Рабочая программа по биологии «Общая биология»





НазваниеРабочая программа по биологии «Общая биология»
страница1/7
Дата публикации07.10.2014
Размер0.82 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ № 61» г. Перми

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор

Протокол №___ ___________________ ______________________

от «__» _____ __г. «___»__________ ____г. «___»____________ ____г.

Рабочая программа по биологии

«Общая биология»

10-11 класс

Учитель: Берсенева Н. В.; Никитина Е. В.

2013-2014 учебный год

Рабочая программа учебного курса по биологии

«Общая биология»

для 10-11 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии для 10 класса «Общая биология» автора Н.И.Сонина /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология .6-11 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 138с/ полностью отражающей содержание примерной программы. С дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

На изучение биологии на базовом уровне отводится 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

В основе отбора содержания на базовом уровне лежит культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования обшей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в рабочей программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картине мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования.

Принцип отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993.

5. Учебный план МАОУ «Лицей №5» г.Перми

6. Программы основного общего образования по биологии для 10-11 класса «Общая биология» автора Н.И. Сонина

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – 3 – е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышаю­щими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно – методическое пособие /сост. Г. М. Пальдиева. – М.: Дрофа, 2012.

Учебник Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10 -11 кл. общеобразовательных учреждений /В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 7 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011..

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 10-11 класса построена на сведениях о биологических закономерностях живой природы. Принципы отбора основного и дополнительного со­держания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обуче­ния, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 35 часов в год, переработана из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю (федеральный компонент)

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в 10-11 классах пре­дусматривается изучение биологии.

Количество часов: 34, лабораторных работ: 1.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления, ИКТ-технология.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля: фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Требования к уровню подготовки учащихся
объяснять роль биологических теорий, гипотез в фор­мировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм - единое целое;

  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.


Календарно-тематическое планирование биологии, 10 класс




урока

Тема урока

Кол-во часов на изучение темы

Тип урока

Элементы содержания

(дидактические единицы)

Планируемые результаты

Оборудование

Дата проведения

Д/з


Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания – 2 ч.

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук.– 1 ч.



История развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук

1

Вводный

Роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль биологических теорий, идей и гипотез в формировании естественнонаучной картины мира.

Называть:

- естественные науки, составляющие биологию

- вклад ученых (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах ее становления

- методы исследования живой природы

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

1-я неделя сентября

п. 1.1,

1.3


Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы – 1 ч.



Уровни организации живой природы. Критерии живых систем.

1

Урок повторения и обобщения знаний

Основные понятия:

жизнь, открытая система, наследственность. изменчивость

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организа­ции, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды,

Давать определение понятию

жизнь.

Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.

Различать процессы обмена

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

2-я неделя сентября

с. 8 - 11

Раздел 2. Клетка – 12 ч.

Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория –1 ч.



Клеточная теория.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия: теория, цитология.

Клетки эукариот и прокариот.

Вирусы

Развитие знаний о клетке.

Клеточная теория

Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть и описывать этапы создания клеточной теории.

Называть: положения современной клеточной теории; вклад ученых в создание клеточной теории.

Объяснять: роль клеточной теории в формировании естественнонаучного картины мира.

Приводить доказательства к положениям клеточной теории.

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

3-я неделя сентября

п.2.1

Тема 2.2. Химическая организация клетки – 4 ч.



Химическая организация клетки. Неорганиче­ские вещества.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Микроэлементы Макроэлементы.

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в обра­зование неорганических и органи­ческих веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли.

Вода, минеральные соли живых организмов.

Давать определение терми­нам: микроэлементы, макроэле­менты.

Приводить примеры макро- и микроэлементов.

Называть неорганические ве­щества клетки.

Выявить взаимосвязь между пространственной организаци­ей молекул воды и ее свойст­вами. Характеризовать: биологическое значение мак­ро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение со­лей неорганических кислот.

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

4-я неделя сентября

п. 2.2, 2.3



Химическая организация клетки. Органические вещества — белки.

1

Комбинированный урок.

Основные понятия:

белки, гормоны, ферменты

Белки - биологические полимеры.

Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.

Функции белковых молекул (струк­турная, каталитическая, двигатель­ная, транспортная, защитная, энер­гетическая). Молекула белка.

Давать определение основ­ным понятиям.

Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: функции белков; продукты, богатые белками; связь, образующую первич­ную структуру белка; вещество - мономер белка.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

5-я неделя сентября

п. 2.5



Химическая организация клетки. Органические вещества — углеводы и липиды

1

Комбинированный урок.

Основные понятия:

углеводы, липиды, гормоны

Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный ма­териал, информационная функция).

Приводить примеры ве­ществ, относящихся к углево­дам и липидам.

Называть: органические вещества клет­ки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

1-я неделя октября


п. 2.4

2.5 (до белков)



Химическая организация клетки. Органические вещества — нуклеиновые кислоты.

1

Комбинированный урок.

Основные понятия:

нуклеиновые кислоты, нуклеотид.

Нуклеиновые кислоты - биополимеры. ДНК (дезоксирибонуклеиновая ки­слота), РНК (рибонуклеиновая ки­слота).

Пространственная структура ДНК -двойная спираль.

Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пла­стиды.

Виды РНК и нахождение: рибосомальные, транспортные, информа­ционные.

Функции нуклеиновых кислот.

Редупликация ДНК. Передача наследственной инфор­мации из поколения в поколение.

Давать полное название нук­леиновым кислотам ДНК и РНК

Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять виды молекул РНК и их функции.

Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. Сравнивать строение моле­кул ДНК и РНК.

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

2-я неделя октября


п. 2.6


Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток –5 ч.



Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия:

органоиды, цитоплазма.

Строение и функции клеточной мембраны.


Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

способы проникновения ве­ществ в клетку.

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

Цифровой микроскоп

3-я неделя октября


п. 27



Цитоплазма и ее органоиды.

1

Комбинированный урок.

Основные понятия:

цитоплазма эукариотической клет­ки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет.

Включения, их значение в метабо­лизме клеток. Особенности строения раститель­ных клеток.

Клеточная мембрана: двойной липидный слой, расположение бел­ков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

органоиды цитоплазмы; функции органоидов.

Приводить примеры клеточ­ных включений.

Отличать:

по строению шероховатую ЭПС от гладкой; виды пластид растительных клеток.


Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

Цифровой микроскоп

4-я неделя октября


п. 27



Клеточное ядро.

1

Комбинированный урок.

Основные понятия:

прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом.

Функции ядра: деление клетки, ре­гуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клет­ках различных организмов.

Состояния хроматина: хромосомы,

Узнавать структурные компоненты ядра.

Описывать строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь

между особенностями строения и функций ядра.


Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

1-я неделя ноября


п. 28




Строение растительной клетки.

1

Комбинированный урок.

Особенности строения раститель­ной клеток.

Эукариотические клетки растений.

Распознавать и описывать

на таблицах основные части и органоиды клеток растений.

Работать с микроскопом,

изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

Учебник, таблицы

Презентация

ЭУП

Цифровой микроскоп

3-я неделя ноября


конспект
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconОбщая биология Вариант 1 Тест №1 Строение клетки у прокариот, в сравнении...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа по биологии «Биология. Общая биология»
Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconНазвание Предмет Направление
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа среднего общего образования. Биология. 10 класс....
Программа «Общая биология» обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа по биологии «Биология. Общая биология»
Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа по общей биологии 11 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconЭкзаменационные билеты для 9кл. (2006) и примерные ответы по билетам...
Биология урок, тест, ответы, билеты, биология человека, общая биология, егэ 2006, школа, олимпиада, тестирование биология, экзамен,...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа по дисциплине Биоценология и теория экологической...
Рабочая программа составлена на основании фгос-3 впо и учебного плана направления 510600 Биология, магистерской программы 510601...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа по биологии 9 класс
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа по биологии 10 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconБеляева Д. К., Дымшиц Г. М. Общая биология. 10-11 класс: Учебник...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень...
Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconАннотация к рабочей программе по дисциплине «Биология» в старшей школе (10 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (среднее (полное)...
Рабочая программа по биологии «Общая биология» iconРабочая программа по «биологии»
Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классах осуществляется по программе по биологии для 10-11 классов общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск