Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины





Скачать 80.49 Kb.
НазваниеУрок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины
Дата публикации11.06.2015
Размер80.49 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Обобщающий урок

по окружающему миру

4 класс


Тема: Разнообразие природы нашей Родины.

Обобщение знаний о природных зонах России.
Учитель: Тумаева Валентина Григорьевна

Тема: Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России.

Цель: обобщить и углубить знания учащихся; установить основные причины изменения природы с севера на юг; показать значение разнообразия природы для развития хозяйства; воспитывать чувство гордости за нашу любимую Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта природных зон России, рисунки детей, рефераты о животных, правила поведения в лесу (в картинках и знаках), таблица «В Красную книгу занесены…», индивидуальные цифровые карточки- сигналы, перфокарты.

Ход урока.

Сообщение темы и цели урока.

Говорит гидрометеоцентр.

1.Какое время года сейчас? 2.Назовите зимние месяцы. 3.Каковы основные признаки зимы? 4.Как связана температура воздуха с облачностью в зимнее время? 5.Как изменения в неживой природе влияют на жизнь человека?

Обобщение знаний о природных зонах.

Задание №1. (на доске в два столбика записаны слова)

тюльпан саксаул тундра клён липа степь морошка карликовая берёза лес ковыль верблюжья колючка пустыня ель ягель Задание: соединить стрелкой принадлежность каждого растения соответствующей природной зоне. (один ученик выполняет это задание на доске, остальные ученики устно отвечают на вопросы:)

*Растения каких природных зон не указаны на доске? (Арктика. Субтропики.)

*Рассказать о климатических условиях ледяной (арктической) зоны.
Задание №2. (слова записаны на доске, один ученик работает у доски)

Северный олень, джейран, белая сова, песец, куропатка, лемминг. * В какой природной зоне обитают эти животные? (тундра) * Кто из них «заблудился»? (джейран – пустыня) * Рассказать о климатических условиях тундры.

Учитель:

Мы прослушали сообщения о природе двух зон. *В какой природной зоне расположен наш Хабаровский край? *Отличается ли климат и природа нашего края от северных районов? *Почему в направлении с севера на юг так заметно меняется климат, флора и фауна нашей Родины? ( Это зависит от расположения природных зон по отношению к экватору и к Северному полюсу.)

Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. Наша страна так велика, что когда на севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. Площадь, которую занимает наша Родина, равна более 17 миллионов квадратных километров. И везде живут люди.

Давайте на эту тему немного пофантазируем. Представьте себе, что я, ваша учительница, получила несколько писем из «прекрасного далёка». Эти письма от вас -взрослых.

Задание. Послушайте несколько отрывков из них и постарайтесь догадаться, откуда пришли эти письма и от человека какой профессии. Как только вам станет ясно, откуда весточка, вы покажете карточку - сигнал с номером природной зоны.

(на доске плакат)

Арктика 1 По ходу выполнения задания вывешиваются картины с Тундра 2 пейзажами соответствующих природных зон. Зона лесов 3 Степи 4 Пустыня 5

Письмо первое. Письмо от Никиты. * Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям. (Пустыня. №5. Водитель.)
Письмо второе. Письмо от Димы.

*В холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на большую землю и обратно идут один за другим. (Арктика. №1. Лётчик.)

Письмо третье. Письмо от Даши.

*Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой. (Степь. №4. Учитель.)

Письмо четвёртое. Письмо от Гали.

*Здесь очень длинная суровая зима и совсем короткое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится. (Тундра. №2. Врач.)

Письмо пятое. Письмо от Саши.

*Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза. Сосна и ель растут вперемешку. Сейчас лето и у нас с Гошей одна задача – сохранить это богатство от огня. (Лес. №3. Лесничий.)
Учитель:

*Видите, ребята, как вы необходимы с вашими знаниями во всех уголках нашей необъятной Родины. А сейчас мы с вами побываем в тех местах, откуда пришли эти письма, и вспомним, чем занимается население этих районов.

Гаснет свет. Через проектор на экран высвечиваются картинки о жизни и занятиях людей природных зон. В полумраке звучат голоса учеников, комментирующих эти кадры.

1 ученик. Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, занимается охотой на морского зверя, ловлей рыбы, добычей полезных ископаемых.

2 ученик. Главное занятие населения тундры – оленеводство. Олень для жителя тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население тундры занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.

3 ученик. В лесной полосе главное богатство – лес. Поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Скотоводству и земледелию также отводится большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято добычей полезных ископаемых, выплавкой металла, производством электроэнергии.

4 ученик. Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей Родины. Поэтому основное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты под бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.

5. Самое старинное занятие пустынь – животноводство. На скудных пастбищах пустынь пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкурки – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.

Учитель:

*В каком направлении мы совершили путешествие? (с севера на юг)

*Как изменяются природные условия, растительность, животный мир? (растения и животные приспособлены к жизни в данных условиях)

Игра «Перекличка природных зон»

Приготовьте карточки-сигналы. Прозвучат загадки о животных, обитающих в нашей стране. Поднимаете ту карточку, номер которой соответствует номеру природной зоны, в которой можно встретить это животное. (загадки загадывают дети)

1.Сел Егор между гор. Говорит: «А ну-ка, горы, молодца везите в горы». (Верблюд. №5. Пустыня.)

2.Слеп да тупорыл, всю землю изрыл. Мороз пришёл – в землю ушёл. (Крот. №4. Степи.)

3.Деток очень я люблю, но не всегда сама кормлю. Чужим мамашам доверяю, пока по лесу я гуляю. (Зайчиха. №3. Лесная зона.)

4.Мал и глуп я, вам признаюсь, подскажите, как мне быть: очень часто я пытаюсь океаны переплыть. (Лемминг. №2.Тундра.)

5.Мой брат в лесу глухом живёт. Он – сладкоежка неуклюжий. А я в глаза не видел мёд, живу, где ветер, снег и стужа. (Белый медведь. №1. Арктика.)
Проверочная работа с использованием перфокарт.

Задания проверочной работы через проектор высвечены на экран.

1.В первой строке отметить животных, обитающих на Крайнем Севере: Белый медведь, северный олень, песец, тюлень, кайра, полярная сова, гагарка, морж.

2.Во второй строке отметить животных, которых можно встретить в тундре: Чистик, белая куропатка, лемминг, соболь, волк, северный олень, крот, песец.

3.В третьей строке отметить животных лесной полосы: Лось, белая сова, барсук, куница, суслик, бобр, розовый скворец, дятел.

4.В четвёртой строке отметить животных, встречающихся в степной полосе: Олень, лисица, орёл, хомяк, белка, горностай, дрофа, жаворонок.

5.В пятой строке отметить животных пустыни: Суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа-джейран, кобра, лиса, варан.

Итог.

*От чего зависит климат, флора и фауна, занятия населения каждой природной зоны?

(Сначала ответы детей, потом прочитать вывод на экране через проектор.)

1.Чем ближе зона находится к экватору, тем больше тепла она получает, и наоборот.

2.От положения природной зоны зависит высота солнца над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.

3.От сочетания тепла и влаги зависит состояние почвы и растительности. А от растительности – животный мир, виды занятий населения.

*Как вы считаете, зависит ли состояние природы от жизнедеятельности человека? В чём это проявляется? (Ответы детей.)

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Загрязняются водоёмы, воздух, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие представители растительного и животного мира занесены в Красную книгу.

*Почему эта книга получила такое название? (Ответы детей.)

Растениям и животным, внесённым в Красную книгу, угрожает огромная опасность. Они могут навсегда исчезнуть с лица земли.

На экране через проектор появляются картинки животных разных природных зон, занесённые в Красную книгу.

1.Дрофа, сокол, журавль-красавка. (Степи.)

2.Амурский тигр, выхухоль, зубр, пятнистый олень, орёл, журавль. (Лесная зона.)

3.Белый медведь, морж. (Арктика.)

4.Северный олень, овцебык, лебедь, казарка, розовая чайка. (Тундра.)

5.Джейран, сайгак, гепард, туранский тигр. (Пустыня.)

Здесь не полный перечень животных, внесённых в Красную книгу. Все они находятся под охраной человека. В нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заказников. В том числе и на территории Хабаровского края. Такие, как Комсомольский, Болоньский, которые находятся совсем рядом с нашим районом. И государственные заказники федерального и краевого значения. Один из заказников находится на территории Нанайского района. Это заказник Пихца.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Помните слова русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит, охранять Родину».

Спасибо всем. Урок окончен.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconУрок по предмету «Наш мир». 4 класс. Тема: Разнообразие природы нашей...
Цели: Обобщить и углубить знания учащихся, установить основные причины изменения природы с севера на юг, показать значение разнообразия...
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconУрок по окружающему миру. Тема: Разнообразие животных. Задачи
Ребята мы с вами знаем, что нас окружает мир живой и неживой природы: царство растений и царство животных
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconУрок по окружающему миру на тему: «Разнообразие растений»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени М. М. Вахитова города Буинска рт»
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconКонспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconУрок по окружающему миру. 4 класс Ленева Г. С. Тема: «От обряда к театру»
Руси, с кукольными театрами, укреплять межпредметные связи, закреплять навыки работы в паре, в группе
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconРазнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах...
Цели: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ознакомить с географическим положением этой природной зоны,...
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconУрок по окружающему миру 4 класс Тема: Славные символы России
Сегодня на уроке мы поговорим о символах России. Но сначала надо выяснить, что же такое символ? (Условный знак, обозначение)
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconРабочая программа по окружающему миру 1 4 класс Количество часов: 203 ч. Уровень: базовый
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой «Программы...
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconИтоговый тест по окружающему миру. 2 класс. 1 вариант. Напиши три предмета живой природы
Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconУрок по окружающему миру 2 класс Учитель Монахова Н. Л. Тема : «Какие бывают растения?»
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя, аргументированно...
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconТема: Почва
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе (умк «Перспективная начальная школа»)
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconУрок по окружающему миру. Плешаков, 1 класс Тема урока: «В семье друзей пернатых!»
Образовательные: познакомить учащихся с многообразием птица,выделить существенные и отличительные признаки, показать приспособленность...
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconИтоговый тест по окружающему миру. 4 а класс. Допиши предложение
Знание главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого...
Урок по окружающему миру 4 класс Тема : Разнообразие природы нашей Родины iconРабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л....
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск