Элективный курс: в мире цвета и звука!





Скачать 110.06 Kb.
НазваниеЭлективный курс: в мире цвета и звука!
Дата публикации23.03.2015
Размер110.06 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Биология > Элективный курс
Элективный курс: В мире цвета и звука!

Авторы: Кубанская Н.Н.учитель биологии и экологии МОУ «СОШ № 27» Фомина И.Н.методист, ст.преподаватель кафедры математического образования «СарИПКиПРО».

Курс является интегрированным. Он дает представления о природе звука и цвета и его влиянию на органы слуха и зрения. В курсе особое внимание уделено восприятию, проведению и анализу информации этими органами.

Основная цель курса: Изучить влияние цвета и звука на органы зрения и слуха и организм.

Основными задачами курса являются:

  1. Изучить природу света и звука и влияние их на организм.

  2. Формирование предметных компетентностей и умения применять знания в практической деятельности.

  3. Формирование у школьников индивидуального опыта научно – исследовательской деятельности.

  4. Воспитание инициативы и самостоятельности в принятии решений у современных школьников.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- Значение органов слуха и зрения. - Волновую природу звука и света. - Психологическое воздействие цвета на организм. - Понятие «спектральных границ чувствительности человеческого глаза».

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- Определять спектральные границы чувствительности человеческого уха и глаза. - Определять цветность речной, озерной, морской воды. - Пользоваться дополнительными источниками информации (справочной, схемами, таблицами).

В процессе занятий учащиеся используют на занятиях крупномасштабные ксерокопии фотографий, рисунки, самодельные плакаты, компьютерные презентации.

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «В мире цвета и звука!» разработана в соответствии с задачами модернизации образования, основными положениями концепции предпрофильного обучения. Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений, изучающих физику и биологию на базовом уровне. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по биологии и физике(5–9-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только расширить знания по каждому из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи. Ведь каждый обучающийся должен иметь представление о функциях и строении органов слуха и зрения, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира.

Рассчитана программа на 14 часов.

Что касается степени новизны для учащихся, то программа включает блоки материалов, не содержащихся в базовых программах. Программа курса направлена на развитие познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного профиля, направлена на творческий и исследовательский подход обучающихся к изучению темы. Основой обучения является активное участие самих школьников в процессах приобретения и расширения знаний.

Особенностью содержания курса является:

- Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся. - Формирование творческой компетентности обучающихся. - Интеграция знаний по биологии, экологии, физике при изучении каждой темы занятия. - В данном курсе сделана попытка объединить идеи интеграции, проблемности и идеи опережающего обучения.

В ходе решения поставленных задач будут применяться следующие формы и методы обучения: лекционные, практикумы, творческие, самостоятельные и научно – исследовательские работы, проектная деятельность и анализ литературы по проблеме исследования.

По окончании курса учащиеся выполняют итоговые работы.

Учебно – тематическое планирование.

Наименование темы

Количество часов

Форма

проведения

занятия

Образовательный продукт

Всего

Теория

Практика

Физическая природа света и звука.

1

0,5

0,5

Лекция. Самостоятельная

работа.

Конспект урока. Заполнение таблицы: «Зависимость скорости звука и света от среды».

История развития физиологии органов чувств в России.

1

1

-

Лекция.

Конспект урока.

Обзор основных принципов работы человеческого зрения и слуха.

4

2,5

1,5

Лекция. Семинарское занятие. Практическая работа.

Создание презентации на тему: «Нарушения восприятия цвета и звука». «Зрительные рецепторы».

Практическая работа: «Определение спектральных границ чувствительности человеческого уха и глаза».

Эволюция зрительного аппарата. Создание оптических приборов.


1

1

-

Лекция. Эвристическая беседа.

Конспект урока. Презентация: «Современные оптические приборы». Реферат.

Влияние цвета на физиологию и психологию человека. Использование в искусстве и представлении информации.

1

1

-

Лекция. Семинарское занятие.

Конспект урока. Создание презентации: Цвет и эмоциональное состояние. Рефераты и сообщения учащихся.

Цветовосприятие. Зрительные иллюзии.

1

0,5

0,5

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Практическая работа: Зрительные иллюзии. Сообщение: Цветовое зрение у животных.

Звук и цвет в музыке.

1

1

-

Лекция.

Конспект урока. Рефераты и сообщения учащихся.

Характеристика звука.


1

1

-

Лекция.

Конспект урока. Создание презентаций. Рефераты и сообщения учащихся.

Границы восприятия звука. Шумовое загрязнение.

2

1

1

Лекция. Практическое занятие.

Конспект урока. Практческая работа: «Снятие спектральной характеристики на пороге слышимости»


Итоговое занятие.

1




1

Творческий отчет.

Защита проекта. Создание готового продукта (макета, плаката, презентации и т.д.).

Всего

14

9,5

4,5







Содержание программы.

Тема 1 .Физическая природа света и звука. Источники звука света: общность и различие. (1 час).

Исследование звука. Работа «Теория звука» Джона Уильяма Стретта, третьего лорда Рэлея. Создание учения о колебаниях и волнах малой амплитуды. Современная линейная теория колебаний и волн. Три физические теории света Ломоносова. Источники света — искусственные и естественные. Источники звука — искусственные и естественные. Заполнение таблицы: «Зависимость скорости звука и света от среды».

Понятия: звуковые волны, световые волны, амплитуда колебаний, резонанс.

Тема 2. История развития физиологии органов чувств в России. (1 час).

Три периода развития отечественной физиологии органов чувств. Образование в 1724 г. Российской академии наук. Оптическая теория Ломоносова. Работы Пекена в изучении органов слуха и зрения. Первые систематические исследования физиологических процессов в органах чувств Е. О. Мухина. Экспериментальные исследования И. М. Симонова о механизме аккомодации глаза. Второй период (60–80-е гг. XIX в.). Работы врача и физиолога М. М. Воинова о «двойственной теории» зрения. Вклад в развитие физиологии органов чувств И.М. Сеченова. Третий период: конец XIX в. – 1917 г. Учение И.П. Павлова об анализаторах. Экспериментальные работы Орбели в физиологической оптике. М. Д. Лавдовский о иннервационном механизме улитки во внутреннем ухе. Становление биофизического направления в изучении органов чувств П. П. Лазаревым.

Понятия: анализаторы; рецепторы восприятия; палочки; колбочки; аккомодация.

Тема 3. Обзор основных принципов работы человеческого зрения и слуха (4 часа).

Зрительный анализатор. Общее строение глаза человека. Оболочки глазного яблока. Зрительные рецепторы. Восприятие зрительного сигнала. Зрительный центр. Управление работой глаза. Механизм аккомодации глаза. Нарушения аккомодации. Близорукость. Дальнозоркость. Практическая работа: «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза». Слуховой анализатор. Ушная раковина. Наружное ухо. Среднее ухо. Слуховые косточки. Евстахиева труба. Внутреннее ухо. Улитковый лабиринт. Слуховые рецепторы. Кортиев орган. Слуховой центр. Путь звука. Нарушения слуха. Практическая работа: «Определение спектральных границ чувствительности человеческого уха». Создание презентации на тему: «Нарушения восприятия цвета и звука». «Зрительные рецепторы». «Органы слуха у животных».

Понятия: бинокулярное зрение; глазное яблоко; конъюнктива; роговица; зрачок; хрусталик; радужка; стекловидное тело; сетчатка; слепое пятно, желтое пятно; зрительный нерв; сосудистая оболочка; зрачковый рефлекс; барабанная перепонка; молоточек; наковальня; стремя; барабанная полость; овальное окно; волосковые клетки; отолиты.

Тема 4. Эволюция зрительного аппарата. Создание оптических приборов. (1 час).

Фоторецепторы. Эволюция зрительного аппарата у позвоночных. Формирование глаз из нервной трубки. Изменение зрительного анализатора в связи с выходом на сушу. Изменение зрительного аппарата у амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих. Стереоскопическое зрение. История создания оптических приборов от Роджера Бэкона до Ломоносова.

Понятия: фоторецепторные клетки, «ночезрительная труба».

Тема 5. Влияние цвета на физиологию и психологию человека. Использование в искусстве и представлении информации. (1 час).

Влияние длины волны на физиологические реакции и функциональные системы человека. Цветовая среда и душевное состояние человека. Психологическое воздействие цвета и цветовых ассоциаций, в работе дизайнеров и художников. Создание презентаций обучающимися о психологическом аспекте восприятия цвета.

Понятия: цветовые ассоциации.

Тема 6. Цветовосприятие. Зрительные иллюзии. (1час).

Что такое видимый свет. Хроматические и ахроматические цвета. Смешение цветов. Цветовые предпочтения. Аномалии цветового зрения. Практическая работа: «Зрительные иллюзии». Создание презентации: Цветовое зрение у животных.

Понятия: холодные и теплые цвета, оптическая иррадиация, иллюзорные эффекты.

Тема 7. Звук и цвет в музыке. (1 час).

Явление цветовой синестезии ("соощущение"). А. В. Шлегель и его "окраска" звуков. А.Н.Скрябин и его звуко-цветовой принцип. Взаимосвязь цвета и звука. Цветомузыка.

Понятия: звуки и октавы, цветовой клавесин Кастеля, электромузыка.

Тема 8. Характеристика звука (1 час).

Частота, длина, амплитуда, фаза звуковой волны. Высота звука. Уровень и громкость звука. Зависимость громкости от частоты звука. Тембр звука. Резонанс.

Понятия: диапазон волн, фазы волны, амплитуда волны, звуковое давление.

Тема 9. Границы восприятия звука. Шумовое загрязнение. (1 час).

Порог слышимости. Ультразвук. Измерения уровня звука. Слуховая чувствительность. Производственные шумы. Влияние шума на организм. Создание презентации: Воздействие ультразвука на слух; Шум - медленный убийца.

Понятия: снижения слуховой активности, тугоухость.

Тема 10. Итоговое занятие (1 час).

Творческий отчет обучающихся. Защита проекта по теме «В мире цвета и звука!». Создание готового продукта (макета, плаката, презентации и т.д.) по данной теме.

Литература:

  1. Школьник Ю.К. Человек. Полная энциклопедия.- М.:Эксмо,2009.

  2. Яблоков А. В., Юсупов А. Г. Эволюционное учение: Учебное пособие для биол. спец. вузов. 6-е изд., испр. М.: Высшая школа, 2006.

  3. Биологический энциклопедический словарь.- М.:Сов.энциклопедия, 1986.

  4. Константинов А.И, Мовчан В.И. Звуки в жизни зверей. – Изд-во Ленинградского университета, 1985.

  5. Вавилов С.И. Ночезрительная труба М.В.Ломоносова (Михаил Васильевич Ломоносов). – М., 1961.

  6. Мирошников М.М. Ночезрительная труба М.В.Ломоносова. – Природа. № 9, 1986.

  7. Брегг У.Г. Мир света. Мир звука. - М., 1967.

  8. Клюкин И.И. Удивительный мир звука. - М., 1986.Кок У. Звуковые и световые волны. - М., 1966.

  9. Трофимова Т.И. Курс физики. - М., 1990.

  10. Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук и инфразвук. - М., 1986.

  11. Фадеева Г.А., Попова В.А. Физика и экология.- Волгоград: Учитель,2003.

  12. Физиология органов чувств/Одностраничная версия/Викиучебник.

  13. А.П. Журавлев. Звук и смысл. – М., 1991.

  14. "Физиология человека", под редакцией Р.Шмидта и Г.Тевса, 1 том. Издательство "Мир", Москва, 1996 год.

  15. http://www.homed.ru

  16. http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html

  17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аносмия
  18. http://pressmaket.narod.ru/ Оптические иллюзии


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс: в мире цвета и звука! iconМуниципальная Ореховская средняя Общеобразовательная школа Элективный курс
...
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconРабочая программа элективного курса по физике в 11-б классе
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к физике и астрономии, желающих...
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс по английскому языку «The Hotel Business» для учащихся...
Данный элективный курс призван создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению английского языка и стимулировать их речевую...
Элективный курс: в мире цвета и звука! iconЭлективный курс Физика в современном мире
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа деревни верхний арбаш кукморского муниципального района...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск