Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока





Скачать 46.94 Kb.
НазваниеЦарство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока
Дата публикации13.08.2014
Размер46.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

ТИП ХОРДОВЫЕ

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ

Происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных.

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения земноводных в связи со средой их обитания.

План урока:

  • Происхождение Земноводных.

  • Особенности внешнего строения.

а) приспособленность к обитанию в воде;

б) приспособленность к обитанию на суше;

  • Активность.

  • Питание.

  • Размножение.

  • Закрепление материала – диктант-игра.

  • Подведение итогов урока, домашнее задание.

  1. Происхождение.

Произошли от древних кистеперых рыб около 370 млн. лет назад. Их парные плавники имели строение аналогичное конечностям наземных животных. Они могли при пересыхании водоемов легко передвигаться по суше в направлении другого водоема, опираясь на свои парные плавники.

В 1938 году и в 1954 у берегов ЮАР была поймана реликтовая рыба – латимерия, ее конечности имели такое же строение, как и древние кистеперые рыбы, давшие начало Земноводным.

Первых животных, выбравшихся на сушу назвали ихтеостегидами, они внешне были очень похожи на рыб.

Чем?

  1. Череп рыбьего типа.

  2. Рыбий хвост.

  3. Остатки жаберных крышек.

  4. Жабры.

Чем они походили на наземных животных?

  1. Конечности наземного типа.

  2. Дыхание атмосферным воздухом.

Сейчас в мире существует около 5000 видов амфибий. Но, несмотря на то, что чисто внешне они очень отличаются друг от друга, особенности их внешнего и внутреннего строения сходны. Мы с Вами сегодня будем говорить об особенностях внешнего строения.

  1. Особенности внешнего строения.

Как Вы думаете, от чего зависит, как живой организм выглядит внешне? От того, в какой среде он живет. Почему же класс изучаемых нами животных так называется? Они обитают и на суше, и в воде. На доске таблица с двумя колонками: особенности строения, указывающие на обитание в воде и особенности строения, указывающие на обитания на суше. Отчего зависит окрас Земноводных? А если окраска яркая, о чем это говорит?

  1. Какие особенности внешнего строения нам говорят о том, что Земноводные способны обитать в воде?

  1. Перепонки между пальцами на задних конечностях.

  2. Обтекаемая форма тела.

  3. Кожа покрыта слизью как у рыб (уменьшение трения в воде).

  4. 2/3 воздуха попадает в организм через кожу, в воде.

  5. Личинки Земноводные откладывают в воду.

  6. У личинок Земноводных – жаберное дыхание и плавники, похожие на плавники рыб. Почему же Земноводные так привязаны к воде и не могут жить в засушливых регионах и прекрасно себя чувствуют в широтах с теплым и влажным климатом ?



  1. Какие особенности внешнего строения подсказывают, что Земноводные могут жить и на суше?

  1. Конечности наземного типа. А что обозначает данное словосочетание: КОНЕЧНОСТИ НАЗЕМНОГО ТИПА? Передняя конечность состоит из плеча, предплечья, кисти. Задняя конечность состоит из бедра, голени, стопы.

  2. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, ЗАДНИЕ КОНЕЧНОСТИ ЛЯГУШКИ ПО КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ ДЛИННЕ ПРЕРЕДНИХ. Как Вы думаете, почему? Выполняют основную работу во время движения. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ТО, ЧТО ЗАДНИЕ КОНЕЧНОСТИ ДЛИННЕЕ ПЕРЕДНИХ, ЭТО ПРИЗНАК, КОТОРЫЙ МОЖНО ОТНЕСТИ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТОГО, ЧТО ЛЯГУШКИ - ЭТО ОБИТАТЕЛИ СУШИ, ИЛИ ОБИТАТЕЛИ ВОДЫ? И то, и другое, ими совершается работа при движении и на суше, и в воде.

  3. Наличие ноздрей, которые играют наиважнейшую роль в дыхании атмосферным воздухом.

  4. Лучше развиты органы слуха – есть и среднее ухо (которое представлено барабанной перепонкой), и внутренне ухо со слуховыми косточками.

  5. Почему кожа у земноводных блестящая? Прекрасно развиты кожные железы, которые предохраняют животное от высыхания. В СКАЗКЕ «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» ЛЯГУШКА ПОСТОЯННО СБРАСЫВАЕТ КОЖУ , СТАНОВЯСЬ ПРИ ЭТОМ ЦАРЕВНОЙ. НАСКОЛЬКО ЭТО СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ? А КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СБРАСЫВАЮТ СВОЮ КОЖУ И МОГЛИ БЫ СТАТЬ ПРАВДИВЫМИ ГЕРОЯМИ ДАННОЙ СКАЗКИ? Рептилии: ящерицы, змеи, черепахи.



  1. В какое время года лягушки активны?

Весной, летом. Почему? Они хладнокровные и животные. Что это значит? Они не способны поддерживать постоянную температуру тела.

  1. Чем лягушки питаются?

Насекомыми. Почему достаточно сложно содержать лягушку в домашних условиях? Сложность заключается в кормлении, Земноводные видят только подвижную пищу. Насекомых, которыми Вы собираетесь покормить своего питомца, необходимо привязать к веревочке и начать за нее дергать, только при этом условии лягушка заметит добычу.

  1. Размножение.

Процесс размножения у Земноводных происходит вблизи водоема. Хочу рассказать Вам историю, которая произошла со мной в студенческие годы на практике в Приокско-Террасном заповеднике. (« Зоя Ивановна, Агата родила). Чем самка лягушки отличается от самца? Размером, не поет, отсутствует на пальце бугорок, в брачный период самцы могут изменить окраску на более яркую. Почему? Самка откладывает икринки одной кладкой, самец выделяет семенную жидкость, таким образом, происходит оплодотворение. Как по-другому называются икринки самок, как называются женские половые клетки? (яйцеклетки). Из икринок появляются личинки, которых называют головастиками - у них жаберное дыхание и есть плавники, при помощи которых они плавают в воде. Проходит совсем немного времени, и головастики постепенно становятся все больше похожи на маленьких лягушат ( у них исчезают плавники и появляются конечности, жабры сменяются легочными мешками.

  1. Взаимодействуют ли Земноводные с другими животными в природе или существуют обособленно, сами по себе?

Как взаимодействуют? Приведите примеры?

Для того, чтобы закрепить знания, полученные на этом уроке, мы напишем небольшой диктант, за который Вы тоже получите оценки, я буду Вам диктовать утверждения о Земноводных, а Вы будете определять, данный номер утверждения, это признак обитания на суше, или признак обитания в воде? Вам необходимо просто № утверждения вносить либо в первую, либо во вторую колонку. Обратите внимание на то, что будут встречаться утверждения, которые необходимо внести и в первую, и во вторую колонки.

  1. Диктант-игра.

  1. Мои задние конечности более длинные и мускулистые, чем передние.

  2. У меня обтекаемая форма тела.

  3. На моих задних конечностях имеются перепонки.

  4. Моя кожа покрыта слизью.

  5. У меня прекрасно развиты кожные железы.

  6. Я – прекрасный пловец.

  7. 2/3 воздуха поступает в мой организм через кожу.

  8. 1/3 воздуха поступает в мой организм через ноздри.

  9. Моя окраска зависит от окружающей среды.

  10. Я откладываю икринки в воду.

  11. У моих личинок есть жабры и плавники.

  12. У меня есть среднее и внутреннее ухо.

  13. Моя передняя конечность состоит из плеча, предплечья, кисти.

  14. У меня есть 1 шейный позвонок.

  15. На моих глазах есть веки.

  16. Моя стопа заканчивается 5-ю пальцами.

  17. Мой родственник – жаба.

  18. У самцов некоторых видов лягушек на пальцах передних конечностей имеется мозоль, утолщение.

Ответы.

Вода: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11.

Земля: 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

На доске:

Тема

Форма тела

Особенности строения конечностей

Кожа (роль кожи)

Дыхание

Активность

Питание

Размножение

Таблица: особенности строения связанные с водой и особенности строения связанные с обитанием на суше.

Домашнее задание.

  1. п. 34, 36 учить;

  2. устно ответить на вопросы после параграфов;

  3. вклеить рисунки земноводных в тетрадь и обозначить особенности внешнего строения;

  4. по желанию: начать изготовление макета лягушки (смотрите фото приложение).

bullfrog_sketch_thumb

295517397лягушка

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные»., «Тип Хордовые. Класс Земноводные, лягушка»., фотографии, рисунки с изображением...
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Класс земноводные. Места обитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconТема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа...
Образовательная: рассмотреть систематику, строение и значение костных рыб, подчеркнуть черты их прогрессивной организации в сравнении...
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconТема: Общая характеристика класса земноводных. Внешнее и внутреннее...
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых...
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: изучить особенности внешнего строения и образа жизни инфузории-туфельки в связи со средой обитания
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconУрок обобщение по теме «Земноводные»
Задачи : Образовательная обобщить знания учащихся о особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных, их приспособленности...
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconУрока: Класс Паукообразные. Тип урока
...
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, “Внутреннее строение...
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconТема: Лишайники Цель урока
Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников...
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconУрок-обобщения по теме «Земноводные первые «слюнтяи»
«Земноводные»; расширить кругозор о многообразии земноводных и об их значении в природе и в жизни человека
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconУрока
Класс млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconТема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,...
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты...
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconУрок по теме «Тип Хордовые»
Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые»
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconКонспект урока «Отдел покрытосеменные. Особенности организации,происхождения»...
Цель урока: углубление знаний о цветковых растениях, об особенностях их строения, изучить происхождение
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока iconКонспект урока «окружающий мир» Учитель: Воронина Марина Геннадьевна...
Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о жизни диких и домашних животных


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск