (генный, хромосомный, геномный).

  7. Генетический код ДНК, его свойства, этапы реализации информации на молекулярном уровне.

  8. Особенности структурной организации и экспрессии генов у эукариот.

  9. Особенности человека как объекта генетического анализа. Наследственный аппарат клеток человека.

  10. Методы генетики человека.

  11. Основные законы наследования признаков, их приложимость к человеку. Типы наследования.

  12. Мультифакториальный принцип формирования фенотипа человека.

  13. Роль наследственной изменчивости (мутаций) в возникновении наследственной патологии человека.

  14. Медико-генетические аспекты семьи. Принципы МГК.

  15. Генетические процессы в популяциях человека, факторы динамики генофондов и генетической структуры.

  16. Онтогенез человека, механизмы его регуляции на молекулярном, клеточном и онтогенетическом уровнях.

  17. Филогенез органов и систем позвоночных. Онто-филогенетически обусловленные пороки развития различных систем человека.

  18. Основы экологии человека. Экологическая дифференциация человечества.

  19. Паразитизм как экологический феномен. Важнейшие паразитоиды человека как один из видов экологических болезней, строение, жизненные циклы их возбудителей.

  20. Учение Е.Н. Павловского о трансмиссивных и природно-очаговых заболеваниях. Роль факторов внешней среды и кровососущих членистоногих в распространении заболеваний.

  21. Современные концепции и медико-биологические аспекты биосферы.

  22. Современные представления о происхождении человека.


Уметь:

1. Пользоваться световым биологическим микроскопом и другими оптическими приборами при изучении биологических объектов.

2. Готовить микропрепараты из биологических объектов.

3. Читать готовые микропрепараты и зарисовывать их под микроскопом.

4. Идентифицировать разные типы клеток растительных и животных организмов и прокариот.

5.Расшифровывать микрофотограммы структурных компонентов эукариотической клетки.

6. Решать ситуационные задачи на моделирование потока информации в клетке, на моделирование законов генетики.

8. Проводить цитодиагностику хромосомных болезней человека (кариологический анализ и анализ полового хроматина).

9. Производить расчет степени генетического риска наследственной патологии с использованием клинико-генеалогического метода.

10. Производить оценку относительной роли генетического и средового факторов в развитии мультифакториальных заболеваний с использованием близнецового метода.

11. Проводить прогнозирование в распространении генетически вредных аллелей и наследственных заболеваний в популяциях человека с использованием популяционно-статистического метода.

12.Идентифицировать паразитических представителей Простейших, типов Плоских, Круглых червей, Членистоногих, являющихся возбудителями и переносчиками заболеваний человека и животных.

13. Проводить лабораторную диагностику гельминтозов с использованием качественных методов исследования.

14.Решать ситуационные задачи на моделирование эпидемиологического процесса при паразитарных заболеваниях.

15. Работать со справочной и научной литературой.


Владеть:

1. Техникой приготовления временных микропрепаратов из биологических объектов, микроскопирования микропрепаратов

3. Методикой составления идиограмм кариотипа человека, методикой составления и анализа родословных по моногенным признакам (болезням)

5. Методикой расчета генетического риска у ребенка на основании типа и характера наследственного заболевания.

6. Гельминтоовоскопическими методами диагностики.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5,25 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


I семестр

II семестр

Аудиторные занятия (всего)

102

60

42

В том числе:










Лекции (Л)

34

18

16

Практические занятия (ПЗ)

44

42

2

Лабораторные практикумы (ЛП)


24




24

Самостоятельная работа (всего)

51

20

31

Экзамен

36




36

Общая трудоемкость (час.)


189

80

109


5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ. КЛЕТОЧНЫЙ И МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

1. Клетка – элементарная биологическая система.

2.Структурно- функциональная организация наследственного материала.


Тема 1. Клетка – элементарная биологическая система.

Введение: медицина в плане теории - общая биология. Биология - наука о живой природе. Человек в системе природы, его социальная сущность и биологические основы жизнедеятельности. Основные свойства и уровни организации живого. Клетка как элементарная открытая живая система: поток вещества, энергии в клетке.

Тема 2.Структурно- функциональная организация наследственного материала.

Поток информации в клетке. Генетический код ДНК и воспроизведение информации в прокариотической клетке. Молекулярная организация генома и особенности воспроизведения информации в эукариотической клетке. Регуляция экспрессии генов (Жакоб и Моно). Генетический аппарат клеток эукариот. Роль ядра и цитоплазмы в наследственности. Кариотип человека, его характеристика. Денверская классификация хромосом. Молекулярная организация хромосом, их изменение в клеточном цикле. Гетеро- и эухроматин. Половой хроматин.


2.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

1. Размножение организмов.

2. Наследственность и изменчивость.

3. Закономерности наследования.

4. Биология развития

Тема 1. Размножение организмов.

Размножение клеток как основа развития и жизнедеятельности организма человека. Проблема клеточной пролиферации в медицине. Регуляция митотической активности. Формы размножения организмов, их цитологические основы. Морфология и образование гамет. Цитологические механизмы мейоза, его биологическое значение. Биологический аспект репродукции человека.

Тема 2. Наследственность и изменчивость.

Закономерности наследования признаков. Законы Г. Менделя, их цитологические основы. Свойства гена. Взаимодействие аллельных генов. Множественный аллелизм. Генетика групп крови у человека.

Тема 3. Закономерности наследования.

Взаимодействие неаллельных генов в системе генотипа. Комплементарность и эпистаз - формы взаимодействия неаллельных свободно-комбинирующихся генов. Молекулярный механизм эпистаза. Полигенное наследование, явление полимерии. Эффект положения - форма взаимодействия сцепленных генов (группы крови Rh-системы). Сцепление генов. Кроссинговер. Формы и цитологический механизм сцепленного наследования. Хромосомная теория Т. Моргана. Изменчивость, ее формы. Классификация мутаций, их биологическое значение. Понятие о генных и хромосомных болезнях. Методы генетики человека. Особенности человека как объекта генетики. Назначение и этапы клинико-генеалогического, цитогенетического, биохимического, близнецового и др. методов. Медико-генетическое консультирование. Спонтанный и индуцированный мутагенез, проблемы защиты генофонда человека. Мутагенные факторы среды, их классификация. Генетический мониторинг. Антимутационные барьеры у эукариот. Репарация генетического материала и последствия ее нарушения. Понятие о болезнях репарации. Генетика популяций человека. Генетические и демографические характеристики человеческих популяций. Популяционно-статистический метод изучения наследственности.

Тема 4. Биология развития.

Онтогенез. Его периодизация, закономерности протекания. Типы онтогенезов. Эволюция онтогенеза. Эмбриональный период, его характеристика. Постнатальный онтогенез.

Периодизация и характеристика постнатального онтогенеза. Факторы, влияющие на рост и развитие человека. Взаимодействие социального и биологического в различные периоды постнатального онтогенеза. Биологические аспекты старения и смерти. Механизмы (гипотезы) старения. Молекулярные, клеточные и системные проявления старения. Проблемы долголетия. Пути продления жизни. Филогенез органов и систем органов позвоночных животных.

Основные направления и способы морфофункциональных преобразований органов и систем. Филогенез органов и систем позвоночных животных: артериальной, выделительной, дыхательной, нервной. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития органов и систем органов человека.


3.

ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

Антропогенез

Тема 1. Антропогенез.

Антропогенез, его закономерности.

Положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Качественное своеобразие человека. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на разных этапах антропогенеза.


4.

БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО (экологический подход)

1.Экология человека.

2.Биологическая изменчивость людей.

3.Паразитизм и паразитарные болезни человека: общая и медицинская протозоология, общая и медицинская гельминтология, общая и медицинская арахноэнтомология.

Тема 1. Экология человека.

Введение в экологию человека.

Среда обитания человека и биологическая изменчивость. Биологический и социальный аспекты адаптации человека к условиям жизнедеятельности.

Понятие об экологических типах людей, условия их формирования в историческом развитии человечества. Морфофизиологические характеристики людей ряда естественных экосистем и географических районов.

Тема 2. Биологическая изменчивость людей.

Организм как открытая саморегулирующаяся система.

Понятие о внутренней среде организма. Закон постоянства внутренней среды и механизм его поддержания. Биологический гомеостаз, виды гомеостаза. Виды регуляции. Уровни нейроэндокринной регуляции. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении постоянства внутренней среды и адаптивных изменений.

Тема 3. Паразитизм и паразитарные болезни человека.

Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний.

Определение и содержание предмета паразитология. Формы биотических связей организмов. Паразитизм, его классификация. Морфо - физиологические адаптации у паразитов. Основные понятия паразитологии. Понятие о жизненном цикле. Классификация хозяев паразита. Введение в паразитологию.

Определение и содержание предмета. Формы биотических связей организмов. Паразитизм, его классификация. Морфо-физиологические адаптации у паразитов. Основные понятия паразитологии. Понятие о жизненном цикле. Классификация хозяев паразита.

Введение в протозоологию. Пути морфо-физиологической адаптации простейших к паразитическому образу жизни. Феномен смены хозяев на примере сложных жизненных циклов представителей класса Споровиков (малярийный плазмодий и токсоплазма).

Инвазии, пути их распространения и эпидемиологическая классификация. Понятие об инвазии. Способы инвазирования паразитами хозяев. Понятие об источнике инвазии и факторах передачи возбудителя. Классификация инвазий по ВОЗ и по Е.Н. Павловскому. Очаговый характер распространения и типы очагов трансмиссивных и нетрансмиссивных инвазий. Введение в гельминтологию.

Взаимоотношения в системе «паразит-хозяин» на уровне особей и факторы, их определяющие. Основные аспекты патогенного действия паразитов (на примере гельминтов) на организм хозяина (человека).

Пути морфо-физиологической адаптации гельминтов к паразитическому образу жизни.

Эпидемиологическая классификация гельминтозов (К.И. Скрябин и др.). Биогельминтозы, геогельминтозы и контактные гельминтозы. Гельминтозы с краевой патологией. Роль отечественных ученых в развитии гельминтологии (К.И. Скрябин, Е.Н. Павловский и др.). Современные принципы профилактики и борьбы с гельминтозами.

Методы лабораторной диагностики гельминтозов. Паразитологическая ситуация на Европейском севере. Понятие об инвазионном материале. Классификация и характеристика основных методов лабораторной диагностики гельминтозов. Вопросы краевой паразитологии. Введение в арахноэнтомологию.

Членистоногие, имеющие медицинское значение. Представители классов Ракообразные и Паукообразные, их роль в распространении заболеваний человека, особенности экологии и меры борьбы. Медицинское значение клещей.

Насекомые, их значение в распространении трансмиссивных и природно-очаговых паразитарных и инфекционных заболеваний. Структура природного очага. Биологические принципы борьбы с трансмиссивными и природно-очаговыми заболеваниями. Роль отечественных ученых в развитии арахноэнтомологии (Е.Н. Павловский, В.Н. Беклемишев и др.).



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ. КЛЕТОЧНЫЙ И МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО


8



12











9

29

2.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

12

24










19

55

3.

ПОПУЛЯЦИОННО – ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

2

2










2

6

4.

БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО (экологический подход)

12

6




24




21

63



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ. КЛЕТОЧНЫЙ И МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

1. Решение ситуационных задач


1,0

2.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

1. Решение ситуационных задач

2. Ролевая игра «Медико-генетическое консультирование»

3. Работа с компьютерной программой «Определение биологического возраста»

1,0

0,5
0,5

3.

ПОПУЛЯЦИОННО – ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

1. Ролевая игра «Идентификация черепов ископаемых гоминид»

0,5

4.

БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

1. Решение ситуационных задач

2,0

Итого (час.)

5,5

Итого (% от аудиторных занятий)

5,4


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1.

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ. КЛЕТОЧНЫЙ И МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

  1. Работа с литературой

  2. Решение задач по молекулярной генетике



Проверка таблиц, схем, проверка решения задач

2.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

  1. Работа с литературой и методическими материалами

  2. Работа с влажными препаратами

  3. Работа с муляжами

  4. Решение задач

  5. Составление презентаций




Проверка схем, таблиц, презентаций.

Проверка решения задач


3.

ПОПУЛЯЦИОННО – ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

Анализ видеоматериала

Проверка эссе, составленного на основании анализа видеоматериала

4.

БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО

  1. Работа с литературой и методическими материалами

  2. Работа с микро- и макропрепаратами

  3. Составление ситуационных задач

  4. Составление презентаций

  5. Анализ видеоматериала

  6. Подготовка рефератов




Проверка схем и таблиц

Проверка анализа макро- и микропрепаратов

Проверка составленных ситуационных задач

Проверка презентаций

Проверка рефератов



8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

Текущий контроль по разделам дисциплины предусматривает тестовые задания, письменные работы, защиту рефератов.
8.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен)
1. Этап - итоговое тестирование по основным понятиям дисциплины

2.Этап - практическая часть, которая включает диагностику препаратов из разделов «Гельминтология» и «Членистоногие» и ответы на предложенные вопросы по препарату; решение типовых задач по разделам «Моделирование потока информации», «Закономерности наследования признаков».

3. Этап- собеседование по экзаменационным вопросам.

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Биология. /Под ред. В.Н. Ярыгина. В 2-х томах. – М.: Высшая школа, 2008.

  2. Чебышев Н.В. Биология: учеб. пособие для вузов – М.: Гоэтар-Медиа, 2006. – 415 с.

  3. Биология. /Под ред. В.Н. Ярыгина. – М., 1984.

  4. Биология – Слюсарев А.А., Жукова С.В., 1987.

  5. Паразитология человека /Под ред. В.Я. Подоляна, А.Н. Первомайского, 1974.

  6. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1989.


9.2. Дополнительная литература

  1. Лильин Е.Т., Богомазов Е.А., Гофман - Кадошников П.Б. Генетика для врачей. – М.: Медицина, 1990.

  2. Бочков Н.П., Захаров А.Ф., Иванов В.И. Медицинская генетика. – М.: Медицинская генетика. – М.: Медицина, 1984.

  3. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М.: Высшая школа, 1983.

  4. Генетика и медицина. /Под ред. Бочкова Н.П. – М.: Медицина, 1979.

  5. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. – Москва, 1994.

  6. Хомутов А.Е.Антропология – Ростов-на-Дону, 2002

  7. Руководство по тропическим болезням. /Под ред. А.Я. Лысенко. – М.: Медицина, 1983.

  8. Диагностика наследственных болезней (методическое пособие для студентов), Архангельск, 2000.

  9. Методические указания к практическим занятиям по паразитологии. – Архангельск, 2002.

  10. Антропология (методическое пособие для студентов), Архангельск, 2011.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

http://medicalplanet.su/genetica/2.html

http://biochemistry.ru/biohimija_severina/B5873Part25-141.html

http://antropogenez.ru/catalog/

http://www.sivatherium.narod.ru/library/Fridman/glava_04.htm

http://lib.usu.ru/rus/news/2011/11/01/2326

http://www.rsl.ru

http://195.178.196.201/index.html

http://www.scsml.rssi.ru

http://www.rsl.ru

http://www.biomednet.com/library

http://www.aonb.ru

http://web.udl.es/usuaris/e4650869/docencia/segoncicle/genclin98/recursos_classe_(pdf)/revisionsPDF/OnlineResources.pdf

http://www.genome.gov/10000464
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для преподавания дисциплины используются:

- технические средства (микроскопы, бинокуляры, мультимедийное оборудование);

- наглядные пособия (настенные таблицы по всем разделам дисциплины, микрофотографии);

- макро- и микропрепараты биологических объектов.
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «Биология» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав. кафедрой

Н.А. Бебякова
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись








































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биология, экология iconБезопасность жизнедеятельности
«Экология», 011600 «Биология», 013500 «Биоэкология», 012300 «Биохимия», направлений 511100 «Экология и природопользование», 510600...
Биология, экология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Биология, экология iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Биология, экология iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
Биология, экология iconОбразовательная область естествознание (биология, физика, химия, экология) биология
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Биология, экология iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
Биология, экология iconРабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы: программы. – М.: «Вентана-Граф,...
Биология, экология icon20. 1 Экология Биология, химия, экология: межпредметный интегрированный...
Включает: теоретический материал, 6000 вопросов и задач, виртуальные эксперименты, видеофрагменты, интерактивная периодическая система...
Биология, экология iconРабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа...
Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. И. Н....
Биология, экология iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая биология как дисциплина биологии, раскрывающая основные закономерно­сти организации, функционирования и развития жизни на нашей...
Биология, экология iconБиология наука о жизни
Система понятий и терминов урока: биология, биосфера, экология, фенология, ботаника,зоология, микология, бактериология, вирусология,...
Биология, экология iconСимонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю)....
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы Пономарева И. Н., Корнилова О....
Биология, экология iconПрограмма по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной...
«Биология. Базовый уровень. 10-11 классы» Авторы: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова представлена в сборнике «Программы....
Биология, экология iconСимонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю)....
Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Симонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю). //Природоведение. Биология....
Биология, экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных
Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского...
Биология, экология iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1
Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск