Скачать 256.44 Kb.
|
КГБОУ СПО «Рубцовский педагогический колледж» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: Биология Для специальности 050141 «Физическая культура» 2013 Одобрена: Составлена в соответствии с ПЦК дисциплин требованиями Федерального предметной подготовки компонента государственного Протокол №1 от»29» августа 2013г. стандарта общего образования, Председатель ПЦК__________ 2004 для специальности: 050141 Составитель: Запрягаева О.В. Рецензент: Зам.директора по учебно- воспитательной работе: Оспищева В.А._______________ «____» августа 2013 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины «Биология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня. Программа ориентирована на достижение следующих целей:
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы по специальности «Физическая культура», формирования у обучающихся профессиональных компетенций. Основу содержания программы составляют следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера). Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся. В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей. При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности. Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования. Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников. Освоение учебной дисциплины «Биология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет биологии является базовым для дисциплин: «Анатомия», «Физиология с основами биохимии», «Гигиенические основы физического воспитания». Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий. В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Биология» контролю не подлежит. В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен : знать/понимать:
уметь:
Курс преподается в первом семестре по 3 часа в неделю и во втором по 4 часа в неделю. Общее кол-во часов 209, из них аудиторных занятий 139(теоретических 78, практических и лабораторных 59, дифференцированный зачет 2), самостоятельная работа 70 часов. Форма итогового контроля: дифференцированный зачет во втором семестре. Тематический план
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана. Студент должен знать: - вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитии биологической науки; - биологическую терминологию и символику. 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Самостоятельная работа студента: Краткая история изучения клетки. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Пластический и энергетический обмен. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Лабораторные и практические работы Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Студент должен знать: - основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории; - строение и функционирование биологического объекта: клетки; - сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в клетки. Студент должен уметь: - объяснять роль единства живой и неживой природы, родства живых организмов; - объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний. 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Самостоятельная работа студента: Органогенез. Постэмбриональное развитие. Лабораторные и практические работы Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. Студент должен знать: - сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме. Студент должен уметь: - уметь объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; - сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами. 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Самостоятельная работа студента: Взаимодействие генов. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Лабораторные и практические работы Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Студент должен знать: - основные положения биологических теорий и закономерностей: законы Г. Меделя, закономерности изменчивости и наследственности; - строение и функционирование биологических объектов: генов и хромосом; - сущность биологических процессов: действия искусственного и естественного отбора; - вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику. Студент должен уметь: - уметь объяснять нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; - выявлять приспособления организма к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно); - сравнивать биологические объекты: зародышей человека и других животных; - сравнивать биологические объекты: процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ История развития эволюционных идей. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Самостоятельная работа студента: Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Синтетическая теория эволюции. Причины вымирания видов. Практические работы: Выявления и описания причин и факторов эволюции. Выявление приспособлений организмов к среде обитания. Студент должен знать: - основные положения биологических теорий и закономерностей: эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере; - сущность биологических процессов: формирование приспособленности, происхождение видов; - вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику. Студент должен уметь: - объяснять вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; - объяснять причины и факторы эволюции, изменяемость видов; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать; - выявлять приспособление организмов к среде обитания. 5. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Самостоятельная работа студента: Единство происхождения человеческих рас. Лабораторные и практические работы Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. Студент должен знать: - вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику. Студент должен уметь: - описывать особенности видов по морфологическому критерию; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать; - анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека. 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Самостоятельная работа студента: Видовая и пространственная структура экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Лабораторные и практические работы Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. Студент должен знать: - структуру вида и экосистем; - сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере; - вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки. Студент должен уметь: - объяснять влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; - объяснять взаимосвязи и взаимодействия организмов и окружающей среды; - объяснять устойчивость, развитие и смены экосистем; - объяснять необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; - составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); - сравнивать биологические объекты: природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; - анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения правил поведения в природной среде. 7. БИОНИКА Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. Самостоятельная работа студента: Особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. Практические работы: Экскурсия: Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Экскурсия: Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения. Естественные и искусственные экосистемы своего района. Студент должен знать: - биологическую терминологию и символику; - основные положения биологических теорий и закономерностей: морфофизиологическую организацию живых организмов. Студент должен уметь: - роль биологии в формировании научного мировоззрения; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсов сети интернет ) и критически ее оценивать; - сравнивать биологические объекты: природные экосистемы и агросистемы своей местности. Основная литература Беляев Д.К. Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2008 Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс.- М., Дрофа, 2008 Дополнительная литература
|
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной... Рабочая программа предназначена для специальности: 050141 «Физическая культура» | Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальности... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы реабилитации в спорте... Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Рабочая программа учебной дисциплины основы лечебной физической культуры... Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной... Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности... | Рабочая программа учебной дисциплины базовые и новые виды физкультурно-спортивной... Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по специальности... | ||
Рабочая программа Дисциплины: История для специальности 050141 «Физическая культура» Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа по предмету «История» ориентирована на достижение следующих целей Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос спо по специальности 050141 Физическая культура | ||
Рабочая программа дисциплины общая биология Для специальности: 020400 «Биология» Биология (естественнонаучное образование), квалификация (степень) бакалавр, профили Генетика и Биохимия. Дисциплина «Общая биология»... | Рабочая программа учебной дисциплины информатика и информационно-коммуникационные... Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Гигиенические основы физического воспитания» Фгу «фиро» Минобрнауки России, 2008, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального... Организация-разработчик: кгбоу спо «Минусинский педагогический колледж имени А. С. Пушкина» | ||
Рабочая программа дисциплины «анатомия» Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины студентам очной формы обучения специальности 020201... | Рабочая программа дисциплины «медико-генетическое консультирование» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины специализации студентам очной формы обучения специальности 020201. 65... | ||
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности... Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Рабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения... |