Скачать 262.69 Kb.
|
Л.А. Бабушкина, учитель биологии, МОУ Долгодеревенская СОШ Организация контроля знаний и умений учащихся старших классов общеобразовательной школы по биологии Концепция модернизации Российского образования предусматривает: введение образовательных стандартов для основной и старшей школы, переход к профильному обучению в старших классах, введение ЕГЭ. Каким образом может учитель помочь учащимся в овладении знаниями и умениями, которые предусмотрены образовательными стандартами? Как в условиях сельской общеобразовательной школы, где переход на профильное преподавание биологии довольно проблематичен, углубить и расширить знания учащихся? Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем. Имея опыт педагогической деятельности, можно с уверенностью сказать, что нет единственного пути в достижении этих проблем. Работа учителя, пытающегося решить эти вопросы, должна быть многогранной. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход к преподаванию предмета, и внеклассная деятельность. За годы работы в общеобразовательной школе, я пришла к выводу, что большую роль в достижении требований к результатам обучения учащихся, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний, умений и навыков учащихся. Главная функция проверки - контроль знаний и умений школьников. Это дает возможность определить - насколько учащиеся смогли овладеть обязательным минимумом содержания биологического образования, какое количество учащихся изучили предмет на продвинутом и повышенном уровне. Можно решать задачи формирования научного мировоззрения, экологического, гигиенического, нравственного и трудового воспитания. Итак, кроме контролирующей функции, на проверку можно возлагать обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Обучающая и развивающая функции контроля знаний состоят в определении уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности: общенаучной, интеллектуальной и практической. Воспитательная функция – в выработке у школьников ответственного отношения к учебе, в создании ими необходимости систематически выполнять домашние задания, в постоянной готовности к проверке знаний. Я пришла к выводу, что правильно и четко организованный контроль знаний, умений и навыков учащихся не только дисциплинирует учащихся, но и помогает учителю выполнять управленческую функцию в классе. Например, для принятия решений о выборе учащихся на роль ассистентов учителя, о переводе в следующий класс и допуске к итоговой аттестации выпускников школы. Проверка знаний и умений учащихся может быть: текущей, тематической и итоговой. Конечно, все они играют важную роль на определенном этапе учебного процесса. На мой взгляд, систематически проводимый в течение учебного года текущий и тематический контроль знаний, умений и навыков учащихся с использованием различных форм, методов и приемов, помогает учащимся наиболее качественно подготовиться к итоговой аттестации. В обучении биологии наиболее широко распространена устная проверка, которая позволяет получить довольно полную информацию о подготовке учащихся, следить за логикой рассказа, его полнотой, объемом знаний, речью, установить обратную связь. С помощью постановки дополнительных вопросов учителя, можно проверить глубину знаний, овладение разными видами умений, а также выявить пробелы в них, привлечь других учащихся для внесения коррективов в ответ. Устная проверка наиболее привычная для учащихся. В тоже время устная проверка имеет ряд недостатков. Она не дает возможности сравнить ответы разных учащихся на один и тот же вопрос, чтобы сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом по тому или иному вопросу. Кроме того, устная проверка занимает много времени, не приучает школьников кратко, логично, доказательно излагать ответ. Преодолению указанных недостатков способствует письменная тематическая и итоговая проверка. Она позволяет охватить проверкой большой объем знаний, сосредоточить внимание на более существенных вопросах, углубить знания за счет увеличения связей между ними, более глубоко и тщательно проанализировать ответ ученика, провести поэлементный анализ. Письменная проверка требует более тщательного продумывания и формулирования вопросов и заданий, нацеленных на систематизацию и обобщение знаний, на из применение в новой ситуации. Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимся и определить результаты усвоения учебного материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Тестовый контроль позволяет получить объективные данные о достижении учащимися требований к их биологической подготовке, сравнить результаты нескольких классов. В тоже время тестовый контроль не лишен недостатков. Только комплексная проверочная работа, включающая задания с закрытыми и открытыми ответами и практического характера, позволит объективно определить уровень биологической подготовки учащихся и правильно оценить ее результаты. В курсе преподавания «Общей биологии» в 10 и 11 классах уже несколько лет я провожу тематический контроль знаний и умений по следующим темам:
Данные темы включают основные биологические законы, понятия, термины, знание которых необходимо постоянно закреплять, в том числе и за счет тематического контроля. Зачетный урок как форма контроля знаний и умений Работая в старших классах в течение 15 лет, я обратила внимание на то, что наиболее удачной формой тематического контроля знаний и умений учащихся старших классов является зачет. Готовясь к зачетному уроку, учителю необходимо тщательно продумать цели, структуру, дидактические функции урока, содержание учебного материала, выносимого на контроль, отработать систему подведения итогов тематического контроля. С тематикой заданий, отслеживаемыми результатами и критериями оценки учащихся целесообразней познакомить детей в начале изучения темы. Отдельные виды заданий могут сообщаться учащимся за 10 – 14 дней до зачетного урока. Это поможет учащимся не только психологически настроиться, но и более качественно подготовиться , а также позволит избежать перегрузок в ходе подготовки к зачету. Дидактическими функциями зачета могут быть:
Готовясь к зачетному уроку по теме, учитель тщательно продумывает цели и структуру урока, структура этого типа урока может быть следующей:
а) показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных на уроках знаний, умений и навыков; б) сообщения о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения, оформления результатов работы.
а) решение задач; б) выполнение самостоятельных работ и практических заданий.
Зачет, как любая форма проверки знаний, выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции. При этом главной остается контролирующая функция. Система зачетов – важный компонент дифференцированного подхода в обучении. Она позволяет изменить характер взаимоотношений учителя и ученика, предоставляет право выбора заданий на базовом и повышенном уровнях. Степень сложности задания определяется не только его содержанием, но и видом учебной деятельности, в котором проявляется его выполнение. Требования к учебной подготовке по теме составляются учителем на основе требований к учебной подготовке с учетом содержания изучаемого материала, программ и учебников, опыта работы учителя. Обучение учащихся работе с заданиями различного типа – необходимое условие подготовки к зачету. Ознакомление школьников со всем разнообразием заданий должно проводиться в ходе текущей проверки. При этом необходимо анализировать ответы учащихся, обращать внимание на недостатки, показывать образцы лучших ответов и ориентировать детей на то, что каждая текущая проверка – это подготовка к зачету. На последних уроках перед зачетом необходимо больше внимания уделять обобщению, систематизации знаний на основе ведущих идей, раскрытию общебиологических понятий для объяснения биологических явлений. Тематический контроль знаний и умений учащихся стал обязательной частью моей работы. Конечно, эффективность его зависит от умения учителя определить содержание учебного материала для контроля, четко сформулировать задания. Например, для проведения зачета по «Основам генетики» я использую следующий учебный материал, включая детей в различные виды деятельности: Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы генетики» |
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | Влияние солнечной активности на исторические события на Земле Ивахненко Анна, ученица 7 класса моу сош №11 г. Ейска Научный Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии моу сош №11 г. Ейска,... | ||
Плесень… Работу Ученик 7 «Б» класса Филиппов Савелий Сергеевич моу... Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский... | Кацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу... Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... | ||
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского... Шабуниа О. П., учитель высшей категории, учитель биологии моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №25 г о. Самара | Учитель биологии Амгинское муниципальное управление образования моу «Болугурская сош» Улусное педчтение | ||
Урока по теме «Царство Растения» Шевченко Сергей Александрович, учитель биологии моу северной сош №13, Зимовниковский район | Тема урока: «Многообразие земноводных» Из опыта учитель химии и биологии моу сош №13г. Егорьевска Московской области Беляевой Е. А | ||
Условия прорастания семян Чухрий Вера Васильевна, учитель биологии моу сош №9 городского округа город Буй Костромской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель... | ||
Коннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | Учитель, библиотекарь моу сош №43) Калинина О. В. (зав библиотекой моу сош №43) Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания | ||
Элективный курс: в мире цвета и звука! Авторы: Кубанская Н. Н. учитель биологии и экологии моу «сош №27» Фомина И. Н. методист, ст преподаватель кафедры математического... | Тема: Формула цветка Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, моу «сош №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского... | ||
Определение ионов железа (III) в яблоках с помощью бумажной хроматографии Антонова Ольга Викторовна, учитель химии и биологии моу сош №9 г. Амурска, Хабаровского края | Урок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл |