Скачать 104.92 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» Тема урока: «Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения». Выполнила: Сотникова Валентина Анатольевна, учитель биологии высшей квалификационной категории Старый Оскол 2012г. Урок: № 22 Тема урока: «Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения». Учебное пособие: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко Биология 7 класс. Москва. Издательский центр. «Вентана- Граф»2010г. Программы Министерство Образования Российской федерации. Программа для основной общеобразовательной школы. Авторы: И.Н. Пономарева, В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Задачи: обобщить, систематизировать и проверить знания обучающихся о плоских, круглых и кольчатых червях, о профилактике заражения паразитическими червями, развивать умения сравнивать, работая с разноуровневыми заданиями. Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения, а также процессов жизнедеятельности и образа жизни моллюсков, связанные с обитанием в наземно-воздушной и водной средах, развивать умения наблюдать, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи, , воспитывать гигиеническую и экологическую культуру учащихся. Средства обучения: влажные препараты моллюсков, презентация по проверке знаний: «Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви», презентация по теме: «Тип Моллюски, раковины Брюхоногих моллюсков». Основное содержание урока:
а) Общая характеристика типа Моллюски б) Среда обитания и внешнее строение моллюсков в) Классификация г) Внутреннее строение д) Значение моллюсков Ход урока: 1) Организационный момент (2 мин.): знакомство с содержанием урока, запись домашнего задания. Учитель обращает внимание обучающихся на необходимость подписать конверты, в которые они на протяжении всего урока помещают карточки с баллами, полученные за правильные ответы, в конце урока по баллам подводится итог. 2) Актуализация знаний по теме: «Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви». В аукционе используется: презентация по данной теме, конверты с фамилиями учеников, дидактические карточки-задания. На аукцион выставляются лоты-вопросы, достоинством от 1 до 5 баллов. Обучающиеся, правильно ответив на вопрос, получают карточку с баллами, которые будут определять оценку знаний ученика в конце урока. 1)Лот №1 достоинством 4 балла. Почему систематические категории имеют названия: Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви, назовите представителей. Рис. 49стр.69 пар.15,рис.63стр.85 пар.18. Ответ: Тип Плоские черви - тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении. Тип Круглые черви - тело круглое в поперечном разрезе .Тип Кольчатые черви-тело поделено на сегменты, или кольца. 2)Лот №2 достоинством 4 балла Малоподвижные кишечнополостные животные имеют лучевую симметрию тела. Какую симметрию имеет тело червей? Чем это объяснить? Ответ: двустороннюю, зеркальную. Более сложной организацией, появлением систем органов. 3)Лот №3 достоинством 3 балла Планарию обучили проходить Т-образный лабиринт. Затем её разрезали на две части. Хвостовая часть восстановила головной конец. Регенерированная планария прошла лабиринт без ошибок. О каком уровне развития нервной системы планарии свидетельствует результат опыта? Ответ: Н.С. планарии состоит из нескольких пар головных нервных узлов , нескольких пар продольных нервных стволов, соединенных поперечными перемычками. От них нервы отходят ко всем органам. 4) Лот №4. Достоинством 5 баллов. Среди плоских червей есть паразиты. Что такое паразитизм? Цикл развития какого паразита вы видите на рисунке? Охарактеризуйте его. Рис. 56, стр. 75пар.16 Ответ: цикл развития печеночного сосальщика. Паразитизм-это взаимоотношения между животными, когда один организм живет за счет другого, принося ему вред. 5)Лот №5. Достоинством 5 баллов. Цестоды - что это за организмы? К какому классу они относятся? Какие имеют приспособления к паразитическому образу жизни? Назовите и охарактеризуйте цикл развития паразита. Рис. 59 стр. 78пар.16.Цикл развития свиного цепня. 6) Лот №6 достоинством 4 балла. Почему тип животных получил название Круглые черви? Назовите представителей круглых червей? Ответ: Это группа червей, имеющих вытянутое нечленистое, круглое в поперечном разрезе тело. Аскарида, острица, нематоды и др. 7) Лот №7. Достоинством 5 баллов. Расскажите о цикле развитие аскариды. 8) Лот №8. Достоинством 3 балла. Среди свободно живущих плоских червей встречаются виды, не имеющие органов пищеварения, например морской червь конволюга. В паренхиме его тела встречаются микроскопические одноклеточные водоросли зоохлореллы. Чем объясняется отсутствие органов пищеварения у таких червей? Ответ: они способны фотосинтезировать органические вещества. 9)Лот №9. Достоинством 3 балла. В 19 веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого в организме солитеры? Объясните почему? Ответ: заражение происходило через сырое мясо, так как животные являются промежуточными хозяевами этих паразитов. 10)Лот №10. Достоинством 3 балла. Составь пары
11) Лот №11 достоинством 5 баллов. Выпишите цифры, обозначающие меры борьбы с паразитическими червями и профилактики заражения ими 1.Острица 2.Печеночный сосальщик 3.Бычий цепень 4.Человеческая аскарида Меры:
12) Лот №12. Достоинством 4 балла Назовите 2 класса типа кольчатые черви Распределите виды животных по классам Рис. 63-класс Многощетинковые черви, рис. 69-класс пиявок. 13) Лот №13. Достоинством 3 балла Что собой представляют органы чувств у кольчатых червей? Ответ: Глаза, Органы осязания и химического чувства расположены на антеннах, пальпах, усиках и параподиях. У многощетинковых органы равновесия-статоцисты Рис. 64стр.85 пар.18 14) Лот №14. Достоинством 1балл Есть ли у круглых червей кровеносная система? Если есть, то какое она имеет строение? Ответ: нет 15) Лот №15 достоинством 3 балла Какое строение у круглых червей имеет дыхательная система? Ответ: У свободноживущих круглых червей газообмен происходит через покровы тела, а у паразитических нематод - за счет расщепления накопленного в теле органического вещества- гликогена. 16) Лот №16. Достоинством 5 баллов На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусе палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение? Ответ: Сложноустроенные органы чувств 17) лот №17. Достоинством 4 балла О деятельности дождевых червей известно многое. Например, ученые считают, что руины Древнего Рима оказались под землей благодаря работе дождевых червей. Объясните, как это происходит? 18) Лот №18 достоинством 4 балла В стеклянную банку с промытым и влажным речным песком поместили несколько дождевых червей. В течении трех месяцев червей кормили опавшими листьями, ботвой растений и увлажняли песок. В конце опыта на поверхности песка образовался темный в несколько миллиметров слой. Какого его происхождение? Из чего он состоит? 19) Лот №19 достоинством 2 балла. В 1939- 1941 гг. из Азовского в Каспийское море было перевезено 60000 червей нереид. Через три года после этого рыбакам Каспия в уловах рыбы стали попадаться крупные осетры, севрюги, чем прежде. С какой целью акклиматизировали нереид? 20) Лот №20 достоинством 5 баллов Составьте пары: Капилляр кожно-мускульный мешок Желудок половая система Кольцевые мышцы пищеварительная система Яичник нервная система Брюшная нервная цепочка кровеносная система 21) Лот №21 достоинством 5 баллов Что лишнее? Белая планария (1,5) Дождевой червь(4,7) Человеческая аскарида(2,6)
22) Лот №22 достоинством 5 баллов Вместо точек подберите соответствующие слова 1.Тело планарий снаружи покрыто 2Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи З.Тело ленточных червей состоит из большого числа 4.Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми, продольными, и слоями мышц. 5.Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через б. Кишечник круглых червей начинается ротовым отверстием и заканчивается 7.Дыхание у паразитических червей 8.Нервная система плоских червей состоит из головного узла, нервных ответвлений и. 9.Сперматозоиды червей развиваются 10. Яйцеклетки червей развиваются в
15.Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и 23) Лот №23. Достоинством 3 балла После укуса медицинской пиявки ранка долго кровоточит, с чем это связано? К какому типу животных относятся пиявки? 24) лот № 24достоинством 2 балла Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью, получившей название «закона большого числа». Так, бычий цепень за свою 18-20 летнюю жизнь в организме человека откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение имеет для паразита «закон большого числа»? 25) Лот №25 достоинством 3 балла Почему аскарида, почвенные нематоды не могут вытягивать и укорачивать свое тело? На аукцион выставляются лоты-вопросы, достоинством от 1 до 5 баллов. Обучающиеся, правильно ответив на вопрос, получают карточку с баллами, которые будут определять оценку знаний ученика в конце урока.
«Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие. Особенности строения.» - запись в тетрадь! Изучая новый тип организмов, мы будем работать с хронологической таблицей, куда вы будете вписывать основные, главные моменты изучаемой темы, и использовать при подготовке домашнего задания. Хронологическая таблица «Тип Моллюски»
Общая характеристика моллюсков – рассказ учителя.
4. Закрепление знаний - работа у интерактивной доски- игра «Выпусти моллюска на свободу»-рисунок моллюска закрыт карточками с вопросами по изученному материалу. Ответив правильно на вопрос обучающиеся освобождают моллюска. 5.Домашнее задание: пар. 20 стр. 94-97. Сообщение стр. 97, вопросы 1-5. |