Скачать 1.18 Mb.
|
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: Приемы работы на уроках физики для реализации военной направленности преподавания предмета с целью повышения качества образования Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель физика Тверь 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка Противоречия
Цель Разработать методические рекомендации по организации комплексного подхода к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики с целью повышения качества знаний и оказания им помощи в профессиональном самоопределении. Задачи
Образовательная среда Кабинет физики функционирует с 1970 г. В учебном кабинете имеются комплекты учебников, справочная и дополнительная литература, методические пособия, рефераты суворовцев. В кабинете собрано большое количество наглядных пособий: таблицы, плакаты, модели, стенды, имеется хорошая видеотека, использование которой поможет заменить недостающее лабораторное оборудование при демонстрации эксперимента. Между тем оснащение кабинета не соответствует "Перечню учебной техники и наглядных средств обучения по образовательным областям и предметным дисциплинам." В кабинете необходим видеомагнитофон, ДКК с целью улучшения образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий. Оснащение кабинета, располагающая для творчества обстановка позволяют обеспечить научную организацию труда по созданию благоприятного для обеспечения образовательного процесса и взаимоотношений климата, прививать интерес к предмету, обеспечить высокий уровень обучения. Суворовцы 2 курса имеют определенные знания по физике и сформированные на основе этих знаний умения и навыки. Владеют основными понятиями и законами физики, методами научного познания, умеют воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах. Для суворовцев 3 курса огромное значение имеет развитие самостоятельности – способности без посторонней помощи ставить цели деятельности, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации. В старших классах продолжается обучение физике на более высоком уровне, которое строится на основе развивающего личностно-ориентированного обучения и реализации деятельностного подхода к преподаванию. В числе важнейших резервов усовершенствования образовательного процесса и фактора повышения степени самосознания можно назвать мотив профессионально-жизненного самоопределения. Принципы Принцип системно-организованного подхода (скоординированная целенаправленная работа всех структур по патриотическому воспитанию суворовцев). Принцип учета возрастных и психологических особенностей суворовцев. Принцип единства и преемственности обязательных учебных и внеклассных занятий. Принцип отражения в работе основных общеполитических тенденций текущего момента. Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей (пропаганда не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу). Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним (использование ценного опыта прошлых поколений, чувство гордости за своих предков). Принцип опоры на познавательный интерес суворовцев. Принцип обучения и воспитания через самостоятельную деятельность суворовцев. Принцип использования идей педагогики сотрудничества. Технология
Основная часть 1. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СУВОРОВЦЕВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Военно-патриотическое воспитание молодежи представляет собой комплексный процесс целенаправленного формирования у суворовцев системы знаний, умений и навыков, идейно-политических убеждений, практической готовности и морально-психологических качеств, необходимых современному воину для выполнения священного долга по защите Отечества и интернациональных обязанностей в условиях непрестанно совершенствующейся научно-технической базы Российской армии. Важная роль в этом процессе принадлежит преподаванию физики, учебный материал которой позволяет учителю проводить военно-патриотическое воспитание учащихся систематически и планомерно. Опыт показывает, что введение военно-патриотического материала в курс физики вызывает желаемый педагогический эффект при соблюдении следующих требований:
Рассмотрим, как осуществляется комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию при обучении физике. При изучении темы «Принципы радиосвязи» необходимо показать патриотизм русского ученого А.С.Попова. «Я - русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине... И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи»1. Целесообразно привести примеры использования радио как средства связи в экспедициях, на флоте, в авиации и космонавтике, военном деле, подчеркнув роль радио в Великой Отечественной войне. Одним из многочисленных примеров применения радио в дни войны было изобретение советским инженером В. И. Бекаури радиомин. Еще в 1941 г. в секретном приказе Гитлера говорилось, что русские войска применяют против немецкой армии «адские машины», принцип действия которых неизвестен. Начальнику Военно-технической академии в Берлине предписывалось добыть сведения и установить схему и принцип работы этих машин. На копирование советского образца специалисты рейха затратили больше года. Но наладить массовый выпуск радиомин так и не сумели 2. Затем мы рассматриваем те области науки и техники, прогресс которых очень нагляден и имеет большое значение для повышения обороноспособности страны, например развитие отечественной авиации. При этом отмечаем, что нашими летчиками на первых машинах советского производства был установлен целый ряд международных рекордов — дальности полета (М. М. Громов, сентябрь 1934 г., расстояние 12411 км), грузоподъемности (В. К. Коккинаки, ноябрь 1935 г., высота 14575 км) и др., а в годы Великой Отечественной войны на наших самолетах были совершены массовые героические подвиги (И. Н. Кожедуб, А. И. Покрышкин, В. Талалихин и др.). В послевоенные годы советский Военно-Воздушный Флот перешел от самолетов с поршневыми двигателями к реактивным, летающим со сверхзвуковой скоростью. (Показывается цветная эпипроекция современного сверхзвукового реактивного истребителя МиГ-21 Ф-13, а также модель реактивного самолета, разработанная Л. А. Горевым). Развитие советской науки и техники шагнуло настолько вперед, что стали возможны космические полеты, претворение в жизнь идей замечательного ученого и изобретателя К.Э. Циолковского. Большой вклад в осуществление идей К. Э. Циолковского внес выдающийся советский ученый С. П. Королев. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. — первый космический корабль с человеком на борту, которым был отважный сын Страны Советов Юрий Алексеевич Гагарин. Далее важно рассказать суворовцам об оборонном значении ракет. В начале Великой Отечественной войны в Советском Союзе были созданы легендарные гвардейские минометы «Катюши» для стрельбы реактивными снарядами. «Катюши» были испытаны 14 июля 1941 г. на железнодорожном узле Орша. Гитлеровцы, обстрелянные ими, свидетельствовали о том, что огневой налет русских был подобен урагану, фугасно-зажигательные снаряды сыпались из батарей с небывалым числом орудий и разрывались одновременно, нанося значительные потери в людях. Во время решающих боев наших войск за Берлин сотни «Катюш» с успехом громили немецкие укрепления. Этот рассказ полезно сопроводить демонстрацией самодельного прибора, иллюстрирующего действие «Катюши»3. Одна из важных задач военно-патриотического воспитания учащихся — это пробуждение живого интереса к военному делу, развитие стремления к моделированию и конструированию военной техники. Один из путей решения этой задачи — постановка физического эксперимента с помощью самодельных приборов и измерение на моделях параметров, характеризующих военное оружие. Как известно, эффективность огнестрельного оружия зависит от скорости пуль и снарядов, поскольку от нее зависит дальность полета, ударное действие (определяемое кинетической энергией), меткость стрельбы и другие характеристики. Поэтому при изучении скорости равномерного движения мы осуществляем демонстрационный опыт «Измерение скорости пули». Излагая явление электромагнитной индукции желательно рассказать суворовцам принцип действия индукционного взрывателя, широко применявшегося в Великой Отечественной войне. Такой взрыватель реагирует на изменение магнитного поля при прохождении корабля над миной. Главным элементом взрывателя служит индукционная катушка, концы обмотки которой подключены к реле высокой чувствительности. Когда корабль проходит над миной, в катушке возникает индукционный ток, реле срабатывает и замыкает цепь батареи, в которую включен электрический запал. Он воспламеняет взрывчатое вещество, и мина взрывается. Когда ребята заинтересуются моделированием военной техники, нужно сделать следующий шаг в этом направлении — развивать их творческие способности в данной области. Особенно полезны в этом отношении творческие задания. Они учат учащихся присматриваться к окружающему с позиций исследователя, рационализатора, применять теоретические знания, полученные в процессе обучения. Мы предлагаем ученикам такие задания:
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию может быть успешно реализован во внеклассной работе (см. приложение). При изучении тем «Инфракрасное излучение» и «Внутренний фотоэффект» целесообразно рассказать о применении приборов ночного видения в военном деле. В настоящее время благодаря прогрессу науки и техники стали широко применяться приборы ночного видения, основанные на действии инфракрасного излучения. Этими приборами оснащаются прицельные устройства к стрелковому и артиллерийскому оружию, что позволяет «видеть» объекты, по которым ведется стрельба в темноте. Используются они также при вождении автомобилей и танков, для самонаведения ракетных снарядов на цель, в разведке и т. п. Необходимо подчеркнуть, что в современном бою должна участвовать разнообразная сложная и мощная военная техника, поэтому от знания и умения воина в значительно большей степени, чем прежде, будет зависеть жизнь не только его самого, но и его боевых товарищей, а также сотен тысяч других людей. Вот почему так необходимы каждому воину прочные и глубокие знания физических основ действия различных средств борьбы. Военно-патриотическое воспитание успешно осуществляется и на внеклассных мероприятиях в форме физических вечеров и конференций (см. приложение). Такой комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев в учебной и во внеклассной работе по физике обеспечит всестороннее и гармоническое развитие личности каждого суворовца. 2. ЗАДАЧИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ Получить первоначальные сведения о военной технике, усвоить физические принципы и законы, лежащие в основе устройства и действия боевого оружия, представить важность и необходимость для советского воина физических знаний помогают суворовцам задачи с военно-техническим содержанием. Такие задачи желательно составлять самим и привлекать к этому учеников, с тем чтобы задачи на военно-технические темы стали неотъемлемым компонентом той системы задач, которую использует учитель при обучении физике. Остановимся более подробно на вопросах методики подбора и составления задач с военно-техническим содержанием. Они, как показывает опыт их систематического использования, должны быть тесно связаны с учебным материалом, а рассматриваемые в них военно-технические объекты — широко применимы в военном деле. Кроме того, для выполнения ими воспитательной функции, необходимо соблюдение еще ряда требований: данные задач должны быть реальными (либо близкими к тем, которые встречаются на практике) или отражающими исторические сведения о характеристиках и развитии отечественного оружия; условия и ход решения задач должны раскрывать роль физики в военном деле, преимущества российской военной техники перед зарубежной, показывать приоритет наших ученых и конструкторов в создании современного вооружения; в их условия следует включать материалы, рассказывающие об умелом использовании солдатами и офицерами Советской Армии боевого оружия как в годы Великой Отечественной войны. Наибольший педагогический эффект достигается при составлении таких задач не учителем, а учащимися, поскольку составление физических задач — вообще один из важных видов самостоятельной работы суворовцев, повышающий эффективность и качество учебного труда. Возможны разные приемы составления физических задач, чаще других мы применяем в учебном процессе составление задач:
3. ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ Задачи с военно-техническим содержанием апробированы на протяжении ряда лет в Тверском СВУ. |
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | Методическая разработка на тему: «Формирование исследовательской... Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия) | ||
Анализ состояния преподавания информатики в 7 11 классах в 2012/2013учебном год Использование интерактивных модулей как средство повышения качества знаний на уроках физики | Методическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному... Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной... | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | План работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | ||
Методическая разработка по Основам безопасности жизнедеятельности... Методическая разработка ориентирована на программу 10 – 11 класса по обж. Материалы предназначены для работы преподавателей курса... | Владимир Мегре Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | ||
Руководство к программе AutoClickExtreme Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | Тема: Использование икт на уроках русского языка и литературы Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся | ||
Работа над аккомпанентом на уроках сольфеджио ... | Ганс Селье. От мечты к открытию Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | ||
Ксавьера Холландер Мадам сошествие в ад Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | ||
1. Шамбала (лог Льва Андреевича Ермолова) Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | Методическая разработка «Проверка знаний, умений, навыков учащихся на уроках физики» Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 10-11 кл общеобразоват. Учреждений, Дейкина А. И. Власенков, Л. М.... |