Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»





НазваниеРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
страница1/8
Дата публикации10.04.2015
Размер1.06 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

Российской Федерации
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор _______________ В.Б. Мандриков

«____»____________201_ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая биология
Для специальности: 020400 «Биология» (профиль Биохимия) или (профиль Генетика)

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Факультет: медико-биологический факультет

Кафедра: биологии

Курс – I

Семестр – I

Форма обучения - очная

Лекции – 20 часов (I семестр)

Лабораторные занятия - 22 часа (I семестр)

Семинарские занятия - 12 часов (I семестр)

Самостоятельная работа - 18 часов

Зачет - I семестр

Всего часов - 72
Волгоград, 201_ год.

Разработчики программы:

заведующий кафедрой биологии, д.м.н. М.В. Черников

ассистент кафедры биологии, к.б.н. О.Ю. Кузнецова

ассистент кафедры биологии М.В. Букатин


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биологии

протокол № от « » 201_г.
Заведующий кафедрой, д.м.н. М.В. Черников

Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией

медико-биологического факультета

протокол № от « » 201_г.

Председатель УМК,

декан медико-биологического факультета,

д.б.н., профессор __________________Г.П. Дудченко
Ответственный за направление подготовки

020400 «Биология» М.В. Букатин
Внешняя рецензия дана ____________________________________________

___________________________________________________________________________________________________ «__» __________ 201_ г. (прилагается)

Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой

Заведующая библиотекой______________________________ Долгова В.В.


Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года
Председатель ЦМС

профессор _________________________________________ Мандриков В.Б.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа для курса «Общая биология» разработан в соответствии с ФГОС ВПО -3 2009 г. Данный курс относится к базовой части основных образовательных курсов в учебном плане подготовки бакалавра естественнонаучного образования - 020400 Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология» является основой для изучения всех дисциплин биологического направления, а также таких областей знаний как теория эволюции, генетика, экология, биогеография.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Дисциплина относится к циклу «Математические и естественнонаучные дисциплины» - базовая часть.

1.1. Цель дисциплины: сформировать у студентов целостное представление о свойствах живых систем, историческом развитии жизни, о современных направлениях, проблемах и перспективах биологических наук, дать основу для изучения профессиональных дисциплин.

1.2. Задачи курса:

1.2.1 Изучение основных законов и концепций биологии, основных свойств живых систем.

1.2.2. Изучение многоуровневую организацию биологических систем.

1.2.3. Изучение закономерностей эволюции органического мира, функционирования биологических систем.

1.2.4. Изучение жизни как особой формы движения материи, законов её существования и развития с учётом биосоциальной природы человека.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП.

Цикл Б.2, базовая часть.
2.1.Перечень дисциплин (курс средней школы) с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса «Общая биология».

№ п/п

Модуль дисциплины


Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения биологии

1.1

Модуль 1. Основные вехи развития биологии, ключевые понятия, методы и проблемы биологии.

Физика. Основы оптики. Понятие о микроскопии. Недостатки приборов оптических (хроматическая, сферическая аберрация). Разрешающая способность микроскопов.

Математика с информатикой: основы физических и математических законов, получающих отображение в биологии.

История и культурология. История философских учений, мировоззрение и биология. Законы диалектического материализма в биологии.


1.2.

Модуль 2. Разнообразие органического мира.

Ботаника. Разнообразие растений.

Зоология. Разнообразие животного мира.

Общая биология. Уровни организации неживой и живой природы. Характеристика и классификация биологических систем.

1.3.

Модуль 3. Сущность жизни. Свойства и уровни организации живого. Молекулярно-генетический уровень организации жизни. Живые системы: клетки, организм.

Неорганическая химия. Осмос, плазмолиз. Гипо-, гипертонические и изотонические растворы. Роль осмоса в биологических процессах. Типы химических связей.

Общая биология. Клетка. Обмен веществ и энергии. Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов.

1.4.

Модуль 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Общая биология. Основы общей генетики.

Физика. Ионизирующее излучение, физико-химические основы биологического действия ионизирующего излучения. Защита от излучения.


1.5.

Модуль 5. Эволюция органического мира. Антропогенез.

Общая биология. Вопросы эволюции. Эволюционные теории. Филогенез основных систем хордовых.

Анатомия. Аномалии и уродства человека, Элементы филогенеза и онтогенеза скелета, мышц, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой, эндокринной, сердечнососудистой, нервной систем.



2.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.


№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1

Профессиональная этика

+













2

Экспериментальные модели в биологии

+




+

+

+

3

Науки о биологическом многообразии (микробиология, вирусология, ботаника, зоология)




+







+

4

Естественнонаучная картина мира




+







+

5

Биология клетки (цитология, гистология, биофизика, биохимия, молекулярная биология)







+

+




6

Генетика и эволюция (генетика и селекция, теории эволюции)










+

+

7

Биология размножения и развития




+

+








3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.


Вид учебной работы

Всего часов

72

Семестры

1










Аудиторные занятия (всего)

в том числе в интерактивной форме не менее

54

12













В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

20













Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (СЗ)

12













Лабораторные работы (ЛЗ)

22













Самостоятельная работа (всего)

18













В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат




+










Другие виды самостоятельной работы




+










Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




зачет










Общая трудоемкость 72 часа 2 зач. ед.


















4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения курса у студента должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать общебиологическую грамотность.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

общекультурные компетенции (ОК):

следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);

приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);

использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);

проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);

использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Internet, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

профессиональные компетенции (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Современные методы, используемые в биологии.

  • Биологические особенности воспроизведения организмов, в том числе и человека, закономерности наследования признаков, виды изменчивости, норму реакции.

  • Основные этапы онтогенеза: особенности сперматогенеза и овогенеза, оплодотворения, закономерности эмбриогенеза, периоды постнатального онтогенеза.

  • Основы эволюционного процесса, эволюцию основных биологических групп и человека (антропогенез) и особенности действия эволюционных факторов в популяциях людей.

  • Основные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов.

  • Различные типы людей по их адаптации к экологическим факторам.

Уметь:

  • Использовать полученные базовые теоретические знания по общей биологии на всех последующих этапах обучения и в будущей практической деятельности.

  • Пользоваться микроскопом и другими оптическими приборами.

  • Приготовлять временные и постоянные микропрепараты.

  • Пользоваться навыками систематизации животных организмов.

  • Проводить сравнительно-анатомический анализ.

  • Дифференцировать ткани, органы и системы у животных разного филогенетического уровня.

  • Адекватно использовать животные организмы разного уровня сложности для соответствующего биологического эксперимента.

  • Определять хромосомы растений, животных и человека.

  • Определять стадии гаметогенеза.

  • Определять типы яйцеклеток животных организмов.

  • Определять стадии и типы онтогенетического развития растений, животных и человека.

  • Применять знания основных закономерностей эмбриогенеза и его нарушения на последующих этапах обучения.

  • Объяснить формирование врожденных онтофилогенетических пороков развития у животных и человека.

  • Определять тип и характер наследования признаков; прогнозировать вероятность проявления в потомстве нормальных и патологических признаков.

  • Определять форму изменчивости организмов и использовать понятие нормы реакции в практике.

  • Определять путь эволюционного развития данного вида.

  • Определять формы естественного отбора в эволюции данного вида.

  • Строить филогенетическое древо растений, животных и человека.

  • Использовать данные эволюционной теории, как методологическую основу практической деятельности.

  • Дифференцировать экотипы людей.

Владеть:

  • Информацией об основных свойствах живых систем, их самовоспроизведении, гомеостазе и адаптации.

  • Информацией о сложной многоуровневой организации живой природы.

  • Информацией о разнообразии органического мира. Об основных группах живых организмов.

  • Информацией об основных особенностях организации клеточного уровня: строение клетки, организацию наследственного материала и его реализацию в клетке, воспроизведение клеток.

  • Информацией о генетической инженерии и биотехнологии.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Лекция-визуализация, регламентированная дискуссия, активизация творческой деятельности, ролевая учебная игра, метод малых групп, занятия с использованием тренажёров и имитаторов, использование компьютерных обучающих программ и интерактивных атласов, учебно-исследовательская работа студента, подготовка письменных аналитических работ, подготовка и защита рефератов.
6. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в соответствии с основной образовательной программой и учебным планом в форме зачёта и балльно-рейтинговой системы (приложение 1).
II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Сущность жизни; разнообразие и уровни организации биологических систем; клетки, их цикл, дифференциация; организмы, их основные системы, принципы классификации; наследственность и изменчивость, биологическая эволюция, основные концепции и методы биологии; перспективы развития биологических наук и стратегия охраны природы, роль биологического знания в решении социальных проблем.

В настоящее время традиционная биология претерпела значительные изменения. В последние десятилетия в этой науке произошли поистине революционные изменения, благодаря чему она выдвинулась на передний план естествознания, начала активно способствовать и, частично, задавать направление научно-техническому прогрессу. Биология превращается в точную науку с хорошо развитой системой строгих понятий, позволяющих делать широкие теоретические обобщения и предсказания.

С тех пор как в биологию вошли методы физики и химии, возникла новая, или молекулярная биология, бурно развивающаяся в настоящее время. Современные данные о живом имеют, прежде всего, познавательное значение, ибо вносят выдающийся вклад в создание научной картины мира. Однако, непрерывно осуществляя познавательную функцию, биология через генетическую инженерию стремительно вовлеклась в материальное производство, стала одной из производительных сил. Студенты должны усвоить базовые данные современной биологии, понимать их фундаментальное значение и уметь использовать приобретенные знания в практической работе.

Программа состоит из разделов, расположенных в соответствии с логикой изложения основных вопросов общей биологии. В целом содержание программы отражает поэтапный процесс формирования понимания основных закономерностей, механизмов функционирования и развития биологических систем разного уровня.
1.1. Содержание разделов дисциплины
Модули курса:

Модуль 1. Основные вехи развития биологии, ключевые понятия, методы и проблемы биологии.

Модуль 2. Разнообразие органического мира.

Модуль 3. Сущность жизни. Свойства и уровни организации живого. Молекулярно-генетический уровень организации жизни. Живые системы: клетки, организм.

Модуль 4. Наследственность и изменчивость организмов.

Модуль 5. Эволюция органического мира. Антропогенез.

МОДУЛЬ 1. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИИ, КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ.

Этапы развития биологии. Первые сведения о живых существах в литературных памятниках античности и средневековья. Работы Аристотеля, Теофраста, Гай Плиния старшего, Авиценны. Развитие биологии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А.Везалий, В.Гарвей, Д.Борелли). Система классификации К.Линнея. Развитие представлений о единстве органического мира. Работы К.Вольфа, К.Бэра, Т.Шванна, М.Шлейдена. Теория эволюции Ч.Дарвина. Законы наследственности Г.Менделя и зарождение генетики. Развитие биологии в 21 веке.

Классификация биологических наук. Дифференциация классических разделов биологии. Возникновение новых наук в результате интеграции (биохимия, биофизика, цитогенетика и др.).

Методы биологических исследований. Описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный методы. Использование современных технических средств в биологии. Использование моделирования для прогнозирования поведения биологических систем.

Применение биологических знаний. Биотехнология как новый этап в развитии материального производства. Общая биология как теоретическая основа медицины. Развитие и перспективы генетической инженерии.

Философские, социальные и этические проблемы общей биологии.

МОДУЛЬ 2. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

Принципы и методы классификации организмов.

Искусственные системы. Классификация организмов по хозяйственным признакам.

Естественные системы. Концепция вида Д.Рея. Система классификации К.Линнея. Работы Ж.Ламарка, Ж.Кювье, Э.Геккеля. Основные таксоны животных и растений. Эволюционное направление в систематике.

Методы классификации. Сравнительно-морфологический, сравнительно-эмбриологический, кариологический, эколого-генетический методы классификации организмов. Использование современных информационных технологий в классификации.

Основные группы живых организмов.

Разнообразие и классификация вирусов. Общие свойства вирусов. Происхождение вирусов. Вирусы животных, растений и бактерий. Вирусные болезни человека. Онкогенные вирусы. ВИЧ.

Доядерные организмы (Procaryota). Дробянки (Mychota). Особенности строения и генетическая организация. Архебактерии (Archaeobacteria). Метаногенные, галофильные и серозависимые бактерии. Настоящие бактерии (Bacteria). Морфологические формы бактерий. Роль в природе и значение для человека. Бактериальные болезни человека, животных и растений. Оксифотобактерии (Oxyphotobacteria). Цианобактерии. Хлороксибактерии.

Ядерные организмы (Eucaryota).

Растения (Plantae). Особенности строения и метаболизма растительной клетки. Багрянки (Rhodophyta). Места обитания. Размножение. Хозяйственное значение. Настоящие водоросли (Phycobionta). Видовое и морфологическое разнообразие. Зеленые водоросли. Диатомеи. Бурые водоросли. Роль в природе и значение для человека. Высшие растения (Embryophyta). Расчленение тела. Чередование поколений. Основные отделы Высших растений. Направления эволюции.

Грибы (Fungi). Особенности строения и физиологических функций. Симбиотические отношения грибов с другими организмами. Настоящие грибы. Оомицеты. Лишайники. Роль в природе и значение для человека.

Животные (Animalia). Особенности строения и метаболизма животной клетки. Простейшие (Protozoa). Типы симметрии. Важнейшие органеллы. Способы размножения и чередование поколений. Типы простейших. Филогенетические связи. Роль в природе и значение для человека. Многоклеточные (Metazoa). Характеристика и филогенетические связи типов Многоклеточных. Особенности строения, классификация и филогенетические связи Хордовых.

МОДУЛЬ 3. СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ. СВОЙСТВА И УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКИ, ОРГАНИЗМ.

Сущность и субстрат жизни.

Жизнь как особая форма существования материи. Субстрат жизни: нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки.

Свойства живого. Специфичность организации. Обмен веществ и энергии. Упорядоченность структуры. Целостность и дискретность. Самовоспроизведение и рост. Наследственность и изменчивость. Раздражимость и движение. Регуляция и обратная связь.

Уровни организации живого: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Химический состав живых систем.

Элементарный состав клетки. Неорганические соединения. Значение воды для жизнедеятельности клеток. Органические соединения: белки, углеводы, липиды и липоиды, нуклеиновые кислоты.

Генетический материал.

Химическое строение и структура ДНК. Особенности строения нуклеотида. Первичная, вторичная и третичная структура ДНК. Локализация ДНК в клетке.

Ядерные (хромосомные) детерминанты наследственности. Вирусный геном. РНК- и ДНК-содержащие вирусы. Геном прокариот. Нуклеоид бактерий. Геном эукариотов. Сателлитная ДНК.

Репликация ДНК. Основные этапы репликации. Роль ферментов. Удвоение хромосом и их сегрегация в дочерние клетки.

Современная концепция гена. Дробимость гена. Сайт. Цистрон. Эволюция концепции «один ген – один фермент». Многокопийные гены. Кодирование РНК.

Структура и свойства генетического кода. Триплетность. Неперекрываемость. Линейность. Вырожденность.

Транскрипция и трансляция. Синтез РНК. Полимеразы. Процессинг. Сплайсинг. Трансляция. Роль транспортных РНК. Этапы полипептидного синтеза. Роль ферментов.

Экстраядерные (экстрахромосомные) детерминанты наследственности. Бактериальные плазмиды и их биологическое значение. Митохондриальные ДНК у животных. Геном хлоропластов растений. Другие формы экстраядерных ДНК.

Митохондриальный и хлоропластный генетические коды. Универсальность и происхождение генетического кода.

Действие генов. Генетический контроль экспрессии генов. Регулирующее действие белков. Индукция и репрессия ферментов. Модель оперона.

Мутации. Причины мутаций. Спонтанные и индуцированные мутации. Значение мутаций для организма и для эволюции вида. Генеративные и соматические мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Поли- и гетероплоидия. Использование полиплоидии в селекции. Репарация повреждений ДНК.

Эволюция генов и геномов клеток. Роль РНК в происхождении жизни. Формирование генетического кода. Роль сателлитной ДНК в образовании новых генов. Основные тенденции в эволюции геномов.

Клетка — основная форма организации живой материи.

Методы изучения клеток. Микроскопическая техника. Световая, фазово-контрастная, ультрафиолетовая, люминесцентная и электронная микроскопия. Цитохимические методы. Дифференциальное центрифугирование, хроматография и электрофорез. Рентгеноструктурный анализ. Метод ядерного магнитного резонанса. Культивирование клеток на искусственных питательных средах.

Структурно-функциональная организация прокариотических клеток. Строение клеточной оболочки. Особенности генетического материала. Органоиды и включения.

Структурно-функциональная организация эукариотических клеток. Морфологическое и функциональное разнообразие клеток. Мембранная система. Цитоплазматический матрикс. Клеточные органеллы. Генетический материал. Генетическая организация хромосом.

Размножение клеток. Митотическое деление и его биологический смысл. Фазы митоза. Митотическая активность различных тканей. Прямое деление (амитоз).

Ткани животных и растений. Механизмы интеграции клеток в тканях. Информационные процессы в тканях. Основные типы тканей и особенности гистогенеза.

Эволюция клеток и тканей. Основные эволюционные тенденции. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Обмен веществ и энергии.

Анаболизм и катаболизм. Роль АТФ в энергетических процессах. Авто- и гетеротрофные организмы. Аэробное и анаэробное дыхание. Регуляция метаболизма.

Поступление веществ в клетки. Пассивный транспорт веществ в клетку. Катализируемая диффузия. Активный перенос. Эндоцитоз.

Фотосинтез. Планетарная роль фотосинтеза. Этапы фотосинтеза. Роль АТФ и НАДФ.

Хемосинтез. Основные группы хемосинтезирующих бактерий.

Подготовка энергии к использованию (дыхание). Основные стадии дыхания. Энергетический баланс анаэробного и аэробного дыхания. Окислительное фосфорилирование. Роль митохондрий.

Использование энергии в клетках. Основные виды биологической работы в клетках. Метаболизм на уровне организмов. Происхождение типов обмена.

Размножение, рост и индивидуальное развитие организмов.

Бесполое размножение. Репродуктивный процесс у вирусов. Вегетативное размножение. Деление. Множественное деление. Фрагментация. Почкование. Спорообразование. Вегетативное размножение культурных растений.

Половое размножение. Конъюгация и трансдукция как формы полового процесса. Копуляция у одноклеточных организмов. Гаметогенез. Основные этапы и биологический смысл мейоза. Сперматогенез и овогенез.

Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее осеменение. Зигогенез. Партеногенез (естественный и искусственный). Андрогенез. Гиногенез. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Чередование поколений. Гаплоидные и диплоидные фазы развития. Первичное чередование поколений. Половое и бесполое поколение. Гаметофит и спорофит у растений. Вторичное чередование поколений. Гетерогония. Метагенез.

Половой диморфизм. Биологический смысл полового диморфизма. Гермафродитизм. Истинный и ложный гермафродитизм у животных. Гермафродитизм у растений. Однодомные и двудомные растения.

Онтогенез, его типы и периодизация. Понятие об онтогенезе. Проэмбриональный этап развития. Эмбриональный период. Дробление. Образование морулы. Бластула. Гаструляция. Развитие зародышевых листков. Гистогенез и органогенез. Дифференциация и детерминация клеток. Постэмбриональный онтогенез. Ювенильный и пубертатный периоды. Прямое и непрямое развитие. Биологический смысл метаморфоза. Старение и смерть. Продолжительность жизни. Особенности онтогенеза растений.

Происхождение способов размножения. Биологическая роль полового размножения. Изогамия, анизогамия и оогамия. Живорождение и его биологический смысл.

МОДУЛЬ 4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ.

Наследственность, непрерывность жизни и среда.

Наследственность и непрерывность жизни. Наследуемость признаков и их генетическая детерминируемость. Наследование, не связанное с полом. Наследование контролируемое, ограниченное и сцепленное с полом. Изменчивость и непрерывность разнообразия жизни.

Наследственность, изменчивость и среда. Генотип и фенотип. Признаки качественные и количественные. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Методы, генетические модели и уровни изучения наследственности. Генетический анализ и этапы его реализации. Генетические системы, используемые в качестве экспериментальных моделей. Другие методы исследования.

Закономерности передачи генетической информации

Доминантность и рецессивность. Опыты Г. Менделя. Расщепление (сегрегация) генов. Аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Множественный аллелизм.

Независимое распределение генов. Дигибридные и полигибридные скрещивания. Свободная рекомбинация аллельных пар в гаметах. Хромосомные основы расщепления и независимого перераспределения генов.

Наследственность, сцепленная с полом. Механизмы генетического определения пола. Детерминирование пола окружающей средой. Роль половых хромосом в контролировании признаков.

Сцепление и кроссинговер. Работы Т. Моргана. Группы сцепления. Биологический смысл кроссинговера. Молекулярные механизмы и генетический контроль рекомбинации. Линейный порядок генов в хромосоме.

Нормальная и патологическая наследственность у человека.

Кариотип человека. Генетическое разнообразие и гетерозиготность. Качественные и количественные признаки. Доминирование. Кодоминантное наследование. Полигенные системы. Признаки, сцепленные с полом.

Методы изучения наследственности человека. Генеалогический, цитогенетический, популяционный, близнецовый и молекулярно-генетические методы.

Наследственно обусловленная патология человека. Понятие о генных, хромосомных и мультифакториальных заболеваниях.

Генетическая инженерия и биотехнология.

Генная инженерия. Выделение ДНК. Ферменты-рестриктазы и рестрикция ДНК. Генетические векторы. Конструирование рекомбинантных молекул ДНК. Введение рекомбинантных молекул ДНК в клетки.

Клеточная инженерия. Клеточная инженерия у человека и животных. Клеточная инженерия у растений.

Направления генетической инженерии. Производство пищи. Производство источников энергии и новых материалов. Генетическая инженерия и медицина. Экологические проблемы генетической инженерии.

МОДУЛЬ 5. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА.

АНТРОПОГЕНЕЗ.

Теория эволюции.

Представления об эволюции до Чарлза Дарвина. Эволюционные представления в античном мире. Метафизические концепции эпохи Возрождения. Доктрина абиогенеза и ее опровержение. Работы Ф.Реди и Л.Пастера. Развитие идеи о последовательности и трансформации природных тел. Теория эволюции Ж.Ламарка.

Ч.Дарвин и его теория эволюции. Движущие силы эволюции. Механизм естественного отбора. Значение дарвинизма для развития биологии.

Современные представления о происхождении жизни. Креационистские концепции. Концепции естественного происхождение жизни на Земле. Космическое происхождение. Гипотеза панспермии. Земное происхождение. Теория А.И.Опарина. Модель пребиотической эволюции.

Ход, главные направления и доказательства эволюции. Основные этапы развития жизни на Земле. Направления макроэволюции. Биологический прогресс: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Биологический регресс и вымирание. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические.

Учение о микроэволюции и видообразование. Популяция, как элементарная единица эволюции. Закон Харди-Вайнберга. Работы С.Четверикова. Факторы эволюции: изменчивость, миграция, популяционные волны, изоляция, борьба за существование, естественный отбор, дрейф генов.

Критерии вида. Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Мгновенное видообразование. Устойчивость видов.

Гипотеза нейтральности молекулярной эволюции. Селективно нейтральные мутации. Роль дрейфа генов в изменении частоты нейтральных мутаций. Эволюция ДНК и белков на молекулярном уровне.

Антидарвиновские концепции эволюции. Неоламаркизм: психоламаркизм и механоламаркизм. Теологическая концепция эволюции. Теория номогенеза Л.С.Берга. Социал-дарвинизм. Евгеника.

Происхождение человека.

Взгляды на антропогенез в прошлом. Античные представления. Гипотеза анропогенеза Ж.Ламарка. Научная теория антропогенеза Ч.Дарвина.

Концепция животного происхождения человека. Место человека в системе животного мира. Сходство и отличие человека и животных.

Этапы антропогенеза. Прародина человека. Факторы антропогенеза. Биосоциальный отбор, как главная движущая сила антропогенеза.

Расы и их происхождение. Расизм. Экологическое разнообразие современного человека. Культурное развитие человека.

Эволюция систем органов.

Системы защиты: Покровы тела. Скелет. Выделительная система.

Системы жизнеобеспечения и воспроизведения: Пищеварительная система. Дыхательная система. Репродуктивная система.

Системы интеграции: Кровеносная и лимфатическая системы. Нервная система. Эндокринная система.
1.2. Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту:

  • Работа с микроскопом и другими оптическими приборами.

  • Изготовление временных и постоянных микропрепаратов.

  • Использование навыков систематизации животных организмов.

  • Дифференцирование тканей, органов и систем у животных разного филогенетического уровня.

  • Определение хромосом растений, животных и человека.

  • Определение стадий гаметогенеза и типов яйцеклеток животных организмов.

  • Определение типа и характера наследования признаков; прогнозирование вероятности проявления в потомстве нормальных и патологических признаков.

  • Определение формы изменчивости организмов и использование понятия нормы реакции в практике.

  • Определение путей эволюционного развития данного вида и построение филогенетического древа растений, животных и человека.

  • Дифференцировать экотипы людей.

2. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ.

Распределение учебного времени по разделам программы и видам занятий


Номер и наименование раздела программы

Число учебных часов


Всего

Аудиторные занятия

СРС

72 часа

Всего

Лекц.

Семин.

Лабор.

Модуль 1. Основные вехи развития биологии, ключевые понятия, методы и проблемы биологии.


4 часа

4 часа

2 часа/

1 лекция




2 часа/

1 занятие




Модуль 2. Разнообразие органического мира

10 часов

4 часа

2 часа/

1 лекция

2 часа/

1 занятие




6 часов/

2 темы

Модуль 3. Сущность жизни. Свойства и уровни организации живого. Молекулярно-генетический уровень организации жизни. Живые системы: клетки, организм.

25 часов

16

часов

6 часов/

3 лекции

2 часа/

1 занятие

8 часов/

4 занятия

9 часов/

2 темы

Модуль 4. Наследственность и изменчивость организмов.

17 часов

14

часов

6 часов/

3 лекции

2 часа/

1 занятие

6 часов/

3 занятия

3 часа/

1 тема

Модуль 5. Эволюция органического мира. Антропогенез.

16 часов

16

часов

4 часа/

2 лекции

6 часов/

3 занятия

6 часов/

3 занятия




И Т О Г О

72 часа




20 часов/ 10 занятий

12 часов/ 6 занятий

22 часа/ 11 занятий

18 часов/ 5 тем
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая учебная программа дисциплины молекулярная биология для направления 020400. 62 «Биология»
Фгос впо по направлению подготовки 020400 «Биология», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 04. 02. 10 г. №101
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных...
Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Ботаника», «Методы биологического эксперимента»,...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины б в. 17. Современые аспекты...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической...
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconКонкурс учащихся 1 7 классов «Первые шаги в науку» Секция: «Окружающий...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа по биологии «Общая биология»
«Общая биология» автора Н. И. Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины зоогеография для подготовки...
Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconРабочая программа составлена на основе элективного курса «Биология животных»
В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова учебник «Биология (Общая биология) базовый уровень» 10 – 11 класс – М.: Дрофа,...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconМетодические рекомендации по написанию и защите выпускных квалификационных...
...
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» iconМетодические рекомендации по написанию и защите
Биология; специальность 020201. 65 «Биология»; 020803. 65 «Биоэкология»; направление 020400. 68 «Биология» (магистратура)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск