Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология»
страница1/5
Дата публикации19.11.2017
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева»

Биолого-химический факультет

Кафедра Биологии, экологии и МПЕ



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Клюсова В.В.

______________ ____________

подпись ФИО

«___» __________ 2012 г.



Рабочая программа учебной дисциплины

ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ КЛЕТОЧНЫХ ТИПОВ



Код и направление подготовки

020400.62 – «Биология»
Профиль подготовки

«Биоэкология»
Квалификация (степень) выпускника

«Бакалавр»

Тобольск

2012

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля): формирование у студентов целостного представления о структурной организации клеток, о единстве и разнообразие клеточных типов, формирование основ для изучения профессиональных дисциплин.

Задачи: знакомство с уровнями организации биологических систем; получение представления о единстве клеточной организации живой материи и различиях клеточного строения таксонов высшего ранга; изучение обобщенных характеристик строения организмов разных царств живой природы; ознакомление с достижениями современной биологии для решения социальных проблем.

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Единство и разнообразие клеточных типов» относится к вариативной части цикла математических и естественнонаучных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока - «Ботаника», «Методы биологического эксперимента», «Цитология и гистология», «Общая биология». Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Микробиология», «Генетика и эволюция», «Биология человека» а также для последующего прохождения практик, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОПК- 5 - способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: критерии живого, основные закономерности существования живого; основные положения клеточной теории, типы клеточной организации, особенности организации неклеточных форм жизни, принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности, принципы координации и регуляции работы многоклеточных организмов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы.

Уметь: выделить общие и отличительные характеристики разных уровней организации живой материи; перечислить принципиальные черты царств живой природы, особенности их эволюции; объяснять с научной точки зрения наблюдаемые природные явления; использовать базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности

Владеть: биологической терминологией; навыками анализа разных уровней организации живой материи; логикой биологического осмысления и анализа эколого-социальных проблем; методикой микроскопического изучения гистологических объектов.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 часа)
4.1. Структура дисциплины

Таблица 1



Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

КСР

ПЗ

ЛЗ




1

Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма.

6

4




4

14

26

2

Морфологические типы клеток

6

6




4

6

28

3

Организм растений и высших животных.

6

4




6

8

34




Итого





14




14

28

88


4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма.

Необходимые и избыточные функции клеток; принципы восприятия, хранения и передачи информации; осуществление целостной реакции, регуляция жизненных функций.

Клеточная теория как теоретическая основа цитологии.

2

Морфологические типы клеток

Основные типы клеток: прокариотная - бактериальная, и эукариотные - растительная и животная. Механизмы осуществления основных функций, динамическое состояние растительной и животной клетки. Современные методы изучения клеток. Морфологические типы клеток, различающиеся по организации генетического аппарата: эукариотическая и прокариотическая. 

3

Организм растений и высших животных.

Дифференциация и интеграция функций в организмах растений и животных. Системная организация. Обеспечение целостности и гомеостаза у растений и животных. Способность к самообучению и экстраполяции. Многообразие организмов.


5. Образовательные технологии

Таблица 3



занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

1

Понятие о дифференцировке. Образование постклеточных и надклеточных структур

Информационная лекция

2

2

1

Стволовая клетка и дифферон

Лекция -визуализация

2

3

1

Межклеточное вещество

Лекция -визуализация

2

1

2




4

5

4-5

1

Структурно-функциональная организация клетки


Лабораторная работа

4

6

1

Форма клеток и их ядер


Лабораторная работа

2

7

1

Общий принцип организации животных клеток


Лабораторная работа

2

8

1

Общий принцип организации растительных клеток


Лабораторная работа

2

9

1

Клетка как целостный организм простейшего

Лабораторная работа

2

10

1

Взаимосвязь между строением и функционированием клетки

Практическое занятие

2

11

1

Сравнительное строение растительной и животной клеток


Лекция-дискуссия

2

12

2

Сравнительное строение растительной и животной клеток


Практическое занятие

2

13

2

Форма клеток и их ядер


Лекция -визуализация

2

14

2

Механизмы осуществления основных функций, динамическое состояние растительной и животной клетки.

Проблемная лекция

2

15-16




Основные типы клеток: прокариотная - бактериальная, и эукариотные - растительная и животная.


Лабораторная работа

4

17

2

Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма. Структура и функция мембран.

Лабораторная работа

2

18

2

Современные методы изучения клеток.

Практическое занятие

2

19

2

Фотосинтез, дыхание, хемосинтез.

Практическое занятие

2

20

3

Апоптоз и некроз.


Лекция-дискуссия




21

3

Опухолевая трансформация клеток

Лекция -визуализация

2

22

3

Бесполое размножение. Типы бесполого размножения у разных представителей животных и растений.

Лабораторная работа

2

23

3

Представление о регенерации как о эволюционно закрепленном морфопроцессе. Регенерация. Виды регенерации.



Лабораторная работа

2

1

2




4

5

24

3

Дифференциация и интеграция функций обеспечения целостности и гомеостаза у растений и животных, системная организация.

Лабораторная работа

2

25

3

Молекулярные механизмы межклеточных взаимодействий. Дифференциация клеток.

Лабораторная работа

2

26-27

3

Современные представления о геноме. Генетическая программа организма.

Практическое занятие

4

28

3

Языки и пути восприятия, хранения и передачи информации в организмах животных и растений.

Практическое занятие

2


6. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4



Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма.

Конспектирование текста; составление таблиц для систематизации учебного материала

26

2

Морфологические типы клеток

Ответы на контрольные вопросы; изучение дополнительных тем занятий; работа с конспектом лекции (обработка текста)

28

3

Организм растений и высших животных.

Использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; составление таблиц для систематизации учебного материала

32


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля

В качестве входящего контроля проводится опрос по теме «Клетка»

 

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов
7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

Таблица 5

Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Аудиторные занятия

11

10

12

33

Лекции

3

4

2

9

Лабораторные занятия

8

6

10

24

Самостоятельная работа

14

15

18

47

Итого за работу в семестре

25

25

30

80

Обобщающий контроль










20

Итого










100

7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов

Таблица 6



Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

Работа на лекциях

1

Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма.

Посещение лекций

3

1

2

Морфологические типы клеток

Посещение лекций

Защита реферата

4

2

3

Организм растений и высших животных.

Посещение лекций


2

3

Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях

1

Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма.

Посещение занятий

Выполнение учебного индивидуального задания

8


1

2

Морфологические типы клеток

Посещение занятий

Выполнение учебного индивидуального задания

6


2

3

Организм растений и высших животных.

Посещение занятий

Выполнение учебного группового задания

Выполнение аудиторной контрольной работы

Защита реферата.

10


3

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов

Таблица 7



Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

Принципы структурной организации клеток и регуляция метаболизма.

Составление таблицы «Типы жизненных циклов»

Составление аннотаций нескольких научно-популярных биологических изданий



8
7




1

2

Морфологические типы клеток

Составление аннотированных списков информационных ресурсов по ботанике

Составление таблицы «Этапы онтогенеза человека».

Выполнение домашней контрольной работы

6

4
5


2

3

Организм растений и высших животных.

Составление тематического глоссария «Клетка»

Подготовка презентации «Экологическая биология развития»

Написание реферата.

5

8
5



3

7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Темы рефератов

  1. Основные утверждения клеточной теории.

  2. Постклеточные структуры

  3. Характеристика структурных компонентов межклеточного вещества

  4. Дать определение дифференцировки клеток

  5. Форма клеток и их ядер

  6. Клетки вегетативных органов растений

  7. Клетки генеративных органов растений

  8. Клетки ороговевающего  эпителия

  9. Клетки неороговевающего эпителия

  10. Многообразие секреторных клеток

  11. Клетки иммунной системы

  12. Клетки крови

  13. Клетки соединительной ткани

  14. Клетки-предшественники половых клеток

  15. Клетки органов чувств и клетки-рецепторы


7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации

7.3.1. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

Таблица 8

Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично




40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов


7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы для зачета, 6 семестр

      1. Клетка как единица строения, функционирования, развития, патологических изменений организма.

      2. Клетки прокариотические и эукариотические. Гомологичность в строении клеток.

      3. Дифференциация как процесс образования специализированных клеток.

  1. Основные различия между клетками животных и растений.

  2. Ядро-система сохранения, воспроизведения и реализации генетической информации.

  1. Основные утверждения клеточной теории.

  2. Постклеточные структуры

  3. Характеристика структурных компонентов межклеточного вещества

  4. Дать определение дифференцировки клеток

  5. Форма клеток и их ядер

  6. Клетки вегетативных органов растений

  7. Клетки генеративных органов растений

  8. Клетки ороговевающего  эпителия

  9. Клетки неороговевающего эпителия

  10. Многообразие секреторных клеток

  11. Клетки иммунной системы

  12. Клетки крови

  13. Клетки соединительной ткани

  14. Клетки-предшественники половых клеток

  15. Клетки органов чувств и клетки-рецепторы

  16. Развитие и происхождение вакуолярной системы, ее функциональное значение.

  17. Генетический аппарат бактерий.

  18. Особенности деления прокариотических клеток.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Васильев, Ю. Г. Цитология. Гистология. Эмбриология : учеб. для студентов высш. с.-х. учеб. заведений, обуч. по спец. 111201 "Ветеринария" / Ю. Г. Васильев, Е. И. Трошин, В. В. Яглов. - Санкт-Петербург: Лань, 2009. - 576 с.

2. Верещагина, В.А. Основы общей цитологии : учеб. пособие для студ. вузов учеб. заведений / В. А. Верещагина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование)

3. Фрешни, Р.Я. Культура животных клеток: практическое руководство; пер. с 5-го англ. изд.-М.:БИНОМ. Лаборат. Знаний,2010.-691с.:ил., 24с. цв.вкл.-(Методы в биологии)

Б) Дополнительная

  1. Гистология, цитология и эмбриология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. М. Студеникина и др.; Ред. Т.М.Студеникина. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 574с.: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=406745 (дата обращения 02.09.2014)

  2. Ерёмина, И.З. Конспект лекций по общей гистологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.З. Ерёмина, Т.И.Лебедева, О.Б.Саврова. – М.: РУДН, 2013. – 135 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=226463 (дата обращения 02.03.2015)

  3. Клетки / под ред. Б. Льюина. - М. : БИНОМ. Лаборат. Знаний, 2011. - 951 с. : цв. ил. - (Лучший зарубежный учебник)

  4. Самусев, Р.П. Общая и частная гистология [Электронный ресурс] / Р.П.Самусев, М.Ю.Капитонова; Под ред. С.Л.Кузнецова. – М.: Издательство «Мир и Образование», 2010. – 336 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=98412 (дата обращения 02.09.2014)

  5. Ченцов, Ю.С. Введение в клеточную биологию: Учеб. для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Академкнига, 2005.

в) периодические издания:

Журналы:

  1. Ботанический журнал

  2. Вестник МГУ. Серия №16. Биология

  3. Журнал общей биологии

  4. Успехи современной биологии

д) Интернет-ресурсы:

1. http://www.bio.pu.ru/index.php Санкт-Петербургский государственный университет, биологический факультет.

2. http://www.soil.msu.ru/ Московской государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет биологии.

3. http://ru.wikipedia.org/ электронная энциклопедия.

4. http://www.mgul.ac.ru/info/flh/soil/ Московский государственный университет.

5. http://www.bio.vsu.ru/soil/ Воронежский государственный университет.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционная мультимедийная аудитория: компьютер «Pentium - 4», плазменный телевизор, документ-камера «AVerVision 300», имеется возможность дополнительного подключения аудиовизуальных средств.

Лаборатория цифровой микроскопии: компьютеры «Core 2 Duo E 4400» - 6шт., электронные микроскопы «Motic DM-52» - 5 шт., цифровой стереоскопический микроскоп «Motic DM-39» - 1 шт., биологический микроскоп со встроенной камерой «Motic DMBA300» - 1 шт., документ-камера «AVerVision 300».
10. Паспорт рабочей программы дисциплины

Разработчик(и) : Мирюгина Т.А., к.с-х.н, доцент кафедры биологии, экологии и МПЕ

Приложение 1.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос во...
Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока «Методы биологического эксперимента», «Цитология...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины б в. 17. Современые аспекты...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология для подготовки бакалавров...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 020400. 62 «Биология» подготовки и примерной учебной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины механизация охотничьего хозяйства...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 – Биология, утверждённого приказом...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая учебная программа дисциплины молекулярная биология для направления 020400. 62 «Биология»
Фгос впо по направлению подготовки 020400 «Биология», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 04. 02. 10 г. №101
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины зоогеография для подготовки...
Фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 020400. 62 «Биология» и примерной учебной программы...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию»
Рабочая программа предназначена для преподавания профессиональной дисциплины, базовой части студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «Органическая химия»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла студентам очной формы обучения по направлению...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной полевой практики зоология позвоночных с...
Рецензент: Панов В. П., д б н., профессор кафедры физиологии, морфологии и биохимии животных
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы»
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «политология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (Б 4) гуманитарного, социального и экономического цикла...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «аналитическая химия»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла базовой части студентам очной формы обучения...
Рабочая программа учебной дисциплины единство и разнообразие клеточных типов код и направление подготовки 020400. 62 «Биология» iconРабочая программа учебной дисциплины «физическая и коллоидная химия»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины естественнонаучного цикла, вариативной части студентам очной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск