Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МБУ Информационно-методический центр
НТФ ГАБОУ ДПО Свердловской области
«Институт развития образования» МБОУ СОШ № 36
Практико-ориентированный семинар
с использованием открытых педагогических форм «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ № 36»
Нижний Тагил
2014
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
МБУ Информационно-методический центр
НТФ ГАБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»
МБОУ СОШ № 36 Практико-ориентированный семинар с использованием открытых педагогических форм «Реализация системно-деятельностного подхода в процессе реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ № 36»
«…чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания
нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменен способ обучения…»
Академик РАО В. С. Лазарев
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя
Э. Хаббард Целевая аудитория – заместители руководителей образовательных учреждений города по учебной работе, учителя начальных классов, учителя-предметники (учителя информатики, иностранного языка, работающие в начальной школе).
Цель проведения семинара – актуализировать первоначальный опыт МБОУ СОШ № 36 по реализации системно-деятельностного подхода в обучении как основы реализации ФГОС НОО; в рамках открытых педагогических форм представить некоторые пути решения проблемы, обозначенной в теме семинара, в рамках урочной деятельности.
Программа семинара
Дата проведения: 12.02.2014
Проводимое мероприятие
| Время
проведения
| Место проведения
|
Регистрация участников семинара
|
10.30-11.00
|
Фойе II этажа
| ► Вступительное слово к участникам семинара Козиной Ирины Борисовны, руководителя МБОУ СОШ № 36
«Создание условий в ОУ с целью реализации ФГОС НОО»
► «Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО». Пичикова Г.И., заместитель руководителя по учебной работе
► «Оценочная деятельность в процессе реализации ФГОС НОО и на этапе подготовки к введению ФГОС ООО». Шушаров А.П., заместитель руководителя по учебной работе.
►Выставка, кофе-пауза.
| 11.05-11.15
11.15-11.25
11.25-11.35
11.35-12.00
| Рекреация II этажа
Кабинеты 27,28
|
Начало работы секций и открытых педагогических форм
| ► Формирование коммуникативных учебных действий как надпредметных УУД в процессе преподавания предметов «Технология» и «Окружающий мир». (Интегрированный урок в 3-ем классе). Хлыбова Е.А., учитель начальных классов I кв.к., Ямова О.П., учитель начальных классов I кв.к.
| 12.05-12.50
I-ый поток
| Кабинет
22
II этаж
| ► Проектная деятельность как основа реализации ФГОС НОО в процессе преподавания предмета «Окружающий мир» (Урок-проект «Кто нас защищает» в 3-ем классе). Науменко Е.А., учитель начальных классов I кв.к., Окулова Л.Н., учитель начальных классов I кв.к.
| 12.05-12.50
I-ый поток
| Кабинет 25
II этаж
| ► Формирование познавательных и коммуникативных УУД в процессе реализации интегративной деятельности в обучении. (Интегрированный урок «Математики» и «Изобразительного искусства» во 2-ом классе). Колбачева Н.А., учитель начальных классов I кв.к., Красман Е.В., учитель начальных классов I кв.к.
| 12.05-12.50
I-ый поток
| Кабинет 11
I этаж
| ► Урок обобщения и систематизации знаний обучающихся как одно из средств комплексного формирования УУД. (Урок русского языка «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова» во 2-ом классе). Егорова Л.И., учитель начальных классов I кв.к., Шоломова И.А., учитель начальных классов I кв.к.
| 13.05-13.50
II-ой поток
| Кабинет 24
II этаж
| ► Формирование информационных универсальных учебных действий как надпредметных УУД в процессе преподавания предмета «Информатика». (Урок информатики во 2-ом классе). Вострикова И.А., учитель информатики высшей квалификационной категории.
| 13.05-13.50
II-ой поток
| Кабинет 31
III этаж
| ► Формирование коммуникативных УУД в процессе преподавания иностранных языков:
Формирование УУД как основы реализации системно-деятельностного подхода. (Урок немецкого языка «Дни недели» в 3-ем классе.). Головина Е.В., учитель немецкого языка I кв.категории.
Обобщение и систематизация знаний обучающихся как одно из средств комплексного формирования УУД. (Внеклассное мероприятие по английскому языку во 3-ем классе). Кокурова Т.Я., учитель английского языка I кв.категории.
| 13.05-13.50
II-ой поток
|
Кабинет 39
III этаж
Кабинет 32
III этаж
|
Системно-деятельностьный подход
Методологической основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход (СДП).
Понятие СДП было введено педагогами еще в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностного, который всегда был системным. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев).
Системно-деятельный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели;
решать задачи;
отвечать за результаты.
СДП нацелен на развитие личности и ее духовно-нравственное воспитание, на формирование гражданской идентичности.
СДП предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных активов;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий – УУД), гарантированность;
их достижения, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Таким образом, СДП предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие.
Чему учить?
Обновление
содержания
образования
| Ради чего учить?
Ценности образования
| Как учить?
Обновление технологий образования
|
(Изменение
содержания)
|
(Зачем учить?
Цель)
|
(Изменение методики)
| Для достижения нового образовательного результата необходимо обучение организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие обучающегося.
Так как основной формой организации обучения является урок, то в рамках СДП учителю необходимо знать:
принципы построения урока;
примерную типологию уроков;
критерии оценивания урока.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Критерии результативности урока.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексионное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные проемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Реализация СДП обучения опирается на методы:
активные;
интерактивные;
исследовательские;
проектные.
Дидактическая модель СДП (обучения) позволяет осуществлять:
формировать мышление через обучение деятельности;
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его создания и его личности в целом.
Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:
1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;
2) проектная деятельность;
3) уровневая дифференциация;
4) информационно-коммуникационные технологии.
Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:
не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования
к уроку
| Урок
современного типа
| Универсальные
учебные действия
| Объявление темы урока
| Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
| Познавательные общеучебные, коммуникативные
| Сообщение целей и задач
| Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
| Регулятивные целеполагания, коммуникативные
| Планирование
| Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
| Регулятивные планирования
| Практическая деятельность учащихся
| Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
| Осуществление контроля
| Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
| Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
| Осуществление коррекции
| Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
| Коммуникативные, регулятивные коррекции
| Оценивание учащихся
| Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
| Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
| Итог урока
| Проводится рефлексия
| Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
| Домашнее задание
| Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
| Познавательные, регулятивные, коммуникативные
| Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Для заметок |