Программа учебной дисциплины «Биология»





Скачать 232.73 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Биология»
Дата публикации22.11.2017
Размер232.73 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в БОУ СПО ВО «Белозерский педагогический колледж» на отделении начального профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.

Программа учебной дисциплины составлена в соответствии требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня по биологии, утвержденными приказом Минобразования России № 1089 от 5 марта 2004 года, на основе примерной программы учебной дисциплины биология для профессии начального профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года, на основе учебного плана по профессии 250101.01 « Мастер по лесному хозяйству» утвержденного 30 августа 2011 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО 250101.01 «Мастер по лесному хозяйству» естесвеннонаучного профиля с получением среднего(полного) общего образования –как профильный предмет на 1 курсе в объеме 106 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;




  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для специальных дисциплин по профессии «Мастер по лесному хозяйству».

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

Контроль качества освоения дисциплины биология проводится в про-цессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце учебного года. Дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов выполнения лабораторных работ или практических занятий, а также точек рубежного контроля.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1 «Введение»

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Демонстрации

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.
Тема 2 « УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ»

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Демонстрации

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Лабораторная работа № 1 « Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их сравнение».

Лабораторная работа № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
Обучающийся должен знать: строение и функции клетки, химический состав клетки; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов в жизни клетки и организма в целом, ген, код ДНК, транскрипция, трансля­ция, денатурация, редупликация; биосинтез АТФ, белка, п-РНК, полипептидной цепи;
Обучающийся должен уметь: составлять схемы процессов, протекающих в клетке; объяснять и связывать особенности течения физиологических процессов со структурой органоидов клетки
Самостоятельная работа:

  • Подготовка реферата по теме:

-Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

-Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

-Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

-Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

-Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

  • Составление таблицы «органоиды клетки, их строение и функции»

  • Составление кроссворда «Строение клетки»

  • Составление презентации «Органоиды клетки»

Тема 3 « ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ»

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Демонстрации

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Лабораторная работа № 3 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»
Обучающийся должен знать: бесполое и половое размножение, хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; оплодотворение и его значение;
Обучающийся должен уметь: - объяснять процесс мейоза и др. этапы образования половых клеток;

объяснять процесс развития живых организмов как результат постоянной реализации наследст­венной информации; различать и характеризовать различные периоды индивидуального развития животных.

Самостоятельная работа:

  • Подготовка реферата по теме «Биологическое значение митоза и мейоза»

«Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.»

«Половое размножение и его биологическое значение.»

«Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений»

  • Составление конспекта по теме «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека»

  • Составление схемы «Митоз»


Тема 4 « ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ»

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Демонстрации

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практическая работа № 3 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания, решение генетических задач»

Лабораторная работа № 4 «Анализ фенотипической изменчивости»

Лабораторная работа № 5 « Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм»
Обучающийся должен знать: понятия - генетика, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозиготы, законы Менделя, модификационную и генотипическую изменчивость, норму реакции, аллельные гены, явление сцепленного наследования и генетику пола;

значение генетики для здравоохранения; ме­тоды селекции;
Обучающийся должен уметь: объяснять механизмы передачи признаков из поколения в поколение и возникновение отличий потомков; составлять простейшие родословные и решать генетические задачи; раскрывать значение селекции для развития с/х

Самостоятельная работа:

  • Подготовка реферата по теме «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

«Центры многообразия и происхождения культурных растений»

«Центры многообразия и происхождения домашних животных»

«Значение изучения предковых форм для современной селекции»

«История происхождения отдельных сортов культурных растений»

  • Решение генетических задач

  • Составление плана текста по теме «Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор»



Тема 5 « ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ»

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Обучающийся должен знать: историю возникновения эволюционного учения, основные положения теории Дравина; вид, по­пуляция, критерии вида, наследственность, изменчивость, искусственный отбор, борьба за суще­ствование, естественный отбор;
Обучающийся должен уметь: объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособлен­ность к окружающей среде;

использовать учение Ч.Дарвина для раскрытия материалистического понимания целесообразно­сти в природе;
Самостоятельная работа:

  • Подготовка рефератов по теме «История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина»

«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии»

«Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии»

«Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина»

«Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции»

  • Составление конспекта по теме «Движущие силы эволюции»

Составление сравнительной таблицы «Биологический прогресс и биологический регресс»


Тема 6 « ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Происхождение человека. Человеческие расы.

Лабораторная работа № 6«Описание особей одного вида по морфологическому критерию»,

Лабораторная работа № 7 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)»

Лабораторная работа № 8 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

Обучающийся должен знать: эволюцию органического мира и происхождение человека; направления эволюции; примеры ароморфозов в эволюции растительного и животного мира, идиоадаптация, дегенерация;
Обучающийся должен уметь: объяснять основные свойства живых организмов, в том числе этапы метаболизм, саморегуля­ция, как результаты эволюции; раскрывать материалистическое понимание процесса возникно­вения жизни на Земле, как естественного процесса развития материи.

Самостоятельная работа:

  • Подготовка рефератов по теме «Современные представления о зарождении жизни»

«Различные гипотезы происхождения»

«Принципы и закономерности развития жизни на Земле»

«Ранние этапы развития жизни на Земле»

«Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных»

  • Подготовка презентации «Гипотезы происхождения жизни»



Тема 7 « ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Лабораторная работа № 9 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

Лабораторная работа № 10 Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Лабораторная работа № 11 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Лабораторная работа № 12 Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

Практическая работа № « Решение экологических задач»

Обучающийся должен знать: основные положения учения Вернадского о биосфере, экология ,задачи экологии; факторы среды, приспособление организмов к окружающей среде; вид и популяций как экологические характеристики; проблемы рационального использования видов; биогеоценоз, пищевые связи, искусственные биогеоценозы; биосфера, охрана природы;
Обучающийся должен уметь: - выявлять и раскрывать признаки приспособленности видов к совместному обитанию в экосисте­ме;

- оценивать последствия воздействия на биогеоценоз современного производства;

- описывать основные направления охраны окружающей среды.

Самостоятельная работа:

  • Подготовка рефератов по теме «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества»

«Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей»

«Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере»

«Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости»

  • Составление кроссворда «Экология»

  • Составление презентации «Биогеоценоз»

  • Решение ситуационных задач по теме «глобальные экологические проблемы»

Экскурсии «Естественные и искусственные экосистемы своего района»
Тема 8 «БИОНИКА»

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Демонстрации

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Обучающийся должен знать: понятие бионики и её использование для создания совершенных технических систем

Самостоятельная работа:

  • Подготовка рефератов по теме « Моделирование живых организмов»

Экскурсии

Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы своего района.


Темы рефератов
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

Биологическое значение митоза и мейоза.

Половое размножение и его биологическое значение.

Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Закономерности фенетической и генетической изменчивости.

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Драматические страницы в истории развития генетики.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

Устойчивое развитие природы и общества.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов

Количество часов

78

100

195

1 Введение

2

4

6

2. Учение о клетке

10

12

32

3. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

8

10

24

4. Основы генетики и селекции

16

16

32

5. Эволюционное учение

15

20

28

6. История развития жизни на земле

6

10

16

7. Основы экологии

12

18

36

8. Бионика

2

3

11

Резерв учебного времени

7

7

10

Итого

78

100

195


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;




  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Для преподавателей
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2006.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ



Название лабораторных работ


Срок выполнения

  1. Лабораторная работа №1 «Сравнение клеток растений и животных»





1 неделя октября

  1. Лабораторная работа №2 «Сходство зародышей человека и других позвоночных»





4 неделя октября

  1. Лабораторная работа №3 «Приспособление организмов»





2 неделя марта

  1. Лабораторная работа №4 «Решение экологических задач»





4 неделя апреля


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ



Название практических работ


Срок выполнения

  1. Практическая работа №1 «Обмен веществ»

3 неделя сентября

  1. Практическая работа №2 «Индивидуальное развитие человека»

4 неделя октября

  1. Практическая работа №3 «Составление схем скрещивания»

2 неделя декабря

  1. Практическая работа №4 «Решение генетических задач»

5 неделя декабря

  1. Практическая работа №5 «Биологический прогресс и регресс»

3 неделя февраля



СОДЕРЖАНИЕ
Стандарт среднего (полного) образования по биологии

Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка

Тематический план

Содержание учебной дисциплины

Лабораторные и практические работы

Контрольно-оценоночные материалы

Лекции

Глоссарий

Литература

Примерная программа учебной дисциплины



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая...
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая...
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая...
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141
Программа учебной дисциплины «Биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология по профессии среднего...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология по специальности среднего...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных...
Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Ботаника», «Методы биологического эксперимента»,...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconПримерная программа учебной дисциплины
Биология неотъемлема часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconПрограмма учебной дисциплины биология собак 2012 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и регионального учебного...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины Биология для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины б в. 17. Современые аспекты...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология» и примерной учебной программы...
Программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины модуль «Химия»
Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск