Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы





Скачать 160.46 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы
Дата публикации19.08.2014
Размер160.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 185


Рассмотрено на заседании МC

Председатель МС________Колотова М.Н.

Протокол № 5 от «26» августа 2013 г.




«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 185

________________ Попова О.В.

Приказ № 294 ВШКот 30 августа 2013 г.

Рабочая программа по биологии 10 класс
Образовательная программа составлена на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.

в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е.Лощилина: Общая биология. 10 - класс

Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии и Примерной программы основного общего образования по биологии


Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,Т.Е.Лощилина: Общая биология .10 - класс


Количество часов на год: 35

Количество часов в неделю: 1

Учитель биологии: Москвитина Ирина Геннадьевна

Пояснительная записка 10 базовый


Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии для 10-11-го классов «Общая биология», автора И.Н. Пономарёвой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Общая биология. 10-11 классы», автора И.Н. Пономаревой, 2006 год издания и ориентирована на использование учебника «Общая биология. 10 класс» И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, Т.Е. Лощилиной, 2011 года издания, а также дополнительных пособий
для учителя:

  • «Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова, 2003 год;

  • «Биология. Человек. Общая биология 8-11 класс» Т.А. Дмитриева и др., 2002 год;

  • «Биология в 3-х томах» Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, 1990 год;

  • «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы» С.И. Колесников, 2003 год;

  • «Лекции по общей биологии» А.В. Пименов, 2003 год;

  • «Уроки биологии в 10(11) классе» А.В. Пименов, 2003 год;

  • «Биология: Пособие для поступающих в вузы» А.В. Пименов, О.В. Гончаров, 2003 год;

  • «Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы» И.Ю. Павлов, Д.В. Вахненко, Д.В. Москвичев, 2005 год;

  •  «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология» В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов, 2002 год;

  • «Задачник по общей и медицинской генетике» Н.В. Хелевин, А.М. Лобанов, О.Ф. Колесова, 1984 год.

для учащихся:
1. «Самостоятельные работы учащихся по общей биологии» Л.П. Анастасова, 1989 год;2. «Задачи по биологии» Н.М. Киреева,1998  год;
3. «Задачи и упражнения по общей биологии» Г.М. Муртазин, 1981 год;
4. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
5. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой, 2000 год.
Лицейское образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихсяна основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения биологии «Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся».
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний цитологической, экологической, практикоориентированной направленности;

  • Овладение способами деятельностей познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • Освоение компетенций ключевых, общепредметных и предметных (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной).

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков речевого общения. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств при описании биологических процессов и явлений. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие законы и закономерности в развитии биосистем; историю развития эволюционных представлений и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития биологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям биологической, экологической и национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Система уроков.


Тема 1: «Организменный уровень организации жизни.» (18 часов).
Цель: формирование знаний об организменном уровне организации жизни, об организме как биосистеме; углубить знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития; понятие о взаимоотношениях организма и среды, о влиянии условий среды на реализацию генотипа; формирование умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике; углубление и закрепление знания о целостности генотипа, о взаимодействии генов, хромосомной теории наследственности.
1. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. (Д.з. §1).
2. Организм как биосистема. (Д.з. §2).
3. Процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Д.з. §3-4.
4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). (Д.з. §6).
5. Размножение организмов. (Д.з. §8).
6. Основные понятия генетики. (Д.з. §9).
7. Изменчивость признаков организма и её типы. (Д.з. §10).
8. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании. (Д.з. §11, с.43-46, решение задач).
9. Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании. (Д.з. §11, с.46-48, решение задач, ).
10. Взаимодействие аллельных генов. (Д.з. §12, решение задач).
11. Практикум по решению задач «Аллельное взаимодействие генов». (Д.з. Решение задач с объяснением).
12. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. (Д.з. §13, решение задач).
13. Практикум по решению задач «Наследование, сцепленное с полом». (Д.з. Решение задач с объяснением).
14. Наследственные болезни человека. Этические аспекты применения генных технологий. (Д.з. §14-15).
15. Факторы, определяющие здоровье человека. (Д.з. §17).
16. Организмы царства Вирусы. (Д.з. §20).
17. Вирусные заболевания и меры борьбы с ними. (Д.з. §21, повт. материал раздела «Организменный уровень организации жизни»).
18. Семинар по теме «Организменный уровень организации жизни».


Дидактическая
модель обучения

Педагогические
 средства

Вид деятельности
 учащихся

1-3. Проблемное изложение.

Проблемная беседа. Обучение на высоком уровне трудности.

Индивидуальная работа; работа в малых группах

4-5. Проблемное изложение. Частично репродуктивная.

Беседа, демонстрация, работа с книгой. Организация создания проектов.

Индивидуальная работа, работа парами

6-14. Поисковая.

Организация совместной деятельности, организация создания проектов.

Работа в малых группах

15. Объяснительно-иллюстративная; частично поисковая.

Беседа; работа с книгой; проблемные задания.

Индивидуальная работа, работа парами

16-17. Проблемное изложение.

Проблемное изложение материала; прохождение материала быстрым темпом.

Индивидуальная работа; работа парами; создание проектов

18. Репродуктивная.

Проведение семинара, тестирования.

Индивидуальная работа

 

Учебно-познавательная компетенция.

Базисный уровень:
характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы.
Сравнивать свойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость.
Обосновывать значение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции. (*К вышеперечисленному добавляется умение обосновывать вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина на здоровье человека; необходимость заботы о своем здоровье и здоровье своих близких).
Применять знания по биологии для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья. (*К вышеперечисленному добавляется умение применять знания для гуманного, этического поведения в природе).
Владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии.
Продвинутый уровень:
знать и характеризовать аллельное и неаллельное взаимодействие генов; уметь решать генетические задачи; характеризовать этические аспекты применения генных технологий.
Углубленный:
знать характеристику прогамного определения пола (до оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом); сингамного (в момент оплодотворения); эпигамного (после оплодотворения).

Уровень освоения.
Репродуктивный: давать определение терминам; перечислять уровни организации жизни, свойства биосистем, способы приема пищи, способы питания, основные периоды и этапы онтогенеза, механизмы регуляции процессов жизнедеятельности организмов, способы размножения организмов, важнейшие свойства живых организмов, формы изменчивости, типы взаимодействия генов; факторы, определяющие здоровье человека.
Продуктивный: характеризовать организменный уровень организации живой природы; понятие о биосистеме; знать структурные элементы организменного уровня организации жизни; характеризовать особенности регуляции процессов жизнедеятельности организма; способы размножения организмов; оплодотворение и его значение. Знать и характеризовать периоды и этапы онтогенеза; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа. Характеризовать значение мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; одноклеточные и многоклеточные организмы. Сравниватьсвойства биосистем разных уровней; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость. Обосновыватьзначение уровней организации в природе; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции. Уметь доказать уникальную ценность жизни, всего живого; сохранения своего здоровья. Уметь проводить сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и дополнительной литературы по биологии. Давать характеристику прогамного определения пола (до оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом); сингамного (в момент оплодотворения); эпигамного (после оплодотворения).
Творческий: прогнозировать последствия игнорирования биологических законов и закономерностей в различных сферах деятельности человека; факторов, определяющих здоровье человека.

Информационная компетенция.
Осуществляют поиск информации; извлекают необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах; переводят информацию из одной знаковой системы в другую; используют различные источники информации (в том числе и Интернет-ресурсы); систематизируют и анализируют полученные сведения. Создают на основе собранной информации проекты и презентации.

Оборудование.
Портреты ученых биологов; таблицы; рисунки на страницах учебника; динамические модели; живые экземпляры растений; гербарный материал; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела животных.

Информационно-методическое обеспечение
Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. «Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: Пособие для учителя», М., Айрис-пресс, 2004г.; Н.М. Киреева «Задачи по биологии», Волгоград, «Перемена», 1998г.
Календарно -планирование по биологии 10 класс




п. п.

Тема урока по биологии

Кол. часов

Лабораторные работы и экскурсии

1

Введение.

Содержание и построение курса общей биологии. Основные свойства жизни.

5




2

Определение понятия «жизнь». Уровни организации живой материи.







3

Значение практической биологии. Методы биологических исследований







4

Определение видов растений и животных.




Экск. «Многообразие видов в родной природе. Сезонные ритмы»

5

Значение биологических знаний. Обобщающий урок по теме.







6

Биосферный уровень жизни.

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

8




7

Функции и происхождение живого вещества в биосфере.







8

Физико-химическая эволюция в развитии биосферы.







9

Биологическая эволюция в развитии биосферы.







10

Биосфера как глобальная система. Механизмы устойчивости биосферы.







11

Человек как житель биосферы.







12

Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.







13

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.







14

Биогеоценотический уровень жизни.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни, как био- и экосистема.

8




15

Строение и свойства биогеоценоза.







16

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

Приспособленность организмов к совместной жизни.




Л.р. №1 «Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе »

17

Зарождение и смена биогеоценозов. Механизмы устойчивости.







18

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.







19

Многообразие водных биогеоценозов и биогеоценозов суши.







20

Сохранение разнообразия биогеоценозов.







21

Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования.







22

Попvляционно - видовой уровень жизни.

Биологический вид: характеристика и структура.

13

Л.р. № 2 «Изучение морфологического критерия вида»

23

Популяция как форма существования вида и структурный компонент биогеоценоза. Популяция как основная единица эволюции.







24

Видообразование.







25

Система живых организмов на Земле. Сохранение биоразнообразия.







26

Человек как уникальный вид живой природы.







27

Основные закономерности эволюции. Современные представления об эволюции органического мира.







28

Естественный и искусственный отбор.







29

Основные направления эволюции.




Л.р. № 3 «Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных»

30

Прогресс и регресс в эволюции живой природы.




Л.р. № 4 «Выявление идиоадаптаций у насекомых или растений»

31

Современное состояние изучения видов. Значение изучения популяций и видов.







32

Генофонд и причины гибели видов.







33

Проблема сохранения видов.




Экск. «Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных»

34

Обобщающий урок.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconПономарева И. Н., Чернова Н. М. «Основы общей биологии. 9 класс»:...
Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.:...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconРабочая программа по биологии
Программа разработана на основе сборника программ «Природоведение Биология Экология. 5-11. Авторы: Т. С. Сухова, В. И. Строганов,...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconКучменко В. С., Пономарева И. Н. 7 класс. Животные (68 часов, 2 часа...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconСимонова Л. В. 10-11 классы. Базовый уровень (35 часов, 1 час в неделю)....
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта (2004г) и программы Пономарева И. Н., Корнилова О....
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconРабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих...
Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой...
Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. Н. Пономарёва и др. –...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconРабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы: программы. – М.: «Вентана-Граф,...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с. ), отражающей содержание Примерной...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с. ), отражающей содержание Примерной...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.), отражающей содержание Примерной программы...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconРабочая программа по природоведению (базовый уровень)
Суховой Т. С. и Строганова В. И. для общеобразовательных школ «Природоведение. 5 класс» (Природоведение. Биология. Экология. 5-11...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconРабочая программа по учебному предмету «Экология животных»
«Экология животных» для учащихся 7 класса составлена на основе программы И. М. Швец, опубликованной в сборнике Природоведение. Биология....
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconРабочая программа составлена на основе: Природоведение. Биология....

Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconРабочая программа по биологии 6 класс на 2011 2012 учебный год учитель:...
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года, примерной программы по биологии для основного общего образования и авторской программы авторов...
Рабочая программа по биологии 10 класс Образовательная программа составлена на основе сборника программ Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы iconРабочая программа по биологии для учащихся 10 класса составлена на...
Образовательная программа составлена на основе сборника программ по биологии для 10 класса «Программы среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск