Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс





НазваниеТема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс
Дата публикации05.08.2014
Размер64.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
ТЕМА: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс
Подготовила:

Кочка Виктория Николаевна,

учитель биологии

Майской ОШ I-II ст.
Цели урока:

Образовательная: рассмотреть систематику, строение и значение костных рыб, подчеркнуть черты их прогрессивной организации в сравнении с хрящевыми рыбами. Продолжить умение проводить сравнение. Раскрыть особенности внешнего строения представителей

Развивающая: Продолжить формирование понятий об эволюции, взаимосвязи организма и среды. Расширить представления учащихся об окружающей природе.

Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Методы:

Словесный: беседа, рассказ учителя, работа учебника.

Наглядный: работа с таблицами, опорным конспектом,

Тип урока: комбинированный

Оборудование: рисунки, фотографии, таблицы с изображениями костных рыб, в том числе осетровых, двоякодышащих, латимерии; фрагменты фильмов об их образе жизни, скелет рыб, внутренние строение.
ХОД УРОКА

І. Организационный момент

ІІ. Поверка домашнего задания

Фронтальный опрос .

1. Что представляет собой плакоидная чешуя акулы?

2. Как осуществляется дыхание у хрящевых рыб? (Дышат при помощи жабр. Вода омывает жабры и выходит через наружные жаберные щели).

3. Что такое брызгальце? (Брызгальце – канал, соединяющий ротовую полость с внешней средой у большинства акул, скатов и осетровых рыб. Расположено между подъязычной и челюстной дугами и соответствует рудиментарной жаберной щели; его наружное отверстие находится на голове, позади глаз. На передней стенке брызгальца часто сохраняются жаберные лепестки и имеется клапан. Через них (особенно у скатов) вода поступает в глотку к жабрам. У бесхвостых земноводных из эмбриональной жаберной щели, соответствующей брызгальцу, развиваются полости среднего уха и евстахиева труба.)

4. Каковы отличительные (от акул) особенности формы тела и образа жизни скатов? (Тело сильно уплощенное. Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует. Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.)

5. Перечислите органы пищеварения у хрящевых рыб. (Рот располагается на брюшной стороне. В ротовой полости имеются довольно крупные зубы, расположенные в несколько рядов. Глотка прободана жаберными щелями. Короткий пищевод. Дугообразный желудок. Тонкая кишка. Толстая кишка со спиральным клапаном. Имеются поджелудочная железа, печень с желчным пузырем.)

6. Какое оплодотворение характерно для хрящевых – наружное или внутреннее?

7. Что представляет собой яйцеживорождение? Способ воспроизведения потомства животными, при котором оплодотворенные женские яйца развиваются и затем вылупливаются в яйцеводе матери.

8. Перечислите некоторых представителей акул и скатов по мере увеличения их размеров (например, катран, акула-лисица, белая акула, китовая акула).
ІІІ. Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать надкласс Рыбы, и рассмотрим класс Костные рыбы.

Цель: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения Костные рыб, многообразие и особенностями отрядов.

IV. Изучение нового материала

Костные рыбы по сравнению с хрящевыми – более молодая и прогрессивная группа, насчитывающая более 19 тыс. видов. Они освоили как морские, так и пресные водоемы. Среди них есть также проходные рыбы, обитающие в море, а на нерест идущие в пресные водоемы.

Дополнение. Единственный вид, для которого известен противоположный ход миграций – европейский угорь. Его биология размножения долго была неизвестна, а Аристотель даже полагал, что угорь появляется из дождевого червя, который в свою очередь самозарождается в почве. В конце XIX в. установили, что у самок угрей имеются яичники, а у самцов семенники, но где происходит икрометание, оставалось тайной. Только в начале ХХ в. датскому ихтиологу И. Шмидту удалось проследить миграционный путь угрей из рек Европы в Саргассово море (Атлантический океан у берегов Америки), где среди зарослей саргассовых водорослей происходит выметывание икры и развиваются почти прозрачные личинки («стеклянные угри»), которые мигрируют через океан в обратном направлении – на восток, к устьям рек, впадающих в Балтийское море.

Особенности внешнего и внутреннего строения, а также прогрессивные черты костных рыб были подробно рассмотрены ранее.

Можно вкратце их напомнить:

– Скелет костный (у одного из подклассов – костно-хрящевой).

– Позвоночник состоит из костных позвонков.

– Чешуя в виде тонких костных пластинок (у большинства видов).

– Имеется жаберная крышка.

– Жабры в виде лепестков, а функцию цедильного аппарата, не пропускающего в жабры пищу, выполняют жаберные тычинки на внутренней стороне жаберных дуг.

  • Имеется плавательный пузырь.


ОТРЯДЫ КОСТНЫХ РЫБ

полотно 8


Отряд Сельдеобразные. Имеют большое практическое значение. Типичный представитель – атлантическая сельдь. Нагуливается атлантическая сельдь в Норвежском, Баренцевом, северном морях, питаясь планктоном и ракообразными, достигает 40 см в длину.

Широко распространены и активно промышляются более мелкие сельдевые: шпроты (они же кильки), тюльки и более крупные - сардины: европейская и дальневосточная (иваси). Не менее известно семейство анчоусов: черноморский анчоус (хамса) и перуанский анчоус.

Отряд Лососеобразные. Семейство лососевых – проходные пресноводные рыбы средних и крупных размеров. Тихоокеанские лососи: кета, горбуша, чавыча, кижуч, нерка, сима – дают красную икру и прекрасное мясо. Все они идут в реки на нерест один раз в жизни.

У атлантических лососей – сёмги и кумжи – брачный наряд не очень выражен. После нереста они не погибают и могут нереститься неоднократно.

Кумжа легко переходит к оседлой жизни в озёрах и ручьях, становясь некрупной, яркоокрашенной форель.

Отряд Карпообразные. Среди карпообразных имеются растительноядные, всеядные и хищные. К хищным видам относятся пираньи и электрический угорь. Растительноядные – карась, карп, линь и т.д.

Отряд Окунеобразные. Самая многочисленная по видовому составу группа рыб. Распространены они в водоёмах всех материков и океанах. Длина тела от 1 см до 5м и масса от менее 1г до 1000кг и более.
Пользуясь учебником, заполните таблицу:

прямая соединительная линия 2 Отряды

Вопросы

для анализа

Отряд Сельдеобразные

Отряд Карпообразные

Отряд Окунеобразные

Характерные особенности внешнего и внутреннего строения










Значение в природе и жизни человека










Представители










Физкультминутка
V. Закрепление.

Общая характеристика животных класса Костные рыбы

Вставьте пропущенные слова:

Костные рыбы — холоднокровные, теплокровные животные (верное подчеркнуть). Среда обитания……………………………………………..Кожа покрыта……………чешуей, железы выделяют ........................ Органами движения служат парные……………………….и непарные ..:…………….... плавники. Скелет внутренний, построенный из …………..вещества. В состав скелета входят отделы……………………………………… Пищеварительная система сквозная, начинается…………………….........................,заканчивается …………………….Кровеносная система……………..…………..типа, состоит из …………….круга кровообращения, ……………..камеры сердца. В сердце кровь: артериальная, венозная, смешанная (верное подчеркнуть). Органами дыхания служат……………………………..................…………….. Органами выделения служат…………………….моча через мочеточники попадает в…………………., а далее через……………….. — наружу. Головной мозг состоит из отделов……………………………………………….Раздельнополые животные. Для большинства характерно ………………………..оплодотворение, развитие ……………………………….
VІ. Домашнее задание

§ 34, заполнить таблицу

Различия между хрящевыми и костными рыбами

Кпрямая соединительная линия 1лассы

Вопросы

для анализа


Хрящевые


Костные

Из какого вещества состоит скелет







Особенности строения жаберного аппарата







Наличие плавательного пузыря







Отряды







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрок 7 класс Тема: Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс...
Задачи: раскрыть особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса...
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconЦарство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности...
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения земноводных в связи со средой их обитания
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрок по теме "Лишайники". 6-й класс
Цель урока: выяснить особенности строения и жизнедеятельности лишайников в связи с условиями среды, их значение в природе и жизни...
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрока: Класс Паукообразные. Тип урока
...
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрок учителя биологии моу сош №5 г. Волжск, рмэ бакуниной Натальи...
Об утверждении временного порядка сбора информации в рамках Геопортала Республики Татарстан
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconТема: Лишайники Цель урока
Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников...
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Раскрыть особенности строения внутренних органов тела рыбы в связи с жизнью в воде и их функциональное значение
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconТема: Антропогенез- эволюция человека
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрока биологии 5 класс Тема : «Вода как среда жизни организма»
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении главы 1 «Разнообразие живых организмов....
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconКонспект урока по биологии в 10 классе Тема урока: «Вирусы неклеточная...
Базовый учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая биология» 10-11 классы. Изд. «Дрофа», Москва,...
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану
Класс Ракообразные: особенности строения и жизнедеятельности, многообразие, роль в природе
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconМетодическая разработка урока физики, 8 класс 2009 г. Автор: Платонова...
Урок «Кристаллические тела и особенности их строения» первый урок в теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрок 7 класс. Тема: Внутреннее
Предлагаю раскрыть особенности внешнего строения дождевого червя как представителя типа кольчатых червей, его среды обитания, характера...
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок: №22 Тема урока: «Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения»
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрок окружающего мира 3 класс Тема: «Здоровый образ жизни»
Образовательные: ознакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья. Развивающие: формировать у учащихся желание осознанного...
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа жизни и промышленное значение» 8 класс iconУрок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины
Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск