Скачать 1.01 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:
(Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 176 с. ), отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся, рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю);
в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2009г., 2010 г., 2011 г. Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:
Задачи раздела «Основы общей биологии» Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
индивидуальные образовательные маршруты учеников
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели. Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих). Структура документа Программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, литература для учителя и учащихся. Особенности методики преподавания предмета Программа курса включает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстрации, экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение, которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основной школе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности, к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Биология. Основы общей биологии 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1,2 – М.: Вентана-Граф, 2012 Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Лес и водоем как пример экосиситемы», «Парк как пример искусственного биогеоценоза» В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации. Количество часов, на которое рассчитана программа Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Данная рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов. Методы и формы обучения Учитывая возрастные особенности учащихся в 9 классе, в целях формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету, основных учебных и внеучебных компетенций изучение данного курса предполагает использование активных и интерактивных форм и методов обучения:
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметные интегрированные уроки. Для естественнонаучного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. Особое внимание на уроках уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной осуществляется работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические аспекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. Формы контроля уровня достижений учащихся В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Качество и уровень знаний учащихся по биологии оценивается по пятибальной системе в соответствии с нормативными документами о единых критериях оценки уровня знаний учащихся: 5 - "отлично", 4 - "хорошо", 3 - "удовлетворительно", 2 - "неудовлетворительно". Балл (от французского i"балл" - шар). Балл "5" ставится, когда ученик исчерпывающе знает всю тему, программный материал, усвоил его отлично, в пределах программы дает правильные уверенные и осознанные ответы, умеет пользоваться полученными знаниями, речь четкая, умеет делать выводы, связывает знания с жизнью, умеет обобщать и подводить итоги. Балл "4" ставится за хорошие знания программного материала, понимание и прочное его усвоение, за ответы на все вопросы - осознанно, знает терминологию. Выработаны умения и навыки использовать знания на практике. При выявлении знаний по курсу биологии допускает незначительные ошибки. Балл "3" ставится ученику за знание основного программного материала, умения их использовать с помощью учителя. Ученик допускает ошибки при изложении материала, речь не развита. Балл "2" выставляется за незнание большей части программного материала, в ответах грубые ошибки. Навыки и умения не развиты. Учебно-тематический план
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Введение - 4 часа. Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Экскурсия№1 Биологическое разнообразие вокруг нас В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 1 «Основы цитологии» - 10 часов. Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке). Строение клетки: строение и функции основных компонентов. Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез. Лаб. раб. №1«Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток» Зачет№1 по теме «Основы учения о клетке» Демонстрация. Объемные модели структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид). Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Демонстрация. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клетки. Микропрепараты клеток растений, животных и грибов. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 2 «Организм, его свойства и развитие» - 5 часов. Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Лаб. лаб. №2 «Изучение микропрепаратов делящихся клеток»Демонстрация. Фотографии, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов. Схемы и статистические таблицы, демонстрирующие последствия употребления алкоголя, наркотиков и табака на характер развития признаков и свойств у потомства. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Механическое движение. Законы Ньютона. Сила упругости, сила трения. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 3 «Основы генетики» - 9 часов Основные понятия генетики. Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Лабораторная работа№3 «Решение генетических задач» Лабораторная работа№4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида( или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях». Изучение изменчивости у организмов» Зачет№2 по теме «Основы генетики» Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости. Демонстрация. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Статический характер законов молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
Раздел 4 «Основы селекции» - 4 часа. Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Клеточная инженерия. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология. В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
учащиеся должны уметь
термины и понятия, которые необходимо знать
|
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сунагатуллина... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 6 класса... Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского... | ||
Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии... Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена... Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».... | ||
Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса... Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования... | Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... |