Скачать 160.46 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 185
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с. в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина: Общая биология. 10 - класс Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,Т.Е.Лощилина: Общая биология .10 - класс Количество часов на год: 35 Количество часов в неделю: 1 Учитель биологии: Москвитина Ирина Геннадьевна Пояснительная записка 10 базовыйРабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии для 10-11-го классов «Общая биология», автора И.Н. Пономарёвой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Общая биология. 10-11 классы», автора И.Н. Пономаревой, 2006 год издания и ориентирована на использование учебника «Общая биология. 10 класс» И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, 2011 года издания, а также дополнительных пособий для учителя:
для учащихся: 1. «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии» Л.П. Анастасова, 1989 год;2. «Задачи по биологии» Н.М. Киреева,1998 год; 3. «Задачи и упражнения по общей биологии» Г.М. Муртазин, 1981 год; 4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год; 5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой, 2000 год. Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения биологии «Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся». На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств при описании биологических процессов и явлений. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие законы и закономерности в развитии биосистем; историю развития эволюционных представлений и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития биологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям биологической, экологической и национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Система уроков.Тема 1: «Организменный уровень организации жизни.» (18 часов). Цель: формирование знаний об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; формирование умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубление и закрепление знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности. 1. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. (Д.з. §1). 2. Организм как биосистема. (Д.з. §2). 3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Д.з. §3-4. 4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (Д.з. §6). 5. Размножение организмов. (Д.з. §8). 6. Основные понятия генетики. (Д.з. §9). 7. Изменчивость признаков организма и её типы. (Д.з. §10). 8. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании. (Д.з. §11, с.43-46, решение задач). 9. Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании. (Д.з. §11, с.46-48, решение задач, ). 10. Взаимодействие аллельных генов. (Д.з. §12, решение задач). 11. Практикум по решению задач «Аллельное взаимодействие генов». (Д.з. Решение задач с объяснением). 12. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. (Д.з. §13, решение задач). 13. Практикум по решению задач «Наследование, сцепленное с полом». (Д.з. Решение задач с объяснением). 14. Наследственные болезни человека. Этические аспекты применения генных технологий. (Д.з. §14-15). 15. Факторы, определяющие здоровье человека. (Д.з. §17). 16. Организмы царства Вирусы. (Д.з. §20). 17. Вирусные заболевания и меры борьбы с ними. (Д.з. §21, повт. материал раздела «Организменный уровень организации жизни»). 18. Семинар по теме «Организменный уровень организации жизни».
Учебно-познавательная компетенция. Базисный уровень: характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы. Сравнивать свойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость. Обосновывать значение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции. (*К вышеперечисленному добавляется умение обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека; необходимость заботы о своем здоровье и здоровье своих близких). Применять знания по биологии для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья. (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания для гуманного, этического поведения в природе). Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии. Продвинутый уровень: знать и характеризовать аллельное и неаллельное взаимодействие генов; уметь решать генетические задачи; характеризовать этические аспекты применения генных технологий. Углубленный: знать характеристику прогамного определения пола (до оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом); сингамного (в момент оплодотворения); эпигамного (после оплодотворения). Уровень освоения. Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять уровни организации жизни, свойства биосистем, способы приема пищи, способы питания, основные периоды и этапы онтогенеза, механизмы регуляции процессов жизнедеятельности организмов, способы размножения организмов, важнейшие свойства живых организмов, формы изменчивости, типы взаимодействия генов; факторы, определяющие здоровье человека. Продуктивный: характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы. Сравниватьсвойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость. Обосновыватьзначение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции. Уметь доказать уникальную ценность жизни, всего живого; сохранения своего здоровья. Уметь проводить сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии. Давать характеристику прогамного определения пола (до оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом); сингамного (в момент оплодотворения); эпигамного (после оплодотворения). Творческий: прогнозировать последствия игнорирования биологических законов и закономерностей в различных сферах деятельности человека; факторов, определяющих здоровье человека. Информационная компетенция. Осуществляют поиск информации; извлекают необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах; переводят информацию из одной знаковой системы в другую; используют различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизируют и анализируют полученные сведения. Создают на основе собранной информации проекты и презентации. Оборудование. Портреты ученых биологов; таблицы; рисунки на страницах учебника; динамические модели; живые экземпляры растений; гербарный материал; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела животных. Информационно-методическое обеспечение Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. «Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: Пособие для учителя», М., Айрис-пресс, 2004г.; Н.М. Киреева «Задачи по биологии», Волгоград, «Перемена», 1998г. Календарно -планирование по биологии 10 класс
|
Пономарева И. Н., Чернова Н. М. «Основы общей биологии. 9 класс»:... Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.:... | Рабочая программа по биологии Программа разработана на основе сборника программ «Природоведение Биология Экология. 5-11. Авторы: Т. С. Сухова, В. И. Строганов,... | ||
Кучменко В. С., Пономарева И. Н. 7 класс. Животные (68 часов, 2 часа... Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... | Симонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю).... Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы Пономарева И. Н., Корнилова О.... | ||
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,... | Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой... Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология» Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы: программы. – М.: «Вентана-Граф,... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с. ), отражающей содержание Примерной... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с. ), отражающей содержание Примерной... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.), отражающей содержание Примерной программы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена... Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,... | Рабочая программа по природоведению (базовый уровень) Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Экология животных» «Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология.... | Рабочая программа составлена на основе: Природоведение. Биология.... | ||
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:... Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов... | Рабочая программа по биологии для учащихся 10 класса составлена на... Образовательная программа составлена на основе сборника программ по биологии для 10 класса «Программы среднего (полного) общего образования... |