Эвристический подход при изучении физики





Скачать 46.13 Kb.
НазваниеЭвристический подход при изучении физики
Дата публикации06.08.2013
Размер46.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Эвристический подход при изучении физики
Известно, что эвристика – наука о творческом мышлении, избирательном инновационном подходе к решению сложных творческих проблем, а также экспериментально-исследовательских, технико-технологических, психолого-педагогических, культурно-искусствоведческих и множества других задач.

Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное. Например, развитие творческих способностей. Творческое мышление не является стихийным процессом. Это строго продуманная, спланированная и высокоорганизованная деятельность, требующая детальной разработки, перспективных планов и программ.

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, т.е. с постановки вопроса, который возникает, когда нам что-либо не понятно. Поэтому первое необходимое условие протекания мыслительного процесса заключается в умении увидеть непонятное, требующее разъяснения. Человек с хорошо развитым мышлением видит вопросы там, где они есть на самом деле, и где человеку с недостаточно развитым мышлением, не привыкшему мыслить самостоятельно, все представляется само собой разумеющимся. Множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только Ньютон задумался над этой проблемой и открыл закон всемирного тяготения.

Возникает вопрос о том, почему эти ученые увидели то, что до них никто не видел? Что является источником возникновения вопросов? Существуют два таких источника: практика и знания. При решении практических задач «включается» мышление и попытка решить то, что еще никогда не решали. Конечно же, правильно поставленный вопрос еще не означает успешное решение задачи. Для решения сложной мыслительной задачи необходимо:

  • умело выбрать пути решения поставленного вопроса;

  • пополнять недостающую информацию;

  • найти необходимые для корректной постановки вопроса данные;

  • оперировать имеющимися данными и анализировать;

  • высказывать предположения.

Обычный подход в преподавании физики основан на логике базовой науки – физики. Другой подход заключается в отборе проблем, явлений, процессов, ситуаций, изучение которых соответствовало бы познавательным запросам учащихся.

В последние десятилетия ученые стали обнаруживать массовое проявление спада активности личности, ее пассивность. По мнению некоторых исследователей, причина кроется в догматической подаче изучаемого материала, в результате чего теряется интерес к изучаемому предмету. Трудно выявить индивидуальные особенности ребенка. Не развивается творческое мышление.

Наша главная задача – это высвобождение личности через рождение собственных знаний и опыта. Предлагают различные методики обучения, позволяющие более полно раскрыть личность, уметь творчески подходить к тому или иному вопросу. Например, урок «погружение». При проектировании такого урока преподавателю важно избавиться от боязни отступить от нормативов и инструкций, больше доверять своей интуиции, переориентироваться с методической и педагогической структуры урока на психологическую, отдав ей приоритет, стремясь к удовлетворению и развитию познавательных интересов учащихся. К таким урокам отнесем: уроки-диспуты, уроки-симпозиумы, интегрированные уроки и т.д. Осуществляя учение в разных направлениях, используя различные методики, можно выделить ряд принципов, помогающих раскрыть личность через рождение собственных знаний:

  • принцип творческой деятельности. Ребенок раскрывается как личность, способный применить накопленный опыт в различных, предлагаемых ему ситуациях. Это уроки творчества, уроки-конкурсы, уроки-фантазии;

  • принцип сотрудничества между учителем и учеником, основанный на уважении ребенка, доверии к нему;

  • принцип непринужденности, создаваемой учителем и помогающей понять и правильно применить накопленный опыт;

  • принцип доступности.

Активность в ходе учебного процесса достигается развивающим обучением, в котором человек является не побочным продуктом, а главной целью. Развивающее обучение строится на субъективизации позиции учащегося. Информация усваивается через размышление и сопоставление.

Мозговой штурм – один из первых методов активизации творческого процесса. Главный недостаток этого метода случайного нахождения решения – достаточно высокая вероятность упустить из виду какое-либо «сильное» решение.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом можем использовать практику и в качестве прямого доказательства верности наших суждений, как это было в случае с К.Э. Циолковским, и в качестве косвенного доказательства. Например, для того чтобы проверить предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лампу и на основании того, загорится она или нет, делаем соответствующий вывод.

Учащиеся обычно достаточно уверенно отвечают на традиционные вопросы, начинающиеся со слов «Что такое…», «Как называется», «Как читается…». В результате это они начинают заучивать материал наизусть и тренируют в основном память.

Проверку знаний предлагаю провести через познавательные вопросы, при которой учащиеся охотно отвечают на них и задают сами. Содержание вопросов охватывает любой материал по физике до этого изученный в школе. Письменная работа (на 10-12 мин) организуется для проверки домашнего задания. В начале урока каждый ученик получает лист бумаги, на котором должен написать вопросы, составленные по материалу, заданному к данному уроку на дом. На оценку 3 – 3 вопроса, 4- 4 и 5- 5. Учащиеся обычно не бывают предупреждены заранее о такой проверочной работе, а организую ее не чаще 1 раза в месяц. Учащиеся постепенно осознают, что на уроках физики приветствуются вопросы, начинающиеся со слов: «Почему…», «Является ли…», «Каким образом…», «Что нужно сделать, чтобы…», «Зависит ли…», «Изменится ли…» и т.п.

Считаю, что составление учащимися вопросов в такой форме развивает их видение проблемных качественных задач в физическом тексте и одновременно закрепляет знания законов и формул, понятий и определений физических явлений. Составление таких вопросов, ответы на них способствуют и исследовательской деятельности школьников, заставляют анализировать предложенные в вопросе факты, подбирать модели для последующих рассуждений, строить гипотезы.

Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и склонность к конформизму, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, завышенная оценка значимости своих собственных идей.

Эвристическая деятельность в наше время складывается в основном стихийно, поэтому и недостаточно эффективно. Здесь необходим специализированный курс, особенно для будущих учителей, сопровождающийся психолого-педагогическими наблюдениями и экспериментами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эвристический подход при изучении физики iconУважаемый студент!
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconРабочая программа дисциплины
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconФормирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов...
Е. В. Плащевая, В. А. Смирнов, Н. В. Нигей «формирование исследовательских умений в проектной деятельности студентов медицинской...
Эвристический подход при изучении физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconРабочая программа учебного курса «физика»
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconРабочая программа по физике для 9 класса (индивидуальное обучение) на 2012-2013 учебный год
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconРабочая программа по физике (предмет) 8 «В»класс умк перышкин А. В. под редакцией Тихонова Е. Н
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconПрограмма по физике для 9 класса Учитель Леденёв в и гбоу сош 1384
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Эвристический подход при изучении физики iconСамостоятельная работа. Ход урока
Биологу при уточнении хода лучей через прозрачную среду глаза нужна помощь физика, а учителю физики при изучении строения глаза необходимы...
Эвристический подход при изучении физики iconУчащихся при изучении физики учитель физики Ометова Ольга Валентиновна содержание
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине...
Эвристический подход при изучении физики iconРабочая программа составлена на основе программы элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск