Методическая разработка урока. "Многообразие земноводных Пензенской области"





Скачать 73.97 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока. "Многообразие земноводных Пензенской области"
Дата публикации13.11.2014
Размер73.97 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > География > Методическая разработка
Догадина Татьяна Владимировна, учитель биологии МОУСОШ№15 г.Пенза

Методическая разработка урока. "Многообразие земноводных Пензенской области"

Задачи:

образовательные – обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше; об экологических факторах, определяющих их распространение в Пензенской области.

развивающие – развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.

воспитательные – формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.

Оборудование: Самодельные таблицы: а) требования к знаниям и умениям;

б) позвоночные животные Пензенской области; в) опорный конспект “Отряд бесхвостые. Семейство жабы”.

Механическая игрушка “земноводное”.

Звукозапись: а) голоса земноводных;

б) рассказ: интервью кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии и экологии Пензенского Государственного Педагогического Университета им. В.Г.Белинского Ермакова О.А.

Динамическая модель водоема “Биотические связи земноводных”.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель: известно, что земноводные заселили огромные пространства суши, кроме Крайнего Севера, Заполярья, высокогорья. Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда: хвостатые, бесхвостые, безногие. Представители хвостатых и бесхвостых земноводных встречаются и на территории Пензенской области. Всего насчитывают 11 видов. С ними мы и будем знакомиться. Вы должны знать 2–3 представителей земноводных из каждого отряда, отличать их друг от друга. Уметь объяснять особенности их образа жизни и роль в природе. Более подробно требования к знаниям и умениям обозначены на таблице: “Требования к знаниям и умениям учащихся”. Содержание таблицы “Требования к знаниям и умениям учащихся”:

Называть: экологические факторы, определяющие распространение земноводных Пензенской области, редкие виды земноводных.

Характеризовать: многообразие земноводных, их образ жизни в соответствии со средой обитания, причины исчезновения земноводных.

Обосновывать: место и роль в природе и жизни человека.

Сравнивать: признаки приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.

Распознавать: признаки отличия жаб и лягушек.

II. Изучение нового материала

1.1 Позвоночные животные Пензенской области (рассказ учителя).

В Пензенской области насчитывают 11 видов земноводных, в том числе 9 видов принадлежат к отряду бесхвостые, 2 вида к отряду хвостатые.

Эти сведения представлены и в таблице.

Позвоночные животные Пензенской области


Класс

Отряд

Семейство

Количество видов

Земноводные

Хвостатые

Саламандровые

2




Бесхвостые

Круглоязычные

1







Чесночницы

1







Жабы

2







Лягушки

5

В дальнейшем вы можете ее использовать при подготовке устного ответа.

2.2. Хвостатые земноводные Пензенского края. Их 2 вида: тритон обыкновенный, тритон гребенчатый. Рассмотрим биологические особенности тритона обыкновенного. (Сообщение ученика) по плану. Текст сообщения. “Биологические особенности тритона обыкновенного”.

Обыкновенный тритон повсеместно распространенный вид животного Пензенской области. Тритон обыкновенный встречается в небольших прудках, в кюветах по обочинам дорог. По форме тела тритон напоминает ящерицу. Небольшое животное, длина туловища 5–6 см. Тритон обыкновенный более приспособлен к жизни в воде, чем лягушка и жаба. Кожа у тритона голая, гладкая, мелкозернистая и не может защитить тело от высыхания. Окраска верха светлая, брюхо желтоватое с темными пятнами. На голове продольные полосы. Весной в период наибольшей активности у тритона от затылка до хвоста появляется плавниковый гребень – этот орган усиливает процесс кожного дыхания. Основным видом пищи тритона обыкновенного в водоеме являются различные водные беспозвоночные: ракообразные, моллюски, личинки комаров. К моменту выхода на сушу тритон теряет гребень, становясь сухопутным животным с преобладанием легочного дыхания. Суточная ритмика активности тритона определяется погодными условиями: в первую очередь температурой и влажностью. Днем тритон скрывается в лесной подстилке, под корягами, корой упавших деревьев. Активен ночью, питается мелкими наземными беспозвоночными. Тритон периодически линяет, сбрасывая свою кожицу, которую тут же съедает. Частая линька указывает на интенсивность роста и обмена веществ у животного. Весной, в период размножения, у самцов вырастает сумчатый гребень. У самок гребня нет. У тритона проявляется забота о потомстве на стадии икрометания, поэтому число откладываемых яиц невелика: 69–170 икринок. На 14–20 день после откладки яиц из них выходят личинки, напоминающие головастиков лягушки. В нашей области при понижении t до 8–12° и при ночных t в 3–5° С земноводные перемещаются к местам зимовок, в сентябре и начале октября скрываются в зимние убежища. Зимует тритон на суше в ямах, гнилых пнях. Кроме тритона обыкновенного в Пензенской области встречается гребенчатый тритон. Этим земноводным требуются специальные меры охраны.

План сообщения “Биологические особенности тритона обыкновенного”.

Среда обитания тритона обыкновенного.

Биологические особенности тритона обыкновенного:

1) Внешнее строение: а) форма тела; б) размер; в) покровы тела; г) конечности.

2) Образ жизни: а) питание; б) размножение; в) забота о потомстве; г) ритмы жизни.

3) Охрана тритонов.

На основе прослушанной информации о тритоне обыкновенном все остальные учащиеся выполняют задания по вариантам.

1-й вариант. Составить план, характеризующий биологию тритона обыкновенного

2-й вариант. Слушая рассказ, ответьте на вопрос письменно.

Вопрос: Какие факторы определяют распространение тритона обыкновенного в Пензенской области?

2.3.Самостоятельная работа с текстами: “Озерная лягушка” , “Съедобная лягушка”

Задание. Прочитайте текст и заполните таблицу “Сравнительная характеристика земноводных”.

Таблица “Сравнительная характеристика земноводных”

План

Озерная лягушка

Съедобная лягушка

Среда обитания

Водоемы открытых ландшафтов

Промежуточные условия, избегают водоемов и не заходят в глубь леса

Особенности питания

Насекомые

Насекомые










Приспособления к зимним условия

Зимует в воде, зарывшись в ил

Зимует на суше (с прудовой) или в воде (с озерной) лягушкой

2.4 Самостоятельная работа.

Выполните тест: “Особенности организации прудовой лягушки”.

Задание. Из перечня признаков запишите те, номера, которые характеризуют особенности прудовой лягушки и включите их в свой рассказ.

Тест. “Особенности организации прудовой лягушки”

1. Земноводные – первые позвоночные животные:

а) вышедшие на сушу и полностью независимые от воды;

б) вышедшие на сушу, но не порвавшие связи с водой.

2. Жизнь земноводных связана с водоемами:

а) солеными; б) пресными; в) солеными и пресными.

3. Какой признак указывает на приспособленность к жизни на суше:

а) широкое туловище; б) наличие конечностей наземного типа; в) клиновидная голова.

4. Какой признак указывает на приспособленность лягушки к обитанию в воде:

а) короткое тело; б) клиновидная голова; в) перепонки на задних конечностях.

5. Кожа у лягушки:

а) голая, слизистая, лишенная ороговевших клеток; б) имеет ороговевший слой клеток;

в) голая, слизистая, имеет ороговевший слой клеток.

6. Лягушка при помощи кожи:

а) может “пить” воду; б) не может “пить” воду; в) различает цвета и темноту.

7. Какую функцию выполняет слизь, которая выделяется кожными железами:

а) защищает организм от бактерий; б) помогает добывать пищу.

8. На суше лягушка дышит:

а) легкими и кожей; б) жабрами и кожей; в) только кожей; г) только легкими.

9. Долго находясь под водой лягушка не погибает, потому что в воде:

а) органом дыхания является кожа; б) лягушка расходует запас воздуха легких.

10. Лягушка питается:

а) нитчатыми водорослями; б) водными растениями; в) беспозвоночными.

Ответ: Наиболее логичный рассказ можно составить, используя такую последовательность: 1-б, 2-б, 3-б, 4-в, 5-а, 6-а, 7-а, 8-г, 9-а, 10-в.

II. Актуализация знаний

3.1. Перед вами движущаяся механическая игрушка “Земноводное”, наблюдая за движением игрушки, отметьте, какие особенности строения позволяют жить земноводным на суше, какие особенности строения позволяют жить в воде.

3.2. Биологические особенности семейства жабы. (Сообщение ученика по опорному конспекту.)

c:\documents and settings\admin.a4fb4100ceb145d\рабочий стол\img3.jpg

Беседа:

Как по внешним признакам отличить жабу от лягушки?

Почему человек старается привлечь на свои дачные участки жаб?

3.3. Распространение земноводных в Пензенской области. Самостоятельная работа с географической картой в Атласе Пензенской области.

Задание: изучите и выпишите в тетрадь названия 2–3 представителей хвостатых и бесхвостых земноводных, обитающих в Пензенской области.

3.4. Перед вами модель водоема: “Биологические связи земноводных”. На основе этой модели составьте цепь питания обитателей этого водоема (не более чем из 3–5 звеньев).

3.5. Редкие и исчезающие виды земноводных Пензенской области. Интервью-рассказ кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии и экологии ПГПУ им. В.Г.Белинского Ермакова О.А. Беседа на основе рассказа – интервью.

Назовите редкие виды земноводных Пензенской области?

Почему необходимо охранять земноводных Пензенской области?

IV. Домашнее задание

Из изученного материала вам следует знать 2–3х представителей бесхвостых и хвостатых земноводных. На выбор подготовьте сообщение “Пальма первенства земноводных”, используя дополнительную литературу.

Список литературы.

  1. В.В. Латюшин, В.А.Шапкин. Биология.Животные:учеб. для 7кл.общеобразоват.учеб заведениня -6-е издание.,стереотип.-М.Дрофа,2008г

  2. Латюшин В.В. Биология .Животные.7класс.Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.латюшина и В.А.Шапкина..Пособие для учителя 2-е изд.,стереотип-М.Дрофа,2003

  3. Сайт. Реферат: Биология и экология обыкновенного и гребенчатого тритонов

http://www.bestreferat.ru/referat-34117.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconРазработка урока в 7 классе на тему: «Многообразие земноводных, их значение и охрана»
Познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconТема урока: «Многообразие земноводных»
Из опыта учитель химии и биологии моу сош №13г. Егорьевска Московской области Беляевой Е. А
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconПензенской области прика з
В целях приведения приказов в соответствие с действующим законодательством и руководствуясь постановлением Правительства Пензенской...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пензенской области, руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconМировых судей в пензенской области прика з
Пензенской области» (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 21. 10. 2005 №932-пП «Об образовании...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пензенской области на лучший сценарий мероприятия по избирательному праву (далее – Конкурс) проводится Избирательной комиссией Пензенской...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconПензенской области постановление
О внесении изменений в Положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Мокшанского района Пензенской...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconБелинского района пензенской области
Фз «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 10. 10. 2007 №1390-зпо...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconМетодическая разработка урока математики
Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconСосновоборского района пензенской области
Российской Федерации», от 02. 03. 2007 №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Пензенской области от 10....
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconПриказ №43/1 г. Пенза
Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconФакультет политических наук и социологии
Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconРешение об объявлении конкурса на замещение вакантной должности или...
Пензенской области (далее – конкурсы) в Министерстве сельского хозяйства области (далее – Министерство) формируется конкурсная комиссия,...
Методическая разработка урока. \"Многообразие земноводных Пензенской области\" iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск