Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология»





Скачать 181.42 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология»
Дата публикации21.12.2014
Размер181.42 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Политехнический колледж
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности


УТВЕРЖДАЮ

Директор политехнического колледжа

__________________ Х.И. Борс

«_____»__________ 2013 г.

.

г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ


Майкоп

2013

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей технического профиля среднего профессионального образования.

Организация: политехнический колледж ФГБОУ ВПО «МГТУ».

Разработчик: Овсянникова М.А., преподаватель высшей категории.

Рекомендована предметной (цикловой) комиссией естественных дисциплин и ОБЖ.
Председатель ПЦК _________________________ Костанова Ф.А.

№ _____ от _______________________ 2011 года.

Содержание





Стр.

1. Паспорт рабочей программы………………………………………...

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………

12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины..

14


1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Биология».



    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальностям технического профиля.

    1. Место учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Биология» является неотъемлемой составной частью цикла естественнонаучных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования. Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении химии, физики, географии.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей :клеточной теории эволюционного учения , учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.И. Менделя , закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, происхождения видов, круговорота веществ и превращения энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.


уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи: составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания), описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособление организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;



    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

Рабочая программа изучения учебной дисциплины «Биология» рассчитана на 117 часов учебной нагрузки, в том числе: 78 часов обязательной аудиторной учебной нагрузки, включающих в себя 10 часов практических занятий; 39 часов самостоятельной работы обучающихся.

2. Структура и содержание учебной дисциплины.
2.1 Структура учебной дисциплины

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе

практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося

39

в том числе

внеаудиторная самостоятельная работа

14

рефераты по заданной теме

25

Итоговая аттестация в виде выполнения контрольной работы





2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Объект изучения биологии. Признаки живых организмов. Многообразие живого мира. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Бережное отношение к биологическим объектам и их охрана.

2

1

1. Учение о клетке




14




Тема 1.1

Клетка – основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов.

2

1

Тема 1.2

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

2

1

Тема 1.3

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы - неклеточная форма жизни, борьба с вирусными заболеваниями. Органоиды клетки.

2

1

Тема 1.4

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Генетический материал клетки. Жизненный цикл клетки. Митоз.

2

1




Практическая работа № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом; сравнительная характеристика растительной и животной клеток»

2

2




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Краткая история изучения клетки.

Борьба с вирусными заболеваниями.

Дифференцировка клеток.

2

2




Тематика рефератов:

Мембранный принцип организации эукариотической клетки.

Ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки.

2

2

2.Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов




13




Тема 2.1

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток

2

1

Тема 2.2

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.

2

1

Тема 2.3

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

2

1




Практическая работа № 2 «Описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

2

2




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

2

2




Тематика рефератов:

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Витамины, ферменты и гормоны, их роль в организме.

Половое размножение и его биологическое значение.

3

2

3. Основы генетики и селекции




22




Тема 3.1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

2

1

Тема 3.2

Законы Г. Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание

4

1

Тема 3.3

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

4

1

Тема 3.4

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений. Основные методы и достижения современной селекции

4

1




Практическая работа № 3 «Решение генетических задач, составление родословных»

2

2




Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по темам 3.2, 3.3.

2

2




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Центры происхождений культурных растений.

2

2




Тематика рефератов:

Учение Н.И. Вавилова.

Драматические страницы в истории развития генетики.

2

2

4. Эволюционное учение




21




Тема 4.1

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, эволюционное учение Ч. Дарвина.

3

1

Тема 4.2

Естественный отбор. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

4

1

Тема 4.3

Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Доказательства эволюции. Причины вымирания видов.

4

1

Тема 4.4

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

4

1




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Современное представление о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен)

2

2




Тематика рефератов:

«Система» природы К. Линнея.

Эволюционные идеи Ж.Б. Ламарка.

Сохранение биологического разнообразия, как основы устойчивости биосферы и ее прогрессивного развития.

4

2

5. История развития жизни на земле




12




Тема 5.1

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

2

1

Тема 5.2

Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.

2

1




Практическая работа № 4 «Описание видов по морфологическим критериям, приспособление организмов к разным средам обитания»

2

2




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Единство происхождения человеческих рас.

2

2




Тематика рефератов:

Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

Современные представления о зарождении жизни на Земле.

4

2

6. Основы экологии




20




Тема 6.1

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы, их видовая и пространственная структура.

2

1

Тема 6.2

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

4

1

Тема 6.3

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере.

2

1

Тема 6.4

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера.

2

1




Практическая работа № 5 «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистем; составление цепей питания»

2

2




Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Экологические кризисы, и катастрофы, пути их предотвращения

4

2




Тематика рефератов:

Опасность глобальных нарушений в биосфере.

Рациональное использование и охрана невозобновимых природных ресурсов.

4

2

7. Бионика




6




Тема 7.1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Приспособления у животных и примеры использования их в технике. Задачи бионики.

2

1




Тематика рефератов:

Использование структурно-функциональной организации животных различных систематических групп.

Использование растений в областях производственной деятельности человека.

4

2

Резерв учебного времени

7




Итого

117





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3. Условия реализации программы учебной дисциплины «Биология».
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя, оборудованное компьютером;

- комплект учебно-наглядных пособий по изучению дисциплины;

- учебники;

- дидактический материал;

- опорные конспекты.
Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран.

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсы, дополнительная литература.
Основные источники

1.Мамонтов С.Г. Общая биология: учебник для СПО/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - М.: Высш. шк., 2009

2.Константинов В.М. Общая биология: учебник для СПО/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - М.: Академия, 2006
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоение умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Уметь:

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; изменения в экосистемах своей местности;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах сети, Интернет) и критически ее оценивать.

Знать:

  • биологическую терминологию и символику;

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.И.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождения видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.





Текущий контроль:

  • рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно).


Промежуточный контроль:

  • рубежный тестовый контроль по темам разделов 1.3, 2.2, 3.2, 3.4, 4.4, 6.4;

- реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая...
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая...
Предметная (цикловая) комиссия естественных дисциплин и безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология по профессии среднего...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины биология по специальности среднего...
Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141
Программа учебной дисциплины «Биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины Биология для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины б в. 17. Современые аспекты...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных...
Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Ботаника», «Методы биологического эксперимента»,...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconПрограмма учебной дисциплины «Биология»
Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в боу спо во «Белозерский педагогический колледж» на...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология» и примерной учебной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию»
Рабочая программа предназначена для преподавания профессиональной дисциплины, базовой части студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Органическая химия»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины биология майкоп 2013 рабочая программа учебной дисциплины «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск