Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю)





Скачать 124.74 Kb.
НазваниеПрограмма к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю)
Дата публикации18.08.2014
Размер124.74 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
БИО 9

Авторская программа к учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Черновой

«Основы общей биологии»

9 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

Авторы: И.Н. Пономарева, ИМ. Чернова

Из Сборника «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы» / Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.
Пояснительная записка
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии» , экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. В программе лабораторные работы и экскурсии, отмеченные светлым курсивом, учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей школы и особенностей местных условий.

Учителя, опираясь на свой творческий опыт, могут широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.

Распределение времени на изучение тем указано ориентировочно, оно может быть изменено по желанию учителя в зависимости от подготовленности учащихся.
1. Введение в основы общей биологии (4 ч)
Биология — наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
2. Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7. Учение об эволюции (N ч)
Идея развития органического мира в биологии.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.

Экскурсии. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. Борьба за существование в природе.
8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
9. Основы экологии (12ч)
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.

Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места.

Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
10. Заключение (1 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Планирование курса

Примерное поурочно-тематическое планирование

Тема программы

(количество часов)

Тема урока

Лабораторные работы

Сроки по

плану

Дата по

факту

1. Введение в основы общей биологии (4 ч)

1.Биология — наука о живом мире.

2.Общие свойства живых организмов.

3.Многообразие форм живых организмов.











2. Основы учения

о клетке (10 ч)

5.Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

6.Химический состав клетки.

7.Белки и нуклеиновые кислоты.

8.Строение клетки.

9.Органоиды клетки и их функции.

10.Обмен веществ — основа существования клетки.

11.Биосинтез белков в живой клетке.

12.Биосинтез углеводов — фотосинтез.

13.Обеспечение клетки энергией.

14.Обобщающий урок «Подведем итоги».

+







3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

15.Размножение организмов.

16.Деление клетки. Митоз.

17.Образование половых клеток. Мейоз.

18.Индивидуальное развитие организмов — онтогенез.

19.Обобщающий урок «Подведем итоги».


+








4.Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)

20.Наука генетика. Из истории развития генетики.

21.Основные понятия генетики.

22.Генетические опыты Г. Менделя.

23.Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

24.Сцепленное наследование генов и кроссинговер.

25.Взаимодействие генов и их множественное действие.

26.Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом.

27.Наследственная (генотипическая) изменчивость.

28.Другие типы изменчивости.

29.Наследственные болезни человека.

30.Обобщающий урок «Подведем итоги».


+

+







5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

(5 ч)

31.Генетические основы селекции организмов.

32.Особенности селекции растений.

33.Центры многообразия происхождения культурных растений.

34.Особенности селекции животных.

35.Основные направления селекции микроорганизмов.










6.Происхождение жизни и развитие

органического мира

(5 ч)


36.Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

37.Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

38.Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

39.Этапы развития жизни на Земле.

40.Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни (или экскурсия «История живой природы местного региона»).










7. Учение об эволюции (12ч)

41.Идея развития органического мира в биологии.

42.Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

43.Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор.

44.Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.

45.Современные представления об эволюции органического мира.

46.Вид, его критерии и структура.

47. Процесс образования видов — видообразование.

48.Макроэволюция — результат микро-эволюций.

49.Основные направления эволюции.

50.Основные закономерности эволюции.

51.Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.


+







8.Происхождение человека (антропогенез) (6ч)

52.Место человека в системе органического мира.

53.Доказательства эволюционного происхождения человека.

54.Этапы эволюции вида Человек разумный.

55.Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

56.Человеческие расы, их родство и происхождение.

57.Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.










9. Основы экологии

(12 ч)

58.Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

59.Закономерности действия факторов среды на организмы.

60.Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

61.Биотические связи в природе.

62.Популяции как форма существования видов в природе.

63.Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

64.Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

65.Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере.

66.Развитие и смена биогеоценозов.

67.Основные законы устойчивости живой природы.

68.Рациональное использование природы и ее охрана.

69.Экскурсия № 2.



+







10. Заключение(1ч)

70. Заключение по курсу «Основы общей биологии».










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconПланирование уроков курса «Биология» 9 класс. Количество часов на год: 68, в неделю: 2
Основы общей биологии: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Под ред проф. Пономаревой И. Н., М: Вентана-Граф. Изд....
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по биологии 9 класс
«Основы общей биологии» автор Пономарёва И. Н в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программы курса «Основы общей биологии» для 9-го класса авторов Пономаревой И. Н., Черновой Н. М // Биология в основной школе: Программы....
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по биологии в 7 классе по программе для общеобразовательных...
По учебнику «Биология. Животные. 7 класс» под редакцией В. В. Латюшина, В. А. Шапкина
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по литературе для 8-9 классов составлена на основе...
В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
Бучение основам безопасности жизнедеятельности (обж) в объёме 0,5 часа в неделю. На изучение основ безопасности жизнедеятельности...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconПономаревой И. Н., Кучменко В. С., Корниловой О. А., Драгомилова...
Рабочая программа разработана на основании Примерной программы по биологии и авторской программы Пономаревой И. Н., Кучменко В. С.,...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по биологии 6 класс
В соответствии с учебным планом школы в 2013-2014 учебном году на изучение биологии в 6 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятия по классу скрипки в дмш №8 проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами: 1-й, 2-й, 3-й и 4-й классы -2...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по биологии в 7-м классе
Брянской области на 2014/15 учебный год», программы «Природоведение. Биология. Экология 5-11 классы», авторов В. М. Константинова,...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всего 170 часов; в неделю 5 часов (3 часа в неделю алгебры, итого 102часов; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов)
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по биологии для 7 класса основное общее образование
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по технологии ( обслуживающий труд) с 5 по 8 класс
Всего 68 часов, в неделю 2 часа по базисному плану сокращено 1 час в неделю 34 часа в год
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 11 класс
Программа предназначена для изучения биологии в течение двух лет и рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю (136 часов)
Программа к учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, Н. М. Черновой «Основы общей биологии» 9 класс (70 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск