Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание





Скачать 215.76 Kb.
НазваниеУчащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание
Дата публикации15.08.2014
Размер215.76 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат





МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Московская область г. Сергиев Посад

Активизация познавательной деятельности


учащихся при изучении физики

учитель физики

Ометова Ольга Валентиновна




СОДЕРЖАНИЕ:

I. Введение 3

II. Приемы пробуждения у учащихся интереса к физике 5

II.1. Использование художественной литературы. 7

II.2. Рассмотрение примеров, взятых из повседневной жизни 10

II.3. Лабораторные работы 11

II.4. Экспериментальные домашние задания 18

III. Заключение 20

I. Введение.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира.

Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей - субъектом деятельности.

В педагогической и психологической литературе высказывается мысль, что главная функция учителя - это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.

Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.

Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.

На первой стадии - удивления и любопытства - у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушании рассказа об интересном случае из истории физики, от обычного применения явления и т.д. Этот интерес гаснет и быстро исчезает при изменении ситуации на уроке. Но учитель не должен пренебрегать этой первой возможностью вызвать ростки интереса к учению.

Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока - оборудование, мастерство учителя, формы работы на уроке.

По мере обогащения запаса конкретных знаний в процессе учебной деятельности, осознания ряда фактов, явлений, законов происходит все большая объективация интереса: ученик придает все возрастающее значение реальному содержанию объекта своего интереса. Любопытство перерастает в любознательность.

Любознательность является более совершенной ступенью познавательной направленности личности ученика. Здесь на первый план выступает установка на познание. Поэтому проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности.

Стадия любознательности характеризуется стремлением учащихся глубже ознакомиться с предметом, больше узнать. На этой стадии учащиеся много спрашивают, спорят, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей. Учителю следует так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.

Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.

В процессе обучения физике изменяется объект интереса учащихся. Вначале это факты, опыты, явления; затем - возможность их объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей, приводящее к пониманию физической картины мира.

Как может учитель физики судить об уровне развития интересов учащихся на уроках? Обобщая данные педагогических исследований, можно сформулировать следующие показатели интереса.

1. Активное включение в учебную деятельность (сколько раз поднимал руку, отвечал, выступал на уроке по желанию, задавал вопросы учителю).

2. Реакция на звонок с урока.

3. Самостоятельность выводов и обобщений.

4. Добровольное выступление с докладами.

5. Участие по собственному желанию в анализе и дополнениях ответов товарищей.

6. Желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления.

7. Самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома.

8. Свободное чтение научно-популярной литературы в школьной библиотеке и дома.

9. Участие во внеклассной работе по физике.

Именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.
II. Приемы пробуждения у учащихся интереса к физике.
Воспитание интереса у школьников к предмету - сложный процесс. В своем становлении и развитии интерес учащихся к предмету проходит несколько этапов: любопытство (неустойчивый интерес), любознательность (неустойчивый интерес) и устойчивый познавательный интерес.

Знание этапов формирования познавательного интереса у школьников позволяет правильно оценить роль занимательности на уроках.

Занимательность преподавания служит средством пробуждения познавательного интереса. Она рождает любопытство и поддерживает любознательность. Занимательность оживляет рассказ учителя и привлекает внимание учащихся. Умело используемая на уроке, занимательность не только пробуждает познавательный интерес, но и служит средством запоминания особо трудного материала, средством переключения внимания и разрядки напряженной обстановки в классе, средством повышения эмоционального тонуса учебной деятельности. Она способствует доступности сообщаемых знаний, обостряет эмоциональное отношение к предмету познания и обеспечивает лучшее протекание познавательных процессов.

Чтобы занимательность могла играть столь положительную роль в обучении, она должна обладать не просто внешней привлекательностью, выразительностью, а рождать интерес к изучаемой теме.

Условие успешности применения занимательности на уроке - использование ее в сочетании с различными средствами развивающего обучения. Ученики должны не только слушать интересный рассказ учителя. Они должны активно участвовать в учебном поиске, работать самостоятельно с книгой, с раздаточными и дидактическими материалами, решать задачи и выполнять лабораторные опыты. Только при этом условии формируется устойчивый познавательный интерес.

Каковы же приемы занимательного изложения материала на уроках физики? Развернутый ответ на этот вопрос можно найти в статье Я.И. Перельмана «Что такое занимательная наука», где указываются следующие приемы:

1. Положения науки иллюстрируются событиями современности.

2. Привлекаются примеры из техники.

3. Используются художественная литература, легенды сказания.

4. Предполагаются различные фантастические ситуации: описание мира, в котором устранены сила тяжести или трения; рассмотрение последствий внезапного прекращения вращения Земли, изменения наклона ее оси.

5. Используются парадоксы.

6. Разбираются бытующие предрассудки.

7. Делаются неожиданные сопоставления.

8. Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.

9. Анализируются математические фокусы, подвижные и настольные игры и т.д.

10. Приводятся примеры использования физических закономерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино.

11. Делаются экскурсы в область истории науки.
II.1. Использование художественной литературы.

Я хочу привести примеры некоторых приемов, которые использую на своих уроках. Один из них - использование художественной, научно-фантастической и научно-популярной литературы.

а) Физика в пословицах.

В пословицах - кратких изречениях, поучениях - проявляются мировоззрение, национальная история, быт людей. Мы пытаемся с учащимися объяснить их лишь с точки зрения прямого физического смысла. Например, пословицы, связанные с тепловыми явлениями и молекулярным строением вещества.

«Много снега - много хлеба».

«Гвоздем (шилом) моря не нагреешь».

«Спросил бы у гуся, не зябнут ли ноги».

Они легко объяснимы. Снег, как известно, обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые от вымерзания. Много снега - «шуба» толстая, мороз не доберется до озимых. Кто-нибудь из учащихся обязательно предложит другой вариант. Весной снег растает, и почва получит много влаги для всходов.

Использую пословицы, в которых говориться о таком свойстве тел, как смачиваемость.

«Он сух из воды выйдет».

«С гуся вода, а с меня, молодца, небылые слова».

«Без сала дегтя не отмоешь».

«В которой посудине деготь побывает - и огнем не выжжешь».

«С ним говорить - что решетом воду носить».

Задаю вопрос: Можно ли выйти сухим из воды? Конечно, но для этого нужно смазаться веществом, которое не смачивается водой, например каким-либо жиром.

Перья гуся и других водоплавающих птиц покрыты тончайшим слоем жира, который не смачивается водой. Выйдет птица из воды, встряхнется и окажется сухой. В житейском смысле пословицу надо понимать так: молодцу все нипочем, ничто на него не действует, при всех обстоятельствах он остается «сухим».

Поверхность, покрытая дегтем, не смачивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удален с поверхности предметов.

Деготь относится к веществам, смачивающим многие тела. Этот темный смолистый жидкий продукт может на долгое время испортить настроение, т.к. трудно избавиться от его устойчивого малоприятного запаха.

Пословица «Алмаз алмазом режется», может послужить отправной точкой разговора о таком свойстве тел, как твердость.

Известно, что твердое тело трудно поцарапать.

Алмаз - самый твердый природный минерал.

Ни один из природных минералов не может нанести царапину на алмаз или тем более разрезать его, кроме алмаза.

Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства минерала. Многие твердые металлы поддаются ковке в сильно нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко можно придать требуемую форму, поэтому: «Куй железо , пока горячо».

А вот пословица:

«От грома и в воде не уйдешь».

позволяет поговорить не только о теплопроводности, но и напомнить ученикам, как нужно вести себя во время грозы.

Эти пословицы связаны с трением и использованием смазки для его уменьшения.

«Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой».

«Корабли спускают, так салом подмазывают».

В первой из них роль смазки выполняет утренняя роса, во второй - сало.

Несколько пословиц о звуке.

«От того телега запела, что давно дегтю не ела».

«Ударь обухом в дерево, дупло само скажется».

«Как аукнется, так и откликнется».

В первой пословице предполагается, что деготь выполняет роль смазки при трении колеса об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колеса на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипичный звук. Кстати, по той же причине скрипят несмазанные дверные петли.

При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному. На этом свойстве основан метод выстукивания, который применяется в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды.

б) Физика в народных приметах.

«Погодные» приметы разнообразны. Одни относятся к поведению людей и животных, другие связаны с различными физическими явлениями, третьи - с религиозными верованиями.

«Если звезды блестят ярко- к стуже».

«Ясный млечный путь летом - к ведру».

«Мало звезд на небе - к ненастью».

Можно привести примеры, которые сулят добрую, ясную погоду:

«Обильная роса - к хорошей погоде».

«Туман утром стелется по воде - к хорошей погоде».

Эти приметы истолковываются так. При отсутствии облачности ночью земля за счет теплового излучения охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает конденсацию атмосферного водяного пара и, как следствие, выпадение росы, появление тумана.

Следует обратить внимание учащихся на то, что по одной примете, конечно же, нельзя сделать достоверный вывод о предстоящей погоде. Все приметы носят приблизительный характер, что связано со сложностью происходящих в атмосфере процессов. Чем больше признаков совпадает, тем точнее будет прогноз погоды.

Предлагаю учащимся самим найти пословицы и ответить на вопросы.

В качестве домашнего задания предлагаю каждому ученику найти по одной пословице и ответить на вопросы:

1. О каком физическом явлении (понятии, законе) говориться в пословице?

2. Каков физический смысл пословицы?

3. Верна ли пословица с точки зрения физики?

4. В чем житейский смысл этой пословицы?
II.2 Рассмотрение примеров, взятых из повседневной жизни.
Весь окружающий нас мир природы и техники наполнен разнообразными физическими явлениями.

Большое внимание проявляют учащиеся при ответах на вопросы из повседневной жизни: Почему небо синее? Почему подушка мягкая? Почему в мороз снег скрипит под ногами? Почему металлической ложкой можно обжечь губы, а деревянной нет? Почему у сыра дырки круглые? Почему, чтобы огурцы засолились быстрее, их заливают кипятком? Почему при укладке рельс их не кладут в стык?

Подобные вопросы целесообразнее использовать при объяснении, чтобы привлечь внимание учащихся.

Обязательно при изучении понятий «инерция» и «тормозной путь» повторяем с учащимися правила дорожного движения: разбираем физический смысл дорожных знаков «Осторожно дети», «Переход», «Крутой поворот».

При изучении закона Бернулли рассматриваем технику безопасности на железнодорожном транспорте: почему нельзя стоять у края платформы на железной дороге или в метрополитене.

Стараюсь привлечь внимание ребят на уроке и развивать у них интерес к предмету. Учимся видеть необычное в обычном.
II.3 Лабораторные работы.
Изучение физики начинается с вводных уроков. На I урок учащиеся идут с надеждой узнать что-то новое, неизвестное им. На этом уроке учитель начинает демонстрировать школьникам различные эффектные опыты. У детей возникает кратковременный интерес. Учащиеся с большим желанием сами будут участвовать в проведении физического эксперимента, если им предложит это учитель.

Поэтому для поддержания постоянного интереса желательно проводить как можно чаще кратковременные лабораторные работы. Они должны быть краткие по времени, легкие в постановке и нацелены на усвоение и отработку конкретного учебного материала. Это способствует развитию у школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

При прослушивании учебного материала учащиеся начинают уставать и их интерес к рассказу снижается. Физический эксперимент, особенно самостоятельный, хорошо снимает тормозное состояние головного мозга у ребят. Эксперимент позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, а также развить практические умения и навыки. Опыт показывает, что проведение фронтальных лабораторных работ, решение экспериментальных задач, выполнение кратковременного физического эксперимента в 4-5 раз эффективнее, чем ответы на вопросы или работа над упражнениями учебника.

Выделяются определенные требования к физическому эксперименту.

Прежде всего он должен быть выразителен. Побочные явления, которые могут привести к неправильному толкованию опыта, надо свести до минимума. Опыт должен быть надежен, а его результаты - достаточно точны. Повторение их при одних и тех же условиях не должно давать больших расхождений.

Кроме всего прочего, опыт должен отвечать требованию оптимальной скорости поступления информации, связанной с ограниченностью времени, отведенного для него, и осуществляться с учетом возрастных особенностей учащихся, их уровня знаний, умений и навыков. При этом информация должна быть доступна для понимания и направлена на введение и отработку конкретного смыслового элемента учебного материала.

Приведу примеры кратковременных лабораторных работ, которые использую на своих уроках.
Л/р № 1. Зависимость скорости диффузии от температуры.
Цель работы. Показать, что скорость диффузии зависит от температуры смешивающихся веществ.

Оборудование: химический стакан, частично заполненный водой, мензурка, заполненная раствором медного купороса, стеклянная трубка.

В химических стаканах должна находится вода различной температуры. В первом ученическом ряду (около двери) должны быть стаканы, заполненные водой комнатной температуры, в среднем ряду - химические стаканы, температура воды в которых равна приблизительно 10С (вода из-под крана), а в третьем ряду в химических стаканах горячая вода (около 40С).

Работа, предложенная учащимся, кажется простой. Они с охотой принимаются за неё. У учащихся, которые широко успевают по физике, на столах могут быть химические стаканы с горячей и теплой водой. В этом случае у них не будет просматриваться четкая граница раздела воды и медного купороса, тогда как у остальных ребят опыт пройдет удачно.

Возникает проблемная ситуация. И конечно, вполне естественно обращение к учителю с вопросом: почему? Однако не следует торопиться с ответом. Надо, чтобы школьники его нашли сами. И они его находят.

При обмене химическими стаканами учащиеся могут сравнивать результаты своего опыта с результатами опытов одноклассников. Кто-то может обратить внимание на то, что у одних ребят вода холодная и результат хороший, а у других вода горячая и результат, по их мнению, оказался плохой. Вот здесь-то и необходимо вмешательство учителя. Во-первых, учеников надо успокоить; во-вторых, отметить, что плохих результатов нет. В-третьих, попросить одного из них объяснить причину различных результатов в экспериментальной работе. При обобщении результатов опыта должен прозвучать вывод: при более высокой температуре диффузия происходит быстрее. Его надо записать в тетради.
Л/р № 2. Взаимодействие стеклянных пластинок.
Цель работы. Увидеть взаимное притяжение тел.

Оборудование: две стеклянные пластинки, медицинский флакончик с водой, стеклянная трубка с грушей.

Простота опыта подкупает. Накладывают две сухие стеклянные пластинки друг на друга. Удерживая верхнюю пластинку, отпускают нижнюю и оценивают, как она легко отходит от верхней.

При выполнении этой работы ученики не могут ощутить взаимодействие между молекулами, ибо взаимодействие между частицами вещества проявляется на очень малом расстоянии. Но дальнейшую работу учащиеся осуществляют с интересом. Их действия сводятся к тому, что при помощи стеклянной трубки с грушей они переносят несколько капель воды из флакончика на одну из стеклянных пластинок и накрывают ее другой. Затем стремятся развести пластинки в стороны. В этот момент видят, что для указанных действий требуется определенное усилие.

Результат эксперимента может быть еще более эффективным, если предложить учащимся перемещать пластинки относительно друг друга. Когда они совпадают полностью, то разъединить их очень трудно. Учащиеся воочию наблюдают проявление молекулярного взаимодействия.
Л/р № 3. Наблюдение за деформацией тел при взаимодействии.
Цель работы. Увидеть деформацию тел при их взаимодействии.

Оборудование: бруски стальной и алюминиевый, линейка металлическая, цилиндры пластмассовый и стальной, ластик, стеклянная трубка с грушей, мензурка с водой.

Изменение формы тел происходит при их взаимодействии. В этом ученики могут убедиться при проведении ряда опытов с различными телами.

На стол кладут два бруска на расстоянии 20 см один от другого, на них - металлическую линейку, на линейку - пластмассовый цилиндр. Наблюдают незначительную деформацию линейки. Деформация будет больше, если пластмассовый цилиндр заменить на стальной.

Деформация тел при взаимодействии видна, когда из мензурки с помощью стеклянной трубки с грушей набирают воду. При выполнении этой работы ученики хорошо видят, что под действием пальцев резиновая груша деформируется, деформируются и пальцы рук.

После выполнения этой работы можно предложить ученикам взять ластик в руки и попробовать изменить его форму. Это возможно только в том случае, если на ластик будут действовать пальцы рук. Ученики выполняют это задание и наблюдают, как меняется форма взаимодействующих тел - ластика и пальцев рук.

Л/р № 4. Демонстрация сообщающихся сосудов.
Цель работы. Проверить закон сообщающихся сосудов самостоятельно изготовленным прибором.

Оборудование: два шприца без поршней, резиновый шланг, мензурка с водой, воронка, индикатор давления.

Сообщающиеся сосуды ребята могут легко изготовить, имея в своем распоряжении два шприца и резиновый шланг. Для этого надо резиновый шланг надеть на шприцы, и прибор готов. Теперь перед учениками стоит задача заполнение сообщающихся сосудов водой. Как это сделать? Надо закрыть отверстие одной трубки и свободный конец другой опустить на максимальную глубину в мензурку с водой. Открыв отверстие и сразу же закрыв при максимальном подъеме воды в трубках, нужно вынуть прибор из воды, придав ему U-образную форму, и продолжить работу. Если жидкости в сообщающихся сосудах недостаточно, то можно долить ее из мензурки при помощи воронки. Добившись необходимого уровня воды в коленах (трубках) прибора, можно приступать к работе: опустить, а затем поднять каждое колено, развести в разные стороны, наклонить, скрестить. И во всех случаях ученики, наблюдают за расположением уровня воды в сообщающихся сосудах, отмечают, что поверхности жидкости в обоих коленах прибора располагаются на одном уровне.

Справедливость данного вывода можно проверить при помощи индикатора давления. Заполнив водой индикатор давления, ученики видят, как сначала жидкость движется из одного колена в другое, а затем устанавливается так, что ее свободные поверхности в двух коленах располагаются на одном уровне.

Л/р № 5. Исследование зависимости кинетической энергии тела от его скорости и массы.
Цель работы: Выяснить зависимость кинетической энергии тела от его скорости и массы.

Оборудование: два металлических бруска, металлическая линейка, ластик, стальной и пластмассовый цилиндры.

На стол кладут металлический брусок. К нему под некоторым углом прикладывают линейку. У основания линейки на расстоянии 2 см кладут ластик. Таким образом, установка подготовлена, можно приступать к опыту.

На середину линейки кладут пластмассовый цилиндр и отпускают его. Цилиндр скатывается с линейки и ударяется о ластик. При этом ластик перемещается на некоторое расстояние и совершает работу по преодолению сопротивление преграды. Опыт повторяют, положив цилиндр на верхний конец линейки.

Затем меняют пластмассовый цилиндр на стальной и снова отпускают с середины наклоненной линейки. Наблюдают за происходящим явлением и делают вывод: кинетическая энергия тела тем больше, чем больше его масса и скорость.
Л/р № 6. Демонстрация атмосферного давления.
Цель работы: Понаблюдать за проявлениями атмосферного давления в разных случаях.

Оборудование: кювета с водой, пробирка с водой, пипетка, шприц с поршнем, стеклянная трубка.

Выполнение этой работы хорошо начать с известного опыта по переносу воды из одного сосуда в другой. Но именно этот опыт выполнять надо медленно, с последующим объяснением наблюдаемого явления. При обобщении материала необходимо подчеркнуть, что давление атмосферы действует и на столб воды в трубке. Если закрыт верхний конец трубки, то атмосфера будет удерживать воду в ней.

После выполнения первого опыта учащимся предлагают опыт по подъему жидкости в трубке при помощи поршня.

Ученики с интересом выполняют эту работу. Поместив нижний конец шприца в кювету с водой, они медленно поднимают поршень и наблюдают подъем воды за поршнем. Выполняя ради любопытства несколько раз такие действия, ученики стремятся найти объяснение этому явлению. Обобщая выводы учащихся, нужно добиться того, чтобы на уроке прозвучало объяснение, аналогичное тому, которое приведено в стабильном учебнике «Физика»: если поднимать поршень, то за ним будет подниматься и вода. Происходит это потому, что при подъеме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под воздействием атмосферного давления и устремляется вода вслед за поршнем.

Следующий фрагмент экспериментальной работы - это опыт с пробиркой. Ученики берут пробирку с водой, закрывают ее отверстие пальцем и, перевернув пробирку запаянным концом вверх, опускают в кювету с водой.

Открыв отверстие пробирки под водой, ученики наблюдают, что вода из пробирки не выливается.

У одних учеников это явление вызывает удивление, у других - восторг, но все они стали свидетелями проявления атмосферного давления в процессе выполнения опыта.

По окончании экспериментальной работы учащиеся должны выполнить следующее задание: проделать опыт с пипеткой и объяснить ее действие.

Выполнение этого задания и объяснение наблюдаемого явления учащимся позволят учителю иметь представление об усвоении изучаемого материала.


II.4. Экспериментальные домашние задания.
Выполнение опытов и наблюдений в домашних условиях является важным дополнением ко всем видам экспериментальных и практических работ, проводимых в школе. Домашние опыты и наблюдения приучают учащихся к исследовательской работе, рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству, вырабатывают у них наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность. Домашние опыты учащиеся выполняют охотнее, чем другие виды домашних заданий, а большое количество вариантов исключает списывание. После их выполнения оформляется отчет, в котором учащиеся не только объясняют последовательность своих действий, но и дают теоретическое обоснование описываемому явлению.

Опыт 1.

Налейте воду в мерную кружку. Запишите, чему равен ее объем.

Используя линейку, определите объем пяти кусков сахара-рафинада.

Подсчитайте суммарный объем сахара и воды.

Положите сахар в мерную кружку. Дождитесь полного растворения. При размешивании постарайтесь не выплескивать воду. Измерьте объем полученной смеси. Сравните, на сколько делений должна была подняться вода и на сколько она поднялась фактически. Объясните результат.

Если нет мерной кружки, изготовьте ее самостоятельно.
Опыт 2.

Проверьте и объясните, почему продукты, оставленные в холодильнике открытыми, относительно быстро высыхают. Почему в холодильнике не рекомендуют рядом с молоком и молочными продуктами хранить нарезанный лук или сельдь?


Опыт 3.

Проверьте, будет ли зависеть скорость диффузии газов от массы молекулы. Можно качественно проверить эту идею, воспользовавшись парами жидкости, чьи молекулы сильно различаются по размерам и массе. Поскольку регистрирующим инструментом будет ваш нос, то следует использовать пары с хорошо различимыми запахами. Возьмите аммиак и любые духи. Что вы знаете о молекулах этих веществ (качественно)? Сравните их с молекулами газов, содержащихся в воздухе. Налейте немного аммиака в одну банку с крышкой, и немного духов - в другую. Встаньте посередине закрытой комнаты, пусть ваши помощники откроют банки в ее противоположных концах. Измерьте и сравните промежутки времени, спустя которые вы почувствуете запах. Сделайте вывод о зависимости скорости движения молекул разных веществ при одинаковых условиях.
Опыт 4.

В пузырек с водой капните немного синих чернил для авторучки, чтобы раствор был бледно голубым. В тот же пузырек положите растолченную таблетку активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Наблюдайте, что получается. Почему? Как называется такое явление? Где оно используется в жизни? Добавьте в воду другие красители и проведите проверку.
В любом классе есть несколько ребят, которые любят что-то мастерить. Используя их интерес, предлагаю сконструировать какую-либо модель прибора. Учащиеся выполняли работы по изготовлению моделей телефона, электроскопа, модели грудной клетки, на которой можно показать принцип механизма дыхания человека, модель камеры Обскура. В настоящий момент готовят модели перископа и калейдоскопа. Такие задания выполняются учащимися только по их желанию. Любое проявление интереса только приветствуется.

III. Заключение.
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно.

У многих учеников первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике. Занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет. Занимательность - это прием учителя который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.

Требования, которые следует предъявить к занимательному материалу:

1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Используя на уроке занимательный материал или советуя его прочесть, учитель должен обязательно поставить вопрос: «Как?», «Почему?», «Отчего?»

2. При использовании занимательного материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития.

3. Разумнее привести на уроке один-два примера, чем перечислять ряд интересных и эффектных фактов, которые своей многочисленностью не только не решат поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план.

4. Учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами.

Занимательность является первоначальным толчком к углубленной познавательной деятельности учащихся.

Учитель использует занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе при объяснении большого по объему или объективно трудного материала.

Приведенный выше материал может быть раскрыт по-разному. Я лишь попыталась рассмотреть небольшую часть вопросов по данной теме и поделиться своим конкретным опытом. Объем данной работы не позволяет полностью раскрыть интересную для меня тему. Так, например, можно также рассмотреть дидактические игры, применение игрушек, как наглядных пособий на уроке, рассмотрение интересных качественных задач и т.д.

Литература:
1. Внеклассная работа по физике. Синичкин В.П., Синичкина О.П. //Саратов ОАО «Издательство «Лицей», 2002 г.
2. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. Ланина И.Я.// Москва, «Просвещение» 1985 г.
3. Познавательные опыты в школе и дома. Жукова В.А.//Москва, «Росмэн», 2001 г.
4. Большая книга экспериментов для школьников. Мотылева Э.И.// Москва «Росмэн», 2001 г.
5. Физика в рисунках. Бесчастная Н.С. // Москва, «Просвещение», 1981 г.
6. Занимательная механика. Перельман Я.И. // Москва. 2001 г.
7. Физика в пословицах, поговорках, стихах. Тихомирова С.В. // Москва, «Новая книга», 2002 г.
8. Физическая микролаборатория. Объедков Е.С., Поваляев О.А.//Москва, «Просвещение, 2001 г.
9. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. Иванов Л.А. //Москва, «Просвещение», 1983 г.
10. Задачник по физике. Остер Г. //Москва, «Росмэн», 1998 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconКраткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися...
Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconАнализ работы мо естественно-научного цикла моу «сош №4 с. Правокумского»...
Мосева Жанна Рантиковна, учитель физики Харченко Елена Валентиновна, учителя математики Ханмагомедов Гюл Абдуризакович и Иванец Ольга...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconКонспект урока физики «Путешествие в мире физических явлений»
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconПрограмма по физике для 9 класса Учитель Леденёв в и гбоу сош 1384
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconФормирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов...
Е. В. Плащевая, В. А. Смирнов, Н. В. Нигей «формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconЭвристический подход при изучении физики
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconКонспект урока по алгебре в 7 классе Урок мастерская по теме: «Формулы...
Помящая Ольга Валентиновна, гбоу сш №238 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconЦентрализованное тестирование как составная часть мониторинга качества...
В. В. Максимов. «Проективные методы в клинической психологии». – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 31 с
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconСамостоятельная работа. Ход урока
Биологу при уточнении хода лучей через прозрачную среду глаза нужна помощь физика, а учителю физики при изучении строения глаза необходимы...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconМетодическая разработка урока физики, 8 класс 2009 г. Автор: Платонова...
Урок «Кристаллические тела и особенности их строения» первый урок в теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Биологу при уточнении хода лучей через прозрачную среду глаза нужна помощь физика, а учителю физики при изучении строения глаза необходимы...
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconКинематика
Составили: Мошарев А. П. учитель физики мбоу «Хетовская сош», Зайков А. В., учитель физики моу «Кречетовская сош»
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание iconУважаемый студент!
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск