Скачать 232.73 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в БОУ СПО ВО «Белозерский педагогический колледж» на отделении начального профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. Программа учебной дисциплины составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня по биологии, утвержденными приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 года, на основе примерной программы учебной дисциплины биология для профессии начального профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, на основе учебного плана по профессии 250101.01 « Мастер по лесному хозяйству» утвержденного 30 августа 2011 года. Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО 250101.01 «Мастер по лесному хозяйству» естесвеннонаучного профиля с получением среднего(полного) общего образования –как профильный предмет на 1 курсе в объеме 106 часов. Программа ориентирована на достижение следующих целей:
Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера). В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей. При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования. Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников. Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для специальных дисциплин по профессии «Мастер по лесному хозяйству». Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий. Контроль качества освоения дисциплины биология проводится в про-цессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце учебного года. Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов выполнения лабораторных работ или практических занятий, а также точек рубежного контроля. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1 «Введение» Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Демонстрации Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы. Тема 2 « УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ» Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Демонстрации Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз. Лабораторная работа № 1 « Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их сравнение». Лабораторная работа № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Обучающийся должен знать: строение и функции клетки, химический состав клетки; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов в жизни клетки и организма в целом, ген, код ДНК, транскрипция, трансляция, денатурация, редупликация; биосинтез АТФ, белка, п-РНК, полипептидной цепи; Обучающийся должен уметь: составлять схемы процессов, протекающих в клетке; объяснять и связывать особенности течения физиологических процессов со структурой органоидов клетки Самостоятельная работа:
-Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток. -Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий. -Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка. -Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях. -Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Тема 3 « ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ» Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Демонстрации Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных. Лабораторная работа № 3 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» Обучающийся должен знать: бесполое и половое размножение, хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; оплодотворение и его значение; Обучающийся должен уметь: - объяснять процесс мейоза и др. этапы образования половых клеток; объяснять процесс развития живых организмов как результат постоянной реализации наследственной информации; различать и характеризовать различные периоды индивидуального развития животных. Самостоятельная работа:
«Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.» «Половое размножение и его биологическое значение.» «Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений»
Тема 4 « ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ» Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Демонстрации Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Практическая работа № 3 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания, решение генетических задач» Лабораторная работа № 4 «Анализ фенотипической изменчивости» Лабораторная работа № 5 « Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм» Обучающийся должен знать: понятия - генетика, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозиготы, законы Менделя, модификационную и генотипическую изменчивость, норму реакции, аллельные гены, явление сцепленного наследования и генетику пола; значение генетики для здравоохранения; методы селекции; Обучающийся должен уметь: объяснять механизмы передачи признаков из поколения в поколение и возникновение отличий потомков; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; раскрывать значение селекции для развития с/х Самостоятельная работа:
«Центры многообразия и происхождения культурных растений» «Центры многообразия и происхождения домашних животных» «Значение изучения предковых форм для современной селекции» «История происхождения отдельных сортов культурных растений»
Тема 5 « ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Обучающийся должен знать: историю возникновения эволюционного учения, основные положения теории Дравина; вид, популяция, критерии вида, наследственность, изменчивость, искусственный отбор, борьба за существование, естественный отбор; Обучающийся должен уметь: объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к окружающей среде; использовать учение Ч.Дарвина для раскрытия материалистического понимания целесообразности в природе; Самостоятельная работа:
«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии» «Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии» «Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина» «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»
Составление сравнительной таблицы «Биологический прогресс и биологический регресс» Тема 6 « ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. Демонстрации Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы. Лабораторная работа № 6«Описание особей одного вида по морфологическому критерию», Лабораторная работа № 7 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)» Лабораторная работа № 8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека» Обучающийся должен знать: эволюцию органического мира и происхождение человека; направления эволюции; примеры ароморфозов в эволюции растительного и животного мира, идиоадаптация, дегенерация; Обучающийся должен уметь: объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизм, саморегуляция, как результаты эволюции; раскрывать материалистическое понимание процесса возникновения жизни на Земле, как естественного процесса развития материи. Самостоятельная работа:
«Различные гипотезы происхождения» «Принципы и закономерности развития жизни на Земле» «Ранние этапы развития жизни на Земле» «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных»
Тема 7 « ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России. Лабораторная работа № 9 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности» Лабораторная работа № 10 Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Лабораторная работа № 11 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Лабораторная работа № 12 Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Практическая работа № « Решение экологических задач» Обучающийся должен знать: основные положения учения Вернадского о биосфере, экология ,задачи экологии; факторы среды, приспособление организмов к окружающей среде; вид и популяций как экологические характеристики; проблемы рационального использования видов; биогеоценоз, пищевые связи, искусственные биогеоценозы; биосфера, охрана природы; Обучающийся должен уметь: - выявлять и раскрывать признаки приспособленности видов к совместному обитанию в экосистеме; - оценивать последствия воздействия на биогеоценоз современного производства; - описывать основные направления охраны окружающей среды. Самостоятельная работа:
«Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей» «Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере» «Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости»
Экскурсии «Естественные и искусственные экосистемы своего района» Тема 8 «БИОНИКА» Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. Демонстрации Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике. Обучающийся должен знать: понятие бионики и её использование для создания совершенных технических систем Самостоятельная работа:
Экскурсии Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Естественные и искусственные экосистемы своего района. Темы рефератов Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении. Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. Биологическое значение митоза и мейоза. Половое размножение и его биологическое значение. Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Закономерности фенетической и генетической изменчивости. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения. Устойчивое развитие природы и общества. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен: знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для обучающихся Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005. Для преподавателей Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996. ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
СОДЕРЖАНИЕ Стандарт среднего (полного) образования по биологии Программа учебной дисциплины Пояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины Лабораторные и практические работы Контрольно-оценоночные материалы Лекции Глоссарий Литература Примерная программа учебной дисциплины |
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая... Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности | Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая... Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности | ||
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая... Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности | Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 Программа учебной дисциплины «Биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины биология по профессии среднего... Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный... | Рабочая программа учебной дисциплины биология по специальности среднего... Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных... Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Ботаника», «Методы биологического эксперимента»,... | Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения... | ||
Примерная программа учебной дисциплины Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности... | Программа учебной дисциплины биология собак 2012 г Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и регионального учебного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Биология для специальностей... Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля | Рабочая программа учебной дисциплины б в. 17. Современые аспекты... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы... | Рабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология» и примерной учебной программы... | Рабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия» Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... |