| Кристаллические тела и особенности их строения
| Методическая разработка урока физики, 8 класс
|
|
|
|
Автор: Платонова Ольга Борисовна, учитель физики
Пояснительная записка
Урок «Кристаллические тела и особенности их строения» - первый урок в теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Данный урок открывает большие возможности для учителя и учеников в плане медиаобразования – умения работать с информацией.
Цели медиаобразования в общем виде формулируются следующим образом:
обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании) ;
развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа и др.).
В результате такого подхода к обучению учащиеся должны уметь:
понимать задания в различных формулировках и контекстах
в течение длительного времени проводить поиск, обработку и систематизацию информации
находить ошибки в получаемой информации
извлекать данные из предложенной информации и представлять их в табличной или другой форме
устанавливать практически целесообразные связи между информационными сообщениями
трансформировать информацию, исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена
Данный урок ставит целью формирование у учащихся умений получать информацию от различных источников, находить «плюсы» и «минусы» различных источников информации и самими создавать информационные объекты различной направленности, развивать умения обобщать, конкретизировать, выделять главное, делать выводы.
Форма проведения данного урока – игровой коллективный проект. Игровая форма проведения в достаточной мере интересна для восьмиклассников. Использование специальной «космической» терминологии усиливает игровой момент. В то же время, это не упрощает урок, скорее наоборот, а заставляет учащихся серьезно работать над поставленной задачей.
Разработка урока «Кристаллические тела и особенности их строения»
Цель: формирование представлений о кристаллических телах как форме существования многих тел и их свойствах Задачи:
Образовательная:
раскрыть понятие «кристаллические тела»
формировать представление о свойствах кристаллических тел
ввести понятие «жидкие кристаллы»
Развивающая:
Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету
Формировать умение проводить поиск, обработку и систематизацию информации
Развивать умение находить ошибки в получаемой информации
Развивать практические умения и навыки учащихся
Формировать умение анализировать состав и строение вещества, прогнозировать и делать выводы о свойствах веществ
Формировать новые приемы овладения знаниями
Развивать умение логично излагать свою точку зрения, отстаивать ее
Учить приемам рефлексии, развивать адекватную самооценку.
Развивать умение представления полученной информации, в том числе и с помощью информационных технологий
Воспитательная:
Формировать умение работать в группе
Развивать чувство товарищества и взаимопомощи
Оборудование:
На демонстрационном столе:
Модели кристаллических решёток
Коллекция «Кристаллы»
Модели, выращенных кристаллов
Мультимедийные средства обучения:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Ноутбуки для групповой работы учащихся (по возможности с выходом в Internet)
Программные ресурсы :
Презентация «Кристаллы».ppt
Печатный раздаточный материал:
Инструкция для выращивания кристаллов
На столах учащихся:
Полимерные шарики d=6 мм – 20 шт
Чашки Петри
Подготовка к уроку
При подготовке к уроку из учащихся формируются группы-экипажи, которые «готовятся к высадке на Землю». Во время полета им предстоит повторить тему «Агрегатные состояния вещества». В каждой группе – экипаже командир (отвечает за общую организацию команды). План проведения урока:
Вступительное слово учителя – введение в урок – игру, определение стратегии игры.
Актуализация знаний
Формулирование темы урока, целей, планирование способа достижения целей и презентации результатов
Самостоятельное изучение теоретического материала с использованием различных источников информации
Анализ, конкретизация полученной информации
Лабораторный опыт, подтверждающий полученную информацию
Обобщение информации по теме урока, коррекция полученных знаний.
Домашнее задание
Технологическая карта урока «Кристаллические тела и особенности их строения»
Этапы урока, содержание урока, деятельность учителя
| время
| Деятельность
учащихся
| Ресурсы
| 1. Вступительное слово учителя:
Ребята, давайте на урок представим, что вы инопланетяне (не земляне) и прилетели на планету Земля, чтобы ее изучить. Я рада приветствовать всех тех, кто, не смотря на все трудности межгалактических перелетов, сумел достичь нашей планеты Земля. Наша планета прекрасна во всем: уникальная природа, замечательные люди, удивительные открытия оставят у вас самое приятное впечатление. 2. Актуализация знаний
К сожалению, я ничего не знаю о цели вашей экспедиции. Придется надеяться только на сообщения вашего центра управления полетами. А вот, кажется, и первый выход на связь 3. Формулирование темы урока, целей
И так это слово получилось не спроста. Оно имеет какое-то значение. Ваше предложение, как вы думаете, какова тема вашего исследования? С какой частью материала вы начнете знакомится?
Что нужно сделать, что узнать, чтобы ваше научное сообщение был наиболее полным? 4. Самостоятельное изучение теоретического материала с использованием различных источников информации
Во время долгого перелета от вашей планеты до Земли вы готовились к встрече с ней, многое читали. А что вы уже можете сообщить по теме исследования? А вот, кажется, новое сообщение.
Итак, первый этап работы – мы должны узнать как можно больше о кристаллах. Но как это сделать, ведь наиболее доступный источник информации для земных школьников – учебник, вам не доступен. Какие другие источники информации вам известны?
Источников информации очень много. Многие из них нам доступны. Как же нам поступить, чтобы охватить их все?
Новое сообщение
Каждый экипаж получает «полетное задание»
Кристаллы и их строение
Свойства кристаллов (симметрия кристаллов)
Поли и монокристаллы
Применение кристаллов
Жидкие кристаллы
5. Анализ, конкретизация полученной информации
Предлагаю экипажам отчитаться о проделанной работе.
Во время отчетов каждая группа добавляет полученные сведения своими, в результате складывается обобщенный образ кристаллов.
Какие источники информации, на ваш взгляд были наиболее полными, оцените достоинства и недостатки тех ресурсов, с которыми работали вы.
Формирование мнения, что каждый источник дополняет другой, многообразие информации – путь к истине!
6. Лабораторный и демонстрационные опыты, подтверждающие полученную информацию
Наверное, было бы неправильно, если бы Вы покинули нашу планету, так и не потрогав, не рассмотрев земные кристаллы. Сейчас я предоставлю вам эту возможность.
Демонстрация коллекции кристаллов, опыт по стоянию кристалла, рост кристаллов
Демонстрация упорядоченного строения твердых тел.
Проведение фронтального опыта - аналогии существования кристаллической решетки. Учащимся предлагается опускать в розетку или блюдце по одной 19 горошин (мы берем витаминки), слегка встряхивать розетку и наблюдать, как горошины расположатся относительно друг друга. Опыт вызывает повышенный интерес у учащихся, если в качестве горошин взять конфеты – драже. Следует зарисовать расположение горошин в тетрадь.
7. Обобщение информации по теме урока, коррекция полученных знаний.
Составьте отчет о проделанной работе.
Домашнее задание
Я поздравляю вас с успешным завершением экспедиции. Надеюсь, что при долгом возвращении вы не забудете повторить записи в журнале, по желанию вы можете вырастить кристалл
|
1мин
8 мин
2 мин
3 мин
15 мин
4 мин
8 мин
3 мин
1 мин
| Задание 1 (на повторение) Учащиеся разгадывают кроссворд, составляют слово «Кристалл»,
Обсуждение, формулировка темы урока, запись в тетрадь – журнал, определение круга вопросов для исследования Учащиеся приводят примеры
Учащиеся перечисляют источники информации
Учащиеся сами предлагают групповую работу с различными источниками информации.
Лабораторный опыт «строение кристалла»
| Кристаллы .ppt
Слайд2 Слайд 3, гиперссылки на задания 1 )
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайды 7-11
|
Ресурсы:
Энциклопедический словарь юного физика.- М.: Педагогика-Пресс, 1995
Блудов М.И. Беседы по физике. – М.: Просвещение, 1992
Мякишев Г.Я. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика, 10 класс, М.: Дрофа, 2007 - стр. 272, 280
Большая советская энциклопедия, т.13. – М: Советская Энциклопкдия, 1973
Шахмаев Н.М. Физика 10 - М.: Просвещение, 1992, стр. 51
Что такое? Кто такой? (Спутник любознательных) К1.- М.: Просвещение, 1968, стр. 381
Ландау Л.Д. Физика для всех. Книга 2 Молекулы.- М.: Наука, 1978, стр. 44
Самые известные алмазы мира - http://www.newsland.ru/News/Detail/id/115710/img/6/22
http://femto.com.ua/articles/part_2/2949.html ПОЛИКРИСТАЛЛ физическая
http://www.announcement.ru/enc_word/polikrista_201692.html химик твердое тело
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2202.html ХИМИК кристаллы
http://www.announcement.ru/enc_word/polikrista_201692.html поликристаллы
http://urai.net.ru/crystal/p31aa1.html применение в науке и технике
http://kristal.21428s12.edusite.ru/p8aa1.html применение
http://urai.net.ru/crystal/p26aa1.html- многообразие
http://urai.net.ru/crystal/p27aa1.html применение жидких
http://bse.sci-lib.com/article077868.html монокристалл
|