Скачать 0.97 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе:
(Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с. ), отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю);
в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2010,2011, 2012 г.г.) Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Задачи раздела «Человек» * обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
*развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков *воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО Структура документа Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, литература для учителя и учащихся. Особенности методики преподавания предмета Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности, к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 – М.: Вентана-Граф, 2010,2011, 2012 г.г. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать системы органов, органы и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. Формы контроля уровня достижений учащихся В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Качество и уровень знаний учащихся по биологии оценивается по пятибальной системе в соответствии с нормативными документами о единых критериях оценки уровня знаний учащихся: 5 - "отлично", 4 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 2 - "неудовлетворительно". Балл (от французского i"балл" - шар). Балл "5" ставится, когда ученик исчерпывающе знает всю тему, программный материал, усвоил его отлично, в пределах программы дает правильные уверенные и осознанные ответы, умеет пользоваться полученными знаниями, речь четкая, умеет делать выводы, связывает знания с жизнью, умеет обобщать и подводить итоги. Балл "4" ставится за хорошие знания программного материала, понимание и прочное его усвоение, за ответы на все вопросы - осознанно, знает терминологию. Выработаны умения и навыки использовать знания на практике. При выявлении знаний по курсу биологии допускает незначительные ошибки. Балл "3" ставится ученику за знание основного программного материала, умения их использовать с помощью учителя. Ученик допускает ошибки при изложении материала, речь не развита. Балл "2" выставляется за незнание большей части программного материала, в ответах грубые ошибки. Навыки и умения не развиты. Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" (7 часов) Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. Лабораторный практикум: лабораторные работы № 1 и № 2 "Каталитическая активность ферментов" "Ткани человека под микроскопом" Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека. Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов. Демонстрация схем систем органов человека. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 2. "Опорно-двигательная система" (8 часов) Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. Лабораторный практикум: лабораторные работы № 3 и № 4"Изучение спилов костей и позвонков" "Определение местоположения мышц и костей" Зачет № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опорно-двигательная система Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 3. "Кровь. Кровообращение" (6 часов) Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 4. "Дыхание" (5 часов) Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания. Лабораторный практикум: лабораторные работы № 5 и № 6, №7"Микроскопическое строение крови человека и лягушки" , «Подсчет пульса в разных условиях», «Определение жизненной емкости легких» Зачет № 2 по теме: «Кровь. Кровообращение. Дыхание» Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 5. "Пищеварение" (6 часов) Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. Лабораторный практикум: лабораторные работы № 8 и № 9 «Действие ферментов слюны на крахмал, желудочного сока на белки "Составление пищевого рациона" Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 6. «Обмен веществ и энергии» - 4 часа Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины. Зачет № 3 по теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии» В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 7. "Выделение. Кожа" (5 часов) Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Демонстрация модели почек. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 8. "Эндокринная система" (3 часа) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Зачет № 4 по теме: «Выделение. Кожа. Эндокринная система» Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 9. "Нервная система. Органы чувств" (10 часов) Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса. Зачет № 5 по теме: «Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятельность» Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 10. "Поведение и психика" ( 7 часов) Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 11. "Индивидуальное развитие организма" (7 часов) Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
|
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сунагатуллина... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 6 класса... Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского... | ||
Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии... Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена... Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».... | ||
Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса... Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования... | Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... |