Скачать 330.46 Kb.
|
Методическая разработка РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ. Дударева Евгения Михайловна, учитель физики МБОУ гимназия № 11 г.о.Железнодорожный wenechka-03@mail.ru 2010 г. Главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу». К. Д. Ушинский Кто трудится, тот и пользуется. Умение в работе родится. Русские пословицы Образование детей и подростков – важная проблема: ведь ее решение связано с формированием не только отдельного человека, но и граждан общества, а значит, и облика этого общества в недалеком будущем. Данная статья посвящена одной из педагогических систем – современной, прогрессивной и перспективной: личностно ориентированному развивающему обучению. Идеи этой системы представляют основу нынешней модернизации российского образования, где центральное место занимает УЧЕНИК и его РАЗВИТИЕ. Человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируются в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной, разнообразной. Деятельность и деятельностный подход рис. 1 Представленный материал знакомит с практикой реализации и опытом отдельных элементов этого подхода на моих уроках и внеурочной деятельности. 1. Проблемно-поисковый подход Проблемно-поисковый подход к обучению, по мнению профессора А. С. Сиденко, – это такой подход, при котором ученик в процессе учебы поставлен в условия необходимости совершить субъективное открытые факта, закона, явления, закономерности или освоить новый способ познания, т. е. механизм приобретения новых знаний о реальной действительности. Модель организации учебного процесса основана на принципе проблемности. Проблема может быть связана с содержанием учебного материала или способом его развертывания. Проблемная ситуация возникает у ученика тогда, когда он не знает с чем столкнулся, или как объяснить что-то (явление, факт), как действовать. С помощью известных ему знаний или ранее изученных способов действия ученик достичь цели не может. Проблемная ситуация побуждает искать его новые знаний или новые способы действия. Проблемная ситуация содержит три главных компонента:
Проблемная ситуация должна содержать либо затруднение, либо противоречие, не имеющее однозначного решения, либо быть связана с особым психологическим состоянием, приводящим к возникновению познавательной потребности. Проблемную ситуацию завершают вопросом, задачей, заданием, призывом к поиску. Проиллюстрирую создание проблемной ситуации на примере урока изучения нового материала. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ В 11 КЛАССЕТЕМА: «Полное внутреннее отражение света». Цели урока: Образовательные: ввести понятие полное отражение света; вывести закон полного внутреннего отражения света; вырабатывать самостоятельное мышление по применению знаний на практике. Развивающие: вырабатывать умение мыслить, анализировать, делать выводы, применять теоретические знания для решения задач; подчеркнуть взаимосвязь с другими науками: биологией, историей, литературой. Воспитательные: развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы, развитие культуры умственного труда; повышение познавательной активности. Оборудование, оформление и техническое оснащение урока:
Опережающее задание: используя дополнительную литературу, подготовить короткие сообщения, доклады, предложенные учителем (по выбору учащихся). Место урока и объём: 1 час – урок изучения нового материала с постановкой проблемной задачи. План урока (записан на доске):
Ход урока:
Вопросы классу:
Сегодня на уроке мы снова вернемся к опытам, в которых наблюдали преломление света. Только теперь исследуем явления, наблюдаемые при переходе света из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду. Предлагаю решить проблемную задачу: начертить дальнейший ход лучей, падающих в точки А и В от источника S, находящегося на дне сосуда, в который налита вода. рис. 2 Решение задачи выполняет ученик у доски, остальные учащиеся - в тетрадях. для точки А: для точки В: Обсуждение полученных результатов: может ли sin β > 1 ? Значит это новое для нас явление, с которым мы должны познакомиться – явление полного отражения света. Слайд 1.Учащиеся записывают тему урока в тетради. Используя план, записанный на доске, учащиеся формулируют цели урока и записывают их в тетради. Рекомендации учителя по оформлению записей в тетради: можно разбить страницу на две колонки; в одной записывать основные пункты плана, а в другой – ответы на них. III. Мотивация запоминания и длительности сохранения в памяти. Слайд 2. Явление полного отражения света – это явление изменения направления луча при переходе через границу раздела двух прозрачных сред назад обратно в первую среду. Явление полного отражения света играет важную роль в науке и имеет большое практическое значение в жизни, технике:
IV. Первичное закрепление под руководством учителя посредством сопоставления и частичных выводов. Учащимся предлагается сформулировать определение для полного отражения света и сравнить определения для явлений света: чем они похожи и чем отличаются; сделать вывод. V. Изучение явления «Полного внутреннего отражения света»
Опытным путем с оптической скамьей исследуется явление, которое наблюдается при переходе света из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду. Результаты опыта обсуждаются в группах, затем три ученика выполняют чертежи на доске, остальные учащиеся – в тетрадях. Осветитель поместим в нижней части диска. Кроме падающего луча, в стекле существует и отраженный луч. Его след можно заметить на матовой поверхности полуцилиндра. Отражение луча происходит в соответствии с законом отражения света. n - показатель преломления стекла относительно воздуха, то 1/n – показатель преломления воздуха относительно стекла; n2 – среда воздух. рис. 3 Перемещая осветитель, увеличиваем угол падения. Одновременно будут увеличиваться и угол отражения, равный углу падения, и угол преломления. При этом угол преломления больше угла падения. sin β = n· sin α n > 1, sin β > sin α β > α Переходя в оптически менее плотную среду, луч отклоняется от перпендикуляра в сторону границы двух сред. Учащиеся также замечают, что с увеличением угла падения яркость (энергия отраженного пучка) растет, а преломленного падает. Угол падения становится таким, что преломленный пучок света идет вдоль границы раздела сред. βmax - 900 и соответствует α0. рис. 4 Что произойдет, если увеличим угол падения? (Происходит полное отражение света от границы оптически более плотной среды, когда α ≥ α0). рис. 5
n2 = 1 – среда воздух β = 900; sin β = 1; α0 - предельный угол полного отражения
Так почему же ценится алмаз? (показатель преломления для алмаза 2, 42; поэтому уже при малых углах можем наблюдать явление полного отражения света). Слайд 8. Установить соответствие (самостоятельная работа с самопроверкой). Слайд 9. Продолжить дальнейший ход луча света через призму (самостоятельная работа с самопроверкой)
VII. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний. Учащимся предлагается тест и дальнейшая самооценка ЗУН, полученных на уроке, если требуется, коррекция ответов (приложение 2). XIII. Домашнее задание Параграф 62, вопросы после параграфа; приведите примеры явлений полного отражения света, не рассмотренные в классе. IX. Подведение итогов урока. 2. Насыщение уроков развивающими и творческими заданиями и задачами Важнейшим компонентом творческой личности является ее стремление к переустройству мира, своего багажа знаний, к совершенствованию своего мировоззрения, к поиску оптимальных вариантов организации и управления мыслительными и трудовыми процессами. Для решения указанной проблемы можно предлагать учащимся развивающие и творческие задания и задачи. Развивающих творческих заданий в различной литературе предлагается достаточно много и, конечно, имеется у каждого учителя и в личном методическом арсенале. Главная идея их составления или подбора такова, что задания должны приглашать к размышлению, наблюдениям, поиску, выдвижению идей, высказыванию своей точки зрения, к творчеству. Таких заданий желательно иметь много и предлагать их систематически. Чтобы задания выполняли развивающую функцию и активно помогали реализовывать деятельностный подход к обучению, важно просить учеников составлять план их решения и после завершения работы проводить рефлексию действий. Если по ряду причин трудно организовать полный урок на деятельностной основе, можно включить в него одно или несколько творческих заданий. Основная их направленность - совершенствование умений учащихся создавать нечто новое, используя свои знания и практическое умение. Проиллюстрирую применение данного подхода на примере урока изучения нового материала с использованием интерактивной доски. |
Катаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация... «Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа) | Развитие познавательной активности учащихся на уроках физики Недбальская... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (Москва «Дрофа» 20007г); примерной программы... | ||
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И. Г., выделяющего следующие... | Методическая разработка на тему: «Формирование исследовательской... Кузнецова Марина Станиславовна, преподаватель (руководитель дисциплины физика и астрономия) | ||
Содержание программы. Введение. Актуальность компетентностного подхода... Составление алгоритма решения задач по разделам: кинематика, динамика, молекулярная физика, газовые законы, электрический ток, магнетизм,... | Э. Хаббард «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе реализации фгос ноо в мбоу сош №36» | ||
Программа работы Время Место проведения Форма трансляции Семинар школьного округа «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении в период перехода на фгос ооо». 31. 01. 2014г | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературного чтения» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реализация системно деятельностного подхода в обучении младшего школьника на уроках естественно научного цикла | Конкурс методических разработок «Новый урок для новой школы» Номинация Номинация: Реализация системно деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках | ||
«Путешествие в страну Звукобуквию» с применением тестопластики Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25 | Методическая разработка «Одномерные массивы» на языке программирования... «Одномерные массивы» на языке программирования pascal в теории и практике школьного курса «Информатика и икт»/ Методическая разработка.... | ||
Тема: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении детей с ограниченным интеллектом» Корректировка плана работы методического объединения и плана работы с молодыми учителями на 2012 – 2013 учебный год | Методическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | ||
Системно деятельностный подход в обучении математики «учебная самостоятельность», формированию которой и получению высоких результатов в обучении способствует, как показывает моя практика,... | «Базовые технологии системно деятельностного подхода». (Руководитель Зезина Н. А.) Публичный доклад мбоу гимназия №3 городского округа город Шароя Костромской области за 2012-2013 учебный год |