Тема урока: «Многообразие земноводных»





Скачать 98.36 Kb.
НазваниеТема урока: «Многообразие земноводных»
Дата публикации10.08.2015
Размер98.36 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Биология 7 класс

Из опыта учитель химии и биологии МОУ СОШ №13г.Егорьевска Московской области Беляевой Е.А.

Тема урока: «Многообразие земноводных».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: Ознакомить учащихся с многообразием представителей земноводных.

Задачи:

Образовательная: Вспомнить внешнее и внутреннее строение земноводных, классификацию животных. Изучить три отряда земноводных и их представителей.

Воспитательная: Формирование научного мировоззрения; воспитание интереса к учёбе, дисциплинированность, чёткость и организованность при работе на уроке.

Развивающаяся: развивать у учащихся память, мыслительную активность, умение анализировать, обобщать сравнивать, делать выводы.

Оборудование: презентация по теме.

Методы обучения: Словесно – наглядные (беседа, объяснение, доклады, кроссворд) с применением следующих педагогических технологий: ИКТ. игровая, личностно-ориентированная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний у учащихся.

Вопросы фронтальной работы:

  1. Почему животных, которых мы изучаем, назвали – земноводные?

  2. К тепло или холоднокровным относятся земноводные?

  3. Из каких частей состоит тело лягушки?

  4. С помощью каких органов дышат з/в?

  5. Какими качествами обладает кожа з/в?

  6. Сколько кругов кровообращения?

  7. Сколько камер в сердце?

  8. Предками, от которых произошли з/в, являются?

  9. Современным представителем древних кистепёрых рыб является?

  1. Мотивация учебной деятельности

В конце XVIII века знаменитые ученые Гальвани и Вольта обнаружили электричество у животных. А помогли им сделать это важное открытие опыты с лягушками. Лапка лягушки была долгие годы единственным электроизмерительным прибором физиков.

«Я разрезал и препарировал лягушку и, имея в виду совершенно другое, поместил её на столе, на котором находилась электрическая машина при полном разобщении от кондуктора последней и довольно большом расстоянии от него. Когда один из многих помощников остриём скальпеля случайно очень легко коснулся внутренних бедерных нервов этой лягушки, то немедленно все мышцы конечностей стали так сокращаться, что казались впавшими в сильнейшие тонические судороги. Другой помощник заметил, что это удается тогда, когда из кондуктора машины извлекается искра. Удивлённый новым явлением, он тот час же обратил на него моё внимание, хотя я замышлял совсем другое и был поглощён своими мыслями. Тогда я зажёгся невероятным усердием и страстным желанием исследовать это явление и вынести на свет то, что было в нём скрыто »

Так описывает свой опыт Луиджи Гальвани в 1791 году свой опыт в первой части «Трактата о силах электричества при мышечном движении».

  1. Изучение нового материала

  1. Классификация земноводных.

Для того чтобы дать классификацию земноводным, для начала нужно вспомнить определение термина классификация.

Классификация - это распределение всего множества живых организмов по определ. системе иерархически соподчинённых групп таксонов (классы, семейства, роды, виды и др.)

Все животные объединяются в одно большое Царство Животные, оно в свою очередь делиться на Типы, в данном случае это тип Хордовые, тип подразделяется на Подтип – Позвоночные, подтип на Надкласс – Четвероногие, далее следует Класс Земноводные, а классы делятся на отряды. Класс Земноводных делится на три отряда, это Отряд Бесхвостые, Хвостатые и Безногие.

  1. Отряд Хвостатые.

Включает в себя около 340 видов. Имеют удлинённое туловище, переходящее в хвост. Передние ноги имеют

от 3 до 4 пальцев, задние от 2 до 5. У некоторых видов, задние конечности отсутствуют. К отряду хвостатых относятся : тритоны и саламандры.

Далее ученики рассказывают про каждый вид из этого отряда, заранее подготовив доклад.

Тритон Карелина.

Внешне тритон Карелина похож на гребенчатого тритона, отличается большей длиной туловища и массивностью, также у тритона Карелина величина гребня меньше. Кроме того, тритон Карелина отличается большей длиной тела — в среднем она составляет 13 см, но встречаются и экземпляры, достигшие 18 см в длину. Исходя из этого, тритон Карелина считается самым крупным из рода тритонов.

Кожа крупнозернистая или шершавая наощупь. Окраска тела — от коричневого цвета до серого с тёмными пятнами. По бокам тела и хвоста — мелкие белые пятнышки. Брюшко и горло окрашено в жёлтый или оранжевый цвет с мелкими чёрными пятнышками. В брачный период у самцов развивается спинной гребень.

Населяет горные и лесные территории. Половой зрелости тритон Карелина достигает на 3—4-й год жизни. Во время сезона размножения (с марта по июнь) тритонов можно найти в стоячих или полупроточных водоёмах, болотах, озёрахи прудах. После размножения остаётся в водоёме и покидает его в августе.

Метаморфоз личинок происходит в период с августа по октябрь. Продолжительность жизни самцов составляет до 8 лет, самок — до 11 лет.

Тритон Карелина распространён в Болгарии, Греции, западной и северной части Турции, Грузии, ограниченные популяции в Сербии и на Черноморском побережье России.

На Украине также встречается на горной территории Крымского полуострова.

  1. Отряд Бесхвостые.

Обитаю на всех континентах, кроме Антарктиды. Размеры их не велики : от 1,5 см ( короткоголов) до 32 см (голиаф). Вес может достигать до 3,25 кг. К бесхвостым относятся: лягушки, жабы и квакши.

Ученики рассказывают про каждый вид из этого отряда, заранее подготовив доклад.

  1. Физкультминутка.

Жаба обыкновенная.

Является самой крупной жабой, обитающей в Европе. Тело у представителей вида широкое и приземистое. Глаза оранжевого цвета, зрачки горизонтальные. Окрас зависит от пола и возраста, а также времени года, бывает не только серый, но и оливковый, тёмно-коричневый, терракотовый, песчаный. Кожные железы выделяют небольшое количество яда, совершенно не опасного для человека. Предпочитает сухие места: поля, лесостепи, леса, парки. Рацион составляют, в основном, беспозвоночные, обитающие на суше, в том числе насекомые и их личинки. Добычу хватает клейким языком.

Для защиты от врагов использует покровительственную маскирующую окраску и токсичные выделения расположенных позади глаз желез. Железы срабатывают, когда хищник пытается заглотить жабу. Врагами являются ужи, ежи, крысы, а также хищные птицы. Будучи атакованной не очень крупным животным, серая жаба приподнимается на лапах и принимает угрожающий вид. Однако, передвижение жабы по поверхности земли происходит с помощью шагания, а не с помощью прыгания. Прыгание жаба использует только в обескураженном состоянии, когда опасность по её мнению присутствует и проявляет активность по отношению к ней. Например, в спокойном состоянии жаба передвигается по покосу или по отаве исключительно шагом. Увидев более крупное животное (человек, собака, кошка и т. д.) — жаба замирает. При попытке её потрогать — начинает прыгать как лягушка.

  1. Отряд Безногие.

Представители данного отряда имеют червеобразную форму тела с кольцевыми перетяжками. Конечности отсутствуют, тело приспособлено к роющему образу жизни. Живут в тропической зоне Америки, Африки и Южной Азии.

Кольчатая червяга

Представители этого вида обитают в тропической области Южной Америки. Длина тела взрослых особей — около 40 см.

Для кольчатых червяг характерно яйцерождение. Вышедшие из под яйцевых оболочек молодые особи некоторое время остаются близ матери и питаются верхними слоями её кожи. Это явление получило название материнской дерматофагии (англ. maternal dermatophagy). Считается, что такая специфическая форма заботы о потомстве привела к модификации строения покровов самок, а также пищедобывающего аппарата молодых особей, который представлен 44 лопастевидными зубами.

Крайне сходные проявления материнской дерматофагии описаны, по крайней мере, для ещё одного вида червяг, населяющего Африку. Этот факт вместе с представлениями о времени разделения Африки и Южной Америкилёг в основу гипотезы о древности этой черты, возможно, некогда присущей всем безногим земноводным.

Кроме питания покровами матери, для молоди отмечено впитывание жидкости, выделяемой ею через клоакальное отверстие, что, вероятно, снижает риск обезвоживания.

  1. Закрепление пройденного материала.

В качестве закрепления пройденного материала ученикам предлагается решить кроссворд, на это им даётся 5 – 7 минут. Заранее до начала урока на каждого ученика раздаётся шаблон кроссворда, а вопросы выводятся на слайде.

Вопросы:

1. В древности считалось, что эти животные обладают магической силой. А в наше время это животное стало символом крупнейшей европейской обувной компании. Кто это?

2 .Именно она в басне И.А. Крылова, не сумев сравняться с волом “с натуги лопнула и околела”.

3 .Зелёная, серая, камышовая – все они представители одного семейства. Какого?

4 .Обыкновенный. гребенчатый, сибирский… Как называются эти животные?

5 .Присоски на концах пальцев позволяют ей подниматься по стволам деревьев, лазать по веткам, повисать на листьях. Кто эта гимнасты?

6 . Самое крупное земноводное из отряда бесхвостых?

1

с

а

л

а

м

а

н

д

р

а

2

л

я

г

у

ш

к

а




3

ж

а

б




4

т

р

и

т

о

н




5

к

в

а

к

ш

а

6

г

о

л

и

а

ф



  1. Домашнее задание. (по выбору)

1.§39 (конспект урока)

2.§39 , вопросы 2, 4 на стр. 188 (письменно).

3.сделать проект по одному из изученных отрядов

  1. Итог урока.

В ходе урока были изучены три отряда земноводных, ребята вспомнили понятие классификации , так же были зачитаны доклады о животных, принадлежащих к отрядам: Хвостатые, Безноги и Бесхвостые.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Многообразие земноводных» iconРазработка урока в 7 классе на тему: «Многообразие земноводных, их значение и охрана»
Познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconМетодическая разработка урока. "Многообразие земноводных Пензенской области"
Пензенского Государственного Педагогического Университета им. В. Г. Белинского Ермакова О. А
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconТема «Земноводные». Цели
Закрепить изученный материал. Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным. Оборудование: медиапроектор,...
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconТема урока «Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconТема: Общая характеристика класса земноводных. Внешнее и внутреннее...
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых...
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconЦарство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности...
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения земноводных в связи со средой их обитания
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconУрок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" Задачи урока
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconСформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение...
Аспирантура спбгиэу, специальность 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное...
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconВнутреннее строение земноводных
Цели: Формировать знания о внутреннем строении земноводных на примере лягушки
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconПлан урока Тема
Тема: «Многообразие кубанских рушников в конце 19 начале 20 века. Узоры на рушниках»
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconУрока Тема урока Вид урока
Многообразие географических карт. Различие карт по содержанию, масштабу, занимаемой территории
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconУрок-видеоканал по теме «Многообразие земноводных»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов...
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconУрок по теме «Многообразие и значение земноводных»
Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения...
Тема урока: «Многообразие земноводных» iconКонспект урока. Тема «Многообразие голосеменных»
Мурманской области (МО), особенностям их распространения, ролью в природе и практическим значением


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск