Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141





Скачать 256.44 Kb.
НазваниеРабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141
Дата публикации01.05.2015
Размер256.44 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины: Биология

Для специальности 050141

«Физическая культура»

2013

Одобрена: Составлена в соответствии с

ПЦК дисциплин требованиями Федерального

предметной подготовки компонента государственного

Протокол №1 от»29» августа 2013г. стандарта общего образования,

Председатель ПЦК__________ 2004

для специальности: 050141

Составитель: Запрягаева О.В.

Рецензент: Зам.директора по учебно-

воспитательной работе:

Оспищева В.А._______________

«____» августа 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;




  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы по специальности «Физическая культура», формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).

Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для дисциплин: «Анатомия», «Физиология с основами биохимии», «Гигиенические основы физического воспитания».

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Биология» контролю не подлежит.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен :

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.


уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Курс преподается в первом семестре по 3 часа в неделю и во втором по 4 часа в неделю. Общее кол-во часов 209, из них аудиторных занятий 139(теоретических 78, практических и лабораторных 59, дифференцированный зачет 2), самостоятельная работа 70 часов.

Форма итогового контроля: дифференцированный зачет во втором семестре.
Тематический план



Наименование разделов и тем

Максимальная

учебная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Всего

Теоретическое занятие

Лабораторная работа практическое занятие

Контрольная работа, зачет

Введение

6

3

3







3

1.Учение о клетке.

36

15

12

3




21

1.1.Клетка-элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

6

3

3







3

1.2..Строение и функции клетки.

12

6

3

3




6

1.3.Обмен веществ и превращение энергии в клетке.Строение и функции хромосом.

10

3

3







7

1.4..Клетки и их разнообразие в многочисленном организме.

8

3

3







5

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

24

21

18

3




3

2.1.Организм-единое целое.

6

6

6










2.2.Индивидуальное развитие организма.

6

3

3







3

2.3.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

6

6

3

3







2.4.Индивидуальное развитие человека.

6

6

6










3. Основы генетики и селекции.

42

30

8

22




12

3.1.Генетика-наука о закономерностях, наследственности и изменчивости организма.

18

15

3

12




3

3.2.Закономерности изменчивости.

23

14

4

10




9

3.3.Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

1

1

1










4. Эволюционные учения.

32

24

22

2




8

4.1.История развития эволюционных идей. Естественный отбор.

7

4

4







3

4.2.Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

4

4

4










4.3.Популяция-структурная единица вида и эволюции.Движущие силы эволюции.

4

4

4










4.4.Микроэволюция.

7

4

4







3

4.5.Макроэволюция.Доказательства эволюции.

4

4

4










4.6.Основные направления эволюционного прогресса.

6

4

2

2




2

5. История развития жизни на Земле.

7

6

1

5




1

6. Основы экологии.

51

36

14

22




15

6.1.Экология-наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

16

12

4

8




4

6.2.Межвидовые взаимоотношения в экосистеме:конкуренция,симбиоз,хищничество,паразитизм.

10

8

4

4




2

6.3.Биосфера-глобальная экосистема.

11

8

4

4




3

6.4Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

14

8

2

6




6

7. Бионика.

9

2




2




7

Дифференцированный зачет

2

2







2




Итого:

209

139

78

59

2

70


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Студент должен знать:

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитии биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.
1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток.

Самостоятельная работа студента:

Краткая история изучения клетки.

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Цитоплазма и клеточная мембрана.

Органоиды клетки.

Пластический и энергетический обмен.

Ген.

Генетический код.

Биосинтез белка.

Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки.

Митоз.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

Студент должен знать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории;

- строение и функционирование биологического объекта: клетки;

- сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в клетки.

Студент должен уметь:

- объяснять роль единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

- объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний.
2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Самостоятельная работа студента:

Органогенез.

Постэмбриональное развитие.
Лабораторные и практические работы

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Студент должен знать:

- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме.

Студент должен уметь:

- уметь объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека;

- сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами.
3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции.

Самостоятельная работа студента:

Взаимодействие генов.

Сцепленное с полом наследование.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Решение генетических задач.

Анализ фенотипической изменчивости.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Студент должен знать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: законы Г. Меделя, закономерности изменчивости и наследственности;

- строение и функционирование биологических объектов: генов и хромосом;

- сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

Студент должен уметь:

- уметь объяснять нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний;

- выявлять приспособления организма к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно);

- сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных;

- сравнивать биологические объекты: процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии.

Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития.

Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Самостоятельная работа студента:

Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

Синтетическая теория эволюции.

Причины вымирания видов.

Практические работы:

Выявления и описания причин и факторов эволюции. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Студент должен знать:

- основные положения биологических теорий и закономерностей: эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере;

- сущность биологических процессов: формирование приспособленности, происхождение видов;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.
Студент должен уметь:

- объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;

- объяснять причины и факторы эволюции, изменяемость видов;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать;

- выявлять приспособление организмов к среде обитания.
5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека.

Самостоятельная работа студента:

Единство происхождения человеческих рас.

Лабораторные и практические работы

Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Студент должен знать:

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику.

Студент должен уметь:

- описывать особенности видов по морфологическому критерию;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать;

- анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека.
6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

Самостоятельная работа студента:

Видовая и пространственная структура экосистем.

Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Ноосфера.

Правила поведения людей в окружающей природной среде.
Лабораторные и практические работы

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).

Решение экологических задач.

Студент должен знать:

- структуру вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки.

Студент должен уметь:

- объяснять влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека;

- объяснять взаимосвязи и взаимодействия организмов и окружающей среды;

- объяснять устойчивость, развитие и смены экосистем;

- объяснять необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи;

- составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);

- сравнивать биологические объекты: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения правил поведения в природной среде.

7. БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Самостоятельная работа студента:

Особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Практические работы:

Экскурсия:

Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Экскурсия:

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения. Естественные и искусственные экосистемы своего района.
Студент должен знать:

- биологическую терминологию и символику;

- основные положения биологических теорий и закономерностей: морфофизиологическую организацию живых организмов.

Студент должен уметь:

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать;

- сравнивать биологические объекты: природные экосистемы и агросистемы своей местности.

Основная литература

Беляев Д.К. Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2008

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс.- М., Дрофа, 2008
Дополнительная литература


  1. Акимов С.С. Биология М. Лист, 1999

  2. Верзилин Н.П. Проблемы методики преподавания биологии.- М. 1990

  3. Галушкова Н.И. Биология для учащихся. 10 класс. Волгоград Братья Гринины 1999.

  4. Каменская А.А. Биология. Общая биология.- М., Дрофа, 2005.

  5. Маметова С.Г. Биология. Пособие для поступления в Вузы.-М., Высшая школа, 1994

  6. Мишина Г.М. Задачи для самостоятельной работы по общей биологии.- М., Просвещение, 1990

  7. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения для самостоятельной работы по общей биологии.- М., Просвещение, 1990.

  8. Полянский Ю.И. Общая биология. Учебник для 10-11 классов.- М., Просвещение, 1990

  9. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь- справочник.- М., Мысль 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной...
Рабочая программа предназначена для специальности: 050141 «Физическая культура»
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины литература для специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины основы реабилитации в спорте...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины основы лечебной физической культуры...
Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа Дисциплины: История для специальности 050141 «Физическая культура»
Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа по предмету «История» ориентирована на достижение следующих целей
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология»
Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины информатика и информационно-коммуникационные...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины «Гигиенические основы физического воспитания»
Фгу «фиро» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Организация-разработчик: кгбоу спо «Минусинский педагогический колледж имени А. С. Пушкина»
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа дисциплины «анатомия»
Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 020201...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины специализации студентам очной формы обучения специальности 020201. 65...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности...
Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Рабочая программа Дисциплины: Биология Для специальности 050141 iconРабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск