Тема урока: "Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных
Цели:
Предметные результаты:
Формировать умение определять особенности внешнего строения лягушки в связи с обитанием в воде и на суше.
– формировать умение определять основные части тела и скелета земноводных;
– формировать умение объяснять возникновение данных приспособлений
Метапредметные и личностные результаты: Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (практическая работа и проведение исследования). Познавательные УУД
1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр., работа со схемой). Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Методы:
1. Практические (работа со справочными материалами, учебником);
2. Наглядные (презентация, работа с раздаточным материалом);
3. Словесные (эвристическая беседа, рассказ, выступление учащихся, объяснение)
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: презентация, раздаточный материал «Строение скелета лягушки», трафарет – схема лягушки, инструктивные карточки для выполнения практической работы.
Этап
| Содержание
| Оборудование
| Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
|
I.
Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний.
| Сравнение двух сред обитания:водной и воздушной
Проблемный вопрос:Какие проблемы возникают перед Земноводными
в связи с выходом на сушу.Версии школьников.Далее идёт обсуждение и на слайде основные проблемы , которые встают перед животными.
|
Презентация
|
Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
|
II.
Совмест-ное открытие знаний.
| Работа в группах.Учащимся предлагается текст .Первая группа выявляет приспособления во внешнем строении земноводных, связанные с обитанием на суше.Вторая группа-в связи с обитанием в воде , а третья- особенности скелета.Затем выступление учащихся каждой из групп, обсуждение, кооректировка учителем заполнение таблиц Прочитайте текст.
Выделите особенности внешнего строения земноводных, связанные с обитанием на суше.(другая группа- в воде)
Земноводные обычно встречаются в пресных водоёмах или вблизи от них. Здесь они питаются различными беспозвоночными животными. Тело лягушки уплощено, большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. На голове заметны два больших выпученных глаза, защищённых веками. Лягушка часто моргает,при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаза, защищая от высыхания .Впереди глаз на голове заметна пара ноздрей . Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы. Когда лягушка прячется в воду,она выставляет их наружу. При этом она может дышать атмосферным воздухом и видеть то, что происходит вне воды. Позади каждого глаза на голове лягушки заметен небольшой кружок, занянутый кожей .Это барабанная перепонка, отделяющая от внешней среды полость среднего уха. У лягушки хорошо развиты парные конечности -передние и задние ноги .И те, и другие состоят из трёх главных отделов, но называются они по разному .В передней ноге различают плечо, предплечье и кисть .В задней конечности эти отделы называются бедро, голень и стопа. Стопа заканчивается пятью пальцами , которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно соединены между собой при помощи суставов. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних. Они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, а задние при этом сложены и находятся по бокам тела. При прыжке она отталкивается от земли более сильными задними ногами , а при приземлении опирается и на более короткие передние конечности. Плавает лягушка, подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимаются к телу. Кожа у всех современных земноводных гладкая, покрытая слизью, выделяемой многочисленными кожными железами. Благодаря слизи на поверхности кожи выделяется жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и благодаря чему возможно дыхание через кожу.
ы.
Задание для группы 3 Прочитайте текст. Выделите усложнения скелета лягушки в сравнении со скелетом рыб.
Скелет земноводных состоит из следующих отделов: скелет головы , туловища , поясов конечностей и свободных конечностей. Костей меньше чем у рыб , многие кости срастаются. Очень подвижна нижняя челюсть. Череп соединяется с позвоночником с помощью одного шейного позвонка. В позвоночнике земноводных различают следующие отделы: шейный (1 позвонок), туловищный (7 позвонков) , крестцовый (1 позвонок) , хвостовой. Скелет свободных конечностей сложный. Скелет передней конечности составляют плечо, предплечье , запястье, пясть и фаланги пальцев; задней конечности- бедро , голень. предплюсна , плюсна и фаланги пальцев. Опорой передним конечностям служит пояс пояс передних конечностей. Он состоит из двух лопаток , двух ключиц , двух вороньих костей. Пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и служит опорой задним конечностям . Мускулатура у земноводных состоит из мышц. Особенно хорошо развиты мышцы конечностей. Сокращение этих мышц обеспечивает движение конечностей при плавании и прыжках.
| Текст на листочках,раздаточный материал по скелету лягушки
|
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
Познавательные УУД
1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
Регулятивные УУД
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
|
III. Самосто-ятельное приме-нение и проверка знаний.
|
Учащимся предлагается тест из нескольких вопросов с выбором одного верного варианта ответа.Затем учащиеся осуществляют взаимопроверку и выставляют оценку
|
| Регулятивные УУД
3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно., совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки
|
IV. Итог урока.
|
Обмен мнениями по заданиям.
– Сделайте вывод по уроку (сформулируйте главную мысль урока).Выставление оценок
Домашнее задание.
Записи в тетради .
|
|
| |