Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия»





Скачать 481.13 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия»
страница1/4
Дата публикации20.01.2015
Размер481.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ИФБиБТ

__________/Сапожников В.А.

«___» _________ 2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина М1.ДВ2 «Молекулярная биология и генная инженерия»
Укрупненная группа 010000 «Физико-математические науки»
Направление 011200.68 «Физика»
Магистерская программа 011200.68.01 «Биофизика»
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра биофизики

Квалификация (степень) выпускника
Магистр

Красноярск
2011


Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 010000 «Физико-математические науки»

направления 011200.68 «Физика»
Программу составил доцент Межевикин В.В. _____________________
Заведующий кафедрой проф. Кратасюк В.А. _______________________
«_____»_______________201_ г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры биофизики

«______» _________________ 201_ г. протокол № _____
Заведующий кафедрой Кратасюк В.А. _________________

(фамилия, и. о., подпись)
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой биофизики___________________проф., Кратасюк В.А

Внесенные изменения утверждаю:

Директор института ИФБиБТ_______________проф., Сапожников В.А.

1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
В настоящее время, когда утверждается, что понято какое-либо биологическое явление, - это означает, что мы разобрались с молекулярными механизмами этого явления. Однако биологические молекулы имеют огромные размеры, и их структуру и взаимодействие друг с другом невозможно исследовать без использования физических законов и принципов. Поэтому молекулярная биология, изучающая главным образом большие биомолекулы и их роль в функционировании живой клетке, прежде всего в ее размножении, является одной из основных наук, знание которой необходимо в биологических и биофизических исследованиях. Многие биологические исследования, а также молекулярная биотехнология в настоящее время немыслимы без методов генной инженерии, теснейшим образом связанной с молекулярной биологией. Главная цель данного курса заключается в ознакомлении студентов с основными фактами, законами и принципами строения и функционирования живых клеток, накопленными и обнаруженными молекулярной биологией, а также в ознакомлении с методами и принципами генной инженерии, тесно связанной с молекулярной биологией.

Дисциплина «Молекулярная биология и генная инженерия» относится к профессиональному циклу М.1.ДВ2 Дисциплины по выбору по направлению 011200.68 «Физика» и имеет своей целью расширить знания и дать практические навыки в области молекулярной биологии и генной инженерии.

1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачи дисциплины вытекают из необходимости получения студентами знаний об основных законах и принципах молекулярной биологии.

Основное внимание в курсе уделяется рассмотрению структуры и функции белков и нуклеиновых кислот. В курсе рассмотрены также принципы и методы генной инженерии и ее использование в молекулярной биотехнологии и медицине. Обсуждаются нерешенные биологические проблемы с точки зрения молекулярной биологии.

Изучение дисциплины направлено на подготовку выпускника в области биологии, получение высшего профессионального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:

  • способностью демонстрировать углубленные знания в области математики и естественных наук (ОК-1);

  • способностью к коммуникации в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности, свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-8);

  • способностью использовать знания современных проблем физики, новейших достижений физики в своей научно-исследовательской деятельности (ПК-2);

  • способностью свободно владеть профессиональными знаниями для анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-7).



1.3 Межпредметная связь
Перед изучением дисциплины для магистранта желательно изучение биохимии. Данная дисциплина является одной из основных для освоения молекулярной и общей биофизики, и вообще для изучения биологических дисциплин.
2 Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

10

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

0,78 (28)

0,78 (28)

лекции

0,39 (14)

0,39 (14)

практические занятия (ПЗ)

0,39 (14)

0,39 (14)

Самостоятельная работа:

1,2 (44)

1,2 (44)

изучение теоретического курса (ТО)

1,2 (44)

1,2 (44)

Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет



3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции

1

Модуль 1. Введение


0,027

(1ч)


0,027

(1ч)


0,15

(5,5ч)

ОК-1, ОК-8, ПК-2, ПК-7

2

Модуль 2. Структура белков, нуклеиновых кислот и общая схема о генетической системы


0,042

(1,5ч)

0,042

(1,5ч)

0,15

(5,5ч)

3

Модуль 3. Реализация генетической информации


0,042

(1,5ч)

0,042

(1,5ч)

0,15

(5,5ч)

4

Модуль 4. Хромосомы


0,042

(1,5ч)

0,042

(1,5ч)

0,15

(5,5ч)

5

Модуль 5. Передача, изменение и защита генетической информации в ряду поколений


0,042

(1,5ч)

0,042

(1,5ч)

0,15

(5,5ч)

6

Модуль 6. Системы развития и поддержания целостности многоклеточных организмов


0,07

(2,5ч)

0,07

(2,5ч)

0,15

(5,5ч)

7

Модуль 7. Методы генной инженерии


0,07

(2,5ч)

0,07

(2,5ч)

0,15

(5,5ч)

8

Модуль 8. Задачи молекулярной биологии в XXI веке

0,055 (2ч)

0,055 (2ч)

0,15

(5,5ч)


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1. Введение

Раздел 1.1 Молекулярная биология как раздел биохимии, описывающий хранение, переработку и реализацию генетической информации. Биохимия и её роль в биологии. О методологии биохимии и молекулярной биологии. Молекулярная биология как фундаментальная основа для разработки высокоэффективных биотехнологических методов. Проблема освоения биохимических знаний. Основные биологические и биохимические принципы.

Раздел 1.2 Живые организмы и их клетки. Основные типы живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы. Клетка как элементарная единица жизни. (Нулевой биологический принцип). Многочисленность типов клеток. Основные методы изучения структуры клеток. Классификация клеток и структура геномов. Прокариоты и эукариоты. Субклеточная структура прокариотических клеток. Субклеточная структура эукариотических клеток. Ядро. Клеточная оболочка. Мембраны. Митохондрии. Пластиды. Эндоплазматический ретикулум. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Цитоскелет. Двигательные структуры одноклеточных организмов. Размножение.

Раздел 1.3 Генетика и генетическая информация. Генетика и законы Менделя. Генотип и фенотип. У эукариот гены дублированы. Генетический полиморфизм. Аллельные гены. Доминантность и рецессивность. ДНК как материал, хранящий наследственную информацию. Ген – элементарный фактор наследственности. Расположение генов в ДНК хромосом. Генетика и молекулярная биология. Согласование концепций. Исходная основная гипотеза генетики: «один ген – один признак». Модификация основной гипотезы.

(аудиторные часы – 0,027 (1ч))
Модуль 2. Структура белков, нуклеиновых кислот и общая схема о генетической системы

Раздел 2.1 Белки как основной инструмент клеточного строительства и ее функционирования. Химическая природа белков. Структурная организация белков и их пространственное строение. Первичная структура. Вторичная структура. Третичная структура, Четвертичная структура. Современные представления о высших уровнях структурной организации белков. Супервторичные структуры. Домены. Супрамолекулярные структуры. Формирование пространственной структуры белков. Денатурация и ренатурация белков. Метастабильные состояния. Шапероны. Формирование супрамолекулярных структур. Биологические функции белков и пептидов.

Раздел 2.2 Молекулярные механизмы обеспечения функционирования белков. Ферменты. Двигательные белки. Защитные белки. Ферменты как катализаторы биохимических реакций. Активный центр. Кофакторы и коферменты. Регуляция активности ферментов. Механизмы обеспечения высокой каталитической эффективности ферментов. Теория ферментативного катализа. Современное состояние проблемы «структура-функция». Предсказание пространственной структуры глобулярных белков. Проблема распознавания на молекулярном уровне.

Раздел 2.3 Нуклеиновые кислоты: структура и функции. Нуклеиновые кислоты: хранение и реализация наследственной информации. Методы исследования структурной организации нуклеиновых кислот. Структура нуклеиновых кислот. Уровни структурной организации нуклеиновых кислот. Двойная спираль ДНК. Структура ДНК в клетке. Обратимая денатурация ДНК. Репликация ДНК. ДНК полимеразы. Основные типы клеточной РНК: информационные РНК; рибосомальные РНК; транспортные РНК. Рибозимы. Метод молекулярной селекции.

Раздел 2.4 Общая схема реализации генетической информации. Транскрипция. Трансляция. Информационная РНК как матрица для синтеза белка. Генетический код. Универсальность генетического кода

(аудиторные часы – 0,042 (1,5ч))
Модуль 3. Реализация генетической информации

Раздел 3.1 Механизмы реализации генетической информации. Геномы прокариот и эукариот Геном бактерий. Оперонная организация геномов у прокариот. Лактозный и триптофановый опероны E.coli. Регуляция транскрипции у бактерий. Геном архебактерий. Особенности структуры генома эукариот. Экзоны и интроны. Структурные гены и их представление в РНК. Транскрипция и РНК полимеразы. Регуляция транскрипции у прокариотов. Регуляция транскрипции у эукариот. Процессинг. Аденилирование. Кэпирование. Сплайсинг. Альтернативный сплайсинг. Регуляция синтеза белка. Геномы клеточных органелл. Экспрессия собственных генов органелл.

Раздел 3.2 Особенности механизмов трансляции у прокапиот и эукариот. Особенности строения mРНК у прокариот и эукариот. Структура рибосом у прокариот и эукариот. Гипотезы о происхождении рибосом.

(аудиторные часы – 0,042 (1,5ч))
Модуль 4. Хромосомы

Раздел 4.1 Хромосомы: строение и функционирование. Хромосомы (нуклеоиды) прокариот. Хромосомы митохондрий и хлоропластов. Хромосомы эукариот. Упаковка ДНК в хромосомах прокариот и эукариот. Специфические участки линейных хромосом эукариот- теломеры и центромера. Половые хромосомы. Диминуция хромосом и дифференцировка клеток. В-хромосомы.

(аудиторные часы – 0,042 (1,5ч))
Модуль 5. Передача, изменение и защита генетической информации в ряду поколений

Раздел 5.1 Переработка, передача и изменение генетической информации в ряду поколений. Митоз и мейоз. Кроссинговер. Репликация. Характеристики ключевых ферментов репликации ДНК. Клеточный цикл прокариот. Клеточный цикл эукариот. Возникновение и эволюция эукариот.

Раздел 5.2 Сохранение и защита генетической информации. Мутационная теория и классификация мутаций. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова. Генеративные и соматические мутации. Некоторые типы и свойства мутаций. Хромосомные перестройки. Ненаследственная изменчивость. Причины мутирования. Механизмы репарации ДНК. Кроссинговер и защита генетической информации.

Раздел 5.3 Основные генетические и родственные им системысистемы. Прокариотические хромосомы. Эукариотические хромосомы. Хромосомы митохондрий. Хромосомы пластид. Вирусы. Вироиды. Мобильные элементы генома. Плазмиды. Прионы. Нанобактерии.

(аудиторные часы – 0,042 (1,5ч))
Модуль 6. Системы развития и поддержания целостности многоклеточных организмов

Раздел 6.1 Развитие многоклеточного организма

Раздел 6.2 Апоптозэ

Раздел 6.3 Иммунитет. Некоторые отклонения в работе иммунной системы.

Раздел 6.4 Основы онкогенетики.

(аудиторные часы – 0,07 (2,5ч))
Модуль 7. Методы генной инженерии

Раздел 7.1 Основы технологии рекомбинантных ДНК. Общая схема переноса генов из одного организма в другой. Инструментарий генной инженерии. Рестриктазы. Плазмидные векторы. Создание и скрининг генных библиотек. Клонирование структурных генов эукариот. Векторы для клонирования крупных фрагментов ДНК. Трансформация прокариот. Получение фрагментов ДНК и их характеризация. Рестриктазы для получения фрагментов. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) для получения фрагментов ДНК. Методы секвенирования ДНК. Химический синтез ДНК.

Раздел 7.2 Системы экспрессии для получения белков. Экспрессия в E. Coli. Эукариотические системы экспрессии. Необходимость использования эукариотических систем экспрессии. Дрожжевые системы экспрессии. Системы экспрессии с использованием культур клеток насекомых. Использование клеток млекопитающих. Конструирование белков.

Раздел 7.3 Получение животных и растительных трансгенных организмов. Трансгенные животные. Клонирование высших животных. Получение трансгенных растений.

Раздел 7.4 Основные направления развития молекулярной биотехнологию. Молекулярная диагностика. Методы иммунодиагностики. Системы ДНК-диагностики. Микробиологическое производство лекарственных средств. Производство вакцин. Получение коммерческих продуктов. Биодеградация токсичных соединений и утилизация биомассы. Фиксация атмосферного азота. Микробные инсектициды. Промышленный синтез белков при участии рекомбинантных микроорганизмов.

Раздел 7.5 Геномика и генная терапия. Картирование генов. Картирование локусов генетических заболеваний. Клонирование генов заболеваний человека. Программа «Геном человека». Генная терапия. Методы лечения неполноценных генов. Создание лекарств. Лекарственные средства на основе олигонуклеотидов.

(аудиторные часы – 0,07 (2,5ч))
Модуль 8. Задачи молекулярной биологии в XXI-ом веке

Раздел 8. 1 Молекулярная биология и возникновение жизни.

Раздел 8.2 Молекулярная биология и происхождение человека.

Раздел 8.3 Молекулярно-биотехнологическая революция. Патентование биотехнологических изобретений. Контроль исследований в области биотехнологии. Основные опасения.

(аудиторные часы – 0,055 (2ч))
3.3 Практические занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических занятий,

объем в часах

11


Модуль 1. Введение


Раздел 1.3. Генетика и генетическая информация.
(аудиторные часы – 0,027 (1ч))

12

3


Модуль 2. Структура белков, нуклеиновых кислот и общая схема о генетической системы


Раздел 2.2. Молекулярные механизмы обеспечения функционирования белков

Раздел 2.4. Общая схема реализации генетической информации

(аудиторные часы – 0,042 (1,5ч))

13


Модуль 3. Реализация генетической информации


Раздел 3.1. Механизмы реализации генетической информации

Раздел 3.2. Особенности механизмов трансляции у прокапиот и эукариот
(аудиторные часы – 0,042 (1,5ч))


4

Модуль 4. Хромосомы


Раздел 4.1. Хромосомы: строение и функционирование.
(аудиторные часы – 0,042 (1,5ч))


5

Модуль 5. Передача, изменение и защита генетической информации в ряду поколений


Раздел 5.1. Переработка, передача и изменение генетической информации в ряду поколений

Раздел 5.2. Сохранение и защита генетической информации.
(аудиторные часы – 0,042 (1,5ч))


6

Модуль 6. Системы развития и поддержания целостности многоклеточных организмов


Раздел 6.1. Развитие многоклеточного организма

Раздел 6.3. Иммунитет. Некоторые отклонения в работе иммунной системы.

Раздел 6.4. Основы онкогенетики

(аудиторные часы – 0,07 (2,5ч))


7

Модуль 7. Методы генной инженерии


Раздел 7.1. Основы технологии рекомбинантных ДНК

Раздел 7. 3. Получение животных и растительных трансгенных организмов.

Раздел 7.5. Геномика и генная терапия.

(аудиторные часы – 0,07 (2,5ч))


8

Модуль 8. Задачи молекулярной биологии в XXI-ом веке


Раздел 8. 1.  Молекулярная биология и возникновение жизни.

Раздел 8.2.  Молекулярная биология и происхождение человека.

(аудиторные часы – 0,055 (2ч))


3.4 Лабораторные занятия

«Учебным планом не предусмотрено».
3.5 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по курсу включает изучение теоретического материала для подготовки к семинарам, написание реферата.

Основные цели самостоятельной работы – формирование у студентов навыков к самостоятельному творчеству, труду, умений решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных средств, потребностей к непрерывному самообразованию и совершенствованию своих знаний, приобретение опыта планирования и организации рабочего времени и расширение кругозора.

Выполнение всех видов самостоятельной работы по изучению курса поможет студентам сориентироваться в понимании основных понятий и проблем курса, освоить приемы и способы решения конкретных задач из различных областей науки, овладеть научным проектированием, необходимым для написания любого уровня научных текстов – от проектов до научных статей, выработать умение выделить общие закономерности развития науки на фоне конкретного содержания состояния науки в определенную эпоху, конкретных фактов и научных биографий известных ученых. В конечном счете студенты должны понять свое место в науке, определить цели в жизни и в профессиональной деятельности, развить творческие способности, подготовить к будущей деятельности молодых специалистов.

Самостоятельная работа по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретического материала с использованием рекомендуемой литературы;

– подготовку к выполнению и защите реферата.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconРабочая программа дисциплины дисциплина дв2 – Генная инженерия промышленно-важных
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
...
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconРабочая программа учебной дисциплины «молекулярная биология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла, базовой части студентам очной формы обучения...
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconРабочая учебная программа дисциплины молекулярная биология для направления 020400. 62 «Биология»
Фгос впо по направлению подготовки 020400 «Биология», Утвержденным приказом Минобрнауки России от 04. 02. 10 г. №101
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconРабочая программа дисциплины дисциплина дв2
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconЗаконы Менделя». Написать реферат по теме. Тема «Генная инженерия»

Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconРабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Биохимия...
«Биология» профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconРеферат по биологии «Генная инженерия в быту и на службе у человека»
Цели реферата
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconГенная инженерия
Саратовская областная организация Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconПрограмма подготовки аспирантов по специальности научных работников...
Рабочая программа предназначена для аспирантов, обучающихся в аспирантуре Федерального государственного бюджетного учреждения науки...
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconУчебной дисциплины «Реферирование и аннотирование текстов на иностранном...
Программа предназначена для обучения студентов 3 курса указанного профиля и направления. Дисциплина предшествует изучению курсов...
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общая биология как дисциплина биологии, раскрывающая основные закономерно­сти организации, функционирования и развития жизни на нашей...
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconРабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Методология научного творчества»
Целью изучения дисциплины является: сформировать у магистрантов цельное представление обо всем спектре методологических и методических...
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв2 «Молекулярная биология и генная инженерия» iconРабочая программа Дисциплины (модуля) Математическое модел ирование...
«Программная инженерия» на кафедре «Информационные системы» факультета Информационных систем и технологий


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск