Скачать 68.06 Kb.
|
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 8 Приволжского района г.Казани» «Утверждено» на методическом совете ДМШ № 8 Приволжского района города Казани ________________________2009 года Директор Карманова Г.Г. Учебная образовательная программа по классу струнно-смычковых инструментов. (скрипка) Срок реализации 7 лет Возраст обучающихся 6-15 лет Составитель: Ахметгалеева Надия Дамировна руководитель школьного методического объединения по классу струнно-смычковых инструментов Пояснительная записка к рабочей программе по специальности струнно-смычковые инструменты. (скрипка) Занятия по классу скрипки в ДМШ № 8 проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами:1-й, 2-й, 3-й и 4-й классы -2 часа в неделю, 5-й и 6-й классы - 2 часа в неделю, 7-й класс -3 часа в неделю, 8-й класс -2 часа в неделю. Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных классах. Основной формой учебной и воспитательной работы в классе скрипке является урок, проводимый в форме индивидуальных занятий с учеником. Педагог за время обучения должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара ДМШ, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбору по слуху, игры в различных ансамблях. Развивать у детей художественный вкус. Следуя традиционному принципу учреждений дополнительного образования - принципу доступности, массовости обучения ,класс скрипки ДМШ № 8 охватывает большое число детей разноодаренных, различной степени подготовленности, представителей большинства социальных групп населения. Исходя из этого можно выявить два основных направления педагогической деятельности в рамках существующей системы музыкального образования: 1.Выявление наиболее одаренных в музыкальном отношении детей и их профессиональная ориентация; 2.Приобщение средне и слабо одаренных учащихся к музыкальному наследию, формирование активных слушателей музыки. Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. В своей работе с учеником, педагог должен учитывать, что часть произведений предназначена для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные для работы в классе или ознакомления. Исходя из данного аспекта, педагог может устанавливать степень завершенности исполнения того или иного произведения. Контроль и учет успеваемости. Успеваемость учащихся по специальности учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, зачётах и т.д. В октябре учащиеся 3-7-ых классов сдают технический зачет; в декабре учащиеся 2-6-ых классов сдают художественный зачет; в феврале проводятся контрольные уроки по технике для 3-6 классов; в конце года учащиеся 1-6 классов сдают переводной экзамен; учащиеся 7-го класса в декабре и марте выступают на прослушиваниях выпускников и сдают выпускной экзамен в конце года. 8-й класс является предпрофильным классом перед поступлением в ССУЗы. Все экзамены, зачеты, контрольные уроки оцениваются отметкой по пятибальной системе. В конце каждого года обучения проводится концерт отдела и концерты класса. Подготовительный класс. Прием детей с 5 лет. Главная задача педагога привить навыки постановки рук и корпуса. До инструментальный период включает в себя различные упражнения и игры подготавливающие ребенка к освоению правильной постановки скрипача. Изучение нотной грамоты происходит одновременно с освоением небольших пьес. За год ученик должен пройти 10-20 небольших произведений, освоить игру по открытым струнам и игру щипком. Примеры экзаменационных программ: 1. Захарьина Колыбельная. Магиденко Петушок. 2. Как под горкой р.н.п. Скок, скок, поскок 3. Мухамедов Елочка Филиппенко Цыплятки 1-й класс. В течении года необходимо пройти: мажорные и минорные гаммы от открытых струн в одну октаву,6-8 этюдов,8-10 пьес. Освоение простейших видов штрихов: деташе целым смычком и его частями, легато по 2-4. Примеры экзаменационных программ: 1. Моцарт Аллегретто Савка и Гришка 2. Филлипенко Цыплятки Потоловский Охотник 3. Шаяру обр. Монасыпова. Калинников Журавель. 2-й класс. В течение года необходимо пройти: 4 мажорных и минорных гаммы и арпеджио, 6-8 этюдов, 7-8 пьес, 1 произведение крупной формы. Дальнейшая работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением. Знакомство с позициями. Примеры экзаменационных программ: 1. Бакланова Романс Бакланова Хоровод 2. Пёрсел Ария Качурбина Мишка с куклой 3. Ридинг Концерт 1 часть 3-й класс. В течение года необходимо пройти:4 мажорных и минорных гаммы и арпеджио в позициях или с переходами,6-8 этюдов,6-7 пьес различного характера,1-2 произведения крупной формы. Примеры экзаменационных программ: 1. Бакланова Мазурка Багиров Романс 2. Ниязи Колыбельная Комаровский Вперегонки 3. Ридинг Концерт 3 часть 4-й класс. В течение года необходимо пройти:4 мажорных и минорных гаммы и арпеджио с переходами в позиции,6-8 этюдов на различные виды техники ,6-8 пьес,1-2 произведения крупной формы. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, дубль-штрих, стаккато. Примеры экзаменационных программ: 1. Чайковский Старинная французская песенка Шостакович Шарманка 2. Бах Марш Кабалевский Клоуны 3. Бакланова Сонатина. 5-й класс. В течение года необходимо пройти: 4 гаммы, арпеджио с обрашениями,7-8 этюдов,5-6 пьес,1-2 произведения крупной формы. Освоение более высоких позиций. Двойные ноты в первых трех позициях. Примеры экзаменационных программ: 1. Мари Ария в старинном стиле Леви Тарантела 2. Шостакович Грустная песенка Дженкинсон Танец 3. Данкля Вариации 6-й класс. В течение года необходимо пройти: мажорные и минорные 3-х октавные гаммы, арпеджио с обращениями,7-8 этюдов,6-8 пьес,1-2 произведения крупной формы. Развитие беглости, соединение позиций, трели, двойные ноты, аккорды, флажолеты. Примеры экзаменационных программ: 1. Еникеев Ариетта Бом Непрерывное движение 2. Перголези Сицилиана Рубенштейн Прялка 3. Вивальди Концерт Ля минор 3 часть. 7-й класс. В течение года необходимо пройти: мажорные и минорные гаммы, арпеджио и их обращения, 5-6 этюдов, 3-4 пьес, 2 произведения крупной формы. Экзаменационные требования: На экзамене учащийся должен исполнить: 2 пьесы различного характера, 1 произведение крупной формы. Примеры экзаменационных программ: 1. Вивальди Концерт соль минор 1 часть Спендиаров Колыбельная Музафаров Айхайлюк 2. Бах Концерт ля минор 1 часть. Раков Вокализ Шуберт Пчёлка 3. Данкля Концертное соло Боккерини Менуэт Яньшинов Прялка ТЕМАТИКА УРОКОВ. 1.Знакомство с инструментом, его история, устройство, возможности. 2.Основы постановки инструмента. Свобода игрового аппарата. 3.Постановка правой руки. Звукоизвлечение. 4.Постановка левой руки. Аппликатура, расположение пальцев на грифе. 5.Чистота интонирования голосом и на инструменте. 6.Освоение нотной грамоты. 7.Знакомство со штрихами, в процессе освоения музыкальных произведений. 8.Работа над произведениями малой формы. 9.Гаммы и упражнения, развитие техники юного скрипача. 10.Самостоятельная работа учащегося в процессе обучения. 11. Работа над произведениями крупной формы. 12. Динамические оттенки. 13. Фразировка. Работа над филировкой звука. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
|