Скачать 53.57 Kb.
|
Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение». Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Задачи урока: -закрепить знания об особенностях строения голосеменных растений -познакомить с особенностями размножения голосеменных; определить роль голосеменных в природе и их значение для человека; - продолжить формирование умений работать с рисунками, таблицами, анализировать, обобщать; Оснащенность урока: презентация, компьютерный класс. План урока:
Ход урока:
Ответьте на вопросы: - Каковы особенности строения голосеменных растений? - Что такое семя? Чем семя отличается от споры? - Приведите примеры голосеменных растений. - Назовите особенности строения хвойных. Игра «Четвертый лишний»: Назовите лишнее растение. Почему оно лишнее?
Лишнее – хвощ (отдел Хвощевидные)
Лишнее – гинкго (класс Гинкговые)
Лишнее – лиственница (листопадное) 3. Изучение нового материала. Рассмотрим размножение хвойных на примере сосны. Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение. На молодых стеблях образуются два вида шишек – укороченных побегов: мужские и женские. Пыльцевое зерно, попав на чешую женских шишек, прорастает, спермий по пыльцевой трубке достигает яйцеклетки, сливается с ней – происходит оплодотворение. У сосны между опылением и оплодотворением проходит 12 - 14 месяцев, этим она отличается от большинства хвойных. Мужской гаметофит редуцирован до размера нескольких клеток и заканчивает свое развитие на поверхности мегаспорангия. Женский гаметофит развивается внутри мегаспорангия и остается соединенным с материнским растением – спорофитом. Одновременно с формированием и ростом семени увеличивается и древеснеет шишка. Крылатые семена сосны очень легкие. Раскрываются шишки только в сухую погоду, тогда ветер подхватывает семена и разносит по всему лесу. Рассмотрите ветку сосны с шишками и заполните таблицу.
Значение голосеменных. Голосеменные растения являются основой растительного покрова ряда биогеографических зон нашей планеты, поставляя в атмосферу Земли значительное количество кислорода. Семенами голосеменных растений питаются многие птицы и млекопитающие. Использует голосеменные растения и человек в своей хозяйственной деятельности. Многие из хвойных – прекрасный строительный материал. Кроме того, из сосны получают бумагу, картон, скипидар и много других ценных для человека продуктов. 4.Закрепление. Задание №1. Ответьте на вопросы: - Семена из шишек сосны высыпаются в конце зимы – начале весны. Какое значение в жизни сосны имеет время рассеивания семян? - Сосну очень часто используют в посадках для закрепления песков. С чем это связано? - В сосновых и еловых лесах легко дышать, воздух обладает целебными свойствами. С чем это связано? Задание №2. Тесты. Выберите правильный вариант ответа: 1. Размножение и расселение голосеменных растений осуществляется с помощью: а) семян б) спор в) семян и плодов 2. Голосеменные растения имеют: а) семя и цветок; б) только семя; в) не имеют ни семени, ни цветка. 3. У сосны после опыления семена созревают: а) через 1 год б) через 1,5 года в) через 2,5 года 4. Что образуется в красноватых шишках сосны? а) семязачатки; б) споры; в) пыльцевые мешки. 5. Какое из хвойных деревьев наиболее пригодно для строительства железнодорожных шпал? а) Сосна; б) ель; в) лиственница. Правильные ответы: 1а, 2б, 3б, 4а, 5в. Задание №3. Загадки: 1)Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки. ( Лиственница). 2)Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? (Ель). 3)У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна). 5.Подведение итогов урока. Домашнее задание: стр. 70 – 71, рабочая тетрадь с печатной основой стр. 40 – тесты . Источники : 1. Никишов А.И. Ботаника. Дидактический материал: пособие учителей биологии и учащихся – М.: «РАУБ» - «Илекса», 1998. 2. Сивоглазов В.И. Уроки по курсу В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 7класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. – 254с. 3. Высоцкая М.В. – Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 447с. 4. Лернер Г.И. – Ботаника. Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6 и – 7 классов. М.:, Аквариум, 1998г., 240с., ил. 5. Интернет – ресурсы: http://www.botanikateh.narod2.ru http://www.fotki.yandex.ru http://commons.wikimedia.org |