Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала





Скачать 95.91 Kb.
НазваниеУрок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала
Дата публикации13.10.2013
Размер95.91 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Туризм > Исследование
Открытый урок по физике “След на земле» (деформация)

10 класс

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление материала
Форма урока: урок исследование.
Цели урока:

Образовательные: продолжить формирование понятия деформация, ознакомить учащихся с видами и особенностями деформаций, встречающихся в природе и технике, методами борьбы с некоторыми из них, обеспечить усвоение и закрепление нового материала;

Воспитательные: воспитывать умение выделять главное в большом объеме информации при помощи опорного конспекта, сопоставлять виды деформаций между собой и с природными процессами на основе моделей и аналогий, делать выводы;

Развивающие: развивать интерес, продолжить формирование представлений о связи природы и духовного мира человека, учить находить и воспринимать прекрасное в природе, искусстве и трудовой деятельности, готовить к сознательному выбору профессии на основе политехнических знаний.

Оборудование для учителя: компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, прибор для демонстрации деформаций, поролоновая губка, разлинованная в сетку, резиновый шнур, пружина, гиря, резиновые игрушки, куриное яйцо.

Оборудование для учащихся – набор для фронтального эксперимента (пластилин, губка, картон, резиновый шнур, деревянные кубики, лист бумаги, детская игрушка).
План урока

  1. Вступительное слово учителя

  2. Формулирование целей урока

  3. Создание проблемной ситуации

  4. Новая тема (с заполнением опорного конспекта):

А) что такое деформация;

Б) исследование различных видов деформаций;

В) изобретение способов увеличения прочности строительных конструкций;

Г) ответ на проблемный вопрос.

5. Домашнее задание

6. Итоги урока.

Ход урока (слайд 1)
“ Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением ”

М. В. Ломоносов
Учитель. Когда человек после долгого рабочего дня выходит на улицу, ему хочется отдохнуть на природе. А как вы думаете, где самый лучший отдых?

Ученик. На природе, у воды.

Учитель. Верно. (слайд 2) Представьте себе, что вы идете по берегу реки. Ваши босые ноги ступают по мягкому мокрому песку. Что вы оставляете после себя на песке?

Ученик. Следы.

Учитель. А что такое след с точки зрения физики? (слайд 3)

Ученик. Это деформация.

Учитель. Сегодняшний урок мы назовем «След на земле» (слайд 4). И разговор будем вести о …

Ученик. О деформации.

Учитель. У каждого из вас на столе лежит лист с заготовкой ОК, на доске его увеличенная копия. В ходе урока вы заполните конспект, а дома вклеите его в рабочую тетрадь. Аналогичный конспект будет заполняться во время урока на доске. Давайте спланируем нашу работу. (слайд 5) Сегодня на уроке мы: 1) вспомним, что такое деформация; 2) исследуем различные виды деформаций; 3) попробуем изобрести несколько способов увеличения прочности строительных конструкций; 4) узнаем, почему лампочку иногда трудно разбить.

Кстати, почему лампочки транспортируются в специальных гофрированных коробках?

Ученик. Для того, чтобы они не разбились.

Учитель. А почему они должны разбиться?

Ученик. Я полагаю, потому что они сделаны из тонкого, хрупкого стекла.

Учитель. Давайте немного похулиганим. Мне нужен смелый человек (к столу подходит ученик). Попробуйте встать на лампочку, а мы посмотрим, что произойдет (тот выполняет задание, лампочка остается целой). Вам не хочется задать мне вопрос?

Ученик. Почему она не раздавилась?

Учитель. Мы узнаем, почему лампочка, изготовленная из хрупкого стекла, оказалась прочной. (лампочку ставим на стол). А сейчас мы начнем с первого пункта плана. Вспомним, что такое деформация.

Ученик. Изменение формы тела.

Учитель. Возьмите пластилиновый шарик, измените его форму. Что стало причиной изменения его формы?

Ученик. На шарик подействовали силой.

Учитель. Дайте полное определение деформации.

Ученик. Деформация – это изменение формы тела под действием внешних сил. (слайд 6)

Учитель. Хорошо. Теперь в одну руку возьмите пластилиновый шарик, в другую - поролоновую губку. Подействуйте на них силой, а затем резко прекратите ее действие (учитель проделывает опыт с мягкой резиновой игрушкой). Одинаков ли конечный результат? В чем разница?

Ученик. На пластилиновом - остался след, а поролоновая губка приняла прежнюю форму.

Учитель. Деформации, которые исчезают после прекращения действия внешней силы, называются пластическими (пластилин). Деформации, которые полностью исчезают после прекращения действия внешних сил, называются упругими.(слайд 7) Приведите примеры тел, которые испытывают пластические и упругие деформации.

(После рассмотрения примеров учащиеся заполняют конспект: записывают определение деформации, виды деформаций, примеры).

Учитель. Каждый человек на земле оставляет след своих рук, своих творений. И недаром в народе говорят, что настоящий мужчина должен посадить … (слайд 8)

Ученик. Дерево.

Учитель. Вырастить …

Ученик. Сына.

Учитель. И построить дом. А настоящая женщина всегда поможет мужчине в этом нелегком деле. Сегодня мы займемся строительством домов. А для того чтобы дома получились просторные, экономичные, прочные, необходимо изучить деформации, которые будут испытывать различные их части. Так что мы перейдем ко второму пункту нашего плана – исследованию деформаций. С чего начинается строительство дома?

Ученик. С фундамента, а затем возводят стены.

Учитель. (демонстрирую деформацию стены). Как можно назвать деформацию, которую испытывает фундамент и стены домов?

Ученик. Сжатие.

Учитель. Да, сжатие. А как можно назвать деформацию, которой подвергаются тросы подъемных кранов?

Ученик. Растяжение.

Учитель. Правильно, растяжение. Исследуем и сравним эти два вида деформации. Работаем в парах. Один человек возьмет в руки поролоновую губку, другой резиновый шнур. Выясните, в каком направлении необходимо действовать на губку, чтобы получить деформацию сжатия, в каком – на резиновый шнур, чтобы получить деформацию растяжения.

Ученик. При сжатии сила действует перпендикулярно поверхности тела в направлении к ее центру, при растяжении – в обратном направлении (от центра).

Учитель. Как изменяются расстояния между частицами вещества при растяжении и сжатии?

Ученик. При сжатии расстояния становятся меньше, при растяжении – больше.

Учитель. Как изменяются силы взаимодействия между частицами вещества?

Ученик. Силы взаимодействия увеличиваются в обоих случаях, но при сжатии это силы отталкивания, а при растяжении – силы притяжения.

Учитель. Как изменяется форма деформируемых объектов – их длина и площадь сечения?

Ученик. При сжатии длина уменьшается, площадь сечения увеличивается, при растяжении наоборот.

Учитель. Во второй и первой колонках ОК нарисуйте форму деформируемых тел соответственно при сжатии и растяжении. Укажите в каждом случае внешние силы. Сверим наши результаты: у кого получился рисунок аналогичный, что изображен на слайде (слайд 9,10)?. Молодцы! (ввожу понятие абсолютного и относительного удлинения). Растяжение и сжатие – это простые виды деформации, существуют более сложные. Можно ли найти такие части дома, которые испытывают одновременно деформацию сжатия и растяжения?

Сразу трудно ответить на этот вопрос. Давайте немного разомнемся. Поднесите ладони ребром к груди и попробуйте медленно прогнуть немного пальцы. Какой вид деформации испытывает кожа рук сверху и снизу?

Ученик. Сверху кожа испытывает деформацию сжатия, снизу – растяжения.

Учитель. Такой вид деформации называют изгибом (показываю изгиб с помощью прибора для демонстрации деформаций). Как изменяются расстояния между частицами в верхнем, среднем и нижнем слоях? Какому виду деформации подвергается каждый слой?

Ученик. В верхнем слое расстояния между частицами становятся меньше, здесь деформация сжатия, в нижнем – деформация растяжения, расстояния увеличиваются. Средний слой, по-видимому, не испытывает деформаций.

Учитель. Что можно сказать о силах взаимодействия между частицами в верхнем, нижнем и среднем слоях? Где они максимальны и где минимальны?

Ученик. Силы максимальны в верхнем и нижнем слоях, минимальны в среднем слое.

Учитель. Правильно. Попробуйте зарисовать тело, испытывающее деформацию изгиба, в третьей колонке ОК. (Далее рассказываю о деформации почв над большими пустотами – пещерами, шахтами и т..д.). Какие же части дома испытывают деформацию изгиба? (слайд 11)

Ученик. Полы, потолки.

Учитель. Полы и потолки подвергаются еще одному виду деформации. Давайте выясним, как направлена сила, с которой опора действует на потолок, и сила, с которой земля притягивает потолок.

Ученик. Сила реакции опоры направлена вертикально вверх, сила тяжести – вниз.

Учитель. Вид деформации, который испытывает в данных условиях тело, называется сдвигом. (демонстрирую данный вид деформации) Что при этом происходит с вертикальными гранями? Да, они отклоняются. Угол наклона называется углом сдвига. А что происходит с частицами вещества в горизонтальных слоях деформируемого тела?

Ученик. Смещаются.

Учитель. Если угол сдвига очень большой, то сдвиг переходит в срез. А теперь скажите: какие детали дома устанавливают в последнюю очередь?

Ученик. Окна и двери.

Учитель. (демонстрирую входную дверь слайд 12). Двери подвешиваются на петлях с помощью шурупов. Как назвать деформацию, которую испытывают шурупы, когда их ввинчивают?

Ученик. Деформация кручения.

Учитель. (показываю деформацию кручения на резиновой трубке.) Зарисуйте деформации сдвига и кручения в 4 и 5 колонках ОК.(слайд 13,14)

Давайте обобщим результаты наших исследований. Конструкция, которую мы построили – это дом. Какие же виды деформации испытывают детали нашего дома?

Ученик. Растяжение, сжатие, изгиб, кручение, сдвиг.

Учитель. Правильно. Вы основательно исследовали виды деформаций, так что наш дом выдержит их и будет прочным. А теперь обратимся к телу человека (слайд 15). Его тело – это дом для души. Своеобразная конструкция природы. На примере тела человека можно проследить за возникновением всех видов деформаций.

Задание учащимся.

Назовите, какие части тела испытывают деформации растяжения, сжатия, изгиба, кручения, сдвига. (ответы обсуждаем) (слайд 16)

Учитель. А можете ли вы показать мне сейчас самую очаровательную деформацию на теле человека? Да, это улыбка.(слайд 17) Я убедилась, что вы усвоили новые сведения и готовы к деятельности практической и даже изобретательской. Поэтому мы переходим к третьему пункту нашего плана. Вам предстоит стать архитекторами. Организуем три команды по 4 человека.(слайд 18) Каждая четверка будет представлять совет архитекторов конкурирующих фирм. Возьмите два бруска – опоры, поставьте их на небольшом расстоянии друг от друга и положите на них лист бумаги, а сверху поставьте игрушку. Какой вид деформации испытывает бумага? (изгиб).

Задание.

Фирмы должны предложить хотя бы один способ увеличения прочности конструкции (чтобы она выдерживала вес игрушки). При этом можно сдвигать и раздвигать опоры, изменять форму листа, но использовать дополнительное оборудование нельзя. (ученики выполняют задание).

Учитель. Какой способ увеличения прочности может предложить 1 фирма?

Ученик. Прочность зависит от толщины листа, его можно сложить вдвое.

Учитель. Хорошо. А что предлагает вторая фирма?

Ученик. Можно сложить бумагу в виде гармошки.

Учитель. Замечательный способ: обратите внимание на бутылку из под фанты, у нее гофрированная поверхность там, где давление жидкости больше. Посмотрите на срез картона коробки или на форму шифера. Этот способ увеличения прочности изобрела природа. Вспомните форму, например, гриба пластинчатого (слайд 19), листьев манжетки, крыша Московского цирка (слайд 20)(показать и другие, где имеются гофрированные поверхности).

Кстати, жизнь человека похожа на гофрированные поверхности. Если в жизни все гладко, как лист бумаги, то при первой же большой нагрузке человек прогибается, может и сломаться. А если жизнь состоит из взлетов и падений, удач и неудач, то человек становится крепче. Трудности – это своеобразный тест на прочность. И какой же способ увеличения прочности предлагает третья фирма?

Ученик. Лист бумаги можно свернуть в трубочку, это тоже увеличивает прочность.

Учитель. Отлично. Такой способ также встречается в природе. (слайд 21)Посмотрите на стебель растений или на кость, она тоже полая. Кости человека тоже полые и могут выдержать большие нагрузки. Оказывается, берцовая кость человека может выдержать вес машины «Волга». Есть еще предложения от фирм? Нет. Тогда я вам расскажу еще об одном способе. Вот яйцо. Почему оно не лопается, когда курица высиживает цыплят и ее тело давит на него, а нежный цыпленок слабым ударом легко вскрывает скорлупу?(слайд 22)

Ученик. Я полагаю, это объясняется формой яйца.

Учитель. Да, действительно, причина прочности в форме. Обратите внимание на рисунок арки (слайд 23). Может ли камень сдвинуться под действием силы вниз?

Ученик. Нет. Его лишь придавит к соседним камням.

Учитель. Верно, часть нагрузки он передаст соседним камням, а те в свою очередь, последующим, т.е. нагрузка распределится на всю поверхность, поэтому конструкция арки прочная. А вы встречали подобные сооружения?

Ученик. Тоннели метрополитена также выполнены в виде арочных перекрытий.

Учитель. (показываю слайды древних сооружений Колизея, акведука, на них многочисленные арки). Здесь тоже можно провести аналогию с человеческой жизнью. Если человек имеет много друзей, то часть трудностей и невзгод …

Продолжите мою мысль.

Ученик. Друзья возьмут на себя.

Учитель. У Булата Окуджавы есть такие строчки: «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Давайте вернемся к плану урока. Все ли мы выполнили? Мы вспомнили, что такое деформация, исследовали ее виды, изобрели способы борьбы с деформацией… Мы забыли про лампочку! В чем причина ее прочности?

Ученик. В ее форме.

Учитель. Замечательно. Обратимся еще раз к теме урока – «След на земле».

Скоро вам предстоит выбирать свой путь и профессию. И кем бы вы ни стали, пусть ваши деяния оставят добрый, незабываемый след в душах людей.

Мне было очень приятно с вами работать и тоже хочется оставить маленький след, давая знания, которые пригодятся вам в будущем.

Разные следы оставляют люди на земле: следы злобы и горя, следы добра и любви.

А ты? Входя в дома любые –

И в серые, и в голубые,

Прислушиваясь к звону клавиш,

Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Что ты оставишь на Земле,

Где кроме горести и бед

Любви струиться мягкий свет?

Какой же ты оставишь след?


Домашняя работа: выучить ОК, составить несколько вопросов по данной теме или кроссворд по теме «деформация».
Подведение итогов урока.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconТипы уроков Урок изучение и первичное закрепление новых знаний
Урок изучение и первичное закрепление новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок проведен по типу «Изучение и первичное закрепление знаний, умений учащихся», соблюдена структура проведения данного учебного...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconВолкова Наталья Викторовна Стаж педагогической деятельности: 8 лет...
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconВолкова Наталья Викторовна Стаж педагогической деятельности: 8 лет...
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconКонспект урока Тип урока : изучение нового материала
...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconПроблемы динамики, кинематики и изучение небесных тел
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconКонспект урока по теме «Сера» Тема: «Сера»
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип занятия: а изучение и первичное закрепление нового материала, б обобщение знаний и способов действия
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconУрок биологи 8 класс
Тип урока: обобщающее – репродуктивный: изучения нового материала, закрепление ранее изученного материала (по дидактической цели),...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconРешение конкурсных задач
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconУрок по физике 8 класс Тема урока: Испарение и конденсация. Тип урока:...
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе Тема: Звук {ы}, буква...
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconФио учителя: Волкова Наталья Викторовна Стаж педагогической деятельности
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconВнимание! В уфе открылся музей занимательных наук! Ученики 1 д и...
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...
Урок по физике След на земле (деформация) 10 класс Тип урока : изучение нового и первичное закрепление материала iconАннотация дисциплины «История эстетических учений» для опп 035400 «История Искусств»
Доминирующая цель: изучение и первичное закрепление новых знаний. Восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск