Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека»





Скачать 96.67 Kb.
НазваниеУрок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека»
Дата публикации14.07.2013
Размер96.67 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > География > Литература
Открытый урок учителя биологии МОУ СОШ № 5 г. Волжск, РМЭ Бакуниной Натальи Леонидовны

на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека»

Тема: Особенности строения и жизнедеятельности Паукообразных. Многообразие и значение Паукообразных

в природе и жизни человека

Задача: Проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельности Паукообразных и наземной средой обитания. Опровергнуть

необоснованные предубеждения в отношение Паукообразных и показать их значение в природе и жизни человека.

Цели урока: I. Познавательный аспект

  1. учить каждого ученика самостоятельно добывать знания

  2. формировать навыки работы с таблицей, учебником, раздаточным материалом, дополнительной литературой

II. Развивающий аспект

  1. развитие речи – обогащение и усложнение ее словарного запаса, усложнение ее смысловых функций

  2. развитие мышления в процессе обучения умениям сравнивать, анализировать, выделять главное

  3. развитие самостоятельности, уверенности в своих силах

    1. Воспитательный аспект: формирование

    1. уважительного отношения друг к другу

    2. любви к природе

    3. гигиенических навыков (профилактика чесотки, клещевого энцефалита, встречи с ядовитыми паукообразными)

Оборудование: таблица, иллюстрации, схемы, рисунки

Литература: 1. В.В.Латюшин, В.А.Шапкин учебник Биология животные 7 класс

  1. И. Акимушкин Мир животных

  2. А.А. Яхонтов Зоология для учителя

  3. Журнал «Геоленок» № 10 2005

  4. Энциклопедия для детей «Жизнь животных», Т 3

План урока

  1. Актуализация знаний

  2. Скорпионы – древнейшие паукообразные. Их характерные признаки.

  3. Пауки. Особенности строения и жизнедеятельности. Паутина. Роль пауков в природе.

  4. Клещи. Многообразие видов. Возбудители и переносчики болезней. Меры профилактики заболеваний.

Методы обучения

Проблемный. Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания?

Частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности

Работа в группах. Работа с учебником. Решение познавательных задач

Ход урока

I.Приветствие. Организационный момент

Сдача раппорта о готовности к уроку

II. Проверка домашнего задания

Ребята, какой тип животных мы начали изучать на прошлом уроке? (Членистоногие)

Давайте вспомним, Какие признаки строения характерны для представителей всего типа? (Хитиновый покров - наружный скелет, конечности состоят из члеников, появляется поперечно-полосатая мускулатура, тело сегментировано)

В какие классы объединяются представители типа Членистоногих? (Ракообразные, паукообразные, насекомые)

Какие признаки характерны для класса ракообразные (на примере строения Речного рака)?

Какое зрение называется мозаичным?

III.Активизация познавательной активности

Послушайте, о чем говорит одна из греческих легенд.

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмина. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада, ...

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится со моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной Земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и, это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказанье за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по латыни называют арахнидами.

Как называется наука о пауках? – Арахнология

Итак, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам. Тема на доске

IV. Изучение новой темы
Работа с иллюстрациями

Сравнение, заполнение таблицы


Работа по группам с учебником, литературой

Физкультминутка

Давайте откроем наши таблицы. Запишем признаки, характерные для паукообразных.

  • отделы тела – головогрудь, брюшко

  • число ходильных ног – 8

  • усиков – нет

  • глаза – простые, количество – различно: у пауков-8, скорпионов до 10, 2-4 у других, клещи - слепы

  • пищеварительная система – как и у ракообразных - какая? (отвечают), желудок - сосательный,

  • ротовой аппарат – сосущий, окружен хелицерами. (Д)

  • ядовитые железы у основания хелицер, переваривание – наружное

  • ногощупальцы позади рта имеют вид клешни или ходильных ног

  • Есть паутинные бородавки.

  • Органы дыхания – легие, трахеи – трубочки, пронизывающие тело.



  • Выделительная система – мальпигиевы сосуды. (Д)

  • Кровеносная система – незамкнутая, трубочковидное сердце

  • Н.С. – узлового типа – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

  • Органы размножения – раздельнополы, оплодотворение – внутреннее ил наружное, партеногенез – появление самок из неоплодотворенных яиц.

  • Самка откладывает яйца в кокон, некоторые живородящи и заботятся о потомстве


Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов. Мы с вами познакомимся с четырьмя: Скорпионы. Сенокосцы. Пауки. Клещи.

Вы получаете вопросы, обсуждаете и докладываете.

Сенокосцы

1. Какие отличительные признаки имеют сенокосцы?

Длинные тонкие конечности

Брюшко подразделено на сегменты

Нет паутинных бородавок, не плетут паутину

Имеют яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца в почву.

Хелицеры в виде маленьких клешней

Ведут ночной образ жизни.

2. За что получили такое название?

Способны отбрасывать конечности. (Пауки – коси - сено)

3.Какое значение имеют?

Питаются разлагающимися остатками, насекомыми, моллюсками

4. Представьте, если сенокосца увеличить до размеров танка на что он будет похож? Как использует это человек?

Пауки

  1. Какова роль паутины в жизни пауков?

Жилище и зимовальный мешок

Ловчая сеть

Средство распространения паучков

Строение кокона

2. Все ли пауки строят паутину?

нет, пауки – волки, не строят, преследуют свою добычу

3. Какие пауки могут принести неприятности человеку?

Каракурт, тарантул

4. Все ли пауки живут на суше?

нет, паук - серебрянка

5. Какова роль пауков в природе?

По мнению некоторых ученых, птицы и другие животные, питающиеся насекомыми, уничтожают гораздо меньше насекомых, чем пауки

Клещи

  1. Какие особенности строения имеют клещи?

Тело не подразделено на головогрудь и брюшко – слитное.

Ротовые части приспособлены для прокалывания и сосания

Мелкие размеры

У личинок бывает не 4, а 3 пары ног

  1. Почему к этой группе паукообразных проявляют интерес люди разных специальностей: агрономы, врачи, ветеринары?

Значение почвенных клещей – разлагают животные и растительные остатки

Хищные клещи поедают вредных насекомых, участвуют в почвообразовательных процессах

Мучной клещ – поражает зерновки хлебных злаков,

Растительноядные клещи, например, паутинистый – поражают растения, высасывая соки и вызывая гибель растения.

Являются переносчиками опасных заболеваний:

Чесоточный зудень – поражает кожу, вызывает чесотку. Меры предосторожности – соблюдение правил личной гигиены.

Кровососущие иксодовые клещи – переносчики клещевого энцефалита

3. Предложите правила предосторожности посещения леса

Закрывать открытые участки тела

Осматривать друг друга после посещения леса

Отряхнуть одежду

Пользоваться репеллентами

Если клещ все же прикрепился, смазать его маслом, подождать пока сам вынет хоботок, обработать йодом, обратиться к врачу

Скорпионы

  1. Кто был предками современных паукообразных?

  2. Каковы характерные признаки скорпионов?

Ногощупальца в виде клешней

Сегментированное брюшко

Ядовитая железа на конце брюшка, которое заканчивается иглой.

  1. Значение скорпионов

  2. Говорят, если скорпиона окружить огненным кольцом, то он жалит себя и падает замертво. Как вы думаете – это правда?

Нет. Он притворяется. Если скорпиона поместить в условия с привычной для него температурой, то он оживет

  1. Какие приспособления позволили паукообразным широко распространится на суше?

Паутина

Ядовитые железы

Небольшие размеры

Запас жира

Экономное использование воды

Пауки способны менять окраску, притворяться частями цветка, подражать запахами

V. Закрепление
Ответ на проблемный вопрос.


Распознаем представителей класса Паукообразные:



Чесоточный клещ Каракурт Сенокосец Скорпион Таежный клещ Паук крестовик

Выводы:

Не всех паукообразных надо бояться, но с некоторыми надо быть осторожными

Паукообразные приносят пользу.

Необходимо соблюдать правила личной гигиены при контакте с клещами.

VI.Домашнее задание

§14, ответить на вопросы, выучить термины, составить кроссворд по теме «Ракообразные и паукообразные», не менее 10 слов




  • А откуда произошло слово «паук»? Заглянем в этимологический словарь.

«Общеславянское имя паука образовано с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» - крючок, латинскому «анкус» - имеющий кривые руки, древнеиндийскому «акати» - сгибает. Стало быть, паук – криворучка и кривоножка».



Все мои друзья - на суше,

Ну, а я живу в пруду.

Когда надо дом воздушный

Под водою заведу. (Паук - серебрянка).

На своем паучьем свете

Неумейка, так сказать.

Не вязал ни разу сети

И не думаю вязать. (Паук - волк).
Висит сито – не руками свито. (Паутина).


На доске

Терминология

Арахнология – наука о пауках.

Хелицеры – видоизмененные членистые конечности.

Мальпигиевы сосуды – пористые трубочки слепо замкнутые с одного конца, другой конец открывается в кишечник

Партеногенез – развитие из неоплодотворенной яйцеклетки


Многообразие паукообразных, их роль в природе.
План урока

  1. Актуализация знаний

  2. Скорпионы – древнейшие паукообразные. Их характерные признаки.

  3. Пауки. Особенности строения и жизнедеятельности. Паутина. Роль пауков в природе.

  4. Клещи. Многообразие видов. Возбудители и переносчики болезней. Меры профилактики заболеваний.




Проблемный вопрос

Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания?
Выводы:

Необходимо соблюдать правила личной гигиены при контакте с клещами.

Не всех паукообразных надо бояться, но с некоторыми надо быть осторожными




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconУрока: Класс Паукообразные. Тип урока
...
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconУрок по теме "Лишайники". 6-й класс
Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни...
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconТема: Антропогенез- эволюция человека
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconПредмет: биология. Подготовила учитель биологии Михайлова Альбина Петровна
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconУрок 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. Урок 2 Ч....
...
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconТема: Лишайники Цель урока
Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников...
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconП. 39, 41 Ответить в тетради на вопросы к параграфу
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconКонспект стр 166-169
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconУрок : «грибы и сернистый газ» Цели
Повторить особенности строения, питания, размножения организмов относящихся к царству грибы. Значение в природе и жизни человека
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconВопросы для подготовки к экзамену по биологии
Образ жизни и особенности строения ракообразных (на примере речного рака). Многообразие и значение ракообразных
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов...
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconТема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа...
Образовательная: рассмотреть систематику, строение и значение костных рыб, подчеркнуть черты их прогрессивной организации в сравнении...
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconКонспект урока по биологии в 10 классе Тема урока: «Вирусы неклеточная...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconКонспект стр. 108-113 проверит знания стр 114-115 География Литература...
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Урок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи Леонидовны на тему «Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие и значение в природе и жизни человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема «Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск