Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе





НазваниеПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе
страница1/8
Дата публикации29.06.2014
Размер1.01 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена

на основе:

  • Программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой

(Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с. ), отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю);

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ;

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений КБР;

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. №1089.

  • Примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 19 декабря 2012 г. №1067, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

в соответствии с альтернативным учебником,

допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2009г., 2010 г., 2011 г.
Изучение биологии направлено на достижение

cледующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за




  • биологическими объектами, биологические эксперименты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни



Задачи раздела «Основы общей биологии»
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

    1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и

индивидуальные образовательные маршруты учеников

    1. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

    2. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Структура документа
Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, литература для учителя и учащихся.
Особенности методики преподавания предмета

Программа курса включает в себя полностью во­просы программы общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возраст­ными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных ра­бот, демонстрации, экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологиче­ского образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися те­оретических и прикладных основ общей биологии. В ней на­шли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед био­логической наукой, решение, которых направлено на сохране­ние окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» основывается на знани­ях учащихся, полученных при изучении биологических дис­циплин в основной школе по общеобразовательным програм­мам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобре­тенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

Для повышения образовательного уровня и получения на­выков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лаборатор­ных работ, которые проводятся после подробного инструкта­жа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности, к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Биология. Основы общей биологии 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 – М.: Вентана-Граф, 2012

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Лес и водоем как пример экосиситемы», «Парк как пример искусственного биогеоценоза»

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). В программе сформулированы основные понятия, требо­вания к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.

Количество часов, на которое рассчитана программа
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Данная рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов.
Методы и формы обучения
Учитывая возрастные особенности учащихся в 9 классе, в целях формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету, основных учебных и внеучебных компетенций изучение данного курса предполагает использование активных и интерактивных форм и методов обучения:

  • игровые технологии;

  • групповая работа;

  • лабораторная работа;

  • тестирование;

  • презентация проектов и творческих работ;

  • «мозговой штурм»;

  • экскурсии

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметные интегрированные уроки.

Для естественнонаучного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.

Особое внимание на уроках уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной осуществляется работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические аспекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Формы контроля уровня достижений учащихся
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Качество и уровень знаний учащихся по биологии оценивается по пятибальной системе в соответствии с нормативными документами о единых критериях оценки уровня знаний учащихся: 5 - "отлично", 4 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 2 - "неудовлетворительно". Балл (от французского i"балл" - шар).

Балл "5" ставится, когда ученик исчерпывающе знает всю тему, про­граммный материал, усвоил его отлично, в пределах программы дает пра­вильные уверенные и осознанные ответы, умеет пользоваться получен­ными знаниями, речь четкая, умеет делать выводы, связывает знания с жизнью, умеет обобщать и подводить ито­ги.

Балл "4" ставится за хорошие знания программного материала, пони­мание и прочное его усвоение, за ответы на все вопросы - осознанно, зна­ет терминологию. Выработаны умения и навыки использовать знания на практике. При выявлении знаний по курсу биологии до­пускает незначительные ошибки.

Балл "3" ставится ученику за знание основного программного мате­риала, умения их использовать с помощью учителя. Ученик допускает ошибки при изложении материала, речь не разви­та.

Балл "2" выставляется за незнание большей части программного мате­риала, в ответах грубые ошибки. Навыки и умения не развиты.


Учебно-тематический план


темы

Название раздел

Количество часов

1

Введение

4

2

Основы цитологии

10

3

Организм, его свойства и развитие

5

4

Основы генетики

9

5

Основы селекции

4

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

6

7

Эволюционное учение

10

8

Происхождение человека

6

9

Основы экологии

14

ИТОГО

68

Лабораторные работы

6

Зачеты

4

Экскурсии

2


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение - 4 часа.

Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.

Экскурсия№1 Биологическое разнообразие вокруг нас

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • общие свойства живого

  • многообразие форм жизни

  • уровни организации живой природы

на повышенном уровне:

  • причинно-следственные связи в возникновении многообразия живого мира на Земле


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • объяснять значение биологических знаний для современного человека

  • давать характеристику уровням организации живой природы

на повышенном уровне:

  • доказывать, что любой организм – это биосистема


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

самовоспроизведение,

автотрофы, гетеротрофы,

рост, развитие, биосистема,

уровни организации жизни

на повышенном уровне:

гидробионты, аэробионты,

террабионты, педобионты,

эндобионты


Раздел 1 «Основы цитологии» - 10 часов.

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).

Строение клетки: строение и функции основных компонентов.

Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.

Лаб. раб. №1«Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток»

Зачет№1 по теме «Основы учения о клетке»

Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства свето­вого и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.

Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органои­дов растительной и животной клетки. Микропрепараты кле­ток растений, животных и грибов.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органи­ческих соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. За­коны термодинамики.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать


на базовом уровне:

  • основные положения клеточной теории

  • химическая организация клетки: строение и функции воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ

  • строение и функции основных органоидов клетки

  • особенности клеток про- и эукариот

  • сущность пластического и энергетического обмена веществ

  • сущность биосинтеза белка

  • фотосинтез, его значение

на повышенном уровне:

  • историю развития учения о клетке

  • строение и функции НАДФ

  • взаимосвязи строения и функций органоидов клетки

  • сходства и различия у растительной, животной и грибной клеток

  • этапы энергетического и пластического обмена

  • свойства генетического кода


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться цитологической терминологией

  • характеризовать основные положения клеточной теории

  • объяснять роль химических веществ в жизни клетки

  • пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты

  • рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом

  • читать схематичные рисунки, схемы процессов, воспроизводить их




на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток

  • находить взаимосвязь между строением и функциями

  • делать выводы о клетке как структурной и функциональной единице

  • находить и объяснять причины внутриклеточных превращений веществ

  • применять знания и умения по химии для объяснения протекающих в клетках процессов

  • уметь объяснять наблюдаемые явления и процессы


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

углеводы, липиды,

белки, фермент, мономер,

полимер, ДНК, нуклеотид,

комплементарность, РНК (т-РНК, и-РНК, р-РНК), АТФ, мембрана, цитоплазма, ядро, рибосома, митохондрии,

ЭПС, аппарат Гольджи,

лизосомы, пластиды,

ассимиляция, диссимиляция, фотосинтез,

транскрипция, трансляция,

биосинтез, ген, генетический код, триплет

на повышенном уровне:

репликация, микротрубочки,

матричный синтез,

метаболизм,

катаболизм,

анаболизм,

строма,

грана,

тилакоид,

ламелла



Раздел 2 «Организм, его свойства и развитие» - 5 часов.

Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.

Лаб. лаб. №2 «Изучение микропрепаратов делящихся клеток»Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воз­действий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия упо­требления алкоголя, наркотиков и табака на характер разви­тия признаков и свойств у потомства.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана при­роды от воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение. Законы Ньютона. Сила упругости, сила трения. Электромагнитное поле. Ионизирующее излуче­ние, понятие о дозе излучения и биологической защите.


В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • формы размножения организмов: бесполое и половое

  • способы деления клеток

  • фазы митоза

  • видовое постоянство числа хромосом

  • диплоидный и гаплоидный набор хромосом

  • биологическое значение митоза и мейоза

  • оплодотворение

  • развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла

  • постэмбриональное развитие: прямое и непрямое

на повышенном уровне:


  • фазы мейоза

  • сравнительная характеристика митоза и мейоза

  • зародышевые листки и органогенез





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться терминологией

  • определять на микропрепарате и характеризовать фазы митоза

на повышенном уровне:

  • давать сравнительную характеристику процессам митоза и мейоза

  • раскрывать причины постоянства числа хромосом (устанавливать причинно-следственные связи)





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

вегетативное размножение,

спора, почкование, половое размножение, яйцеклетка,

сперматозоид, гамета,

зигота, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, клеточный цикл,

митоз, мейоз, интерфаза,

профаза, метафаза, анафаза,

телофаза, онтогенез,

эмбриональное развитие,

постэмбриональное развитие

на повышенном уровне:

конъюгация,

партеногенез,

овогенез,

сперматогенез,

кроссинговер


Раздел 3 «Основы генетики» - 9 часов

Основные понятия генетики.

Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.

Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Лабораторная работа№3 «Решение генетических задач»

Лабораторная работа№4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида( или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях». Изучение изменчивости у организмов»

Зачет№2 по теме «Основы генетики»

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана при­роды от воздействия отходов химических производств. Орга­ническая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискрет­ность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • генетическую символику и терминологию

  • законы Менделя

  • схемы скрещивания

  • хромосомное определение пола

  • особенности изучения наследственности человека

  • модификационную и мутационную изменчивость, их причины

  • значение генетики для медицины и здравоохранения

на повышенном уровне:


  • цитогенетическое обоснование законов Г. Менделя

  • причины отклонения от них (закон Т. Моргана)

  • хромосомную теорию наследственности

  • взаимодействие генотипа и среды при формировании признака

  • норма реакции

  • взаимосвязь наследственности и изменчивости в процессе эволюции

  • закон гомологических рядов


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • характеризовать методы и законы наследственности

  • решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание

  • строить вариационный ряд и вариационную кривую

на повышенном уровне:

  • находить причинно-следственные связи в генетических явлениях

  • сравнивать генотипы и фенотипы, гомо- и гетерозигот, модификационную и мутационную изменчивость

  • объяснять генетические законы с позиций цитологии

  • определять сферу действия генетических законов применительно к конкретной ситуации

  • обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения природной среды мутагенами

  • решать задачи на наследование, сцепленное с полом и группы крови


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип, аллельные гены

альтернативные признаки, гомологичные хромосомы, гомозиготная и гетерозиготная особи

доминантный и рецессивный признаки, моногибридное и дигибридное

скрещивание, гибрид, модификация, вариационный ряд,

вариационная кривая,

мутация, мутагенный фактор

на повышенном уровне:

неполное доминирование,

анализирующее скрещивание,

сцепленное наследование,

взаимодействие генов,

полимерия,

цитоплазматическая наследственность,

норма реакции,

хромосомные мутации,

генные мутации,

геномные мутации



Раздел 4 «Основы селекции» - 4 часа.

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.

Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.

В соответствии со cтандартом

биологического образования учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • основные методы селекции растений: гибридизация и отбор (массовый и индивидуальный)

  • основные методы селекции животных: родственное и неродственное скрещивание

  • что такое биотехнология

на повышенном уровне:

  • учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

  • полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез

  • основные местные сорта и породы

  • методы работы И. В. Мичурина

  • основные направления развития биотехнологии


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться научной терминологией

  • характеризовать основные методы селекции, приводить примеры



на повышенном уровне:

  • применять знания законов наследственности и изменчивости для обоснования выбора методов селекции

  • раскрывать практическую значимость генетических законов в народном хозяйстве и на этой основе обосновывать развитие биотехнологии


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

сорт, порода, гибридизация,

индивидуальный отбор,

массовый отбор,

биотехнология

на повышенном уровне:

чистая линия, инбридинг,

аутбридинг, гетерозис,

полиплоидия, мутагенез,

генная инженерия, клоновая селекция




  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сунагатуллина...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 6 класса...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе
Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconРабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна...
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе
Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии...
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена...
Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы»....
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconРабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса...
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального...
Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе iconРабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск