Скачать 0.56 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе:
( Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с.), отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю).
в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. "Биология: животные" (М., изд. центр "Вентана - Граф",2010,2011,2012 г.г.). В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Задачи раздела обучения: * обучения: 1. создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
через лабораторные работы, экскурсии и видео-уроки
особое внимание уделить развитию у семиклассников информационной компетентности (умения находить необходимые сведения в тексте учебника и другой литературе, составлять план и конспект прочитанного через систему разнообразных заданий для работы с учебником, подготовку детьми сообщений и рефератов, межпредметные домашние задания 2. закрепить интерес к изучению биологии через разнообразные формы уроков 3. развивать творческие способности учеников через систему креативных заданий *развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: -продолжить развитие внимания, памяти, -особое внимание обратить на развитие мышления (способности производить анализ и синтез), -развивать стремление добиваться особых успехов, - продолжить формирование положительного отношения через учебный материал уроков *воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей (особое внимание обратить на воспитание у семиклассников желания охранять природу, продолжить развивать умение жить в коллективе) через учебный материал уроков, экскурсии, использование КСО Структура документа Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, литература для учителя и учащихся. Особенности методики преподавания предмета Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов, моделей, муляжей, коллекций, видеофильмов и др. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе. Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Количество часов, на которое рассчитана программа Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Данная рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов. Методы и формы обучения Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем; личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2010,2011,2012 г.г. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Формы контроля уровня достижений учащихся В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Качество и уровень знаний учащихся по биологии оценивается по пятибальной системе в соответствии с нормативными документами о единых критериях оценки уровня знаний учащихся: 5 - "отлично", 4 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 2 - "неудовлетворительно". Балл (от французского i"балл" - шар). Балл "5" ставится, когда ученик исчерпывающе знает всю тему, программный материал, усвоил его отлично, в пределах программы дает правильные уверенные и осознанные ответы, умеет пользоваться полученными знаниями, речь четкая, умеет делать выводы, связывает знания с жизнью, умеет обобщать и подводить итоги. Балл "4" ставится за хорошие знания программного материала, понимание и прочное его усвоение, за ответы на все вопросы - осознанно, знает терминологию. Выработаны умения и навыки использовать знания на практике. При выявлении знаний по курсу биологии допускает незначительные ошибки. Балл "3" ставится ученику за знание основного программного материала, умения их использовать с помощью учителя. Ученик допускает ошибки при изложении материала, речь не развита. Балл "2" выставляется за незнание большей части программного материала, в ответах грубые ошибки. Навыки и умения не развиты. Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел 1. "Общие сведения о животных" - 8 часов Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных. Основные систематические группы животных. Влияние человека на животных. Строение тела животных: клетка, ткани, органы и системы органов. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 2. "Простейшие" - 4 часа Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение саркодовых, жгутиконосцев и инфузорий. Лабораторная работа № 1 «Строение инфузории туфельки» Демонстрация микропрепаратов, простейших, таблиц, рисунков об одноклеточных. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 3. "Тип Кишечнополостные" - 4 часа Пресноводные и морские кишечнополостные: особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение. Контрольный урок по теме: «Простейшие и кишечнополостные» Демонстрация таблиц, рисунков с изображением строения кишечнополостных. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 4. "Черви" - 6 часов Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельность, многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей. Л. Р.№2 Знакомство со строением дождевого червя Л. Р.№3 Наблюдение за поведением дождевого червя – его передвижением, ответами на раздражение Л. Р. № 4 Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков Контрольный урок по теме: «Черви» Демонстрация живых или фиксированных дождевых червей, таблиц, рисунков о строении кольчецов, их разнообразии. Демонстрация таблицы, рисунков о разнообразии круглых червей, о развитии аскариды. Демонстрация таблиц, рисунков о строении различных видов плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 5. "Моллюски" - 5 часов Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин моллюсков» Демонстрация раковин брюхоногих, двустворчатых моллюсков, таблиц, рисунков о строении моллюсков, их разнообразии. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 6. "Тип Членистоногие" - 7 часов Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение ракообразных, паукообразных и насекомых Л. Р. № 5 «Изучение внешнего строения черного таракана (жука, комнатной мухи)» Контрольный урок по теме: «Моллюски. Членистоногие» Демонстрация коллекций членистоногих, таблиц, рисунков о ракообразных, паукообразных, насекомых. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 7. "Тип Хордовые" - 30 часов а) Ланцетник - низшее хордовое. Рыбы: внешнее и внутреннее строение, особенности размножения, основные систематические группы, промысловые рыбы: рациональное использование и охрана. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
б) Земноводные: места обитания и внешнее строение, внутреннее строение, годовой цикл жизни земноводных, их происхождение, многообразие и значение. Демонстрация таблиц, рисунков с изображением схемы строения лягушки, многообразия земноводных. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
в) Пресмыкающиеся: особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие и значение. Вымершие пресмыкающиеся. Л. Р. № 6 «Внешнее строение рыб» Л. Р. № 7 «Изучение внутреннего строения рыб» Л. Р. № 8 «Изучение внешнего строения лягушки» Л. Р. № 9 «Изучение внутреннего строения лягушки» Л. Р. № 10 «Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки» Контрольный урок по теме: «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся» Демонстрация таблиц, рисунков о строении пресмыкающихся, их многообразия. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
г) Птицы: среда обитания, внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц, многообразие и значение птиц, их охрана. Л.Р. № 11 «Изучение внешнего строения птицы» Л.Р.№ 12 «Строение скелета птиц» Контрольный урок по теме: «Птицы» Демонстрация живых птиц, чучел, таблиц, рисунков о строении птиц, их разнообразии. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
д) Млекопитающие: внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие, происхождение, многообразие, экологические группы и значение млекопитающих. Л.Р. № 13 «Изучение внутреннего и внешнего строения млекопитающих» Контрольный урок по теме «Млекопитающие» Демонстрация чучел зверей, таблиц, рисунков о строении млекопитающих и их разнообразии, скелета. В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 8. "Развитие животного мира на Земле" –4 часов Доказательства и причина эволюции животного мира, основные этапы развития животного мира на Земле. Экскурсия на водоем: «Наблюдение за рыбами и лягушками» Экскурсия в парк: «Знакомство с птицами» В соответствии со стандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
|
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сунагатуллина... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 6 класса... Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского... | ||
Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии... Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена... Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».... | ||
Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса... Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования... | Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... |