ТЕМА: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс Подготовила:
Кочка Виктория Николаевна,
учитель биологии
Майской ОШ I-II ст. Цели урока:
Образовательная: рассмотреть систематику, строение и значение костных рыб, подчеркнуть черты их прогрессивной организации в сравнении с хрящевыми рыбами. Продолжить умение проводить сравнение. Раскрыть особенности внешнего строения представителей
Развивающая: Продолжить формирование понятий об эволюции, взаимосвязи организма и среды. Расширить представления учащихся об окружающей природе.
Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Методы:
Словесный: беседа, рассказ учителя, работа учебника.
Наглядный: работа с таблицами, опорным конспектом,
Тип урока: комбинированный
Оборудование: рисунки, фотографии, таблицы с изображениями костных рыб, в том числе осетровых, двоякодышащих, латимерии; фрагменты фильмов об их образе жизни, скелет рыб, внутренние строение. ХОД УРОКА
І. Организационный момент
ІІ. Поверка домашнего задания
Фронтальный опрос .
1. Что представляет собой плакоидная чешуя акулы?
2. Как осуществляется дыхание у хрящевых рыб? (Дышат при помощи жабр. Вода омывает жабры и выходит через наружные жаберные щели).
3. Что такое брызгальце? (Брызгальце – канал, соединяющий ротовую полость с внешней средой у большинства акул, скатов и осетровых рыб. Расположено между подъязычной и челюстной дугами и соответствует рудиментарной жаберной щели; его наружное отверстие находится на голове, позади глаз. На передней стенке брызгальца часто сохраняются жаберные лепестки и имеется клапан. Через них (особенно у скатов) вода поступает в глотку к жабрам. У бесхвостых земноводных из эмбриональной жаберной щели, соответствующей брызгальцу, развиваются полости среднего уха и евстахиева труба.)
4. Каковы отличительные (от акул) особенности формы тела и образа жизни скатов? (Тело сильно уплощенное. Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует. Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.)
5. Перечислите органы пищеварения у хрящевых рыб. (Рот располагается на брюшной стороне. В ротовой полости имеются довольно крупные зубы, расположенные в несколько рядов. Глотка прободана жаберными щелями. Короткий пищевод. Дугообразный желудок. Тонкая кишка. Толстая кишка со спиральным клапаном. Имеются поджелудочная железа, печень с желчным пузырем.)
6. Какое оплодотворение характерно для хрящевых – наружное или внутреннее?
7. Что представляет собой яйцеживорождение? Способ воспроизведения потомства животными, при котором оплодотворенные женские яйца развиваются и затем вылупливаются в яйцеводе матери.
8. Перечислите некоторых представителей акул и скатов по мере увеличения их размеров (например, катран, акула-лисица, белая акула, китовая акула). ІІІ. Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать надкласс Рыбы, и рассмотрим класс Костные рыбы.
Цель: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения Костные рыб, многообразие и особенностями отрядов.
IV. Изучение нового материала
Костные рыбы по сравнению с хрящевыми – более молодая и прогрессивная группа, насчитывающая более 19 тыс. видов. Они освоили как морские, так и пресные водоемы. Среди них есть также проходные рыбы, обитающие в море, а на нерест идущие в пресные водоемы.
Дополнение. Единственный вид, для которого известен противоположный ход миграций – европейский угорь. Его биология размножения долго была неизвестна, а Аристотель даже полагал, что угорь появляется из дождевого червя, который в свою очередь самозарождается в почве. В конце XIX в. установили, что у самок угрей имеются яичники, а у самцов семенники, но где происходит икрометание, оставалось тайной. Только в начале ХХ в. датскому ихтиологу И. Шмидту удалось проследить миграционный путь угрей из рек Европы в Саргассово море (Атлантический океан у берегов Америки), где среди зарослей саргассовых водорослей происходит выметывание икры и развиваются почти прозрачные личинки («стеклянные угри»), которые мигрируют через океан в обратном направлении – на восток, к устьям рек, впадающих в Балтийское море.
Особенности внешнего и внутреннего строения, а также прогрессивные черты костных рыб были подробно рассмотрены ранее.
Можно вкратце их напомнить:
– Скелет костный (у одного из подклассов – костно-хрящевой).
– Позвоночник состоит из костных позвонков.
– Чешуя в виде тонких костных пластинок (у большинства видов).
– Имеется жаберная крышка.
– Жабры в виде лепестков, а функцию цедильного аппарата, не пропускающего в жабры пищу, выполняют жаберные тычинки на внутренней стороне жаберных дуг.
Имеется плавательный пузырь.
ОТРЯДЫ КОСТНЫХ РЫБ
Отряд Сельдеобразные. Имеют большое практическое значение. Типичный представитель – атлантическая сельдь. Нагуливается атлантическая сельдь в Норвежском, Баренцевом, северном морях, питаясь планктоном и ракообразными, достигает 40 см в длину.
Широко распространены и активно промышляются более мелкие сельдевые: шпроты (они же кильки), тюльки и более крупные - сардины: европейская и дальневосточная (иваси). Не менее известно семейство анчоусов: черноморский анчоус (хамса) и перуанский анчоус.
Отряд Лососеобразные. Семейство лососевых – проходные пресноводные рыбы средних и крупных размеров. Тихоокеанские лососи: кета, горбуша, чавыча, кижуч, нерка, сима – дают красную икру и прекрасное мясо. Все они идут в реки на нерест один раз в жизни.
У атлантических лососей – сёмги и кумжи – брачный наряд не очень выражен. После нереста они не погибают и могут нереститься неоднократно.
Кумжа легко переходит к оседлой жизни в озёрах и ручьях, становясь некрупной, яркоокрашенной форель.
Отряд Карпообразные. Среди карпообразных имеются растительноядные, всеядные и хищные. К хищным видам относятся пираньи и электрический угорь. Растительноядные – карась, карп, линь и т.д.
Отряд Окунеобразные. Самая многочисленная по видовому составу группа рыб. Распространены они в водоёмах всех материков и океанах. Длина тела от 1 см до 5м и масса от менее 1г до 1000кг и более. Пользуясь учебником, заполните таблицу:
Отряды
Вопросы
для анализа
| Отряд Сельдеобразные
| Отряд Карпообразные
| Отряд Окунеобразные
| Характерные особенности внешнего и внутреннего строения
|
|
|
| Значение в природе и жизни человека
|
|
|
| Представители
|
|
|
| Физкультминутка V. Закрепление.
Общая характеристика животных класса Костные рыбы
Вставьте пропущенные слова:
Костные рыбы — холоднокровные, теплокровные животные (верное подчеркнуть). Среда обитания……………………………………………..Кожа покрыта……………чешуей, железы выделяют ........................ Органами движения служат парные……………………….и непарные ..:…………….... плавники. Скелет внутренний, построенный из …………..вещества. В состав скелета входят отделы……………………………………… Пищеварительная система сквозная, начинается…………………….........................,заканчивается …………………….Кровеносная система……………..…………..типа, состоит из …………….круга кровообращения, ……………..камеры сердца. В сердце кровь: артериальная, венозная, смешанная (верное подчеркнуть). Органами дыхания служат……………………………..................…………….. Органами выделения служат…………………….моча через мочеточники попадает в…………………., а далее через……………….. — наружу. Головной мозг состоит из отделов……………………………………………….Раздельнополые животные. Для большинства характерно ………………………..оплодотворение, развитие ………………………………. VІ. Домашнее задание
§ 34, заполнить таблицу
Различия между хрящевыми и костными рыбами
Классы
Вопросы
для анализа
|
Хрящевые
|
Костные
| Из какого вещества состоит скелет
|
|
| Особенности строения жаберного аппарата
|
|
| Наличие плавательного пузыря
|
|
| Отряды
|
|
| |