Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования





НазваниеМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования
страница1/10
Дата публикации26.12.2014
Размер1.18 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Военное дело > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской

Федерации»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

Приемы работы на уроках физики

для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования

Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель физика

Тверь

2008


ОГЛАВЛЕНИЕ



Пояснительная записка

3

Основная часть

  1. Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики

  2. Задачи военно-технического содержания как средство воспитания суворовцев

  3. Примеры задач военно-технического содержания

10

Заключение

22

Приложение

23

Список литературы

79


Пояснительная записка

Противоречия

Между падением престижа военной службы




и необходимостью формирования социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма

Между снижением понимания суворовцами своей роли и места в служении Отечеству




и необходимостью формирования высокого патриотического сознания и готовности к выполнению гражданского долга

Между насыщенностью предмета теоретическим материалом




и осуществлением практической направленности обучения


Цель

Разработать методические рекомендации по организации комплексного подхода к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики с целью повышения качества знаний и оказания им помощи в профессиональном самоопределении.

Задачи

  1. Систематизировать приемы работы, способы организации деятельности по организации комплексного подхода к военно-патриотическому воспитанию суворовцев.

  2. Воспитывать у суворовцев чувство патриотизма, коллективизма, престижа военной службы.

  3. Воспитывать личность гражданина–патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.

  4. Обеспечивать прочные и осознанные знания изучаемого материала, повышать уровень специальных умений.

  5. Подготовить суворовцев к активному участию в профессиональной деятельности, совершенствовать умения самостоятельно пополнять знания.

  6. Формировать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, ответственность, творчество.

  7. Формировать расовую, национальную, религиозную терпимость.



Образовательная среда
Кабинет физики функционирует с 1970 г. В учебном кабинете имеются комплекты учебников, справочная и дополнительная литература, методические пособия, рефераты суворовцев. В кабинете собрано большое количество наглядных пособий: таблицы, плакаты, модели, стенды, имеется хорошая видеотека, использование которой поможет заменить недостающее лабораторное оборудование при демонстрации эксперимента.

Между тем оснащение кабинета не соответствует "Перечню учебной техники и наглядных средств обучения по образовательным областям и предметным дисциплинам." В кабинете необходим видеомагнитофон, ДКК с целью улучшения образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий.

Оснащение кабинета, располагающая для творчества обстановка позволяют обеспечить научную организацию труда по созданию благоприятного для обеспечения образовательного процесса и взаимоотношений климата, прививать интерес к предмету, обеспечить высокий уровень обучения.

Суворовцы 2 курса имеют определенные знания по физике и сформированные на основе этих знаний умения и навыки. Владеют основными понятиями и законами физики, методами научного познания, умеют воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах. Для суворовцев 3 курса огромное значение имеет развитие самостоятельности – способности без посторонней помощи ставить цели деятельности, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации. В старших классах продолжается обучение физике на более высоком уровне, которое строится на основе развивающего личностно-ориентированного обучения и реализации деятельностного подхода к преподаванию.

В числе важнейших резервов усовершенствования образовательного процесса и фактора повышения степени самосознания можно назвать мотив профессионально-жизненного самоопределения.

Принципы

Принцип системно-организованного подхода (скоординированная целенаправленная работа всех структур по патриотическому воспитанию суворовцев).

Принцип учета возрастных и психологических особенностей суворовцев.

Принцип единства и преемственности обязательных учебных и внеклассных занятий.

Принцип отражения в работе основных общеполитических тенденций текущего момента.

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей (пропаганда не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу).

Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним (использование ценного опыта прошлых поколений, чувство гордости за своих предков).

Принцип опоры на познавательный интерес суворовцев.

Принцип обучения и воспитания через самостоятельную деятельность суворовцев.

Принцип использования идей педагогики сотрудничества.
Технология



  1. Изучение методической литературы по проблеме военно-патриотического воспитания суворовцев.

  2. Изучение педагогического опыта преподавателей при посещении открытых внеклассных мероприятий ПМК.

  3. Изучение программы с целью определения вида, места и формы внеклассного мероприятия.

  4. Отбор, систематизация материала.

  5. Постановка цели деятельности, обдумывание действий, прогнозирование возможных затруднений.

  6. Апробирование материалов и анализ деятельности.

  7. Определение перспективы деятельности по устранению недостатков.


Основная часть

1. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Военно-патриотическое воспитание молодежи представляет собой комплексный процесс целенаправленного формирования у суворовцев системы знаний, умений и навыков, идейно-политических убеждений, практической готовности и морально-психологических качеств, необходимых современному воину для выполнения священного долга по защите Отечества и интернациональных обязанностей в условиях непрестанно совершенствующейся научно-технической базы Российской армии. Важная роль в этом процессе принадлежит преподаванию физики, учебный материал которой позволяет учителю проводить военно-патриотическое воспитание учащихся систематически и планомерно.

Опыт показывает, что введение военно-патриотического материала в курс физики вызывает желаемый педагогический эффект при соблюдении следующих требований:

  • он должен быть органически связан с содержанием программы по физике, не нарушать логической стройности курса;

  • преподносить его надо суворовцам убедительно, с использованием средств наглядности, доходчиво объясняя и показывая, как изучаемые явления и законы применяются в военной технике и военном деле, чтобы вызвать у суворовцев познавательный интерес к этой области техники и военным профессиям, ведь интерес наиболее действенный мотив учения;

  • при отборе соответствующих сведений необходимо учитывать их научную и практическую ценность, показывать характерные особенности развития российской науки и техники, мощь современной военной техники, ее роль в укреплении могущества и обороноспособности нашей Родины, особо подчеркивая роль отечественных ученых и конструкторов в этой области; военно-патриотический материал должен способствовать реализации принципа политехнического обучения — расширять политехнический кругозор суворовцев;

  • объем и содержание этого материала должны соответствовать возрасту учащихся и уровню их развития.

Рассмотрим, как осуществляется комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию при обучении физике.

При изучении темы «Принципы радиосвязи» необходимо показать патриотизм русского ученого А.С.Попова. «Я - русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине... И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи»1.

Целесообразно привести примеры использования радио как средства связи в экспедициях, на флоте, в авиации и космонавтике, военном деле, подчеркнув роль радио в Великой Отечественной войне. Одним из многочисленных примеров применения радио в дни войны было изобретение советским инженером В. И. Бекаури радиомин.

Еще в 1941 г. в секретном приказе Гитлера говорилось, что русские войска применяют против немецкой армии «адские машины», принцип действия которых неизвестен. Начальнику Военно-технической академии в Берлине предписывалось добыть сведения и установить схему и принцип работы этих машин. На копирование советского образца специалисты рейха затратили больше года. Но наладить массовый выпуск радиомин так и не сумели 2.

Затем мы рассматриваем те области науки и техники, прогресс которых очень нагляден и имеет большое значение для повышения обороноспособности страны, например развитие отечественной авиации. При этом отмечаем, что нашими летчиками на первых машинах советского производства был установлен целый ряд международных рекордов — дальности полета (М. М. Громов, сентябрь 1934 г., расстояние 12411 км), грузоподъемности (В. К. Коккинаки, ноябрь 1935 г., высота 14575 км) и др., а в годы Великой Отечественной войны на наших самолетах были совершены массовые героические подвиги (И. Н. Кожедуб, А. И. Покрышкин, В. Талалихин и др.). В послевоенные годы советский Военно-Воздушный Флот перешел от самолетов с поршневыми двигателями к реактивным, летающим со сверхзвуковой скоростью. (Показывается цветная эпипроекция современного сверхзвукового реактивного истребителя МиГ-21 Ф-13, а также модель реактивного самолета, разработанная Л. А. Горевым).

Развитие советской науки и техники шагнуло настолько вперед, что стали возможны космические полеты, претворение в жизнь идей замечательного ученого и изобретателя К.Э. Циолковского. Большой вклад в осуществление идей К. Э. Циолковского внес выдающийся советский ученый С. П. Королев. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. — первый космический корабль с человеком на борту, которым был отважный сын Страны Советов Юрий Алексеевич Гагарин.

Далее важно рассказать суворовцам об оборонном значении ракет. В начале Великой Отечественной войны в Советском Союзе были созданы легендарные гвардейские минометы «Катюши» для стрельбы реактивными снарядами. «Катюши» были испытаны 14 июля 1941 г. на железнодорожном узле Орша. Гитлеровцы, обстрелянные ими, свидетельствовали о том, что огневой налет русских был подобен урагану, фугасно-зажигательные снаряды сыпались из батарей с небывалым числом орудий и разрывались одновременно, нанося значительные потери в людях. Во время решающих боев наших войск за Берлин сотни «Катюш» с успехом громили немецкие укрепления. Этот рассказ полезно сопроводить демонстрацией самодельного прибора, иллюстрирующего действие «Катюши»3.

Одна из важных задач военно-патриотического воспитания учащихся — это пробуждение живого интереса к военному делу, развитие стремления к моделированию и конструированию военной техники. Один из путей решения этой задачи — постановка физического эксперимента с помощью самодельных приборов и измерение на моделях параметров, характеризующих военное оружие.

Как известно, эффективность огнестрельного оружия зависит от скорости пуль и снарядов, поскольку от нее зависит дальность полета, ударное действие (определяемое кинетической энергией), меткость стрельбы и другие характеристики. Поэтому при изучении скорости равномерного движения мы осуществляем демонстрационный опыт «Измерение скорости пули».

Излагая явление электромагнитной индукции желательно рассказать суворовцам принцип действия индукционного взрывателя, широко применявшегося в Великой Отечественной войне. Такой взрыватель реагирует на изменение магнитного поля при прохождении корабля над миной. Главным элементом взрывателя служит индукционная катушка, концы обмотки которой подключены к реле высокой чувствительности. Когда корабль проходит над миной, в катушке возникает индукционный ток, реле срабатывает и замыкает цепь батареи, в которую включен электрический запал. Он воспламеняет взрывчатое вещество, и мина взрывается.

Когда ребята заинтересуются моделированием военной техники, нужно сделать следующий шаг в этом направлении — развивать их творческие способности в данной области. Особенно полезны в этом отношении творческие задания. Они учат учащихся присматриваться к окружающему с позиций исследователя, рационализатора, применять теоретические знания, полученные в процессе обучения. Мы предлагаем ученикам такие задания:

  1. Изготовьте из пробирок, закрытых пробками, модель понтона для подъема затонувшего корабля. Рассчитайте, какой максимальный груз сможет она поднять. Результат расчета проверьте на опыте.

  2. Определите скорость «снаряда» игрушечной пушки. Опишите примененный вами для этого способ.

  3. В дни Великой Отечественной войны широко применялась простая магнитная мина. Действовала она так: когда корабль приближался к мине, его магнитное поле поворачивало имеющуюся в ней магнитную стрелку, которая замыкала контакты электрической цепи запала, и мина взрывалась. Составьте схему устройства такой мины и изготовьте ее действующую модель.

  4. Из двух телеграфных аппаратов, ключей, источников тока и проводников соберите цепь двусторонней связи между войсковыми частями.


Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию может быть успешно реализован во внеклассной работе (см. приложение).
При изучении тем «Инфракрасное излучение» и «Внутренний фотоэффект» целесообразно рассказать о применении приборов ночного видения в военном деле. В настоящее время благодаря прогрессу науки и техники стали широко применяться приборы ночного видения, основанные на действии инфракрасного излучения. Этими приборами оснащаются прицельные устройства к стрелковому и артиллерийскому оружию, что позволяет «видеть» объекты, по которым ведется стрельба в темноте. Используются они также при вождении автомобилей и танков, для самонаведения ракетных снарядов на цель, в разведке и т. п.

Необходимо подчеркнуть, что в современном бою должна участвовать разнообразная сложная и мощная военная техника, поэтому от знания и умения воина в значительно большей степени, чем прежде, будет зависеть жизнь не только его самого, но и его боевых товарищей, а также сотен тысяч других людей. Вот почему так необходимы каждому воину прочные и глубокие знания физических основ действия различных средств борьбы.

Военно-патриотическое воспитание успешно осуществляется и на внеклассных мероприятиях в форме физических вечеров и конференций (см. приложение).

Такой комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев в учебной и во внеклассной работе по физике обеспечит всестороннее и гармоническое развитие личности каждого суворовца.

2. ЗАДАЧИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

Получить первоначальные сведения о военной технике, усвоить физические принципы и законы, лежащие в основе устройства и действия боевого оружия, представить важность и необходимость для советского воина физических знаний помогают суворовцам задачи с военно-техническим содержанием.

Такие задачи желательно составлять самим и привлекать к этому учеников, с тем чтобы задачи на военно-технические темы стали неотъемлемым компонентом той системы задач, которую использует учитель при обучении физике.

Остановимся более подробно на вопросах методики подбора и составления задач с военно-техническим содержанием. Они, как показывает опыт их систематического использования, должны быть тесно связаны с учебным материалом, а рассматриваемые в них военно-технические объекты — широко применимы в военном деле. Кроме того, для выполнения ими воспитательной функции, необходимо соблюдение еще ряда требований:

данные задач должны быть реальными (либо близкими к тем, которые встречаются на практике) или отражающими исторические сведения о характеристиках и развитии отечественного оружия;

условия и ход решения задач должны раскрывать роль физики в военном деле, преимущества российской военной техники перед зарубежной, показывать приоритет наших ученых и конструкторов в создании современного вооружения;

в их условия следует включать материалы, рассказывающие об умелом использовании солдатами и офицерами Советской Армии боевого оружия как в годы Великой Отечественной войны.

Наибольший педагогический эффект достигается при составлении таких задач не учителем, а учащимися, поскольку составление физических задач — вообще один из важных видов самостоятельной работы суворовцев, повышающий эффективность и качество учебного труда.

Возможны разные приемы составления физических задач, чаще других мы применяем в учебном процессе составление задач:

  1. похожих на предыдущие (с другими числовыми данными),

  2. по условию и числовым данным (подбирается соответствующий вопрос),

  3. по неполному условию и вопросу (суворовцы подбирают недостающие данные),

  4. по схеме-условию (описывается ситуация, приводятся числовые данные) и вопросу,

  5. по данному решению или плану решения,

  6. по аналогии с решенной,

  7. по заданному вопросу,

  8. на указанную тему,

  9. указанного вида,

  10. по результатам эксперимента.


3. ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Задачи с военно-техническим содержанием апробированы на протяжении ряда лет в Тверском СВУ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconМетодическая разработка на тему: «Формирование исследовательской...
Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия)
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconАнализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год
Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconМетодическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности...
Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconВладимир Мегре
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconРуководство к программе AutoClickExtreme
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconРабота над аккомпанентом на уроках сольфеджио
...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconГанс Селье. От мечты к открытию
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconКсавьера Холландер Мадам сошествие в ад
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования icon1. Шамбала (лог Льва Андреевича Ермолова)
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования iconМетодическая разработка «Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уроках физики»
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений, Дейкина А. И. Власенков, Л. М....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск