Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош





Скачать 262.69 Kb.
НазваниеЛ. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош
страница1/3
Дата публикации13.08.2013
Размер262.69 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Л.А. Бабушкина, учитель биологии, МОУ Долгодеревенская СОШ


Организация контроля знаний и умений учащихся старших классов общеобразовательной школы по биологии

Концепция модернизации Российского образования предусматривает: введение образовательных стандартов для основной и старшей школы, переход к профильному обучению в старших классах, введение ЕГЭ.
Каким образом может учитель помочь учащимся в овладении знаниями и умениями, которые предусмотрены образовательными стандартами?

Как в условиях сельской общеобразовательной школы, где переход на профильное преподавание биологии довольно проблематичен, углубить и расширить знания учащихся?

Как повысить качество преподавания и результативность учащихся во время итоговой аттестации выпускников? Эти вопросы постоянно возникают перед каждым учителем.
Имея опыт педагогической деятельности, можно с уверенностью сказать, что нет единственного пути в достижении этих проблем. Работа учителя, пытающегося решить эти вопросы, должна быть многогранной. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход к преподаванию предмета, и внеклассная деятельность.
За годы работы в общеобразовательной школе, я пришла к выводу, что большую роль в достижении требований к результатам обучения учащихся, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играет проверка знаний, умений и навыков учащихся. Главная функция проверки - контроль знаний и умений школьников. Это дает возможность определить - насколько учащиеся смогли овладеть обязательным минимумом содержания биологического образования, какое количество учащихся изучили предмет на продвинутом и повышенном уровне. Можно решать задачи формирования научного мировоззрения, экологического, гигиенического, нравственного и трудового воспитания. Итак, кроме контролирующей функции, на проверку можно возлагать обучающую, развивающую и воспитывающую функции.
Обучающая и развивающая функции контроля знаний состоят в определении уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности: общенаучной, интеллектуальной и практической. Воспитательная функция – в выработке у школьников ответственного отношения к учебе, в создании ими необходимости систематически выполнять домашние задания, в постоянной готовности к проверке знаний. Я пришла к выводу, что правильно и четко организованный контроль знаний, умений и навыков учащихся не только дисциплинирует учащихся, но и помогает учителю выполнять управленческую функцию в классе. Например, для принятия решений о выборе учащихся на роль ассистентов учителя, о переводе в следующий класс и допуске к итоговой аттестации выпускников школы.
Проверка знаний и умений учащихся может быть: текущей, тематической и итоговой. Конечно, все они играют важную роль на определенном этапе учебного процесса. На мой взгляд, систематически проводимый в течение учебного года текущий и тематический контроль знаний, умений и навыков учащихся с использованием различных форм, методов и приемов, помогает учащимся наиболее качественно подготовиться к итоговой аттестации.

В обучении биологии наиболее широко распространена устная проверка, которая позволяет получить довольно полную информацию о подготовке учащихся, следить за логикой рассказа, его полнотой, объемом знаний, речью, установить обратную связь. С помощью постановки дополнительных вопросов учителя, можно проверить глубину знаний, овладение разными видами умений, а также выявить пробелы в них, привлечь других учащихся для внесения коррективов в ответ. Устная проверка наиболее привычная для учащихся.

В тоже время устная проверка имеет ряд недостатков. Она не дает возможности сравнить ответы разных учащихся на один и тот же вопрос, чтобы сделать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом по тому или иному вопросу. Кроме того, устная проверка занимает много времени, не приучает школьников кратко, логично, доказательно излагать ответ.

Преодолению указанных недостатков способствует письменная тематическая и итоговая проверка. Она позволяет охватить проверкой большой объем знаний, сосредоточить внимание на более существенных вопросах, углубить знания за счет увеличения связей между ними, более глубоко и тщательно проанализировать ответ ученика, провести поэлементный анализ. Письменная проверка требует более тщательного продумывания и формулирования вопросов и заданий, нацеленных на систематизацию и обобщение знаний, на из применение в новой ситуации.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимся и определить результаты усвоения учебного материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы. Тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Тестовый контроль позволяет получить объективные данные о достижении учащимися требований к их биологической подготовке, сравнить результаты нескольких классов. В тоже время тестовый контроль не лишен недостатков.

Только комплексная проверочная работа, включающая задания с закрытыми и открытыми ответами и практического характера, позволит объективно определить уровень биологической подготовки учащихся и правильно оценить ее результаты.
В курсе преподавания «Общей биологии» в 10 и 11 классах уже несколько лет я провожу тематический контроль знаний и умений по следующим темам:

  1. Эволюционное учение. Развитие органического мира.

  2. Основы экологии.

  3. Основы цитологии.

  4. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

  5. Основы генетики.

Данные темы включают основные биологические законы, понятия, термины, знание которых необходимо постоянно закреплять, в том числе и за счет тематического контроля.

Зачетный урок как форма контроля знаний и умений

Работая в старших классах в течение 15 лет, я обратила внимание на то, что наиболее удачной формой тематического контроля знаний и умений учащихся старших классов является зачет. Готовясь к зачетному уроку, учителю необходимо тщательно продумать цели, структуру, дидактические функции урока, содержание учебного материала, выносимого на контроль, отработать систему подведения итогов тематического контроля. С тематикой заданий, отслеживаемыми результатами и критериями оценки учащихся целесообразней познакомить детей в начале изучения темы. Отдельные виды заданий могут сообщаться учащимся за 10 – 14 дней до зачетного урока. Это поможет учащимся не только психологически настроиться, но и более качественно подготовиться , а также позволит избежать перегрузок в ходе подготовки к зачету.
Дидактическими функциями зачета могут быть:

  1. Систематизация знаний по теме.

  2. Контроль знаний, умений и навыков учащихся.

  3. Формирование знаний, умений и навыков учащихся.

  4. Развитие самостоятельности, ответственности, умение работать самостоятельно.

  5. Развитие монологической речи учащихся.

  6. Развитие умения работать с учебным оборудованием.

  7. Умение работать с техническими средствами обучения.

  8. Умение выполнить роль ассистента учителя.

  9. Знание норм оценки и их применение.

  10. Умение слушать отвечающего и анализировать его деятельность.

  11. Развитие групповой и парной работы.

  12. Подготовка к итоговой аттестации.


Готовясь к зачетному уроку по теме, учитель тщательно продумывает цели и структуру урока, структура этого типа урока может быть следующей:


  1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока:

а) показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных на уроках знаний, умений и навыков;

б) сообщения о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения, оформления результатов работы.

  1. Проверка знаний учащихся фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях в ходе устного индивидуального или фронтального опроса.

  2. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов), умение объяснять их сущность

  3. Применение учащимися знаний и умений в стандартных условиях:

а) решение задач;

б) выполнение самостоятельных работ и практических заданий.

  1. Применение знаний в нестандартных условиях (выполнение творческих заданий)

  2. Проверка, анализ и оценка выполненных заданий.

  3. Итоги работы.


Зачет, как любая форма проверки знаний, выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции. При этом главной остается контролирующая функция.

Система зачетов – важный компонент дифференцированного подхода в обучении. Она позволяет изменить характер взаимоотношений учителя и ученика, предоставляет право выбора заданий на базовом и повышенном уровнях.

Степень сложности задания определяется не только его содержанием, но и видом учебной деятельности, в котором проявляется его выполнение.

Требования к учебной подготовке по теме составляются учителем на основе требований к учебной подготовке с учетом содержания изучаемого материала, программ и учебников, опыта работы учителя. Обучение учащихся работе с заданиями различного типа – необходимое условие подготовки к зачету. Ознакомление школьников со всем разнообразием заданий должно проводиться в ходе текущей проверки. При этом необходимо анализировать ответы учащихся, обращать внимание на недостатки, показывать образцы лучших ответов и ориентировать детей на то, что каждая текущая проверка – это подготовка к зачету.

На последних уроках перед зачетом необходимо больше внимания уделять обобщению, систематизации знаний на основе ведущих идей, раскрытию общебиологических понятий для объяснения биологических явлений.
Тематический контроль знаний и умений учащихся стал обязательной частью моей работы. Конечно, эффективность его зависит от умения учителя определить содержание учебного материала для контроля, четко сформулировать задания.
Например, для проведения зачета по «Основам генетики» я использую следующий учебный материал, включая детей в различные виды деятельности:

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы генетики»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconВлияние солнечной активности на исторические события на Земле
Ивахненко Анна, ученица 7 класса моу сош №11 г. Ейска Научный Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии моу сош №11 г. Ейска,...
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconПлесень… Работу Ученик 7 «Б» класса Филиппов Савелий Сергеевич моу...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconКацер Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории моу...
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит...
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского...
Шабуниа О. П., учитель высшей категории, учитель биологии моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №25 г о. Самара
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconУчитель биологии
Амгинское муниципальное управление образования моу «Болугурская сош» Улусное педчтение
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconУрока по теме «Царство Растения»
Шевченко Сергей Александрович, учитель биологии моу северной сош №13, Зимовниковский район
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconТема урока: «Многообразие земноводных»
Из опыта учитель химии и биологии моу сош №13г. Егорьевска Московской области Беляевой Е. А
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconУсловия прорастания семян
Чухрий Вера Васильевна, учитель биологии моу сош №9 городского округа город Буй Костромской области
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconКоннова Ольга Васильевна /учитель физики моу сош №6, высшая квалификационная...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconУчитель, библиотекарь моу сош №43) Калинина О. В. (зав библиотекой моу сош №43)
Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconЭлективный курс: в мире цвета и звука!
Авторы: Кубанская Н. Н. учитель биологии и экологии моу «сош №27» Фомина И. Н. методист, ст преподаватель кафедры математического...
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconТема: Формула цветка
Автор урока: Волковая Ольга Анатольевна, учитель биологии, высшей категории, моу «сош №11 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского...
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconОпределение ионов железа (III) в яблоках с помощью бумажной хроматографии
Антонова Ольга Викторовна, учитель химии и биологии моу сош №9 г. Амурска, Хабаровского края
Л. А. Бабушкина, учитель биологии, моу долгодеревенская сош iconУрок: «иммунитет» Предмет: Биология Тема: Иммунитет
Автор: О. Г. Петрова, учитель биологии и географии, моу середкинская сош псковской обл


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск