Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»





Скачать 346.13 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»
страница1/2
Дата публикации14.10.2014
Размер346.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»
Кафедра биологии






Утверждаю

Декан естественнонаучного факультета


Мясников Ю.А.

“____”______________201… г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




«МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ»



Направление подготовки

020400.62 – Биология



Профили подготовки: биоэкология
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная

Бузулук 2011

Рецензент:

кандидат биологических наук, доцент Малахова М.С.
Рабочая программа дисциплины «Молекулярная биология» / Криволапова Е.В. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011- 23 с
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла , базовой части студентам очной формы обучения по направлению подготовки 020400- Биология в 3 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных бакалавров 020400.62 – Биология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №101.
Составитель ____________ Криволапова Е.В.

(подпись)
05.04.2011 г.

©Криволапова Е.В., 2011

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011

Содержание


1

Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………..

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......…………………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины................

4

4

Содержание и структура дисциплины (модуля)....……………................

7

4.1

Содержание разделов дисциплины...........................................................

7

4.2

Структура дисциплины..............................................................................

9

4.3

Лабораторные работы………………………………………........................

10

4.4

Курсовой проект (курсовая работа................................................................

11

4.5

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………....................

11

5

Образовательные технологии........................................................................

12

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………..


13

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.........................................................................


13

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................…..

19

7.1

Основная литература………………………………………….....................

19

7.2

Дополнительная литература…………………………………......................

19

7.3

Периодические издания.....……………………….………….......................

19

7.4

Интернет-ресурсы...........................................................................................

20

7.5

Методические указания к лабораторным занятиям ……………...............

20

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...........................…………………….……..


20

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины………………........

21



  1. Цели и задачи дисциплины


Основной целью изучения дисциплины «Молекулярная биология» студентами, обучающимися по направлению подготовки 020400-Биология является формирование представлений о строении и функционировании и методах биоинженерии нуклеиновых кислот у вирусов, фагов, про- и эукариот.

В процессе изучения дисциплины «Молекулярная биология» решаются следующие задачи:

1. Приобретение студентами современных знаний о строении нуклеиновых кислот, о строении и классификации генов в геноме.

2. Формирование современных представлений о механизмах реализации генетической информации у вирусов, фагов, про- и эукариот в ходе основных клеточных процессов –репликации, транскрипции, трансляции и регуляции этих процессов.

4. Приобретение студентами современных представлений о механизмах репарации поврежденной ДНК, проявлениях нестабильности генома при онкогенезе и молекулярно-биологические основах возникновения жизни на Земле.

5. Освоение основных методов генной инженерии и молекулярной биологии, необходимых для изучения и модификации нуклеиновых кислот, а также кодируемых ими белков.
2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Молекулярная биология» относится к базовой части профессионального цикла Б 3.1.3.3

Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по следующим предметам: «Общая химия», «Общая биология», «Аналитическая химия», «Органическая химия», «Цитология и гистология», спецдисциплины «Биохимия».

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения студентами других биологических дисциплин («Медицинская биохимия», «Введение в биотехнологию»‚ «Энзимология»‚ «Биоэнергетика») подготовки к итоговой государственной аттестации; и должно чётко коррелировать со смежными дисциплинами путем установления межпредметных связей.


  1. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК): следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1); проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8).

б) профессиональных (ПК): демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1); демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4); применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5); демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- биохимические основы механизмов жизнедеятельности, молекулярные механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах;

- знать физико-химические свойства основных классов биомолекул, молекулярные механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах о современном состоянии и перспективах развития молекулярной биологии, её месте в системе биологических дисциплин;

- современные методы анализа, используемых для идентификации и определения всех классов биомолекул;

- строение, физические‚ химические свойства‚ биологическую роль и особенности превращений в организме важнейших макромолекул; о современном состоянии и перспективах развития молекулярной биологии, её месте в системе биологических дисциплин;

- о современном состоянии и перспективах развития биохимии и молекулярной биологии; молекулярные механизмы и механизмы регуляции процессов воспроизводства генетической информации в живых организмах.

Уметь:
- излагать и критически анализировать базовую информацию по вопросам молекулярной биологии;

- интерпретировать современные методы и достижения молекулярной биологии, характеризовать строение макромолекул, используя современные представления о строении высокомолекулярных соединений;

- характеризовать тонкие механизмы молекулярно-биологических процессов и закономерностей их регуляции; дифференцировать уровни и характеризовать структуру генома вирусов‚ фагов‚ про- и эукариот;

- устанавливать межпредметные связи при рассмотрении разделов биологии; характеризовать‚ анализировать и дифференцировать основные принципы и механизмы саморегуляции клеток‚ которые опосредуют согласованность и единство всех протекающих в клетке процессов;

- детализировать представления о строении и функциях белков‚ необходимых для катализа и регуляции важнейших процессов; характеризовать молекулярные механизмы‚ лежащие в основе биоразнообразия и эволюционных процессов.
Владеть:
- понятийным аппаратом дисциплины;

- навыками работы в исследовательских лабораториях;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

- навыками экспериментальной работы на современном оборудовании;

-навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов молекулярной биологии.

Приобрести опыт деятельности



    • исследовательской работы по изучению условий развития организма, созданию благоприятных условий для развития.



  1. Содержание и структура дисциплины (модуля)


4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля


1

2

3

4

Модуль 1

1

Введение в предмет. Клетка как элементарная

единица живой материи

Определение предмета молекулярной биологии..

Взаимосвязи наук, создавших

молекулярную биологию.

Основные этапы развития и наиболее крупные открытия молекулярной биологии, исторический обзор, происхождение клетки.

Эволюция клетки.

От молекулы к первой клетке.

От прокариот к эукариотам. Характеристика прокариотической клетки. Метаболические реакции. Цианобактерии. Клетки эукариот.


Выполнение домашнего задания (ДЗ)

2

Методы молекулярной биологии клетки


Методы молекулярной биологии клетки.

Биохимические и собственные методы молекулярной биологии клетки.

Понятие об универсальной мембране.

Функции мембран. Компартментализация

клетки.


Выполнение домашнего задания (ДЗ)


Модуль 2

3

Структура и функции нуклеиновых кислот.


Строение и физико – химические свойства нуклеиновых кислот (1, II, III- структуры). Репликация ДНК. Основные этапы. Роль нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов. Пуриновые и примидиновые азотистые основания. Правила Чаргаффа. Полинуклеотиды. Гетерогенность РНК. Структура и функции транспортной РНК.

Особенности строения и роль матричной РНК. Структура и функции рибосомной РНК и рибосом. Первичная, вторичная и третичная структура ДНК. Три уровня организации хроматина. Физико-химические свойства ДНК. Поток информации в клетке. Строение матричной, рибосомной и транспортной РНК. Структура ДНК

защита лабораторной работы (ЛР)

Модуль 3

4

Обмен нуклеиновых

кислот.

Репликация ДНК и её регуляция. Повреждение и репарация ДНК.

Транскрипция – особенности у про- и эу-ариот. Структура транскриптонов. Процессинг и сплайсинг РНК на примере мРНК. Рибозимы. Экспрессия генов. Трансляция. РНК-содержащие вирусы. Молекулярные основы канцерогенеза. Белковая инженерия. Внеклеточный синтез белков. Молекулярные основы эволюции. Молекулярные механизмы регуля-ции клеточного цикла. Программи-руемая клеточная гибель (апоптоз).

защита лабораторной работы (ЛР)

5

Транскрипция.


Основные этапы транскрипции т – РНК и м – РНК. Информафера, информасома как этапы образования м – РНК.Репликация РНК – овых вирусов. Ферменты и белки репликации. Особенности механизма репликации у прокариот и эукариот. Исправление ошибок при репликации.Три стадии транскрипции

Особенности транскрипции у эукариот. Ингибиторы транскрипции. Три стадии синтеза белка: инициация, элонгация, терминация. Транспорт белка в клетке. Ингибиторы синтеза белка.

защита лабораторной работы (ЛР)

Модуль 4

6

Гены. Геном Перестройка генов

Центральный постулат молекулярной биологии. Генетическая роль ДНК. Генетический код и его расшифровка. Свойства генетического кода. Геном. Мутации и их роль в эволюционном процессе. Мутагены и злокачественный рост. Репарация мутаций. Роль дупликаций, нехваток, инверсий и транслокаций в эволюции генома



коллоквиум (К)

1

2

3

4

7

Структура и функции рибосом



Строение рибосом прокариот, эукариот. Функциональные участки А и Р. Полисомы. Структура и состав рибосом эу- и прокариот. Роль ионов Mg2+, Mn2+, рРНК и белков отдельных субчастиц рибосом. Процессинг рРНК и сборка субчастиц рибосом. Функциональные центры рибосом и их схематическое расположение, аминоациальные и пептидильные участки рибосом. Образование пептидной связи на рибосомах.. Стадии инициации и факторы в ней участвующие.

защита лабораторной работы (ЛР)

Модуль 5

8

Трансляция.


Инициация. Элонгация: этапы. Роль белковых факторов. Процессы в А- и Р-участковых рибосом. Терминация, факторы терминации.

защита лабораторной работы (ЛР)

9

Регуляция биосинтеза белка

Регуляция синтеза белка у вирусов, бактерий, эукариот.

коллоквиум (К)



    1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часа) для полного и сокращенного срока обучения


Виды работ

Трудоемкость

в часах

№ семестра 4

всего

Общая трудоемкость

72

в часах

72

в часах

Аудиторная работа

36

36

Лекции

Лабораторные занятия

18

18

18

18

Самостоятельная работа

36

18

36

18

Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), ,

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат, (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самоподготовка

-проработка и повторение лекционного материала и материала учебников,

-подготовка к лабораторным занятиям

22

10
12

22

10
12

Самостоятельное изучение разделов

14

14

Вид итогового контроля


зачет

зачет
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая учебная программа дисциплины молекулярная биология для направления 020400. 62 «Биология»
Фгос впо по направлению подготовки 020400 «Биология», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 04. 02. 10 г. №101
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимия...
«Биология» профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconПрограмма подготовки аспирантов по специальности научных работников...
Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Федерального государственного бюджетного учреждения науки...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая...
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая...
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая...
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия»
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 010000 «Физико-математические...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология по профессии среднего...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология по специальности среднего...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141
Программа учебной дисциплины «Биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины для студентов основной образовательной...
О63 Орлов В. А., Иванов А. А., Рабочая программа учебной дисциплины «Молекулярная физика и термодинамика» для студентов и преподавателей...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины Биология для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины б в. 17. Современые аспекты...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconРабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных...
Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Ботаника», «Методы биологического эксперимента»,...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconПрограмма учебной дисциплины «Биология»
Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в боу спо во «Белозерский педагогический колледж» на...
Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск