Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока





Скачать 114.79 Kb.
НазваниеУрок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока
Дата публикации08.09.2013
Размер114.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени братьев Могилевцевых г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Обучение ведётся по экспериментальному учебнику

«Физика 8» Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е.
Урок по физике 8 класс

Тема урока: Испарение и конденсация.
Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный.

Деятельность учащихся:

1) участвуют в постановке цели, анализе, коррекции своей деятельности;

2) участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, выслушивают других, отстаивают свою точку зрения;

3) высокая степень самостоятельности в решении поставленных задач;

4) учащимся на уроке комфортно, так как есть помощь друга в паре, поддержка любого мнения.

Контроль за деятельностью:

1)контроль на уроке, результаты фиксируются в зачётном листе;

2)проверка д/з по блок-схеме всех учащихся;

3)каждый поставил отметку по предложенному критерию;

4)в д/з предложена коррекция знаний по определениям, задание творческое, предоставлено право выбора.

Цели урока:

1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;

2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений, понимая при этом их взаимосвязь и единство;

3) через исследовательско-экспериментальную работу установить зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости и от площади свободной поверхности;

4)использовать жизненный опыт учащихся при изучении темы;

5)развивать навыки диалоговой культуры, навыки коммуникативного общения;

6)развивать у учащихся чувство симпатии и толерантности;

7)формировать и развивать «самости» ребёнка (самим ставить цели, вопросы, обобщать, планировать, подводить итоги);
Оборудование к уроку: цифровой проектор, видеомагнитофон, экран, оборудование для проведения опытов, раздаточный материал на каждый стол (вата,пипетка, бумажный веер, термометр, спирт, листы бумаги 55 ,карточки с алгоритмом выполнения экспериментов и самостоятельной работы), «Оценочный лист».


Эксперимент №1. (зависимость испарения от температуры жидкости)

1. Нанести пипеткой каплю спирта на лист бумаги.

2. Нанести пипеткой каплю спирта на ладонь.

3. Сравнить скорость испарения.

4. Сделать вывод о зависимости испарения от температуры жидкости.

Эксперимент №2. (зависимость испарения от площади свободной поверхности)

1. Нанести пипеткой каплю спирта на первый лист бумаги.

2. Нанести пипеткой каплю спирта на второй лист бумаги и расположить его вертикально, чтобы капля растеклась по нему, увеличив свободную поверхность.

3. Сравнить скорость испарения.

4. Сделать вывод о зависимости испарения от площади свободной поверхности.

Эксперимент №3. (зависимость скорости испарения от скорости удаления паров с поверхности жидкости)

1. Нанести пипеткой каплю спирта на первый лист бумаги и отодвинуть его в сторону.

2. Нанести пипеткой каплю спирта на второй лист бумаги и возле него создать движение воздуха с помощью бумажного веера.

3. Сравнить скорость испарения.

4. Сделать вывод о зависимости скорости испарения от скорости удаления паров с поверхности жидкости.

Эксперимент №4.

1. Снять показания термометра.

2. Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной спиртом.

3. Помашите веером на ватку.

4. Снимите показания термометра.

5. Сделайте вывод об изменении температуры жидкости при испарении.

План урока

1.Организационный этап (быстрое включение в работу).

2.Актуализация знаний и проверка д/з.

3.Введение в тему. Формулирование темы урока. Работа над определением процесса испарения.

4. Демонстрация опыта подтверждающего испарение вещества находящегося в твёрдом агрегатном состоянии.

5. Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу.

6. Первичное закрепление.

7.Подведение итогов урока.

8. Постановка Д/з.

Ход урока

1.Организационный этап.

Из романа А.С. «Евгений Онегин»

…Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар.

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился лёгкий пар

О каких тепловых явлениях идёт речь в этом четверостишии?

(нагревание и парообразование)

А вот другой отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Анчар». О каких тепловых явлениях идёт речь в нём?

…Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зноя

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою…

(плавление и кристаллизация)
2.Актуализация знаний и проверка д/з.
Ребята! Мы с вами изучаем агрегатные состояния вещества и виды перехода из одного состояния в другое. Итак, в каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

( твёрдом, жидком и газообразном)

Какие виды перехода из одного состояния в другое вы знаете?

(плавление и кристаллизация, парообразование и конденсация, сублимация и десублимация)

Сейчас вам предлагается небольшая самостоятельная работа. Вам необходимо расшифровать блок-схему и затем установить соответствие названия процесса и его определения ( 3 мин)





Плавление


Процесс перехода из твёрдого состояния

в газообразное, минуя жидкое

Парообразование


Процесс превращения жидкости в

твёрдое тело

Кристаллизация


Процесс превращения пара в жидкость

Сублимация


Процесс превращения жидкости в пар

Конденсация


Процесс перехода вещества из

твёрдого состояния в жидкое

Десублимация


Процесс, при котором вещество

из газообразного состояния переходит

в твёрдую фазу.



Проверяем (с помощью компьютера и проектора). Выполняется самопроверка.
Самостоятельная работа (блок-схема)


2

5

4

1

1

3

5

4

3

2

6

6



Нет ошибок – «5»

1 – 2 ошибки – «4»

Для тех, кто не совсем удачно справился с самостоятельной работой, предлагается выполнить дома, как элемент Д/з, мини проект: составить карточки для отработки определений (лото, пропуски слов, мозаика или в любой другой форме).
3.Введение в тему. Формулирование темы урока. Работа над определением процесса испарения.

«Сначала собирать факты и только после этого связывать их мыслью» - советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету.

Предлагаю вам обратиться к своему жизненному опыту и ответить на вопрос.

1) Если флакончик с духами оставить открытым, что произойдет?

(духи выдохнутся, испарятся)

2) Как называется этот процесс?

(испарение)

3) Какие два процесса мы уже изучили подробно?

(плавление и кристаллизация)

4) А как вы думаете, какие процессы мы будем изучать сегодня? Какая тема нашего урока?

(Испарение и конденсация)
Запишите в тетрадь число и тему урока «Испарение и конденсация»
Ребята! Какие вопросы мы можем себе задать при изучении новой темы?

1) По каким внешним признакам можно узнать процесс испарения?

(постепенное уменьшение количества вещества)

2)Что такое испарение? Дать определение процесса.
А сейчас я предлагаю вам побыть в роли исследователей! У меня на столе стоит стакан с водой. Ваша задача: выдвинуть гипотезу о том, как происходит процесс испарения с точки зрения Молекулярно-Кинетической Теории (МКТ) строения вещества!

(Испарение происходит преимущественно из верхних слоев вещества посредством молекул с большими скоростями, так как им легче покинуть жидкость. Они непрерывно движутся и, оказавшись у поверхности, могут вылететь из воды, превратившись, таким образом, в пар).

Таким же исследованием занимались и ученые до нас с вами. Они сделали свои выводы. Проверьте вашу гипотезу по учебнику: § 34, страница 112, пункт 3.

Найдите в учебнике определение процесса испарения и попробуйте дать свою формулировку.

Определение, сформулированное в учебнике:

Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящее с поверхности жидкости, называют испарением.

Определение, сформулированное учениками:

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

(Идёт обсуждение, почему можно переформулировать определение.)
Подчеркните существенные признаки процесса. Что является несущественным?

(Идёт обсуждение, почему жидкость является несущественным признаком.)
Занесите в оценочный лист самооценку своей работы над заданием №1.

4. Демонстрация опыта подтверждающего испарение вещества находящегося в твёрдом агрегатном состоянии.

В данной колбе находятся кристаллы йода. Какое это агрегатное состояние вещества? (твердое)

А твердые тела испаряются? Приведите примеры:

- Испарение нафталина (мы чувствуем запах)

- Испарение льда. (Поэтому даже на морозе мокрые вещи высыхают)
Учитель демонстрирует сублимацию йода. Как называется данный процесс?
5. Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу.
И вновь обратимся к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

… Но чай несут девицы чинно

Едва за блюдечки взялись …

Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек?

(Так как охлаждение происходит быстрее, когда площадь поверхности испарения больше. А чем быстрее происходит испарение, тем быстрее понижается температура.)

Как вы думаете, какая перед нами возникает задача?

(Выяснить от чего зависит скорость испарения!)

Итак, цель поставлена. Какой следующий шаг в исследовании процесса? (выдвижение гипотезы)

А чтобы их сформулировать, обратитесь к жизненному опыту:

1) Вспомните высыхание луж летом и осенью.

2) Испарение воды, духов

3) Испарение из бутылки, блюдца…

4)Для чего дуют люди на горячий чай

Теперь ваши гипотезы:

1) От жидкости

2) От температуры

3) От площади поверхности

4) От скорости удаления паров с поверхности жидкости
Проверяем первую гипотезу: Прошу двух ассистентов.

1 ассистент – у тебя кусочек ваты, смоченный водой, и ты пишешь заглавную букву В.

2 ассистент – у тебя ватка со спиртом. Ты пишешь заглавную букву С.

Всему классу: Обратите внимание на то, что будет происходить с написанными буквами.

Выводы:

- Спирт испаряется быстрее

-Скорость испарения жидкостей при равных внешних условиях в общем случае различна.
Эксперимент №1. (от температуры жидкости)

Вывод: Жидкость, имеющая более высокую температуру, испаряется быстрее.

Занесите свою самооценку в оценочный лист.

Эксперимент №2. (от площади свободной поверхности)

Вывод: Чем больше свободная поверхность жидкости, тем быстрее происходит испарение. Оцените свою работу.

Эксперимент №3. (от наличия ветра над поверхностью)

Вывод: Скорость испарения больше, если над поверхностью есть ветер.
Итак, обобщаем наши выводы и записываем в тетрадь:

Скорость испарения жидкости зависит:

1) От рода жидкости

2) От температуры жидкости

3) От размера свободной поверхности жидкости

4) От скорости удаления паров с поверхности жидкости.
А как вы думаете, что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении (……)

А свою гипотезу вы можете проверить, выполнив эксперимент №4.

Возьмите инструкцию по его выполнению и, соблюдая технику безопасности, проверьте своё предположение. Сделайте вывод.

Эксперимент №4.

Вывод: Температура испаряющейся жидкости понижается.

Оцените свою работу.

6. Первичное закрепление.

А сегодня для вас я приготовила сюрприз. Предлагаю вам побыть в роли звукорежиссера. Попробуйте самостоятельно восстановить текст к учебному фрагменту по теме «Испарение и конденсация».
Проверь себя!

Самопроверка


№ задания

1

2

3

4

5

6

ответ

а

в

б

а

в

б


( Действия учителя. Снимаю очки. Выдыхаю теплый воздух на прохладные стекла. )

Ребята! Какой процесс я только что вам продемонстрировала? Дайте определение.

Опр.: Конденсация – процесс превращения пара в жидкость.

Какой домашний эксперимент вы проводили к сегодняшнему уроку?

Ответ:

1) Над носиком кипящего чайника поставили банку, на которой оседали капли воды.

2) На крышке кастрюли с кипящей водой образуются капли воды.
Вывод: Водяной пар при охлаждении конденсируется.
Приведите примеры из явлений природы:

- Роса летним вечером, когда воздух охлаждается.

- Запотевание окна.

- Образование облаков.
Вопросы: (если позволяет время на уроке)

1) Почему для определения направления ветра жители степей опускают руку в воду и поднимают вверх?

2) Зачем покрывают попоной лошадь, вспотевшую после длительной скачки?

3) Зачем жители полярных стран смазывают лицо жиром в сильный мороз?

7.Подведение итогов урока.

Ребята, а какую цель урока мы с вами ставили? Как вы считаете, справились мы с поставленной задачей?

А теперь с помощью оценочного листа выставляем отметку за работу на уроке.



Если у вас «+»

10-11 – «5»

8-9 - «4»

6-7 - «3»

меньше 6 – «2»



Оценочный лист ученика 8б класса______________________
1.Задание №1 (проверка по учебнику)




2.Эксперимент №1




3.Эксперимент №2




4.Эксперимент №3




5.Эксперимент № 4




6.Проверь себя!




















Оценка за урок:__________________


8.Постановка Д/з.:

1) §34

2) Рабочая тетрадь №№ 163, 164.

3) Если кто-то не совсем удачно справился с самостоятельной работой, то можно выполнить мини-проект:

- Составить карточки для отработки определений процессов

а) лото, б) пропуски слов, в) мозаика
Дополнительно по желанию: составить таблицу или презентацию «Испарение в природе, быту и на производстве»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconУрок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация
Образовательная: Усвоить понятие испарение и конденсация на основе молекулярно- кинетических представлений строения вещества
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconКонспект урока Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного...
...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconКонспект урока Тема урока «Плотность вещества». 7 класс
...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconТема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока
Воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении микроисследования в малых группах
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconИсследование «Геоинформационные системы в интернете» Тип урока: изучение...
Время проведения урока: один из последних уроков в разделе «Коммуникационные технологии»
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconУрок 20 Тема урока
...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconТема урока: Плотность вещества
...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconКонспект урока, (вкл.) Тип урока: комплексный урок (на уроке сочетаются...
...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества»
...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconУрок Тип урока: изучение нового материала. Тема урока
Научить детей применять эти признаки для определения делимости без выполнения деления
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconУрок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение...
Образовательные: продолжить формирование понятия деформация, ознакомить учащихся с видами и особенностями деформаций, встречающихся...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconКонспект урока альдегиды (Тема урока) фио (полностью) Чивкунова Елена Викторовна
Тип урока: изучение нового материала с использование эор и самостоятельной деятельности обучающиеся
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconРазработка урока в 7 классе «Плотность тел»
...
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconКонспект урока информатики в 2 классе Дата: 13. 02. 2007 Класс: 2...
Оборудование: компьютер, проектор, проигрыватель, карта острова сокровищ, наглядный материал
Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск