Скачать 0.55 Mb.
|
Пояснительная записка Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела « Физика как наука. Методы научного познания природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика. 1.Изучение физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения физики на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в X и XI классах по 175 учебных часов из расчета 5 учебных часа в неделю. В примерной программа предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 35 час для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются: Познавательная деятельность:
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
Результаты обучения Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов. Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, применять полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. 2. Нормативно-правовая база. - Закон "Об образовании" ст.9, п.2 - Обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования - Примерная программа по физике 3. Модель, по которой реализуется содержание. Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума содержания, программы по физике Ю. И. Дика (профильный уровень) и требований к уровню подготовки выпускников с учетом регионального компонента и особенностей школы. Поскольку по программе предполагается 5 часов в неделю, данная версия планирования разработана для учебной нагрузки 4 часа в неделю ( региональный компонент). Предлагаемую программу следует считать не профильной, а расширенной. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе естественно-научного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельного предмета «физика») к межпредметным и интегративным результатам. В государственном стандарте такие результаты зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о методах научного познания в ходе изучения курса физики в 10 классе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков и методов обучения, в том числе методики проблемных дискуссий, самостоятельного физического эксперимента, деловых игр, групповых форм обучения. Задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, постулаты. В системе школьного образования большое внимание при обучении физики в 10 классе уделяется творческим работам и проектной деятельности в ходе выполнения которых, учащиеся должны приобрести умения: по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач; формулированию проблемы и цели своей работы; выбору адекватных способов и методов решения задач; прогнозированию ожидаемого результата. Методика организации занятий может быть представлена следующим образом: теоретическая часть направлена на актуализацию знаний, составление опорных схем и алгоритмов, а также изучению нестандартных методов решения физических задач. Освоение новых методов в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Эффективным методом является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению. Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные темы, задания, требующие теоретического осмысления. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения является разъяснение ученику последовательности действий и операций. В основе чего лежит составление алгоритма. Применяя алгоритм, ученик должен научиться двигаться от самых общих примеров к все более частным. Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку заданий, проблемная ситуация, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход. И наконец, необходимо всячески поощрять активность учащихся, их участие в различных формах дискуссий. Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса включает:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается активное использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Содержание 10 класс (136 часов, 4 часа в неделю) Введение(2ч) Физика и познание мира. Механика и границы ее применимости. Механика (51 ч) Механическое движение и его относительность. Способы описания механического движения. Материальная точка как пример физической модели. Перемещение, скорость, ускорение. Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона и границы их применимости. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. Силы тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Законы Кеплера. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Закон сохранения импульса. Работа силы тяжести и силы упругости. Закон сохранения энергии в механике. Мощность. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Демонстрации, ,опыты, компьютерные модели
Фронтальные лабораторные работы №1.Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости. №2 Изучение закона сохранения механической энергии Требования к уровню подготовки учащихся Учащийся должен:
об основной задаче механики; о физических понятиях: система отсчета, материальная точка; о векторных физических величинах и действиях над ними; о способах описания механического движения; знать и понимать: смысл физических понятий: механическое движение, радиус-вектор, перемещение, скорость, ускорение, угловая скорость, период и частота вращения; законы Ньютона, импульс тела, импульс силы; смысл теоремы об изменении кинетической энергии; смысл и условия применимости законов сохранения: импульса и механической энергии; уметь: описывать и объяснять физические явления: движение с постоянной скоростью, движение с постоянным ускорением, равномерное вращение; применять законы сохранения импульса и механической энергии, теорему об изменении кинетической энергии для описания и объяснения физических явлений; владеть:
измерять физические величины − модули перемещения, ускорения, силу; период и частоту вращения; оценивать погрешности результатов прямых измерений;
анализировать графики зависимости кинематических характеристик равномерного и равноускоренного прямолинейного движения от времени; решать качественные, графические и расчетные задачи на применение кинематических законов движения, правила сложения скоростей; определять равнодействующую сил, скорость, ускорение, перемещение, путь и координаты материальной точки при поступательном движении с постоянным ускорением; определять угловую и линейную скорости, центростремительное ускорение, период и частоту при равномерном вращении материальной точки с применением формул: ускорения, скорости, перемещения при равномерном и прямолинейном равноускоренном движении, угловой скорости, периода вращения, центростремительного ускорения. Молекулярная физика(26 ч.) 1. Основы молекулярно-кинетической теории (5 ч.) Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Макро- и микропараметры. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура − мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Абсолютная температура. Закон Дальтона. Уравнение состояния идеального газа. Изотермический, изобарный и изохорный процессы. Строение и свойства твердых тел и жидкостей. Поверхностное натяжение. Испарение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Фронтальные лабораторные работы №3. Изучение изобарного процесса. Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Требования к уровню подготовки учащихся Учащийся должен: иметь представление:
знать и понимать: смысл физических понятий: температура, средняя квадратичная скорость, насыщенный и ненасыщенный пары, влажность воздуха, точка росы, кристаллические и аморфные тела, поверхностное натяжение; смысл физических законов: идеального газа, Дальтона; уметь: описывать и объяснять изотермический, изохорный, изобарный процессы в идеальном газе; владеть:
решать качественные, графические, расчетные задачи на определение количества вещества, давления, температуры, плотности, объема, концентрации молекул, средней квадратичной скорости и средней кинетической энергии хаотического движения молекул, поверхностного натяжения, абсолютной и относительной влажности воздуха с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения состояния идеального газа (Клапейрона-Менделеева), формул поверхностного натяжения, абсолютной и относительной влажности воздуха. 2. Основы термодинамики (22 ч) Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие. Внутренняя энергия, количество теплоты и работа в термодинамике. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам в идеальном газе. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловых машин. Тепловые двигатели. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых двигателей. Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Требования к уровню подготовки учащихся Учащийся должен: иметь представление:
знать и понимать: смысл физических понятий: термодинамическая система, адиабатный процесс, нагреватель, рабочее тело, холодильник, КПД теплового двигателя; смысл физических законов: первого закона термодинамики; уметь: применять первый закон термодинамики к процессам в идеальном газе; владеть: практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение работы, количества теплоты и изменения внутренней энергии идеального газа, КПД тепловых двигателей с использованием первого закона термодинамики, формулы КПД. Электродинамика (43 ч ) 3. Электростатика (19 ч.) Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие точечных зарядов. Закон Кулона. Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Поле точечного заряда. Графическое изображение электростатических полей. Принцип суперпозиции. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов электростатического поля. Напряжение. Связь между напряжением и напряженностью однородного электростатического поля. Потенциал электростатического поля точечного заряда и системы точечных зарядов. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость вещества. Электроемкость. Конденсаторы. Электроемкость плоского конденсатора. Энергия электростатического поля конденсатора. Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Требования к уровню подготовки учащихся Учащийся должен: иметь представление: о физических понятиях: электростатическое поле; о физических явлениях: электрические взаимодействия; о физических моделях: точечный заряд, однородное электрическое поле; об электростатической защите; о параллельном и последовательном соединениях конденсаторов; знать и понимать: смысл физических понятий: силовые линии электростатического поля, напряженность, потенциал, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость, энергия электростатического поля конденсатора; смысл физических законов (принципов): сохранения электрического заряда, Кулона; принципа суперпозиции; уметь: описывать и объяснять физические явления: электростатическую индукцию; владеть: практическими умениями: решать качественные, графические, расчетные задачи на определение сил электростатического взаимодействия зарядов с применением закона сохранения заряда и закона Кулона; на определение напряженности и потенциала электростатического поля, на движение и равновесие заряженных частиц в электростатическом поле, на определение емкости плоского конденсатора, энергии электростатического поля с использованием принципа суперпозиции полей и формул для напряженности, потенциала, электроемкости, энергии электростатического поля. 4. Постоянный электрический ток (11 ч.) Условия существования электрического тока. Сторонние силы. Электродвижущая сила (ЭДС) источника тока. Закон Ома для полной электрической цепи. КПД источника тока. Фронтальные лабораторные работы №4. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. № 5 Изучение последовательного и параллельного соединения проводников. Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Требования к уровню подготовки учащихся Учащийся должен: иметь представление: об источниках постоянного электрического тока; о сторонних силах; знать и понимать: смысл физических понятий: электродвижущая сила; смысл физических законов: Ома для полной цепи; уметь: описывать и объяснять принцип работы источника постоянного электрического тока; владеть:
пользоваться многофункциональными измерительными электрическими приборами, измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока;
решать качественные, графические, расчетные задачи на определение характеристик полной электрической цепи и ее отдельных участков с использованием закона Ома для полной цепи и КПД источника тока. 5. Электрический ток в различных средах ( 12 ч.) Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в электролитах. Законы электролиза Фарадея. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электронно-дырочный переход. Демонстрации, опыты, компьютерные модели
Требования к уровню подготовки учащихся Учащийся должен: иметь представление: сверхпроводимости; о плазме; практическом использовании электролиза, тока в газах, проводимости полупроводников; физических явлениях: электрический ток в газах, ионизация; знать и понимать: смысл физических понятий: электрический ток в газах, электрический ток в жидкостях, электрический ток в полупроводниках, собственная и примесная проводимость полупроводников, электронно-дырочный переход, принцип действия полупроводникового диода; смысл физических законов: электролиза; уметь: описывать и объяснять физические явления: электролиз, самостоятельный и несамостоятельный разряды; владеть: практическими умениями: решать качественные, графические задачи на проводимость различных сред, расчетные задачи с использованием законов электролиза Фарадея. 6. Лабораторный практикум (12 ч ) Литература для учителя 1.Методические материалы «Физика 10», Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик, 2004г. 2,Сборник заданий и самостоятельных работ «Физика 10», Л. А. Кирик, Ю. И. Дик, 2005г. «Сборник вопросов и задач по физике» Н. И. Гольдфарб, 2001г. 3.Физика. Дидактические материалы 10 класс А. Е. Марон, Е. А. Марон, 2006г 4. Учебник «Физика 10», Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев,М.:Просвещение, 2005г 5. Сборник заданий и самостоятельных работ Л.А.Кирик, Ю.И.Дик, 2005г 6. Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г Internet-ресурсы: http://uroki.blog.ru/ http://www.openclass.ru/sub/Физика http://class-fizika.narod.ru/ http://fiz.1september.ru/ http://metodisty.ru/ http://files.school-collection.edu.ru/ http://fizportal.ru/ Компакт-диски: Физика 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий. Открытая физика. Ч 1 и Ч 2, Литература для учащихся: 1. Учебник «Физика 10», Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев,М.:Просвещение, 2005г 2. Сборник заданий и самостоятельных работ Л.А.Кирик, Ю.И.Дик, 2005г 3. Сборник задач по физике П. А. Рымкевич 2003г Учебно-тематический план 10 класса , 136 часов, 4 часа в неделю.
|