Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа»





Скачать 107.51 Kb.
НазваниеЦентрализованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации27.07.2013
Размер107.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ.

Сообщение на августовском РМО учителей физики .

Учитель физики МКОУ «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» Меньшикова Н. Ф.

План.

1. Необходимость такой формы контроля знаний как тестирование.

2. Его преимущества.

3. Принципы и характерные черты тестирования.

• Система физического образования формировалась в процессе многолетней практики преподавания физики в общеобразовательных учреждениях России. Однако в 90-егоды проявилась нарастающая тенденция к отставанию уровня знаний и умений по физике учащихся российских общеобразовательных школ от их сверстников из других развитых стран.

• Международные исследования TIMSS и PISA изучают образовательные достижения учащихся разных стран.

Результаты российских школьников по естественнонаучной грамотности существенно ниже результатов школьников лидирующих стран. Они хорошо выполняют только задания репродуктивного характера. В то же время результаты наших учащихся значительно ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях. Сложность оценивания усугубляется тремя глобальными тенденциями, свойственными мировой педагогической практике. Во – первых, в нашем веке знания меньше приобретаются последовательно, как раньше. Они часто получаются через средства массовой коммуникации. Во – вторых, растёт «технократизм» образования, то есть, растут требования к профессионализму работника, дефицит которого усердием не компенсировать. В – третьих, на этом фоне меняется роль учителя. Если раньше он, в основном, выполнял функцию накопителя и распространителя научной информации, то теперь ему нужно превратиться в фигуру, центральная задача которой управлять познавательной активностью учащихся и контролировать ее результаты.

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.

В теории и практике внутришкольного управления наибольшее распространение получили следующие формы и методы педагогического контроля:

1. тематический - глубокое изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы (изучение системы работы учителя в границах учебной темы);

2. фронтально-обзорный - пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам;

3. сравнительный - параллельное изучение личности учащихся, учебных групп, отдельных педагогов;

4. персональный - всестороннее изучение личности конкретного ребенка, системы профессиональной деятельности отдельного педагога;

5. классно-обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе;

6. предметно-обобщающий - изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) по отдельным учебным курсам;

7. комплексно-обобщающий - всестороннее изучение качеств знаний и умений учащихся (качества преподавания) в конкретном классе на начальной, основной средней или полной средней ступени школы;

8. оперативный - изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе.

9. формулирующий - оценивание осуществляется в течение всего времени обучения для установления обратной связи от обучаемых к преподавателю;

10. итоговый (суммативный) - оценивание направлено на подведение конечных результатов обучения (аттестация).

Выявляются четыре основные функции педагогического контроля :

• диагностическая (оценка степени усвоения учебной программы и уровня профессионализма и квалификации слушателей);

• обучающая (повышение мотивации и индивидуализация темпа обучения);

• организующая (совершенствование организации учебного процесса за счет подбора оптимальных форм, методов и средств обучения);

• воспитывающая (выработка структуры ценностных ориентаций).

При организации педагогического контроля рекомендуется соблюдать следующие принципы:

• связь с процессом образования и воспитания;

• объективность, справедливость и гласность;

• надежность, эффективность, валидность;

• системность и всесторонность.

Измерение считается объективным, если удается максимально уменьшить интерсубъективные воздействия исследователей. Достичь унификации и уменьшения субъективных воздействий на процедуру педагогического контроля можно за счет обеспечения объективности проведения измерения, обработки данных, интерпретации результатов измерения.

Валидность измерения показывает то, что данная методика позволяет измерять действительно требуемые критерии (характеристики) исследуемого педагогического явления.

Совершенствование системы педагогического контроля можно вести в двух основных направлениях.

Первое - это совершенствование традиционных форм и методов за счет их критического осмысления.

Организация эффективной системы педагогического контроля предполагает обязательный переход к процедуре педагогических измерений с использованием различных методов обоснования выносимых педагогических оценок. При этом оценка выступает как характеристика некоторой абстрактной величины (знание предмета, общественная активность, свойства личности студента и др.).

Широко используемая в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна. Но она имеет ряд существенных недостатков:

• субъективность и зависимость от оценщика;

• слабая дифференцирующая способность.

Второе направление предусматривает использование технических средств в сочетании с тестовой методикой.

• Педагогический тест - это инструментальное средство контроля знаний, при использовании которого можно с заданной точностью определить надежность и валидность проводимых измерений. Применение тестовой методики позволяет осуществлять количественный анализ успешности обучения по различным учебным группам (классам, отдельным учебным заведениям, районам), что невозможно в рамках традиционной школьной системы оценивания. Профессионально составленный тест позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся (ограничение накладывает только наличие посадочных мест) по полной программе преподаваемой дисциплины, в то время как традиционные экзамены позволяют проводить только выборочную проверку знаний. При осуществлении тестового контроля проверяющим не требуется наличия специальных предметных знаний, что значительно упрощает организацию процедуры. Однако простота и технологичность использования тестовых процедур сочетается со значительными интеллектуальными и материальными затратами, необходимыми для его разработки.

• В настоящее время преподаватели, руководители образовательных учреждений начинают достаточно широко применять тестовую форму контроля знаний, используя при этом либо опубликованные в педагогических изданиях тесты, либо тесты собственной разработки. Отмечая эту тенденцию, как безусловно положительную, следует отметить, что, как правило, при этом используются так называемые неформальные педагогические тесты, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к инструментальным диагностическим средствам педагогического контроля. Управленцы всех уровней не располагают стандартизованными инструментальными средствами педагогического контроля. Учебные заведения (методисты) самостоятельно разрабатывают мониторинговый инструментарий, содержание и структура которого определяются спецификой изучаемого объекта, особенностями форм и методов диагностики. Качество диагностических средств не подвергается серьезной проверке, что делает проблематичным принятие обоснованных управленческих решений по результатам контроля.

Вероятно, пришло время органам управления образованием серьезно заняться вопросом разработки региональной системы измерителей учебных достижений.

Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. В качестве таких измерительных средств предлагается использовать критериально-ориентированные тесты.

Для эффективного внедрения стандартизированных тестов учебных достижений в педагогическую практику региона необходимо разработать и утвердить:

• единые унифицированные требования к составлению тестовых заданий;

• стандартные требования к тесту как инструментальному средству педагогической диагностики (валидность, надежность и тд.);

• единые требования к технологии проведения тестирования;

• общие научно-обоснованные подходы к интерпретации результатов тестирования.

Такого рода стандартизация создаст условия, позволяющие проводить сравнительный анализ результатов тестирования и получать общую картину динамики развития системы образования региона.

Разрабатываемые нормативные требования не должны вступать в противоречие со сложившейся практикой оценивания знаний. Для того, чтобы система стандартизированных тестов выполняла свою организующую и стимулирующую роль, необходимо обеспечить ее преемственность с существующей системой оценивания. На начальном этапе не следует жестко увязывать требования стандарта со знаниями отдельно взятого ученика (особенно с неудовлетворительной оценкой). Используя стандартизированные тесты, следует ориентироваться на получение обобщенных показателей уровня преподавания в учебной группе, образовательном учреждении, районе, реализуя, таким образом, мониторинг качества учебного процесса, аттестацию учебных заведений, сертификацию учащихся. При разработке стандартизированных средств контроля важно учитывать реально существующий уровень учебной подготовки учащихся в каждом конкретном районе (учебном заведении). Необходимо понимать, что использование новых программ, технологий, методик преподавания позволит добиться позитивных перемен в профессиональном образовании только в результате кропотливой, многолетней работы.

Создание измерительных стандартов и их внедрение в систему образования не может основываться исключительно на теоретическом обосновании минимальной достаточности знаний. Требуется постоянная работа по созданию, усовершенствованию измерительных средств, по уточнению статистических критериев оценки качества учебной подготовки. Нужно не допустить возможных разрушительных последствий использования нормативных требований, не прошедших серьезной эмпирической проверки, построенных исключительно на априорных соображениях педагогов.

О пробелах в знаниях абитуриентов, которых по определению вообще не должно быть, говорил и министр образования Сергей Маскевич на итоговой коллегии ведомства. И дал задание управлению общего среднего образования совместно с Национальным институтом образования тщательно разобраться в причинах допускаемых при тестировании ошибочных ответов на элементарные вопросы и предложить действенные меры по изменению ситуации. Причем министр подчеркнул, что уровень знаний абитуриентов по государственным языкам, математике и физике хоть и сопоставим в процентах с показателями многих стран Европы, все же остается относительно невысоким.

В настоящее время для контроля результатов учебной деятельности учащихся используется метод тестирования. Он основан на использование специальной системы, состоящей из большого количества заданий-тестов, требующих краткого ответа или выбора из совокупности предложенных.

Во многих странах мира широко распространены интеллектуальные тесты - специальные задания для изучения индивидуально-психологических особенностей человека (уровня одаренности, скорости протекания умственныхпроцессов, настойчивости, способности к самоконтролю и др.) и для выявления способностей (пространственных представлений, способностей оперировать числами и др.). Тесты применяются также для исследования малых групп (экипажей, команд, бригад), в клинической психологии, в психолого-педагогических исследованиях.

Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Основоположники тестирования - Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 году. Начало развития современной тестологии - массового применения тестов на практике, связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном, метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности, удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых. Если знания учащихся проверяются методом тестирования, то контрольные задания составляются на основе поэлементного анализа, т.е. четко выделяются элементы знаний, подлежащие проверке: определяется требуемый уровень их усвоения и задания формулируются таким образом, чтобы их выполнение требовало применения выделенных элементов знаний соответствующего уровня. При составлении заданий учитывается также принадлежность элементов к одному из структурных компонентов физических знаний (явление, понятие, закон и т.д.), а последовательность их предъявления обычно соответствует структуре и логике построения учебной темы (или раздела). Таким образом, в тестовую контрольную работу следует включать задания для выявления всех уровней знаний с учетом их структурности. Один и тот же элемент знаний можно проверять на любом уровне. Это даст возможность выявить уровень знаний каждого ученика. Дифференциация тестовых заданий обеспечивает надёжную дифференциацию уровня подготовленности отдельных учащихся.

Централизованное тестирование позволяет сравнить учебные достижения различных образовательных учреждений и регионов. В последние годы многие вузы учитывают результаты централизованного тестирования в качестве оценок вступительных испытаний.

При организации и проведении тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования:

Определить, что нужно выявить с помощью теста (знание фактического материала, понимание, умение применять знания и т.д.), и выделить критерии того, что выявляется (свойства памяти, умение проводить логические операции, наличие существенных признаков сообразительности и др.), т.е. выяснить целевое назначение теста, а также его трудность;

Четко организовать условия работы учащихся, установить временные границы выполнения тестовых заданий, порядок сбора и обработки полученных данных;

Сопоставить результаты тестирования и традиционных методов контроля знаний и в случае их расхождения не следует делать обобщающих и категорических выводов об умственных способностях учащихся.

Кроме того, к тестам предъявляют определенные требования:

Валидность (адекватность) теста, т.е. степень соответствия контрольного задания проверяемому материалу с учетом целей изучения. Каждый тест должен характеризоваться определенным уровнем трудности и полностью соответствовать тому уровню знаний, который им проверяется.

Надежность теста, т.е. соответствие результатов проверки действительным знаниям, что является показателем точности измерения. Один из способов определения надежности теста состоит в том, что учащимся предлагаются два (или несколько) вариантов эквивалентных заданий и если результаты их выполнения хорошо согласуются, то они считаются надежными;

"Весовая" значимость теста выражается определенным числом баллов, приписываемых каждому заданию. Это обычно осуществляется группой экспертов;

Формулировка теста должна быть четкой, краткой, недвусмысленной и понятной каждому учащемуся. В нем должно содержаться только одно задание данного уровня. Это должно обеспечить ученику понимание того, какие знания нужно продемонстрировать, какую деятельность и в каком объеме выполнить.

Эти свойства теста должны привести к его однозначности, т.е. отсутствию расхождений в оценке результатов тестирования разными преподавателями. Практическое использование современных педагогических тестов даёт учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить своё место (рейтинг) среди множества российских учащихся, проходивших централизованное тестирование. Технология и методики централизованного тестирования широко используются при проведении ЕГЭ и ГИА.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconРеферат по теме «Межпредметные взаимосвязи физики и математики в курсе основной школы»
Работу выполнила Колобова Елена Николаевна, учитель физики средняя общеобразовательная школа N12 г. Пушкино
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconПерышкин А. В. Физика-7
Камышникова Л. А. – учитель физики мкоу «Нижне-Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconКонспект урока физики «Путешествие в мире физических явлений»
Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа...
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconУрок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн”
Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова...
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconПлан работы ммо учителей математики, физики и информатики при моу...
...
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconИспользование современных образовательных технологий в деятельности...
Использование современных образовательных технологий в деятельности учителя физики
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconМетодическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для...
Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconВершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного...
Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconСоставитель М. Н. Бородин
Мо учителей математики, физики, информатики мбоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconСоставитель М. Н. Бородин. 6-е изд
Мо учителей математики, физики, информатики мбоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconМкоу «Любимовская основная общеобразовательная школа» программы элективных...
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconСинквейн «Физика»
Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» icon§ из истории дореволюционной методики физики
П. И. Гиларовский, прогрес­сивные идеи которых нашли в дальнейшем полную поддержку и развитие в России. Таким образом, методика физики...
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconАвтор: Соктоева Любовь Жамбаловна
Учитель: Вершинина Фаина Владимировна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconПлан работы шмо учителей математики и физики на 2012-2013учебный год
Методическое объединение учителей математики и физики работа по принятому плану. В течение года мо работала над проблемой «Развитие...
Централизованное тестирование как составная часть мониторинга качества преподавания физики. Сообщение на августовском рмо учителей физики. Учитель физики мкоу «Шутихинская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск