Скачать 46.94 Kb.
|
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ ТИП ХОРДОВЫЕ КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ Происхождение, особенности внешнего строения и образа жизни земноводных. Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения земноводных в связи со средой их обитания. План урока:
а) приспособленность к обитанию в воде; б) приспособленность к обитанию на суше;
Произошли от древних кистеперых рыб около 370 млн. лет назад. Их парные плавники имели строение аналогичное конечностям наземных животных. Они могли при пересыхании водоемов легко передвигаться по суше в направлении другого водоема, опираясь на свои парные плавники. В 1938 году и в 1954 у берегов ЮАР была поймана реликтовая рыба – латимерия, ее конечности имели такое же строение, как и древние кистеперые рыбы, давшие начало Земноводным. Первых животных, выбравшихся на сушу назвали ихтеостегидами, они внешне были очень похожи на рыб. Чем?
Чем они походили на наземных животных?
Сейчас в мире существует около 5000 видов амфибий. Но, несмотря на то, что чисто внешне они очень отличаются друг от друга, особенности их внешнего и внутреннего строения сходны. Мы с Вами сегодня будем говорить об особенностях внешнего строения.
Как Вы думаете, от чего зависит, как живой организм выглядит внешне? От того, в какой среде он живет. Почему же класс изучаемых нами животных так называется? Они обитают и на суше, и в воде. На доске таблица с двумя колонками: особенности строения, указывающие на обитание в воде и особенности строения, указывающие на обитания на суше. Отчего зависит окрас Земноводных? А если окраска яркая, о чем это говорит?
Весной, летом. Почему? Они хладнокровные и животные. Что это значит? Они не способны поддерживать постоянную температуру тела.
Насекомыми. Почему достаточно сложно содержать лягушку в домашних условиях? Сложность заключается в кормлении, Земноводные видят только подвижную пищу. Насекомых, которыми Вы собираетесь покормить своего питомца, необходимо привязать к веревочке и начать за нее дергать, только при этом условии лягушка заметит добычу.
Процесс размножения у Земноводных происходит вблизи водоема. Хочу рассказать Вам историю, которая произошла со мной в студенческие годы на практике в Приокско-Террасном заповеднике. (« Зоя Ивановна, Агата родила). Чем самка лягушки отличается от самца? Размером, не поет, отсутствует на пальце бугорок, в брачный период самцы могут изменить окраску на более яркую. Почему? Самка откладывает икринки одной кладкой, самец выделяет семенную жидкость, таким образом, происходит оплодотворение. Как по-другому называются икринки самок, как называются женские половые клетки? (яйцеклетки). Из икринок появляются личинки, которых называют головастиками - у них жаберное дыхание и есть плавники, при помощи которых они плавают в воде. Проходит совсем немного времени, и головастики постепенно становятся все больше похожи на маленьких лягушат ( у них исчезают плавники и появляются конечности, жабры сменяются легочными мешками.
Как взаимодействуют? Приведите примеры? Для того, чтобы закрепить знания, полученные на этом уроке, мы напишем небольшой диктант, за который Вы тоже получите оценки, я буду Вам диктовать утверждения о Земноводных, а Вы будете определять, данный номер утверждения, это признак обитания на суше, или признак обитания в воде? Вам необходимо просто № утверждения вносить либо в первую, либо во вторую колонку. Обратите внимание на то, что будут встречаться утверждения, которые необходимо внести и в первую, и во вторую колонки.
Ответы. Вода: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11. Земля: 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18. На доске: Тема Форма тела Особенности строения конечностей Кожа (роль кожи) Дыхание Активность Питание Размножение Таблица: особенности строения связанные с водой и особенности строения связанные с обитанием на суше. Домашнее задание.
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные»., «Тип Хордовые. Класс Земноводные, лягушка»., фотографии, рисунки с изображением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Класс земноводные. Места обитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных | ||
Тема: «Класс Костные рыбы. Разнообразие, особенности строения, образа... Образовательная: рассмотреть систематику, строение и значение костных рыб, подчеркнуть черты их прогрессивной организации в сравнении... | Тема: Общая характеристика класса земноводных. Внешнее и внутреннее... Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить особенности внешнего строения и образа жизни инфузории-туфельки в связи со средой обитания | Урок обобщение по теме «Земноводные» Задачи : Образовательная обобщить знания учащихся о особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных, их приспособленности... | ||
Урока: Класс Паукообразные. Тип урока ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных | ||
Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие" Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, “Внутреннее строение... | Тема: Лишайники Цель урока Образовательная: изучить особенности внешнего и внутреннего строения лишайника, процессов их жизнедеятельности, значение лишайников... | ||
Урок-обобщения по теме «Земноводные первые «слюнтяи» «Земноводные»; расширить кругозор о многообразии земноводных и об их значении в природе и в жизни человека | Урока Класс млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих | ||
Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся,... Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты... | Урок по теме «Тип Хордовые» Тема урока по учебно тематическому плану: Контрольно- обобщающий урок по теме «Тип Хордовые» | ||
Конспект урока «Отдел покрытосеменные. Особенности организации,происхождения»... Цель урока: углубление знаний о цветковых растениях, об особенностях их строения, изучить происхождение | Конспект урока «окружающий мир» Учитель: Воронина Марина Геннадьевна... Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о жизни диких и домашних животных |