Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока





НазваниеТема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока
Дата публикации12.08.2014
Размер58.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок


Тема урока: «Испарение и конденсация».
Тип урока: урок построения нового знания.
Форма урока: урок творческого поиска и микроисследования.

Задачи урока:
Образовательные:
a) Формирование понятий испарение и конденсация;
b) Обоснование способов ускорения испарения;
c) Значение испарения и для человека, и для Земли.

Развивающие:
a) Развитие самостоятельности мышления;
b) Развитие навыков и умений:

  • Наблюдать, сопоставлять, анализировать, обобщать;

  • Формулировать вывод по итогам экспериментальной работы и изученному материалу;

  • Развитие навыков экспериментальной деятельности;

  • Развитие грамотной устной речи.

Воспитательные:
a) Воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при выполнении микроисследования в малых группах;
b) Формирование мировоззренческих понятий.

Оборудование: презентация по теме урока, компьютерная модель испарения и конденсации, схемы. На столах учеников: стеклянные матовые пластины, веера, ватные диски, набор жидкостей, карточки с заданием, инструктивные карты, обобщенный план ответа о физическом явлении.

       I. Введение в тему урока.
Учитель. Мы продолжаем изучение темы «Агрегатные состояния вещества». Сегодняшний урок я хочу начать такими словами:
(на экране слайды: водная гладь, облака, туман над рекой, роса, запотевшее окно)
Послушайте, считают:
Вода появляется из ручейка.
Ручьи по пути собираются в реки.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана,
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они побегут до ближайшей реки.
Эти строки об удивительном природном явлении, о котором вы знаете из курса природоведения, биологии, географии. Как называется этот процесс? (ответы учащихся).
Задание: подышите на стеклянную пластинку. Как и почему появляется «картинка»? А что происходит дальше?
Результат обсуждения дает выход на тему урока «Испарение и конденсация».
Вопрос учителя. А какова цель урока? Затрудняетесь? Тогда посмотрите на план, по которому изучается любое физическое явление (ответы учащихся).

    II. Изучение нового материала.
1)Фронтальная работа. Используя предложенную схему (смотри приложения), дайте определение процесса испарения и конденсации (по аналогии с плавлением и кристаллизацией)
Результат:
Парообразование – это явление превращения жидкости в пар.
Конденсация – это явление превращения пара в жидкость.
2) Учитель. Парообразование может осуществляться двумя способами: кипение и испарение. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим испарение. Объяснение процесса испарения на основе молекулярной теории строения вещества с помощью компьютерной модели испарения и конденсации.
Результат фронтальной беседы:
Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.
Испарение происходит постепенно, при любой температуре.
3)Парная работа. Протрите ватным диском, смоченным спиртом, тыльную сторону ладони. Ваши ощущения.
Результат обсуждения:
Внутренняя энергия испаряющейся жидкости уменьшается. Быстро испаряющийся спирт отнимает часть энергии от руки, вследствие чего мы чувствуем охлаждение.
Учитель. Быстрое испарение эфира или хлористого этила позволяет «заморозить» кожу больного, сделать ее не чувствительной к боли. Это часто делают спортсменам при ушибах и растяжениях.
Проблемный вопрос. Почему вода в открытом сосуде к концу дня не замерзает?
Результат обсуждения:
Вода постоянно получает энергию от окружающего воздуха. Это происходит потому, что температура воздуха немного выше, чем у испаряющейся воды.
Учитель. Эти знания можно применять при оказании первой помощи, если у больного жар, то на лоб кладут смоченный водой платок. Если у братика или сестренки поднялась температура, а мама на работе, то вы должны сделать описано в памятке «Оказание первой помощи больному ребенку».
И в то же время надо помнить, что в мокрой одежде холоднее, чем в сухой. А если еще и ветер, то вероятность заболеть возрастает в несколько раз.
4) Микроисследование. Учитель. А можно ли ускорить процесс испарения? Как сделать его интенсивнее или замедлить?
Для ответа проведем микроисследование, работая в группах. (Задание группам смотри в приложении)
Проведите эксперимент, следуя алгоритму. Время на работу 3 минуты. Ответ – 1 минута.
Афиширование результатов работы.
С помощью компьютерной модели испарения демонстрируется зависимость испарения свободной поверхности жидкости, от температуры жидкости, скорости удаляющихся паров и делается общий вывод.
В ходе урока учащиеся составляют краткий конспект (смотри приложении).

      III. Закрепление материала. Групповая работа. Решение нестандартных задач (смотри в приложении).
Учитель делает общий вывод. Испарение имеет большое значение и для человека, и для Земли, играет важную роль в повседневной жизни человека, в процессах природы и техники.

      IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
§16,17. Приготовьте к следующему уроку пример о роли испарения в природе.
Активным ребятам выставляются оценки. Ответы на задачи сдаются учителю и оцениваются.

      V.  Примечание.

  • Понятие насыщенного и ненасыщенного пара дается в теме «Влажность», как показывает практика, урока не хватает.

  • Физкультминутка заменена движением групп, сменой деятельности.

  • В минуту здоровья можно включить данные об испарении ртути и о вредном влиянии на человека ее паров.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.     Схема «Переход вещества из жидкого состояния в газообразное»

 



2.     Задание группам для микроисследования.

Алгоритм работы Ι группы.

1.     Нанесите на матовое стекло ватным диском влажные пятна масла, воды и спирта (на каждое стекло одна жидкость). Старайтесь, чтобы пятна жидкости были сравнимы по площади.

2.     Пронаблюдайте за процессом испарения.

3.     Сравните скорость испарения различных жидкостей.

4.     Сделайте вывод.

Алгоритм работы ΙΙ группы.

1.     На первое стекло капните каплю спирта с помощью пипетки.

2.     На другое стекло капните каплю спирта и наклоном стекла увеличьте площадь жидкости.

3.     Пронаблюдайте за скоростью испарения.

4.     Сравните и сделайте вывод.

Алгоритм работы ΙΙΙ группы

1. На стекло, находящееся на вашем столе, нанесите ватным диском, смоченным спиртом, влажное пятно.

2. То же надо сделать со стеклом, лежащем на отопительном радиаторе. Старайтесь, чтобы пятна жидкости на стекле были сравнимы по площади.

3. Сравните время испарения.

4.  Сделайте вывод. Вспомните, в какую погоду быстрее высыхают лужи после дождя: в теплую или холодную?

Алгоритм работы ΙV группы.

1. На стекло нанесите ватным диском, смоченным спиртом, влажное пятно. Отложите его на левый край стола.

2. На другое стекло нанесите влажное пятно, стараясь чтобы пятно было сравнимо по площади с первым. Отложите его на правый край стола и обмахивайте веером.

3. Одинаково ли время испарения влажных пятен?

4. Сделайте вывод, как можно ускорить процесс испарения. Вспомните, в какую погоду быстрее высыхают лужи после дождя: в ветреную или тихую?

 

4.     Конспект «Испарение и конденсация».

 


5.     Нестандартные физические задачи.

№1. Для определения направления очень слабого ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают верх. Как этот способ позволяет определить направление ветра?
№2. На Чукотке при сильных морозах люди смазывают лицо жиром. Для чего это делается?
№3. Для охлаждения воздуха в горячих цехах металлургического завода разбрызгивают воду. Как действует этот прием?
№4. В парилке температура человеческого тела почти не повышается. Человеческий организм успешно борется с тепловым влиянием окружающей среды и поддерживает собственную температуру на определенной точке. Как осуществляется терморегуляция?
№5. Чтобы остудить воду в летнюю жару, ее наливают в сосуд, изготовленный из слабообожженной глины, сквозь которую просачивается медленно вода. Почему в таких сосудах вода холоднее окружающего воздуха?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconУрок физики в 8 классе. Тема урока: Испарение и конденсация
Образовательная: Усвоить понятие испарение и конденсация на основе молекулярно- кинетических представлений строения вещества
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconУрок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока:...
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconКонспект урока испарение и конденсация (Тема урока) фио (полностью) Ламохина Татьяна Леонтьевна
Цель: Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода ве­щества из жидкого состояния в газообразное и наоборот;...
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconТема: «Испарение и конденсация». Урок физики 8 класс
Развивающие – развивать когнитивную сферу учащихся, формировать представления о процессе научного познания
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconКонспект урока. Учитель: Шарапова Лариса Игоревна класс: 7 предмет:...
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам с использованием цифровых образовательных ресурсов
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconИспарение, конденсация, кипение. Удельная теплота парообразования
...
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconКонспект урока по физкультуре, в 6 «В» классе Тема урока: легкая...

Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Представление о мифологии. Осознание роли древнегреческих мифов в развитии европейской культуры
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconУрока Тема урока Кол-во ча-сов Тип урока Обязательный минимум содержания...

Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Технологическая карта темы: «Советский Союз во второй мировой войне (1941 – 1945гг.)»
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconКонспект урока (9 класс) Тип урока
Тема урока: “Изучение строения растительной, грибной, бактериальной и животной клеток под микроскопом”
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconУрока Тема урока Тип урока
Содержание и назначение умк. Слово – основная единица языка. Роль слов в жизни людей
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconУрока п/п Тема урока Тип урока
Учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу и способам решения новой частной задачи
Тема урока: «Испарение и конденсация». Тип урока iconТема урока: «Счет лет в истории» Тип урока
Учитель, учитывая особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество и этапы урока


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск