Скачать 46.13 Kb.
|
Эвристический подход при изучении физики Известно, что эвристика – наука о творческом мышлении, избирательном инновационном подходе к решению сложных творческих проблем, а также экспериментально-исследовательских, технико-технологических, психолого-педагогических, культурно-искусствоведческих и множества других задач. Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Например, развитие творческих способностей. Творческое мышление не является стихийным процессом. Это строго продуманная, спланированная и высокоорганизованная деятельность, требующая детальной разработки, перспективных планов и программ. Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, т.е. с постановки вопроса, который возникает, когда нам что-либо не понятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле, и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся. Множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения. Возникает вопрос о том, почему эти ученые увидели то, что до них никто не видел? Что является источником возникновения вопросов? Существуют два таких источника: практика и знания. При решении практических задач «включается» мышление и попытка решить то, что еще никогда не решали. Конечно же, правильно поставленный вопрос еще не означает успешное решение задачи. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо:
Обычный подход в преподавании физики основан на логике базовой науки – физики. Другой подход заключается в отборе проблем, явлений, процессов, ситуаций, изучение которых соответствовало бы познавательным запросам учащихся. В последние десятилетия ученые стали обнаруживать массовое проявление спада активности личности, ее пассивность. По мнению некоторых исследователей, причина кроется в догматической подаче изучаемого материала, в результате чего теряется интерес к изучаемому предмету. Трудно выявить индивидуальные особенности ребенка. Не развивается творческое мышление. Наша главная задача – это высвобождение личности через рождение собственных знаний и опыта. Предлагают различные методики обучения, позволяющие более полно раскрыть личность, уметь творчески подходить к тому или иному вопросу. Например, урок «погружение». При проектировании такого урока преподавателю важно избавиться от боязни отступить от нормативов и инструкций, больше доверять своей интуиции, переориентироваться с методической и педагогической структуры урока на психологическую, отдав ей приоритет, стремясь к удовлетворению и развитию познавательных интересов учащихся. К таким урокам отнесем: уроки-диспуты, уроки-симпозиумы, интегрированные уроки и т.д. Осуществляя учение в разных направлениях, используя различные методики, можно выделить ряд принципов, помогающих раскрыть личность через рождение собственных знаний:
Активность в ходе учебного процесса достигается развивающим обучением, в котором человек является не побочным продуктом, а главной целью. Развивающее обучение строится на субъективизации позиции учащегося. Информация усваивается через размышление и сопоставление. Мозговой штурм – один из первых методов активизации творческого процесса. Главный недостаток этого метода случайного нахождения решения – достаточно высокая вероятность упустить из виду какое-либо «сильное» решение. Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом можем использовать практику и в качестве прямого доказательства верности наших суждений, как это было в случае с К.Э. Циолковским, и в качестве косвенного доказательства. Например, для того чтобы проверить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лампу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод. Учащиеся обычно достаточно уверенно отвечают на традиционные вопросы, начинающиеся со слов «Что такое…», «Как называется», «Как читается…». В результате это они начинают заучивать материал наизусть и тренируют в основном память. Проверку знаний предлагаю провести через познавательные вопросы, при которой учащиеся охотно отвечают на них и задают сами. Содержание вопросов охватывает любой материал по физике до этого изученный в школе. Письменная работа (на 10-12 мин) организуется для проверки домашнего задания. В начале урока каждый ученик получает лист бумаги, на котором должен написать вопросы, составленные по материалу, заданному к данному уроку на дом. На оценку 3 – 3 вопроса, 4- 4 и 5- 5. Учащиеся обычно не бывают предупреждены заранее о такой проверочной работе, а организую ее не чаще 1 раза в месяц. Учащиеся постепенно осознают, что на уроках физики приветствуются вопросы, начинающиеся со слов: «Почему…», «Является ли…», «Каким образом…», «Что нужно сделать, чтобы…», «Зависит ли…», «Изменится ли…» и т.п. Считаю, что составление учащимися вопросов в такой форме развивает их видение проблемных качественных задач в физическом тексте и одновременно закрепляет знания законов и формул, понятий и определений физических явлений. Составление таких вопросов, ответы на них способствуют и исследовательской деятельности школьников, заставляют анализировать предложенные в вопросе факты, подбирать модели для последующих рассуждений, строить гипотезы. Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и склонность к конформизму, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, завышенная оценка значимости своих собственных идей. Эвристическая деятельность в наше время складывается в основном стихийно, поэтому и недостаточно эффективно. Здесь необходим специализированный курс, особенно для будущих учителей, сопровождающийся психолого-педагогическими наблюдениями и экспериментами. |
Уважаемый студент! Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | Рабочая программа дисциплины Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | ||
Формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов... Е. В. Плащевая, В. А. Смирнов, Н. В. Нигей «формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | Рабочая программа учебного курса «физика» Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | ||
Рабочая программа по физике для 9 класса (индивидуальное обучение) на 2012-2013 учебный год Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | Рабочая программа по физике (предмет) 8 «В»класс умк перышкин А. В. под редакцией Тихонова Е. Н Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | ||
Программа по физике для 9 класса Учитель Леденёв в и гбоу сош 1384 Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,... | Самостоятельная работа. Ход урока Биологу при уточнении хода лучей через прозрачную среду глаза нужна помощь физика, а учителю физики при изучении строения глаза необходимы... | ||
Учащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине... | Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса... Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой... |