Рабочая программа по биологии 6 класс





Скачать 314.32 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии 6 класс
страница1/2
Дата публикации28.03.2015
Размер314.32 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


6класс, биология

МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа

_____________________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ

Директор школы__________С.В.Юдина.

«_____»_____________________________2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО биологии
6 класс

2014-2015учебный год

Пояснительная записка
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю) из федерального компонента и может быть выделено 35 часов (1 час в неделю) за счет компонента образовательного учреждения вариативной части учебного плана для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности. В соответствии с учебным планом школы в 2013-2014 учебном году на изучение биологии в 6 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).

Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебником, созданных под руководством В.В.Пасечника/ автор – составитель Г.М. Пальдяева М.: «Дрофа», 2010. За основу взята авторская программа, рассчитанная на 70 часов в год с сокращением на 2 часа (с 35 до 34 учебных недель в год).

В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Рабочая программа полностью отражает содержание «Программы основного общего образования по биологии», с дополнениями не превышающими требования уровня и подготовки обучающихся.

При реализации данной рабочей программы используются следующие учебно-методическая литература:

- В.В.Пасечник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения», М.: Дрофа», 2006.

- В.В.Пасечник, Т.А. Снисаренко «Рабочая тетрадь: Бактерии. Грибы. Растения», М.: Дрофа, 2006.
Курс «Биология с элементами краеведения» предназначен для обучения учащихся 6 класса основной школы.

Цель курса – дать учащимся базовые знания об экологическом и систематическом разнообразии растений, грибов, лишайников и бактерий с учетом биоразнообразия Московской области.

Задачи курса:

  • формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений, грибов, лишайников, бактерий;

  • выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;

  • раскрытие значения растений, грибов, лишайников и бактерий в природе Московского региона и жизни человека;

  • развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений.

  • привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы, в том числе при изучении природы родного края.

  • воспитание позитивного ценностного отношения к природе, как к общечеловеческому достоянию.

Актуальность программы обусловлена противоречием между растущим интересом учащихся к природе родного края, необходимостью реализации компетентностно - ориентированного подхода в преподавании биологии и сложностями решения данных задач в рамках имеющихся программ, предусмотренных прежним базисным учебным планом (БУП-1998).

Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии с использованием материалов, накопленных учащимися города и школы, а также в широком использовании таких форм обучения, как доклады и сообщения, подготовка фотоальбомов, обсуждение сообщений, что повышает интерес к учебе и проектной деятельности и способствует формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся. Краеведение в тематическом планировании представлено в виде модуля в 3 триместре.

Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.
Ресурсная база для реализации программы включает:

  1. Информационные технологии с применением мультимедийных средств, в том числе Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов. – Сентедре (Венгрия): РЭЦ, 2005.

  2. Дополнительную литературу:

    1. Город Домодедово, экология и будущее. Сборник статей участников 5-й городской экологической конференции. // Администрация города Домодедово, Городской комитет образования, МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр». – Домодедово. 2005.

    2. Город Домодедово, экология и будущее. Сборник статей участников 6-й городской экологической конференции. // Администрация города Домодедово, Городской комитет образования, МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр». – Домодедово. 2006.

    3. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие. / Авт.-сост. Ю.В. Козлова, В.В. Ярошенко.- М.:ТЦ Сфера, 2007.

    4. Экология Подмосковья: Энциклопедическое пособие. – 5-е изд. М. Современные тетради, 2005.

  3. Краеведческий материал, накопленный учащимися школы – участниками экологических олимпиад, в том числе следующие:

    1. Лазарева Д. Экологическая оценка состояния реки Гнилуши (2013 год).

Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру.

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся: - выписывание в тетрадь основных терминов и понятий;

  • работа с иллюстрацией учебника;

  • парная и групповая работа при выполнении лабораторных и практических заданий;

  • индивидуальные доклады и сообщения, в том числе подготовка презентаций, фотоальбомов и виртуальных экскурсий по имеющимся материалам и с использованием близлежащих природных объектов;

  • проведение викторин и опросов;

  • заполнение рабочей тетради по материалу, приведенному в учебнике и самостоятельно.

Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:

  • устный ответ учащегося у доски (рассказ на заданную тему);

  • решение биологической задачи (устно или письменно);

  • коллективное заполнение таблицы или схемы на доске;

  • устный ответ с указанием частей растения на таблице;

  • письменный ответ с указанием частей на рисунке;

  • индивидуальные сообщения учащихся (доклад, реферат, результаты опыта, презентация и т.д.

  • самостоятельное заполнение рабочей тетради;

  • письменный биологический диктант по терминам;

  • творческий отчет по экскурсии.

Основное содержание

6 класс Бактерии. Грибы. Растения

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

■ Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Московской области.

■ Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Домодедовского района.

Ведение дневника наблюдений.

РАЗДЕЛ 1 Клеточное строение организмов (5 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

■ Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

РАЗДЕЛ 2 Царство Бактерии (3 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

РАЗДЕЛ 3 Царство Грибы (4 часа)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Московской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Московской области и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе Московской области и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

■ Лабораторные работы

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

РАЗДЕЛ 4 Царство Растения (8 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений Московской области.

Основные группы растений Московской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей Московской области. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов Московской области. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана в Московской области.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных Московской области, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие растений Московской области. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

■ Лабораторные работы

Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

РАЗДЕЛ 5 Строение и многообразие покрытосеменных растений

(16 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Московского региона. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия растений Московской области.

Плоды растений Московской области и их классификация. Распространение плодов и семян растений Московской области.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа, макро - и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

■ Лабораторные работы

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Изучение строения цветка.

РАЗДЕЛ 6 Жизнь растений (15 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян растений Московской области, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крах мала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

■ Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

■ Экскурсия

Зимние явления в жизни растений Московской области.

РАЗДЕЛ 7 Классификация растений (7 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий (Московская область).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных (Московская область).

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

■ Лабораторная работа

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

■ Экскурсия

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

РАЗДЕЛ 8 Природные сообщества (6 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений на примере Московской области.

Взаимосвязь растений с другими организмами в Московской области. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества в Московской области и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества Московской области и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

■ Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

■ Экскурсия

Природное сообщество на примере Московской области и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Московской области.

РАЗДЕЛ 9 Развитие растительного мира (2 часа)

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 6 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 6 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 9 б класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 9 б класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 7 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии 7 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена учителем биологии Комаровой М.Д.
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа основного общего образования по биологии 7 класс...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса рабочая программа основного...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»
Рабочая программа по Биологии 9 класс «Общие закономерности»С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонов, Н. И. Сонин составлена...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии ( 6 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта. Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 11 а класс
Рабочая программа учебного курса по биологии для 11А класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс епифановой татьяны михайловны,...
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс составлена на основе «Обязательного минимума содержания основного общего образования...
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии, 7 класс
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа По биологии Класс: 7
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по биологии 6 класс iconРабочая программа по биологии 7 класс
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск