Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение»





Скачать 55.14 Kb.
НазваниеУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение»
Дата публикации30.07.2014
Размер55.14 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок



Дельмухаметова Л.И.


г. Калининград

учитель биологии МОУ СОШ №11


Урок биологии в формате ТРКМ.

7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение»

Класс 7.

Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г.

Тема: Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение.

Задачи урока:

учебные: получить представление о многообразии голосеменных растений, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

развивающие: развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезу, решить творческие задачи.

воспитательные: формировать культуру общения, коммуникативные качества.

На уроке создаются условия для формирования у учащихся следующих ключевых компетенций: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная.

Технология: Урок разработан на основе ТРКМ.

Урок включает 3 стадии: вызов- осмысление – рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся решают творческие задачи (ТРИЗ).

Стратегия урока: «Зигзаг-1».
Оборудование и материалы: тексты о голосеменных растениях, гербарный материал, фотографии растений, карточка - задание, презентационная карточка, карточка с задачами.
Ход урока.
1.На стадии вызова учащимся предлагается вставить недостающее слово (названия голосеменного растения) в предложение. Карточки с «загадками» висят на доске.



  1. От века в семечке заложен шум ветвей,

Но __________ не знает, что родится скрипкой.


  1. Величав ее сказочный рост,

Да она и растет на горе.

По ночам она шарит меж звезд

И пылает огнем на заре


  1. Растение в себе содержит время,

Как форму листьев, запах, цвет и сок.


  1. Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.


  1. Шатер раскинув навесной,

Покрытая загаром,

__________смолой исходит в зной

И пахнет скипидаром.
Ребята высказывают свои предположения, пытаются аргументировать ответы.

Правильные ответы: ель, сосна, гинкго, тис, сосна.

2.На стадии осмысления класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся в группе получает свой текст и карточку- задание. Ребенок работает со своим текстом, выделяет главное, обращает внимание на вопросы, затронутые в карточке.

Примечание. Учитель предложил тексты о сосне, лиственнице, тисе, гинкго, ели. Тексты подбирает учитель. Количество тестов равно количеству учащихся в группе.

Карточка- задание.

Особенности биологии и экологии растений.

СОСНА.


Признаки

Особенности

Жизненная форма




Корневая система




Крона




Хвоя




Шишки






Экология растений.




















Р
Роль в природе

Роль в жизни человека
оль в природе. Практическое значение.

Сосна


По окончании работы ребята переходят в другие группы- группы экспертов.

  1. Стадия размышления (рефлексии): работа в группе экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена информацией ребятами заполняется карточка- задание и составляется рассказ по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Подготавливается карточка для презентации. Она большего размера по сравнению с рабочей карточкой.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные рабочие группы. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит всех со своей темой, пользуясь своей карточкой. Ребята заносят информацию о растениях в таблицу в тетради.

Один из экспертов (его ребята выбрали заранее) от каждой экспертной группы проводит презентацию по своей теме. Презентационная карточка (большого размера) вывешивается на доске. Другие эксперты этой группы вносят дополнения, отвечают на вопросы.

Таким образом, ребята прослушивают информацию 2-ой раз. После такой работы каждый ребенок из группы может сообщить информацию о любом из изучаемых растений.

Прослушав информацию, учащиеся возвращаются к «загадкам», заданным им на стадии вызова и исправляют допущенные ошибки.

Эту стадию усиливаем решением творческих задач (ТРИЗ), которые ребята решают в режиме мозгового штурма. Карточки с задачами получает каждая рабочая группа. Нерешенные задачи учитель задает ребятам на дом.

Приложение

Творческие задачи


  1. Ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле хвоя, мох и трава. Почему?

  2. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

  3. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников или в березовом? Почему?

  4. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал вам прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?

  5. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

  6. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

  7. В промышленных городах хвойные деревья гибнут быстрее лиственных. Объясните это явление.

  8. Семена тиса, побывавшие в желудке птиц, прорастают лучше, чем опавшие. Почему так происходит?

  9. В березовом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление?

  10. Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

  • Это хвойный лес?

  • Хвойный.

  • А где хвоя?

  • Опала.

  • По чьей вине?

  • Природы.

  • Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
Список литературы, использованной при составлении текстов:


  1. Рульков В.В. основы ботаники, лесоводства и лесных культур. – М.: Высшая школа, 1981.

  2. Холявко В.С., Глоба-Михайленко Д.А. Дендрология и основы зеленого строительства. – М.: Высшая школа, 1980.

  3. Буруковская Т.Г. и др. Сад неожиданных встреч. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1985.

  4. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромиздат, 1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconТема: «Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение»
Цели: Формирование компетенций учащихся в вопросе хозяйственного использования древесины хвойных пород; расширение знаний
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconУрок 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. Урок 2 Ч....
...
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучать многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» icon" Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение "
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. Москва, Дрофа, 2010
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с особенностями размножения голосеменных; определить роль голосеменных в природе и их значение для человека
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconКонспект урока. Тема «Многообразие голосеменных»
Мурманской области (МО), особенностям их распространения, ролью в природе и практическим значением
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconПредмет: биология. Подготовила учитель биологии Михайлова Альбина Петровна
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconУрок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи...
Об утверждении временного порядка сбора информации в рамках Геопортала Республики Татарстан
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconТема: Антропогенез- эволюция человека
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе, практическое значение
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconИсследование Практическое осмысление проблемы на собственном опыте
Урок биологии в 7 классе. Учебник В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов, 7 класс
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconУрока в теме Дата Тема урока Тип урока
Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,...
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconУрок Тема урока. Биология наука о живой природе. Ботаника наука о растениях
Цель урока. Раскрыть сущность ботаники, познакомить учащихся с разнообразием растительного мира; показать распространённость растений...
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconУрок №9 «Отдел Голосеменные. Особенности строения и жизнедеятельности»
Карточки с заданиями по вариантам, живые побеги сосны и ели с шишками, шишки различных голосеменных растений, гербарные экземпляры...
Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение» iconКалендарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс
Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск