Скачать 114.79 Kb.
|
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 имени братьев Могилевцевых г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов» Обучение ведётся по экспериментальному учебнику «Физика 8» Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е. Урок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу. Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, парная. Методы обучения: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный. Деятельность учащихся: 1) участвуют в постановке цели, анализе, коррекции своей деятельности; 2) участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, выслушивают других, отстаивают свою точку зрения; 3) высокая степень самостоятельности в решении поставленных задач; 4) учащимся на уроке комфортно, так как есть помощь друга в паре, поддержка любого мнения. Контроль за деятельностью: 1)контроль на уроке, результаты фиксируются в зачётном листе; 2)проверка д/з по блок-схеме всех учащихся; 3)каждый поставил отметку по предложенному критерию; 4)в д/з предложена коррекция знаний по определениям, задание творческое, предоставлено право выбора. Цели урока: 1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях; 2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строения вещества и энергетических представлений, понимая при этом их взаимосвязь и единство; 3) через исследовательско-экспериментальную работу установить зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, от рода жидкости, от движения воздуха над поверхностью жидкости и от площади свободной поверхности; 4)использовать жизненный опыт учащихся при изучении темы; 5)развивать навыки диалоговой культуры, навыки коммуникативного общения; 6)развивать у учащихся чувство симпатии и толерантности; 7)формировать и развивать «самости» ребёнка (самим ставить цели, вопросы, обобщать, планировать, подводить итоги); Оборудование к уроку: цифровой проектор, видеомагнитофон, экран, оборудование для проведения опытов, раздаточный материал на каждый стол (вата,пипетка, бумажный веер, термометр, спирт, листы бумаги 55 ,карточки с алгоритмом выполнения экспериментов и самостоятельной работы), «Оценочный лист».
План урока 1.Организационный этап (быстрое включение в работу). 2.Актуализация знаний и проверка д/з. 3.Введение в тему. Формулирование темы урока. Работа над определением процесса испарения. 4. Демонстрация опыта подтверждающего испарение вещества находящегося в твёрдом агрегатном состоянии. 5. Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу. 6. Первичное закрепление. 7.Подведение итогов урока. 8. Постановка Д/з. Ход урока 1.Организационный этап. Из романа А.С. «Евгений Онегин» …Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар. Китайский чайник нагревая, Под ним клубился лёгкий пар… О каких тепловых явлениях идёт речь в этом четверостишии? (нагревание и парообразование) А вот другой отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Анчар». О каких тепловых явлениях идёт речь в нём? …Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зноя И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою… (плавление и кристаллизация) 2.Актуализация знаний и проверка д/з. Ребята! Мы с вами изучаем агрегатные состояния вещества и виды перехода из одного состояния в другое. Итак, в каких агрегатных состояниях может находиться вещество? ( твёрдом, жидком и газообразном) Какие виды перехода из одного состояния в другое вы знаете? (плавление и кристаллизация, парообразование и конденсация, сублимация и десублимация) Сейчас вам предлагается небольшая самостоятельная работа. Вам необходимо расшифровать блок-схему и затем установить соответствие названия процесса и его определения ( 3 мин)
Проверяем (с помощью компьютера и проектора). Выполняется самопроверка. Самостоятельная работа (блок-схема)
Нет ошибок – «5» 1 – 2 ошибки – «4» Для тех, кто не совсем удачно справился с самостоятельной работой, предлагается выполнить дома, как элемент Д/з, мини проект: составить карточки для отработки определений (лото, пропуски слов, мозаика или в любой другой форме). 3.Введение в тему. Формулирование темы урока. Работа над определением процесса испарения. «Сначала собирать факты и только после этого связывать их мыслью» - советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету. Предлагаю вам обратиться к своему жизненному опыту и ответить на вопрос. 1) Если флакончик с духами оставить открытым, что произойдет? (духи выдохнутся, испарятся) 2) Как называется этот процесс? (испарение) 3) Какие два процесса мы уже изучили подробно? (плавление и кристаллизация) 4) А как вы думаете, какие процессы мы будем изучать сегодня? Какая тема нашего урока? (Испарение и конденсация) Запишите в тетрадь число и тему урока «Испарение и конденсация» Ребята! Какие вопросы мы можем себе задать при изучении новой темы? 1) По каким внешним признакам можно узнать процесс испарения? (постепенное уменьшение количества вещества) 2)Что такое испарение? Дать определение процесса. А сейчас я предлагаю вам побыть в роли исследователей! У меня на столе стоит стакан с водой. Ваша задача: выдвинуть гипотезу о том, как происходит процесс испарения с точки зрения Молекулярно-Кинетической Теории (МКТ) строения вещества! (Испарение происходит преимущественно из верхних слоев вещества посредством молекул с большими скоростями, так как им легче покинуть жидкость. Они непрерывно движутся и, оказавшись у поверхности, могут вылететь из воды, превратившись, таким образом, в пар). Таким же исследованием занимались и ученые до нас с вами. Они сделали свои выводы. Проверьте вашу гипотезу по учебнику: § 34, страница 112, пункт 3. Найдите в учебнике определение процесса испарения и попробуйте дать свою формулировку. Определение, сформулированное в учебнике: Процесс превращения вещества из жидкого состояния в газообразное, происходящее с поверхности жидкости, называют испарением. Определение, сформулированное учениками: Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением. (Идёт обсуждение, почему можно переформулировать определение.) Подчеркните существенные признаки процесса. Что является несущественным? (Идёт обсуждение, почему жидкость является несущественным признаком.) Занесите в оценочный лист самооценку своей работы над заданием №1. 4. Демонстрация опыта подтверждающего испарение вещества находящегося в твёрдом агрегатном состоянии. В данной колбе находятся кристаллы йода. Какое это агрегатное состояние вещества? (твердое) А твердые тела испаряются? Приведите примеры: - Испарение нафталина (мы чувствуем запах) - Испарение льда. (Поэтому даже на морозе мокрые вещи высыхают) Учитель демонстрирует сублимацию йода. Как называется данный процесс? 5. Изучение темы через исследовательско-экспериментальную работу. И вновь обратимся к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». … Но чай несут девицы чинно Едва за блюдечки взялись … Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек? (Так как охлаждение происходит быстрее, когда площадь поверхности испарения больше. А чем быстрее происходит испарение, тем быстрее понижается температура.) Как вы думаете, какая перед нами возникает задача? (Выяснить от чего зависит скорость испарения!) Итак, цель поставлена. Какой следующий шаг в исследовании процесса? (выдвижение гипотезы) А чтобы их сформулировать, обратитесь к жизненному опыту: 1) Вспомните высыхание луж летом и осенью. 2) Испарение воды, духов 3) Испарение из бутылки, блюдца… 4)Для чего дуют люди на горячий чай Теперь ваши гипотезы: 1) От жидкости 2) От температуры 3) От площади поверхности 4) От скорости удаления паров с поверхности жидкости Проверяем первую гипотезу: Прошу двух ассистентов. 1 ассистент – у тебя кусочек ваты, смоченный водой, и ты пишешь заглавную букву В. 2 ассистент – у тебя ватка со спиртом. Ты пишешь заглавную букву С. Всему классу: Обратите внимание на то, что будет происходить с написанными буквами. Выводы: - Спирт испаряется быстрее -Скорость испарения жидкостей при равных внешних условиях в общем случае различна. Эксперимент №1. (от температуры жидкости) Вывод: Жидкость, имеющая более высокую температуру, испаряется быстрее. Занесите свою самооценку в оценочный лист. Эксперимент №2. (от площади свободной поверхности) Вывод: Чем больше свободная поверхность жидкости, тем быстрее происходит испарение. Оцените свою работу. Эксперимент №3. (от наличия ветра над поверхностью) Вывод: Скорость испарения больше, если над поверхностью есть ветер. Итак, обобщаем наши выводы и записываем в тетрадь: Скорость испарения жидкости зависит: 1) От рода жидкости 2) От температуры жидкости 3) От размера свободной поверхности жидкости 4) От скорости удаления паров с поверхности жидкости. А как вы думаете, что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении (……) А свою гипотезу вы можете проверить, выполнив эксперимент №4. Возьмите инструкцию по его выполнению и, соблюдая технику безопасности, проверьте своё предположение. Сделайте вывод. Эксперимент №4. Вывод: Температура испаряющейся жидкости понижается. Оцените свою работу. 6. Первичное закрепление. А сегодня для вас я приготовила сюрприз. Предлагаю вам побыть в роли звукорежиссера. Попробуйте самостоятельно восстановить текст к учебному фрагменту по теме «Испарение и конденсация». Проверь себя! Самопроверка
( Действия учителя. Снимаю очки. Выдыхаю теплый воздух на прохладные стекла. ) Ребята! Какой процесс я только что вам продемонстрировала? Дайте определение. Опр.: Конденсация – процесс превращения пара в жидкость. Какой домашний эксперимент вы проводили к сегодняшнему уроку? Ответ: 1) Над носиком кипящего чайника поставили банку, на которой оседали капли воды. 2) На крышке кастрюли с кипящей водой образуются капли воды. Вывод: Водяной пар при охлаждении конденсируется. Приведите примеры из явлений природы: - Роса летним вечером, когда воздух охлаждается. - Запотевание окна. - Образование облаков. Вопросы: (если позволяет время на уроке) 1) Почему для определения направления ветра жители степей опускают руку в воду и поднимают вверх? 2) Зачем покрывают попоной лошадь, вспотевшую после длительной скачки? 3) Зачем жители полярных стран смазывают лицо жиром в сильный мороз? 7.Подведение итогов урока. Ребята, а какую цель урока мы с вами ставили? Как вы считаете, справились мы с поставленной задачей? А теперь с помощью оценочного листа выставляем отметку за работу на уроке.
8.Постановка Д/з.: 1) §34 2) Рабочая тетрадь №№ 163, 164. 3) Если кто-то не совсем удачно справился с самостоятельной работой, то можно выполнить мини-проект: - Составить карточки для отработки определений процессов а) лото, б) пропуски слов, в) мозаика Дополнительно по желанию: составить таблицу или презентацию «Испарение в природе, быту и на производстве» |