Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.01.2014
Размер61.7 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
Конспект   урока

ТЕМА «Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека»

 

Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм,

           познакомить их с характерными особенностями животных, относящихся к

           типу Моллюски в связи с приспособленностью к среде обитания, дать общую

           характеристику Моллюсков.

 

Оборудование: натуральные пособия: набор раковин брюхоногих и двустворчатых

                            моллюсков, влажные препараты; изобразительные пособия: таблицы

                            с изображением представителей типа Моллюски.

 Тип урока: Изучение нового материала

 

Ход урока:

Орг. момент.

Приветствие. Отметить отсутствующих.

Актуализация опорных знаний.

На последнем уроке мы с вами познакомились с представителями типа Кольчатые черви. И сейчас мы выясним, как вы усвоили эту тему в тестовой форме. Работа состоит из 4 вариантов.

Вариант-1
 1.Тип Кольчатые черви включает классы:

а)многощетинковые, малощетинковые, ресничные черви

б)пиявки, малощетинковые, многощетинковые черви

в)пиявки, сосальщики, дождевые черви

г)цепни, пиявки, сосальщики

2. К классу Ленточные черви относится:

а) планария

б) широкий лентец

в) печеночный сосальщик

г) кошачий сосоальщик.

3. Органы фиксации печеночного сосальщика:

а) две присоски

б) четыре присоски

в) четыре присоски и венчик крючьев

г) присасывательные щели

4. Боковые выросты у малощетинковых червей, расположенные попарно на каждом сегменте и являющиеся органами движения – это: а).педипальпы б)параподии в) уроподы г) псевдоподии

5.Выделительная система дождевого червя представлена:

а) метанефридиями в)почками

б) мальпигиевыми сосудами г)зелеными железами

6. Верхний слой кожно-мускульного мешка представлен ресничным эпителием у:

а) бычьего цепня в) печеночного сосальщика

б) свиного цепня г) планарии

7.Нервная система дождевого червя представлена:

а)головным и спинным мозгом

б)нервными клетками, разбросанными по всему телу

в) окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой

г)окологлоточным нервным кольцом, надглоточным, подглоточным узлами.

8. Важную роль в процессах почвообразования играет:

а)дождевой червь в)пиявка

б)пескожил г)нереида

Вариант-2

1. . Чтобы избежать заражения паразитическими червями:

А) нужно соблюдать правила личной гигиены
Б) нельзя работать с землей
В) нельзя пить кипяченую воду
Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.

2. Пищеварительную систему у планарии образуют:

А) тонкие разветвленные канальцы
Б) семенники и яичники
В) нервные стволы
Г) рот, глотка, кишечник.

3. Планария – гермафродит, т.к.

А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки
Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки
В) она не размножается половым путем
Г) она размножается вегетативно.

4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:

А) сплющенное тело
Б) присоски
В) развитая пищеварительная система
Г) развитые органы чувств.

5. Круглый паразитический червь:

А) дождевой червь
Б) бычий цепень
В) печеночный сосальщик
Г) человеческая аскарида.

Вариант-3

Задание №1. Ответь на вопросы:

1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

  1. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?

Задание №2. Дай определение понятиям:

Метанефридии – это …………………….

Параподии – это …………………

Сегменты – это ………………….

Вариант-4

Задание №1. Ответь на вопросы:

  1. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

  2. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

Задание №2. «Да или нет»

  1. У кольчатых червей кожно-мускульный мешок.

  2. Все кольчатые черви живут в почве.

  3. Среди кольчатых червей нет паразитических форм.

  4. Органы выделения кольчатых червей – метанефридии.

  5. Все кольчатые черви – гермафродиты.

  6. Нервная система кольчатых червей цепочечного типа. .

  7. У кольчатых червей есть кровеносная система.

  8. Большинство кольчатых червей дышат всей поверхностью тела, но у некоторых на параподиях имеются специальные кожные выросты – жабры.

  9. Для кольчатых червей характерна регенерация.

2.Изучение нового материала. Мотивационная установка.

 На последнем уроке мы с вами познакомились с еще одним типом червей. Каким?

Кто мне скажет? Правильно, с типом Кольчатые черви. Оказывается, именно от этих червей произошли животные типа  Моллюски, которых мы начинаем изучать сегодня.

А вот какие доказательства указывают на это, мы постараемся узнать, изучив этих животных. Итак,

Тема урока: «Тип Моллюски».

Цель: расширить представления учащихся о многообразии животных форм,

           познакомить их с характерными особенностями животных, относящихся к

           типу Моллюски в связи с приспособленностью к среде обитания, дать общую

           характеристику Моллюсков.

 

I.Общая характеристика Моллюсков.

Наверное, каждый из вас когда–либо видел этих животных, только вот давайте выясним «Где?» (ответы уч-ся)

А.Море, пресные водоемы и суша являются средой обитания Моллюсков. Количество видов 130 тысяч.

А знает ли кто-нибудь из вас, за что они получили такое название?

Б.Моллюски - Мягкотелые животные, с мускулистым телом, на котором различают голову, туловище и ногу. На голове располагаются щупальца, рот, глаза, органы равновесия.

Ребята, а как вы думаете, раз у них такое мягкое тело, его, наверное, легко можно повредить? Значит им нужна, какая- то защита для тела? И она у них имеется! Как вы думаете, что это? Правильно! Эта защита представляет собой раковину.

В.Тело большинства видов полностью или частично покрыто раковиной.

Раковина состоит из трех слоев: рогового (наружного), фарфорового,

перламутрового (внутреннего).

Многие раковины имеют причудливые формы, различаются по окраске и строению.

Я вам принесла посмотреть свою коллекцию раковин (показываю).

Г.Под раковиной находится кожная складка – мантия. Края мантии плотно прилегают к раковине и выделяют вещества, из которых она образуется. Между мантией и телом образуется полость, называемая мантийной. В ней расположены органы дыхания и химического чувства.

Д.Органы моллюсков объединены в системы: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную, выделительную, половую.

Давайте кратко рассмотрим каждую систему органов.

Дыхательная: Моллюски, живущие в воде, дышат жабрами, а наземные – мешкообразными легкими.

Кровеносная: незамкнутая, есть сердце, состоящее из 2 камер: желудочка и предсердия, и сосуды.

Нервная: три пары нервных узлов с отходящими нервами.

Выделительная: почки (одна или две).

Пищеварительная: ротовая полость со слюнными железами - глотка – пищевод-желудок – печень-кишка.

Ребята, а как вы думаете, чем питаются Моллюски? Давайте поищем ответ в учебнике на стр.46. и на какие группы их можно поделить в зависимости от способа питания?

Итак, среди Моллюсков Можно выделить три группы по способу питания: 

1.Фильтраторы воды со взвешенными в ней микроорганизмами (беззубки, перловицы, мидии).

2.Растительноядные, у которых в ротовой полости есть язык с хитиновыми зубцами – терка (прудовики, катушки).

3.Хищники, которые питаются рыбой, крабами, моллюсками и др. (кальмары, осьминоги, каракатицы)

Половая: среди моллюсков есть раздельнополые (перловицы) и гермафродиты (катушки).

У морских брюхоногих моллюсков вылупляется личинка очень похожая на личинок морских многощетинковых червей (первое доказательство)

II.Систематика Моллюсков.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, все ли Моллюски схожи между собой или они отличаются внешне? Правильно, у некоторых есть отличия. Особенности строения раковины и другие признаки лежат в основе систематики типа Моллюски.

Итак, в типе Моллюски выделяют три основных класса (вычерчиваю схему на доске).

1 класс- 90 тыс. видов. Раковина цельная, ассиметричная, конусовидная. Большую часть брюшной части тела занимает нога – отсюда название класса. Растительноядные.

(прудовик, катушка, слизень).

2 класс-30 тыс. видов. Раковина состоит из 2-х створок. У них нет головы, глаз, языка с теркой. Фильтраторы. (перловицы, беззубки, мидии, устрицы, корабельный червь- второе доказательство).

3 класс- 600 видов. Раковины нет. Нога преобразована в щупальца(8-10), т.е. ноги, окружающие голову. Крупные, длиной до 20 м. Реактивно передвигаются. Хищники.

(кальмары, осьминоги, каракатицы).

III.Закрепление.

 Беседа по вопросам в конце параграфа.

IV.Домашнее задание.

Параграф 11, подготовить презентации по видам моллюсков.

 Оценочная деятельность.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск