Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация





Скачать 103.53 Kb.
НазваниеУрок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация
Дата публикации16.09.2014
Размер103.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок физики в 8 классе.

Тема урока: Испарение и конденсация.

Цель урока:

Образовательная: Усвоить понятие испарение и конденсация на основе молекулярно- кинетических представлений строения вещества.

Развивающая: Способствовать дальнейшему развитию представлений о молекулярном строении вещества, самостоятельного наблюдения явлений в природе.

Воспитательная: Прививать навыки самостоятельной работы учащихся в паре и в группах.

Вид урока: комбинированный.

Требования к знаниям и умениям:


1.Знать определения испарения и конденсации.

2.Знать от чего зависит скорость испарения.

3.Уметь объяснять наблюдаемые явления при выполнении самостоятельных экспериментальных заданий.

4.Уметь объяснять явления, связанные с испарением и конденсацией.

Методы контроля: фронтальный, индивидуальный.

Формы контроля: самостоятельная работа по вариантам (задача, тест), игра-соревнование.

Дидактический материал: кодопленка с заданием, листы с заданиями, дополнительный материал для урока (какую роль играет в жизни теплота испарения, холодильник).

Наглядные пособия и ТСО: кодоскоп, плакат «Основные вопросы к уроку».

Оборудование: на каждой парте три вида жидкости в пробирках с надписью «вода», «спирт», «ацетон»; вата; пипетки; спиртовка; матовые стекла, штатив, термометр, спички.

Междисциплинарные связи: география, биология, химия.

Внутри дисциплинарные связи: применение знаний за 7 класс, подготовить к восприятию материала 10 класса.

Литература: Учебник физики 8 класс. Перышкин, Родина.

Дополнительная литература:

1.Задачник по физике 7-8, Лукашик

2.Уроки физики в 7 классе, Кузей

3.Журналы «Физика в школе»

4.Демонстрационный эксперимент на уроках физики. Хорошавин

Домашнее задание: §§17, 18; упр.10(1-7); дополнительный материал в конце учебника – по желанию.
Структура урока:


Этапы урока

Вре-мя

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Обеспеченность урока


I.П

О

В

Т

О

Р

Е

Н

И

Е


II. Подго-товка к восприя-тию


III.Объяснение нового материа-ла

IV.закрепление.

V.Д/з




1.Фронтальный опрос:

а) что называется плавлением? Кристаллизацией?

Б) как меняется внутренняя энергия при плавлении, кристаллизации

В) что показывает удельная теплота плавления? Как обозначается?

Г) чему равна удельная теплота плавления алюминия? Где нашли?

2.Сейчас проведем самостоятель- ную работу, – работа рассчитана на 5 минут. Работу выполняем в тетрадях для контрольных работ (включаю кодоскоп).(Приложение 1)
Итак, мы продолжим изучение процесса перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое, то есть ознакомимся явлениями испарения и конденсации. Для этого нужно вспомнить, как связана температура тела со скоростью движения молекул (7 класс)
1)Записываем число и тему урока. Вот основные вопросы, которые мы сегодня рассмотрим (Вопросы на плакате, вывешиваю их). Приложение 2.

2) Инструктаж по ТБ:

а) при работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать от горящей спиртовки горелку с фителем, не задувать пламя спиртовки ртом, гасить его, накрывая колпачком.

Б)соблюдать осторожность при работе со стеклом. Не бросать, не ронять и не ударять их.

В)При работе с ацетоном будьте осторожны, не капать на столы.

3)Мы знаем, что в жидкостях как и в твердых телах и газах молекулы движутся с разными скоростями. Если молекула, обладающая энергией, большей, средне-кинетической энергией, приблизится к поверхности жидкости, то она преодолевая притяжения соседних молекул вылетит за пределы жидкости. Множество таких вылетающих молекул образуют пар. Это и есть испарение. Значит, такое явление называется испарением.

4)Изменяется ли внутренняя энергия испаряющейся жидкости? Если, да, то как?

Возьмите термометр и оберните его шарик ватой. Температура меняется? А теперь вату смочите спиртом. Что мы видим и ощущаем? Что это значит? А что происходит со спиртом? Почему внутренняя энергия уменьшается?

Почему вода в открытом сосуде к концу дня замерзает?

5)Испаряются и жидкие и твердые вещества.

Испарение твердых веществ называется воронкой. Приведите пример. Таких веществ мало (йод, бром, фтор, хлор, лед и некоторые органические вещества.)

6)Выясним, от чего зависит скорость испарения.

А)Возьмите листочки №1 выполните задания (приложение 3).

Ребята, ртуть испаряется очень медленно. Нужно остерегаться проливать ртуть, так как они могут являться источником ядовитых паров.

Б) Возьмите листочки №2

Теперь можем ответить на вопросы:

  • Почему мокрое белье не складывают в кучу, а вывешивают?

  • Горячий чай наливают в блюдце?

В) Возьмите листочки №3.

Как?

Испарение происходит при любой температуре.

Почему лужи после дождя летом исчезают быстрее, чем осенью?

Г)Возьмите листочки №4


7.С чем это связано?

Оказывается, одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс.

Если сосуд закрыт, то число молекул вылетевших числу молекул пара, возвращающихся, обратно и поэтому масса жидкости в закрытом сосуде не меняется.

Слово конденсация происходит от латинского слова «конденсаре» - сгущать. Конденсация пара сопровождается выделением энергии. Вечерами летом, когда воздух становится холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находившийся в воздухе, при охлаждении конденсируется, и капельки воды оседают на траву.

8.Явление испарения имеет большое значение.

Где используется это явление (прочитайте самостоятельно по учебнику). Дополнительно: 1га хлопчатника расходует за лето на испарении ~4-6 тыс. т. воды, растение кукурузы испаряет в среднем за сезон 200-300л воды.

Проведем небольшую игру. Разделимся на две команды. Придумаем название команды (“Молния”, “Излучение”, “Энергия”).

(Приложение 4)

Ребята, вот вы скоро пойдете работать в производство, в сельское хозяйство и будете иметь дело с топливом, а его нужно экономить. Оказывается, если бензин заливать в автоцистерну открытой струей (в 1 куб. метре воздуха, вытесняемого из цистерны в атмосферу) улетучивается 2-3кг. бензина. Если из цистерны вытекает одна капля в секунду потери составят 4кг. в сутки, или 1,5т. в год. Если трактор работает в холостую, то 2кг. за 1,5 часа.
17,18; упр. 10(1-5).


Устные ответы учащихся.

Запись на доске

Запись на доске


Самостоятельная работа учащихся по вариантам.

Ответы учащихся.
Записывают число, тему.


Читают вопросы.


Ответы детей.

Записывают определение из учебника.

Практическая работа => вывод:

1.Температура понижается.

2.Ощущаем холод.

3.Внутренняя энергия спирта уменьшается (записываем в тетрадях).

4.Он испаряется.

5.Быстрее молекулы вылетают, остаются медленные => Внутренняя энергия уменьшается и испарение происходит постепенно.

Вода постоянно получает энергию от окружающего воздуха.
Записывают в тетради.

Белье сушится на улице зимой.
Практическая работа (эксперимент) => вывод и запись в тетрадях.

1)Испарение зависит от рода вещества.

Практическая работа => выводы и запись.

2)Испарение зависит от площади испаряющейся поверхности (жидкости).
Эксперимент => выводы и запись.

3)Скорость испарения зависит от температуры.
Чем выше температура, тем выше скорость испарения.

Устный ответ учащихся.

Эксперимент => выводы и запись.

4)При наличии движения воздуха (при ветре) испарение жидкости происходит быстрее.

Процесс перехода молекул из пара в жидкость называется конденсацией.

Работа с учебником (читают самостоятельно последний абзац).

Команды отвечают на вопросы учителя.

Учебник по физике.
Кодоскоп, учебник физики, тетради для контрольных работ.

Рабочие тетради.

Плакат.


Учебник, рабочие тетради.

Термометр, вата, спирт.


Рабочая тетрадь.

Задание – листок №1.
Листок задание №2.
Листок задание №3

Листок задание №4.


Учебник.

Листок с вопросами.

Учебник физики


Приложение 1.

Самостоятельная работа


В – I В - II


  1. Какие участки графика соответствуют

кристаллизации? плавлению?

Ответы: Ответы:

1) АВ 2) BC 1) FK 2) EF

3) EF 4) FX 3) CD 4) BC

2. Сколько энергии нужно затратить, 2. Сколько энергии потребуется

чтобы расплавить лед массой 4 кг чтобы расплавить лед массой 20 кг

при температуре 0С? при температуре плавления?


Приложение 2.

Основные вопросы:

1. Что называется испарением? Как меняется внутренняя энергия жидкости при испарении?

2. От чего зависит скорость испарения?

3. Что называется конденсацией? Выделение энергии при конденсации?

4. Какое значение имеет испарение?

Приложение 3.

Опыт № 1.

Смочите ваты ацетоном, спиртом, водой и нанесите одновременно на бумагу влажные пятна

Спирт ацетон вода

Опыт № 2.

Накапать пипеткой одновременно спирт на наклонную бумагу, так, чтобы капля растекалась по бумаге и на горизонтальную бумагу так, чтобы капля не растекалась.
Опыт № 3.

Нагреть одно стекло на спиртовке. Спиртовку погасить. Смочить 2 кусочка ваты спиртом и нанести пятна одновременно на холодное и теплое стекло.


Опыт № 4.

Взять пипеткой спирт и накапать одновременно две капли на листочки. Над одной каплей помахать веером.


Приложение 4.

Вопросы для игры.

1. Почему бочка для хранения бензина должна закрываться пробкой с резиновой прокладкой, причем очень плотно?

2. В какое время года потери бензина на испарение максимальны и почему?

3. С какой целью цистерны на нефтебазах и бензовозах окрашивают краской серебрянкой (белой) ?

4. Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего на одну автомашину составляет 200 кг. Каковы причины этих потерь?

Приложение 5.

Материал для стенда «К уроку»

Какую роль играет в жизни теплота испарения
Гайнанова Альфинур Фаязовна,

учительница физики.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconТема: «Испарение и конденсация». Урок физики 8 класс
Развивающие – развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представления о процессе научного познания
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconУрок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока:...
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconТема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока
Воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении микроисследования в малых группах
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconИспарение, конденсация, кипение. Удельная теплота парообразования
...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconКонспект урока испарение и конденсация (Тема урока) фио (полностью) Ламохина Татьяна Леонтьевна
Цель: Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода ве­щества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconКонспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и...
Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции)
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconУрок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах»
Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: «Плотность вещества»
...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconИспарение и конденсация
Формировать умения определять и анализировать физические явления, выделять главное и выражать это в устной речи. Научить применять...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconУроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности»
Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе)
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconТезисы к уроку физики в 9 классе по теме: «Искусственные спутники Земли»
Место урока: Тема Законы Ньютона. Урок проводится после темы «Закон всемирного тяготения»
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconУрок физики в 7 классе. Тема: Сила трения
Цель урока: Познакомить учащихся с силой трения; закрепить полученные знание о силах в природе
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconУрок физики в 11 классе. Тема урока
Екимов, В. Ю. Основы работы с видеоизображениемв графическом редакторе Adobe Photoshop / В. Ю. Екимов, Н. И. Курьянова, О. А. Новицкий,...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconКонспект урока в 8 «б» классе 13. 03. 12г. По плану: урок №24; По...
Слайд №5. Конструирование – составная часть проектирования одежды, которая включает в себя
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconУрок физики. 10 класс. Тема: закон ома для полной цепи
Урок физики с использованием электронно-образовательных ресурсов (эор) в образовательном процессе
Урок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация iconКонспект урока физики в 7 классе Тема: Сила Методические цели: Предметные:...
Прежде чем мы начнем заниматься делом, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск