Тема: Биология – наука о жизни.
Система понятий и терминов урока: биология, биосфера, экология, фенология, ботаника,зоология, микология, бактериология, вирусология, микробиология, генетика, селекция, живые организмы, царства живой природы, растения, животные, грибы, бактерии, вирусы.
Задачи: дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов, сформировать представление об основных свойствах жизни; раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»; раскрыть значение биологии в жизни человека, его хозяйственной деятельности; объяснить необходимость бережного отношения к природе; познакомить с правилами поведения в кабинете биологии, правилами техники безопасности, познакомить с учебником, привить навыки работы с учебником, воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.
План:
Биология как наука о живой природе.
Царства живой природы. Отрасли биологии.
Значение биологии. Охрана природы.
Правила поведения в кабинете (организация класса):
1. На каждый урок биологии вы должны приносить с собой: учебник, рабочую тетрадь.
2. На уроках нужно активно работать, быть внимательными и исполнительными, проявлять свои интеллектуальные и творческие способности.
3. Задания на дом записывать в дневник, систематически и добросовестно выполнять их.
4. На занятия не опаздывать.
5. Запрещается входить в кабинет биологии, лабораторию, живой уголок без разрешения учителя.
6. Запрещается без разрешения учителя трогать на столах раздаточный материал, мультимедийное оборудование.
7. Не разрешается приходить на урок биологии с конфетами, булочками и жвачками.
8. Запрещается пользоваться мобильными телефонами во время урока.
9. В кабинете биологии запрещается бегать, прыгать, громко разговаривать и кричать.
10. Запрещается рисовать на партах, оставлять мусор после себя.
11. За порчу школьного имущества вы и ваши родители возмещаете школе сумму ущерба. В ваших же интересах относиться ко всему бережно, быть предельно аккуратными.
12. Ознакомить учащихся с инструкциями по технике безопасности, собрать подписи.
13. Познакомить учащихся с учебником, рабочей тетрадью.
II. Изучение нового материала.
1. В этом году вы приступаете к изучению новой для вас науки – биологии. С основами этой науки вы уже сталкивались в курсах «Окружающий мир» и «Природоведение». Слово «биология» в переводе с греческого означает: «биос» – жизнь и «логос» – учение. Сам термин «биология» появился только в 1802 году, его предложил французский учёный Жан Батист Ламарк.
То есть биология – это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Единственной обитаемой планетой в Солнечной системе является планета Земля, жизнь на которой существует в различных формах. Это растения, животные, грибы, бактерии и даже вирусы.
2. Соответственно, большинство учёных-биологов делят всё многообразие живых организмов на 5 царств – Царство Растения, Царство Животные, Царство Грибы, Царство Бактерии иЦарство Вирусы. Различные царства живой природы изучаются отдельными отраслями биологии – растения изучает наука ботаника (в переводе с греческого «ботанэ» − трава, зелень, растение), животных – зоология (с греческого «зоон» − животное), грибы – микология (с греческого «микос» − гриб), бактерии – бактериология и вирусы – вирусология. Биология изучает живые макрообъекты (различимые невооруженным глазом) и микрообъекты (мельчайшие живые существа, видимые только с помощью увеличительных приборов). Существует даже специальная биологическая дисциплина – микробиология, которая изучает те самые микроскопически малые объекты живой природы (бактерии, вирусы, одноклеточные растения, животные и грибы).
Обратившись к рис. 1 учебника, мы можем увидеть, насколько многообразна наука биология, так как в её состав входят множество различных дисциплин, предметы и объекты изучения которых узко специфичны.
В настоящее время на Земле обитает по разным подсчётам около 3,5-4,5 миллионов видов живых организмов, средой обитания которых является вода, суша и воздух. Возможно, что число видов живых организмов намного больше обозначенной цифры, так как учёные-биологи чуть ли не каждый день открывают и описывают всё новые и новые виды живых организмов, обитавших или обитающих в настоящее время на нашей планете.
Область распространения жизни на Земле составляет живую оболочку Земли – биосферу (от греческих слов «биос» – жизнь и «сфера» – шар). Биосфера включает в себя нижние слои атмосферы – воздух, гидросферу – воду и верхнюю часть литосферы – всю сушу (рис. учебника 2).
Что же изучает биология? Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
Живые организмы не могут жить сами по себе, а тесно взаимосвязаны друг с другом и с окружающей средой. Эти взаимоотношения изучает специальный раздел биологии – экология (с греческих слов «ойкос» – дом, жилище, родина; «логос» – учение).
Прочитайте самостоятельно текст учебника на с. 11-12. Ответьте на вопрос: что такое фенология?
Итак, фенология (от греческих слов «файно» – являю и «логос») – отрасль биологии, изучающая сезонные периодические явления в жизни растений и животных. Сейчас ранняя осень, многие животные и растения определённым образом приспосабливаются к изменениям в их окружающей среде: температуры, длины светового дня, осадкам, уменьшению количества корма и т.п.
3. Биология имеет практическую пользу для человека. Она является основой для сельского хозяйства, многих отраслей промышленности и медицины.
Биология – первая помощница сельского хозяйства. Растениеводство и животноводство не могли бы существовать без знаний, накопленных биологией. Биологи разрабатывают способы защиты культурных растений от болезней, опасных насекомых. Выводить новые сорта культурных растений и высококачественные породы животных помогают генетика и селекция.
Микробиологическая промышленность выпускает лекарства, витамины, кормовые добавки для животных, бактериальные удобрения, средства защиты растений от болезней и вредителей, препараты для пищевой, текстильной и химической промышленности.
Биологические знания являются основой для медицины. Врачу, да и любому человеку, необходимы биологические знания и умения в повседневной жизни.
Биология должна помочь человеку найти пути сохранения на Земле многообразия живых организмов. Подсчитано, что до появления на Земле человека один вид животных или растений исчезал в среднем за одну тысячу лет; затем, с 1850-го по 1950-й – за 10 лет, то есть в 100 раз быстрее; после 1950 года один вид исчезал всего за 1 год. А сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красные книги (они бывают международные, государственные и региональные), исчезнувшие виды растений и животных заносятся в Чёрные книги. Для увеличения численности редких и исчезающих видов растений и животных создаются ботанические сады, национальные парки, заповедники, заказники, банки генетического резерва. Существуют специальные международные организации, регулирующие общественные отношения в сфере экологии, охраны природы – Гринпис, Международная биологическая программа, Международный союз охраны природы и природных ресурсов и др. Если не затормозить процесс исчезновения живых организмов, то на Земле скоро не останется многих и многих видов, природа Земли во многом изменится. Только в наших руках изменить сложившуюся ситуацию.
III. Обобщение и закрепление изученного.
1. Рабочая тетрадь, с. 3, зад. 1 и 2.
2. Вопросы в конце параграфа.
IV. Домашнее задание.
Прочитать текст учебника на с. 9-12, пересказ по записям в рабочей тетради, запись и расшифровка терминов в биологический словарик
II. Изучение нового материала. Биология - наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биолгия относится к естественным наукам. Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г., после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист Ж.-Б. Ламарк. Современная биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Например: 1. Ботаника - исследует строение, способ существования, распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя подразделы:
микология - наука о грибах;
бриология - наука о мхах;
геоботаника - изучает закономерности распространения растений по поверхности суши;
палеоботаника - изучает ископаемые останки древних растений и др. науки. 2. Зоология - изучает строение, распространение и историю развития животных. Подразделы:
ихтиология - наука о рыбах;
орнитология - наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;
• этология - наука о поведении животных. 3. Морфология - изучает особенности внешнего строения живых организмов. 4. Физиология - изучает особенности жизнедеятельности живых организмов.
Анатомия - изучает внутреннее строение живых организмов.
Цитология - наука о клетке.
Гистология - наука о тканях.
Генетика - наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
9. Микробиология — изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов. 10. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды. Возрастающий темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук: 1) биофизика - исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами;
биохимия - исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
биотехнология - изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.
Для чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей, пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 % всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому взгляду».
Помимо познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто практическое применение во многих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования растений и содержания скота.
Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология социолога и др. |