Скачать 73.97 Kb.
|
Догадина Татьяна Владимировна, учитель биологии МОУСОШ№15 г.Пенза Методическая разработка урока. "Многообразие земноводных Пензенской области" Задачи: образовательные – обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше; об экологических факторах, определяющих их распространение в Пензенской области. развивающие – развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др. воспитательные – формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека. Оборудование: Самодельные таблицы: а) требования к знаниям и умениям; б) позвоночные животные Пензенской области; в) опорный конспект “Отряд бесхвостые. Семейство жабы”. Механическая игрушка “земноводное”. Звукозапись: а) голоса земноводных; б) рассказ: интервью кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии и экологии Пензенского Государственного Педагогического Университета им. В.Г.Белинского Ермакова О.А. Динамическая модель водоема “Биотические связи земноводных”. Ход урока I. Актуализация знаний Учитель: известно, что земноводные заселили огромные пространства суши, кроме Крайнего Севера, Заполярья, высокогорья. Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда: хвостатые, бесхвостые, безногие. Представители хвостатых и бесхвостых земноводных встречаются и на территории Пензенской области. Всего насчитывают 11 видов. С ними мы и будем знакомиться. Вы должны знать 2–3 представителей земноводных из каждого отряда, отличать их друг от друга. Уметь объяснять особенности их образа жизни и роль в природе. Более подробно требования к знаниям и умениям обозначены на таблице: “Требования к знаниям и умениям учащихся”. Содержание таблицы “Требования к знаниям и умениям учащихся”: Называть: экологические факторы, определяющие распространение земноводных Пензенской области, редкие виды земноводных. Характеризовать: многообразие земноводных, их образ жизни в соответствии со средой обитания, причины исчезновения земноводных. Обосновывать: место и роль в природе и жизни человека. Сравнивать: признаки приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше. Распознавать: признаки отличия жаб и лягушек. II. Изучение нового материала 1.1 Позвоночные животные Пензенской области (рассказ учителя). В Пензенской области насчитывают 11 видов земноводных, в том числе 9 видов принадлежат к отряду бесхвостые, 2 вида к отряду хвостатые. Эти сведения представлены и в таблице.
В дальнейшем вы можете ее использовать при подготовке устного ответа. 2.2. Хвостатые земноводные Пензенского края. Их 2 вида: тритон обыкновенный, тритон гребенчатый. Рассмотрим биологические особенности тритона обыкновенного. (Сообщение ученика) по плану. Текст сообщения. “Биологические особенности тритона обыкновенного”. Обыкновенный тритон повсеместно распространенный вид животного Пензенской области. Тритон обыкновенный встречается в небольших прудках, в кюветах по обочинам дорог. По форме тела тритон напоминает ящерицу. Небольшое животное, длина туловища 5–6 см. Тритон обыкновенный более приспособлен к жизни в воде, чем лягушка и жаба. Кожа у тритона голая, гладкая, мелкозернистая и не может защитить тело от высыхания. Окраска верха светлая, брюхо желтоватое с темными пятнами. На голове продольные полосы. Весной в период наибольшей активности у тритона от затылка до хвоста появляется плавниковый гребень – этот орган усиливает процесс кожного дыхания. Основным видом пищи тритона обыкновенного в водоеме являются различные водные беспозвоночные: ракообразные, моллюски, личинки комаров. К моменту выхода на сушу тритон теряет гребень, становясь сухопутным животным с преобладанием легочного дыхания. Суточная ритмика активности тритона определяется погодными условиями: в первую очередь температурой и влажностью. Днем тритон скрывается в лесной подстилке, под корягами, корой упавших деревьев. Активен ночью, питается мелкими наземными беспозвоночными. Тритон периодически линяет, сбрасывая свою кожицу, которую тут же съедает. Частая линька указывает на интенсивность роста и обмена веществ у животного. Весной, в период размножения, у самцов вырастает сумчатый гребень. У самок гребня нет. У тритона проявляется забота о потомстве на стадии икрометания, поэтому число откладываемых яиц невелика: 69–170 икринок. На 14–20 день после откладки яиц из них выходят личинки, напоминающие головастиков лягушки. В нашей области при понижении t до 8–12° и при ночных t в 3–5° С земноводные перемещаются к местам зимовок, в сентябре и начале октября скрываются в зимние убежища. Зимует тритон на суше в ямах, гнилых пнях. Кроме тритона обыкновенного в Пензенской области встречается гребенчатый тритон. Этим земноводным требуются специальные меры охраны. План сообщения “Биологические особенности тритона обыкновенного”. Среда обитания тритона обыкновенного. Биологические особенности тритона обыкновенного: 1) Внешнее строение: а) форма тела; б) размер; в) покровы тела; г) конечности. 2) Образ жизни: а) питание; б) размножение; в) забота о потомстве; г) ритмы жизни. 3) Охрана тритонов. На основе прослушанной информации о тритоне обыкновенном все остальные учащиеся выполняют задания по вариантам. 1-й вариант. Составить план, характеризующий биологию тритона обыкновенного 2-й вариант. Слушая рассказ, ответьте на вопрос письменно. Вопрос: Какие факторы определяют распространение тритона обыкновенного в Пензенской области? 2.3.Самостоятельная работа с текстами: “Озерная лягушка” , “Съедобная лягушка” Задание. Прочитайте текст и заполните таблицу “Сравнительная характеристика земноводных”. Таблица “Сравнительная характеристика земноводных”
2.4 Самостоятельная работа. Выполните тест: “Особенности организации прудовой лягушки”. Задание. Из перечня признаков запишите те, номера, которые характеризуют особенности прудовой лягушки и включите их в свой рассказ. Тест. “Особенности организации прудовой лягушки” 1. Земноводные – первые позвоночные животные: а) вышедшие на сушу и полностью независимые от воды; б) вышедшие на сушу, но не порвавшие связи с водой. 2. Жизнь земноводных связана с водоемами: а) солеными; б) пресными; в) солеными и пресными. 3. Какой признак указывает на приспособленность к жизни на суше: а) широкое туловище; б) наличие конечностей наземного типа; в) клиновидная голова. 4. Какой признак указывает на приспособленность лягушки к обитанию в воде: а) короткое тело; б) клиновидная голова; в) перепонки на задних конечностях. 5. Кожа у лягушки: а) голая, слизистая, лишенная ороговевших клеток; б) имеет ороговевший слой клеток; в) голая, слизистая, имеет ороговевший слой клеток. 6. Лягушка при помощи кожи: а) может “пить” воду; б) не может “пить” воду; в) различает цвета и темноту. 7. Какую функцию выполняет слизь, которая выделяется кожными железами: а) защищает организм от бактерий; б) помогает добывать пищу. 8. На суше лягушка дышит: а) легкими и кожей; б) жабрами и кожей; в) только кожей; г) только легкими. 9. Долго находясь под водой лягушка не погибает, потому что в воде: а) органом дыхания является кожа; б) лягушка расходует запас воздуха легких. 10. Лягушка питается: а) нитчатыми водорослями; б) водными растениями; в) беспозвоночными. Ответ: Наиболее логичный рассказ можно составить, используя такую последовательность: 1-б, 2-б, 3-б, 4-в, 5-а, 6-а, 7-а, 8-г, 9-а, 10-в. II. Актуализация знаний 3.1. Перед вами движущаяся механическая игрушка “Земноводное”, наблюдая за движением игрушки, отметьте, какие особенности строения позволяют жить земноводным на суше, какие особенности строения позволяют жить в воде. 3.2. Биологические особенности семейства жабы. (Сообщение ученика по опорному конспекту.) Беседа: Как по внешним признакам отличить жабу от лягушки? Почему человек старается привлечь на свои дачные участки жаб? 3.3. Распространение земноводных в Пензенской области. Самостоятельная работа с географической картой в Атласе Пензенской области. Задание: изучите и выпишите в тетрадь названия 2–3 представителей хвостатых и бесхвостых земноводных, обитающих в Пензенской области. 3.4. Перед вами модель водоема: “Биологические связи земноводных”. На основе этой модели составьте цепь питания обитателей этого водоема (не более чем из 3–5 звеньев). 3.5. Редкие и исчезающие виды земноводных Пензенской области. Интервью-рассказ кандидата биологических наук, доцента кафедры зоологии и экологии ПГПУ им. В.Г.Белинского Ермакова О.А. Беседа на основе рассказа – интервью. Назовите редкие виды земноводных Пензенской области? Почему необходимо охранять земноводных Пензенской области? IV. Домашнее задание Из изученного материала вам следует знать 2–3х представителей бесхвостых и хвостатых земноводных. На выбор подготовьте сообщение “Пальма первенства земноводных”, используя дополнительную литературу. Список литературы.
http://www.bestreferat.ru/referat-34117.html |
Разработка урока в 7 классе на тему: «Многообразие земноводных, их значение и охрана» Познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека | Тема урока: «Многообразие земноводных» Из опыта учитель химии и биологии моу сош №13г. Егорьевска Московской области Беляевой Е. А | ||
Пензенской области прика з В целях приведения приказов в соответствие с действующим законодательством и руководствуясь постановлением Правительства Пензенской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пензенской области, руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства... | ||
Мировых судей в пензенской области прика з Пензенской области» (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 21. 10. 2005 №932-пП «Об образовании... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пензенской области на лучший сценарий мероприятия по избирательному праву (далее – Конкурс) проводится Избирательной комиссией Пензенской... | ||
Пензенской области постановление О внесении изменений в Положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений образования Мокшанского района Пензенской... | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Белинского района пензенской области Фз «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с последующими изменениями), Законом Пензенской области от 10. 10. 2007 №1390-зпо... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Сосновоборского района пензенской области Российской Федерации», от 02. 03. 2007 №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Пензенской области от 10.... | ||
Приказ №43/1 г. Пенза Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства... | Факультет политических наук и социологии Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства... | ||
Решение об объявлении конкурса на замещение вакантной должности или... Пензенской области (далее – конкурсы) в Министерстве сельского хозяйства области (далее – Министерство) формируется конкурсная комиссия,... | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... |