Скачать 73.6 Kb.
|
Урок-видеоканал по теме «Многообразие земноводных» Цель урока: показать многообразие земноводных. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: книги о земноводных; рисунки с изображением земноводных, выполненные учащимися; аудиокассета «Голоса земноводных»; таблица «Класс Земноводные»; презентация «Многообразие земноводных». Девиз урока: « И зверье как братьев наших меньших никогда не бил по голове» (С.Есенин). Подготовка к уроку:
Ход урока. Ведущий: Наступило время нашего видеоканала. Сегодня в программе:
Я приглашаю вас принять участие в нашей программе. Отвечая на вопросы видеоканала, выполняя задания вы будете получать жетоны. В конце нашей программы мы выявим самых активных её участников. Итак, наша первая рубрика «Аукцион терминов». На доске расположены трафареты земноводных, на обратной стороне которых написаны термины, которым нужно дать определение. Кто желает принять участие? ( Термины: головастик, клоака, регенерация, червяга, аксолотль, ихтиостегид, резонатор, холоднокровное животное, инстинкт, поведение). Ведущий: У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. А помогут нам поближе познакомиться с земноводными ваши одноклассники, которые только что вернулись их увлекательнейшей заочной экспедиции, объехав почти все страны мира. Итак, репортаж наших специальных корреспондентов с выставки «Лягушкины рекорды». ( Сообщения учащихся: лягушка-голиаф, краснобрюхая жерлянка, озерная лягушка, чесночницы, серая жаба, жаба-ага, рогатка, исполинская саламандра). Сообщения учащихся сопровождаются демонстрацией презентации «Многообразие земноводных». Ведущий: Большое спасибо за интересные рассказы. В нашу программу поступили вопросы и сейчас на ваши вопросы ответят известные учёные-биологи. Итак, прямое включение из Академии наук. Примеры вопросов: 1.Почему лягушек называют амфибиями? Что означает это слово? («Амфибия» в переводе с греческого означает «двоякодышащие». Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью легких и кожи.) 2. Правда ли, что существуют лягушачьи «оркестры»? ( Амфибии первыми из наземных животных приобрели голосовой аппарат. Их вокальные таланты получили широкую известность. Например, квакши образуют дуэты, трио, квартеты и даже квинтеты. Есть среди них и запевалы. По разнообразию голосов лягушки могут соперничать с птицами.) 3. Правда ли, что весной можно увидеть синих лягушек? ( Правда. Весной, в период размножения, самцы остромордой лягушки, находясь в воде, приобретают лазурно-голубую окраску. Но стоит их вытянуть из воды, и они снова станут бурыми.) 4. Глаза лягушек часто называют удивительными, необычными. Почему? (Глаза лягушек действительно необычные. Во-первых, их масса в два раза превышает массу головного мозга. Во-вторых, глаза участвуют в проглатывании пищи. Когда пища попадает лягушке в рот, специальные мышцы втягивают глазные яблоки в ротовую полость и они проталкивают пищу в глотку. В-третьих, принцип работы лягушачьего мозга используется при создании радиолокационных устройств.) 5. Правильно ли, что если возьмешь жабу в руки, появятся бородавки? ( Нет, неправильно. Кожа жаб выделяет слизь, которая для кожи людей совершенно не опасна. Только попав в глаза, она может вызвать жжение.) 6. Говорят, что жабы полезны. В чем их польза? ( Жабы выходят на охоту ночью, когда птицы спят и поедают огромное количество вредителей огородов, садов и полей – насекомых, слизней, червей и т.д. Может быть, многим жабы несимпатичны, даже гадки, но они великие наши помощники. В США польза от каждой жабы составляет 20-30 долларов.) 7. Как пьёт лягушка? (Лягушка не пьёт воду ртом, а впитывает её через кожу. Попав в водоём или во влажное место , набирает воду с запасом и хранит под кожей.) 8. Могут ли лягушки летать? ( Распространенная на островах Ява и Суматра древесная летающая лягушка может совершать планирующие прыжки с дерева на дерево.) 9. С давних времен лягушек использовали как барометры. Каким образом они могут предсказывать погоду? ( Лягушку сажают в банку с небольшим количеством воды и помещают туда маленькую лестницу. Если лягушка поднимается по лестнице из воды, будет плохая погода; барахтается на поверхности воды – тепло, солнечно, сухо. Кожа лягушки легко испаряет влагу, и если воздух становится сухим и тёплым, лягушка остаётся в воде.) Ведущий: Спасибо ученым-биологам. Их ответы были очень интересны и познавательны. Любой видеоканал не обходится без вопросов и заданий. Вас ждет следующая рубрика «А ну-ка, отгадай!» 1. Чайнворд
2. Дано несколько слов. Из букв, образующих эти слова, нужно составить названия земноводных или их личинок.
( головастик, квакша, аксолотль, тритон). 3. А теперь внимание! В редакцию нашей передачи прислали 2 рисунка. Определите кто на них изображен. ( суринамская пипа, квакша). Ведущий: А теперь следующая рубрика «Викторина». Я задаю вопросы. Учитывается быстрота и правильность ответов. 1. Если рядом с голодной лягушкой положить мертвых насекомых , она их не тронет. Почему? ( Лягушки хватают только подвижную добычу). 2. От кого произошли земноводные? (От кистеперых рыб). 3. Какой отдел головного мозга у лягушек наиболее развит? (Передний). 4. Почему мозжечок у рыб развит хуже, чем у рыб? ( Слабое развитие мозжечка связано с однообразием двигательных реакций земноводных). 5. Задохнется ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри? ( Нет, она будет дышать с помощью кожи). 6. Известно, то лягушку можно приучить брать корм с деревянной палочки. В дальнейшем она будет хвататься за палочку, даже если на ней не будет корма. Как можно объяснить такое поведение лягушки? ( Возникает условный рефлекс). 7. Какие ноги у лягушки длиннее и почему? ( Задние – с их помощью лягушка и прыгает и плавает). 8. Какую лягушку можно считать взрослой? ( Приступившую к размножению, в возрасте 3-4 лет). 9. Каким стилем плавает лягушка? ( Брассом). 10. В Париже перед зданием Пастеровского университета установили памятник лягушке. Второй памятник был воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. За что лягушка удостоена такой чести? ( Памятники – дань уважения и признания заслуг лягушки перед наукой. Огромное количество этих животных погибло под лабораторным скальпелем, помогая человеку понять причины многих болезней). 11. Как лягушка добывает добычу? ( Её язык прикреплен во рту передним концом и способен далеко выбрасываться). 12.Где лягушки могут приносить вред? ( В рыболовных прудах озёрные лягушки могут поедать мальков. Во всех остальных случаях лягушки полезны). 13. Какие знания о работе организма лягушки используются в технике? ( Конструкторы создали модель «жабьего глаза». Этот аппарат, регистрирующий движущиеся объекты, позволяет непрерывно анализировать обстановку на аэродроме. Кроме того, он может быть использован для опознания ракет и быстрого определения скорости полета). Ведущий: Следующая рубрика « Фабрика звёзд». Земноводные – удивительные певуньи. Они могут издавать звуки при помощи резонаторов – особых пузырей в уголках рта. Представьте, что вы в лесу, теплый майский вечер, почувствуйте запах трав и цветущих кустарников. Прислушайтесь. (Учитель комментирует аудиопленку с записью голосов земноводных). Ведущий: Наш видеоканал подошел к концу. Надеюсь, вы много узнали интересного о земноводных. Дома придумайте и нарисуйте плакаты в защиту земноводных. ( Подводим общий итог и выставляем оценки). |
Разработка урока в 7 классе на тему: «Многообразие земноводных, их значение и охрана» Познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека | Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" Задачи урока Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
Урок по теме «Многообразие и значение земноводных» Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения... | Методическая разработка урока. "Многообразие земноводных Пензенской области" Пензенского Государственного Педагогического Университета им. В. Г. Белинского Ермакова О. А | ||
Тема урока: «Многообразие земноводных» Из опыта учитель химии и биологии моу сош №13г. Егорьевска Московской области Беляевой Е. А | Урок-обобщения по теме «Земноводные первые «слюнтяи» «Земноводные»; расширить кругозор о многообразии земноводных и об их значении в природе и в жизни человека | ||
Урок обобщение по теме «Земноводные» Задачи : Образовательная обобщить знания учащихся о особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных, их приспособленности... | Внутреннее строение земноводных Цели: Формировать знания о внутреннем строении земноводных на примере лягушки | ||
Тема: Общая характеристика класса земноводных. Внешнее и внутреннее... Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых... | Урок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов... Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г | ||
Тема «Земноводные». Цели Закрепить изученный материал. Воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к земноводным. Оборудование: медиапроектор,... | Урок проект Предмет: «Окружающий мир» Тема: «Земноводные. Лягушки» Цель: углубление знаний по теме «Земноводные. Лягушки», систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих... | ||
Тема урока «Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение... Аспирантура спбгиэу, специальность 12. 00. 03 «гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное... | ||
Царство животные тип хордовые класс земноводные происхождение, особенности... Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения земноводных в связи со средой их обитания | Урок по теме «Многообразие насекомых. Отряд Перепончатокрылые.» Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные... |