Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе





НазваниеПояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе
страница1/7
Дата публикации08.10.2014
Размер0.97 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена

на основе:



  • Программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой

(Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с. ), отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю);

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КБР;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. №1089.

  • Примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 19 декабря 2012 г. №1067, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

в соответствии с учебником,

допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г.,

Маш Р.Д. "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2010,2011, 2012 г.г.)
Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи раздела «Человек»
* обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;

  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;

  3. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу через систему разнообразных заданий

*развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

*воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО
Структура документа
Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, литература для учителя и учащихся.
Особенности методики преподавания предмета
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности, к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 – М.: Вентана-Граф, 2010,2011, 2012 г.г.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока.
Формы контроля уровня достижений учащихся
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Качество и уровень знаний учащихся по биологии оценивается по пятибальной системе в соответствии с нормативными документами о единых критериях оценки уровня знаний учащихся: 5 - "отлично", 4 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 2 - "неудовлетворительно". Балл (от французского i"балл" - шар).

Балл "5" ставится, когда ученик исчерпывающе знает всю тему, про­граммный материал, усвоил его отлично, в пределах программы дает пра­вильные уверенные и осознанные ответы, умеет пользоваться получен­ными знаниями, речь четкая, умеет делать выводы, связывает знания с жизнью, умеет обобщать и подводить ито­ги.

Балл "4" ставится за хорошие знания программного материала, пони­мание и прочное его усвоение, за ответы на все вопросы - осознанно, зна­ет терминологию. Выработаны умения и навыки использовать знания на практике. При выявлении знаний по курсу биологии до­пускает незначительные ошибки.

Балл "3" ставится ученику за знание основного программного мате­риала, умения их использовать с помощью учителя. Ученик допускает ошибки при изложении материала, речь не разви­та.

Балл "2" выставляется за незнание большей части программного мате­риала, в ответах грубые ошибки. Навыки и умения не развиты.

Учебно-тематический план


темы

Название раздел

Количество часов

1

Введение. Организм человека: общий обзор

7

2

Опорно-двигательная система

8

3

Кровь. Кровообращение

6

4

Дыхание

5

5

Пищеварение

6

6

Обмен веществ и энергии

4

7

Выделение. Кожа

5

8

Эндокринная система

3

9

Нервная система. Органы чувств

10

10

Поведение и психика

7

11

Индивидуальное развитие организма

7

ИТОГО

68

Лабораторные работы

9

Зачеты

5

Проверочные работы

10


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. "Введение. Организм человека: общий обзор"

(7 часов)

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Лабораторный практикум:

лабораторные работы № 1 и № 2 "Каталитическая активность ферментов"

"Ткани человека под микроскопом"

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, ил­люстраций представителей различных рас человека.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и фи­зиологов.

Демонстрация схем систем органов человека.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида человек разумный

  • место человека в живой природе

  • биосоциальную природу человека

  • строение клетки

  • краткие сведения о строении и функциях основных тканей

  • основные процессы жизнедеятельности клетки

  • расположение основных органов в организме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выполняемым функциями

  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма

  • уровни организации организма

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности организма





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом

  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

анатомия, физиология,

гигиена, ткань, орган,

система органов, рефлекс,

рефлекторная дуга

на повышенном уровне:

обмен веществ, синапс,

нейроглия, гормоны,

железы внешней секреции,

железы внутренней секреции



Раздел 2. "Опорно-двигательная система"

(8 часов)

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Лабораторный практикум:

лабораторные работы № 3 и № 4"Изучение спилов костей и позвонков"

"Определение местоположения мышц и костей"
Зачет № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распи­лов костей; приемов оказания первой помощи при поврежде­ниях (травмах) опорно-двигательной системы.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы

  • скелет человека, его отделы

  • типы соединения костей

  • виды костей

  • рост костей

  • мышцы, их функции

  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц

  • утомление

  • роль физических упражнений для опор-но-двигательной системы

  • повреждения скелета

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных

  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохожде-нием

  • микроскопическое строение костей

  • основные группы мышц тела человека

  • работа мышц: статическая и динамичес-кая

  • роль нервной системы в регуляции дея-тельности мышц





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости

  • узнавать типы мышечной ткани

  • оказывать первую помощь при травмах

  • уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани

  • обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

сустав, шов, надкостница,

гладкая, поперечнополосатая и сердечная мышечная ткань,

утомление, сколиоз,

плоскостопие,

на повышенном уровне:

мышцы-антагонисты,

мышцы-cинергетики,

геподинамия, лордоз,

кифоз, статическая и динамическая работа


Раздел 3. "Кровь. Кровообращение"

(6 часов)

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма

  • значение крови и кровообращения

  • состав крови

  • иммунитет

  • СПИД

  • группы крови

  • переливание крови

  • инфекционные заболевания и меры борь-бы с ними

  • органы кровообращения

  • строение сердца

  • круги кровообращения

  • виды кровотечений

  • предупреждение сердечно-сосудистных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма

  • свойства крови

  • состав плазмы

  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями

  • резус-фактор

  • донорство

  • виды иммунитета

  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете

  • особенности строения сосудов

  • работа сердца

  • движение крови по сосудам

  • кровяное давление

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов

  • лимфообращение


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках

  • определять пульс

  • оказывать первую помощь при кровотечениях

  • соблюдать правила общения с инфекционными больными

  • выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных

  • определять кровяное давление





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

внутренняя среда, плазма,

эритроциты, лейкоциты, свертывание крови, фагоцитоз,

иммунитет, вакцина, прививка,

группы крови, артерии, вены,

капилляры, большой круг кровообращения, малый круг кровообращения, предсердия,

желудочки, клапаны, автоматия сердца, капиллярное кровотечение, артериальное кровотечение, венозное кровотечение

на повышенном уровне:

тканевая жидкость, лимфа,

тромбоциты, фибриноген,

фибрин, иммунитет клеточный и гуморальный, тимус, донор,

изоантигены, гемоглобин,

лимфатическая система,

лимфатические узлы,

реципиент, кровяное давление,

инфаркт, инсульт



Раздел 4. "Дыхание" (5 часов)

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Лабораторный практикум:

лабораторные работы № 5 и № 6, №7"Микроскопическое строение крови человека и лягушки" , «Подсчет пульса в разных условиях», «Определение жизненной емкости легких»

Зачет № 2 по теме: «Кровь. Кровообращение. Дыхание»

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстри­рующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение дыхания

  • строение и функции органов дыхания

  • жизненная емкость легких

  • инфекционные болезни: грипп, туберкулез

  • гигиена органов дыхания

  • вредное влияние курения на органы дыхания

  • приемы искусственного дыхания

на повышенном уровне:

  • особенности строения дыхательных путей в связи с их функциями

  • дыхательные движения

  • газообмен в легких и тканях

  • нервно-гуморальную регуляцию дыхания

  • взаимосвязи органов дыхания с другими системами органов

  • охрана воздушной среды


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках и таблицах органы дыхания

  • владеть приемами искусственного дыхания




на повышенном уровне

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • выявлять факторы, вызывающие болезни органов дыхания


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

воздухоносные пути, плевра,

грипп, туберкулез,

жизненная емкость легких

на повышенном уровне

спирометр, легочное дыхание,

тканевое дыхание, эфизема легких, реанимация



Раздел 5. "Пищеварение" (6 часов)

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Лабораторный практикум:

лабораторные работы № 8 и № 9 «Действие ферментов слюны на крахмал,

желудочного сока на белки

"Составление пищевого рациона"

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • пищевые продукты

  • питательные вещества

  • строение и функции органов пищеварения

  • зубы, виды зубов

  • пищеварительные железы

  • всасывание

  • гигиена питания

  • предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на пище-варение

на повышенном уровне

  • методы изучения пищеварения

  • пищеварительные ферменты, их значение

  • внутреннее строение зуба

  • роль И.П. Павлова в изучении функций органов пищеварения

  • функции пищеварительных желез

  • регуляция процессов пищеварения





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на рисунках органы пищеварения

  • владеть приемами оказания первой помощи при отравлениях

на повышенном уровне:

  • обосновывать взаимосвязь строения с функциями

  • определять топографию органов пищеварения


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение, пищеварительные железы, зуб: коронка, шейка корень, резцы, клыки, большие и малые коренные, дизентерия,

холера

на повышенном уровне:

ферменты, аппендикс, лизоцим,

эмаль, дентин, пульпа,

пристеночное пищеварение,

фистула, гастрит,цирроз




Раздел 6. «Обмен веществ и энергии» - 4 часа

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Зачет № 3 по теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии»
В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика обмена веществ и энергии

  • пластический обмен, энергетический обмен и их значение

  • значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей

  • влияние никотина и алкоголя на обмен веществ

  • витамины

  • способы сохранения витаминов в пищевых продуктах

  • рациональное питание

  • режим питания школьников

на повышенном уровне

  • взаимосвязь пластического и энергетического обмена

  • обмен воды и минеральных солей

  • обмен органических веществ

  • роль витаминов в обмене веществ

  • нормы питания

учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять правила гигиены на практике

на повышенном уровне:

  • составлять суточный рацион питания





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

обмен веществ, пластический обмен, энергетический обмен,

витамины, авитаминоз, цинга,

рахит

на повышенном уровне:

гиповитаминоз, гипервитаминоз, гликоген,

бери-бери


Раздел 7. "Выделение. Кожа" (5 часов)

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Демонстрация модели почек.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение выделения

  • органы мочевыделительной системы

  • профилактика заболеваний почек

  • строение и функции кожи

  • роль кожи в терморегуляции

  • закаливание организма

  • первая помощь при поражении кожи

  • гигиенические требования к одежде и обуви

на повышенном уровне:

  • микроскопическое строение почек

  • образование первичной и вторичной мочи

  • взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями

  • механизм образования тепла


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать на рисунках органы мочевыделительной системы, слои и структурные элементы кожи

  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах

на повышенном уровне:

  • устанавливать связи функций

кожи с функциями кровеносной, выделительной и других систем органов

  • обосновывать гигиенические правила





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

почка: корковый и мозговой слой, почечная лоханка, эпидермис, дерма, гиподерма,пигменты, закаливание, терморегуляция,

на повышенном уровне:

нефрон, капсула и каналец нефрона, рецепторы,

меланин, альбинизм,

термический и химический ожоги


Раздел 8. "Эндокринная система" (3 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Зачет № 4 по теме: «Выделение. Кожа. Эндокринная система»

Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций в организме

на повышенном уровне:

  • отличие гуморальной регуляции функций в организме от нервной




учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • находить на таблице железы внутренней секреции

на повышенном уровне:

  • сравнивать гормоны, витамины и ферменты, как биологически активные ве-щества


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

гормоны, адреналин, инсулин, гормон роста, тироксин

на повышенном уровне

сахарный диабет, кретинизм,

микседема, базедова болезнь



Раздел 9. "Нервная система. Органы чувств"

(10 часов)

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Зачет № 5 по теме: «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность»

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • значение нервной системы

  • отделы нервной системы

  • строение и функции спинного мозга

  • строение и функции головного мозга

  • факторы, нарушающие функции нервной системы

  • органы чувств и их значение

  • строение и функции органов зрения и слуха

  • гигиена зрения

  • предупреждение нарушений слуха

на повышенном уровне:

  • особенности строения отделов нервной системы

  • особенности строения головного мозга в связи с социальным поведением

  • вегетативная и соматическая нервные системы

  • анализаторы

  • взаимодействие анализаторов

  • органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать на таблицах отделы нервной системы, части спинного и головного мозга

  • узнавать на моделях части органов зрения и слуха

на повышенном уровне:

  • составлять схемы зрительных и слуховых восприятий

  • объяснять соответствие строения органов и выполняемых ими функций


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

центральная нервная система,

периферическая нервная система, серое вещество,

белое вещество,

спиномозговая жидкость,

продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг,

промежуточный мозг, кора,

большие полушария головного мозга, белочная оболочка,

роговица, сосудистая оболочка,

радужка, зрачок, хрусталик,

стекловидное тело, сетчатка,

палочки, колбочки, дальнозоркость, близорукость,

барабанная перепонка,

слуховые косточки, слуховая труба, слуховые рецепторы

на повышенном уровне

чувствительные, вставочные и двигательные нейроны, вегетативные узлы,

симпатический отдел,

парасимпатический отдел,

мост, ядра, таламус,

гипоталамус, анализатор, желтое пятно, вестибулярный аппарат,

децибел, тактильные рецепторы

токсикомания, обонятельные рецепторы, вкусовые рецепторы


Раздел 10. "Поведение и психика"

( 7 часов)

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общая характеристика ВНД

  • характеристика условных и безусловных рефлексов

  • понятие о речи, мышлении, внимании, памяти, эмоциях как функциях мозга

  • значение сна

  • гигиена умственного и физического труда

  • режим дня школьника

  • вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на нервную систему

на повышенном уровне:

  • роль И. Сеченова и И. Павлова в создании учения о ВНД

  • образование и торможение условных рефлексов, их биологическое значение

  • социальная обусловленность поведения человека

  • изменение работоспособности в трудовом процессе

  • профилактика нервно-психических расстройств





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • применять упражнения по тренировке внимания и памяти

  • составлять режим дня школьника

на повышенном уровне:

  • сравнивать условные и безусловные рефлексы

  • вырабатывать условные рефлексы у домашних животных


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

поведение, мышление,

сон, сновидения, память,

воображение, мышление,

воля, эмоции, внимание,

работоспособность

на повышенном уровне

импринтинг, динамический стереотип, рассудочная деятельность, торможение,

явление доминанты, быстрый сон, медленный сон,

ощущения, восприятия,

динамический стереотип


Раздел 11. "Индивидуальное развитие организма"

(7 часов)

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.
В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • система органов размножения

  • оплодотворение и внутриутробное развитие

  • рождение ребенка

  • рост и развитие ребенка

  • характеристику подросткового периода

  • вредное влияние никотина, алкоголя и других факторов на потомство

на повышенном уровне:

  • основные этапы внутриутробного развития

  • периоды развития ребенка после рождения и их характеристика (физиологические и психические изменения)

  • условия правильного развития биосоциального существа



учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • выделять факторы, влияющие на здоровье потомства

на повышенном уровне:

  • составлять «кодекс» здорового образа жизни будущих родителей

термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

яичники, яйцеклетка, семенники, сперматозоиды,

половое размножение,

оплодотворение, матка,

плацента, пуповина, рост,

развитие

на повышенном уровне

эмбриональный период

плодный период

постэмбриональный период

акселерация, физиологическая зрелость, психологическая зрелость, социальная зрелость
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сунагатуллина...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 6 класса...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconРабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе
Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии...
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»....
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск